Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

МАЛЫМ НЕ ПОКАЖЕТСЯ

МАЛЫМ НЕ ПОКАЖЕТСЯ

Традиционный сбор труппы в Малом театре был ознаменован не вполне традиционной декларацией о репертуарных намерениях старейшей московской сцены. Под натиском бульвара, похоже, пала последняя цитадель театральной России.

Московские театры один за другим открыли сезоны и объявили о своих планах. Сравнивая эти планы, вдруг обнаруживаешь удивительное сходство их репертуарных стратегий. Вот ведь еще относительно недавно казалось, что у каждого театра свое лицо. И театралы со стажем по сей день исходят из прочно устоявшегося представления о том, что театр - во всяком случае, известный, с громким именем и славной историей - есть нечто эстетически целостное. Новейшая история безжалостно опровергает это представление. Театр нынче - всего-навсего площадка (иногда несколько площадок) с кулисами, колосниками и задником. А на площадке всякое может случиться.

К тому, что внятной художественной позиции давно уже лишился Художественный театр, визитная карточка русского театра вообще, все давно привыкли. Здесь многообразие возведено в принцип. Здесь можно встретить все - и тонкие психологические кружева, и радикальный режиссерский эксперимент, и «бродвей» российского розлива. Театр Вахтангова широковещательных деклараций старался избегать, но де-факто он давно уже пытался заигрывать с режиссерами самых разных направлений и уровней (сейчас наконец он успокоился в объятиях Римаса Туминаса: посмотрим - надолго ли). На Театр Сатиры или Театр на Малой Бронной все давно уже вообще махнули рукой. Какое уж тут художественное единство - тут речь за редким исключением хочется вести об элементарных санитарных нормах. Но был в Москве один театр, к которому понятие «эстетическая целостность» всегда применялось практически без оговорок. Это Малый театр. Если МХТ возвестил свободу от каких бы то ни было традиций, то Малый, напротив, присягал на верность традициям. Он чувствовал себя оплотом славного театрального прошлого в бушующем море малоприглядного настоящего. И самое удивительное: верность традициям, нередко пугающая, губительная и чреватая рутиной, в случае с Малым была скорее спасительной. Он был нарочито старомоден. Он стоял в стороне и от режиссерского авангарда, и от вездесущего бульвара. Но в его отшельничестве была своя привлекательная опрятность и успокоительная предсказуемость.

Теперь Малый театр объявил свои репертуарные планы. И выяснилось, что помимо вполне предсказуемых постановок, которые должны выпустить в грядущем сезоне Юрий Соломин («Власть тьмы» Льва Толстого) и Адольф Шапиро («Дети солнца» Максима Горького), здесь же, на сцене оплота нашей, так сказать, духовности, собирается поставить комедию «Любовный круг» Сомерсета Моэма Андрей Житинкин. Некоронованный король театрального бульвара, идеально подходящий (прямо-таки незаменимый) в антрепризе, но совершенно неуместный на сцене Малого. И заняты в этой постановке будут Элина Быстрицкая, Борис Клюев и один из лучших артистов русской сцены Василий Бочкарев. Если бы руководство Малого не стенало громче других по поводу всеобщего опопсовения и падения нравов, на этот факт можно было бы не обратить никакого внимания. Но тут невольно обращаешь. Приехали! С тем, что Малый театр превращается из театра в площадку, то есть в художественное пространство, открытое всем ветрам, еще можно было бы смириться. Но то, что это пространство сразу же оказалось оккупировано тем самым бульваром, о засилье которого так много говорили хранители традиций, вообще-то показательно. От смелых режиссерских экспериментов наши театральные консерваторы готовы себя оберегать, но от попсы даже они никуда не денутся. От нее, родимой, не скроешься. Она везде настигнет.

Автор: МАРИНА ДАВЫДОВА
Источник: Известия
Дата: 06.09.2007


Дата публикации: 06.09.2007
МАЛЫМ НЕ ПОКАЖЕТСЯ

Традиционный сбор труппы в Малом театре был ознаменован не вполне традиционной декларацией о репертуарных намерениях старейшей московской сцены. Под натиском бульвара, похоже, пала последняя цитадель театральной России.

Московские театры один за другим открыли сезоны и объявили о своих планах. Сравнивая эти планы, вдруг обнаруживаешь удивительное сходство их репертуарных стратегий. Вот ведь еще относительно недавно казалось, что у каждого театра свое лицо. И театралы со стажем по сей день исходят из прочно устоявшегося представления о том, что театр - во всяком случае, известный, с громким именем и славной историей - есть нечто эстетически целостное. Новейшая история безжалостно опровергает это представление. Театр нынче - всего-навсего площадка (иногда несколько площадок) с кулисами, колосниками и задником. А на площадке всякое может случиться.

К тому, что внятной художественной позиции давно уже лишился Художественный театр, визитная карточка русского театра вообще, все давно привыкли. Здесь многообразие возведено в принцип. Здесь можно встретить все - и тонкие психологические кружева, и радикальный режиссерский эксперимент, и «бродвей» российского розлива. Театр Вахтангова широковещательных деклараций старался избегать, но де-факто он давно уже пытался заигрывать с режиссерами самых разных направлений и уровней (сейчас наконец он успокоился в объятиях Римаса Туминаса: посмотрим - надолго ли). На Театр Сатиры или Театр на Малой Бронной все давно уже вообще махнули рукой. Какое уж тут художественное единство - тут речь за редким исключением хочется вести об элементарных санитарных нормах. Но был в Москве один театр, к которому понятие «эстетическая целостность» всегда применялось практически без оговорок. Это Малый театр. Если МХТ возвестил свободу от каких бы то ни было традиций, то Малый, напротив, присягал на верность традициям. Он чувствовал себя оплотом славного театрального прошлого в бушующем море малоприглядного настоящего. И самое удивительное: верность традициям, нередко пугающая, губительная и чреватая рутиной, в случае с Малым была скорее спасительной. Он был нарочито старомоден. Он стоял в стороне и от режиссерского авангарда, и от вездесущего бульвара. Но в его отшельничестве была своя привлекательная опрятность и успокоительная предсказуемость.

Теперь Малый театр объявил свои репертуарные планы. И выяснилось, что помимо вполне предсказуемых постановок, которые должны выпустить в грядущем сезоне Юрий Соломин («Власть тьмы» Льва Толстого) и Адольф Шапиро («Дети солнца» Максима Горького), здесь же, на сцене оплота нашей, так сказать, духовности, собирается поставить комедию «Любовный круг» Сомерсета Моэма Андрей Житинкин. Некоронованный король театрального бульвара, идеально подходящий (прямо-таки незаменимый) в антрепризе, но совершенно неуместный на сцене Малого. И заняты в этой постановке будут Элина Быстрицкая, Борис Клюев и один из лучших артистов русской сцены Василий Бочкарев. Если бы руководство Малого не стенало громче других по поводу всеобщего опопсовения и падения нравов, на этот факт можно было бы не обратить никакого внимания. Но тут невольно обращаешь. Приехали! С тем, что Малый театр превращается из театра в площадку, то есть в художественное пространство, открытое всем ветрам, еще можно было бы смириться. Но то, что это пространство сразу же оказалось оккупировано тем самым бульваром, о засилье которого так много говорили хранители традиций, вообще-то показательно. От смелых режиссерских экспериментов наши театральные консерваторы готовы себя оберегать, но от попсы даже они никуда не денутся. От нее, родимой, не скроешься. Она везде настигнет.

Автор: МАРИНА ДАВЫДОВА
Источник: Известия
Дата: 06.09.2007


Дата публикации: 06.09.2007