Новости

«Листая старые подшивки» ТАТЬЯНА ЕРЕМЕЕВА: МАЛЫЙ ТЕАТР – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ

«Листая старые подшивки»

ТАТЬЯНА ЕРЕМЕЕВА: МАЛЫЙ ТЕАТР – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ

Поистине бесконечен список спектаклей, которые шли на сцене Малого театра на протяжении 175 лет. С такими, как «Двенадцатая ночь», «Сотворение мира», «Пигмалион», «Молодость», «Любовь Яровая», «Ярмарка тщеславия», «Госпожа Бовари», «Стакан воды», «Ревизор», «Вишневый сад», «Золотые костры», «Лес», «Возвращение на круги своя», связано имя Татьяны ЕРЕМЕЕВОЙ. Народной артистке, создавшей множество различных и ярких образов, есть что рассказать о своем беззаветном служении искусству Мельпомены на протяжении 55 лет.

- Попасть в труппу Малого было заветной мечтой каждого драматического артиста. А когда, Татьяна Александровна, вы оказались в труппе Малого?

- Это произошло в годы войны. На собрании труппы перед открытием сезона 1944/1945 гг. директор представил меня прославленному коллективу. В том числе и актерам старшего поколения, которых почтительно называли «стариками». Мне было у кого учиться, чей опыт ежедневно наблюдать и впитывать. Я полюбила Малый театр, ставший мне тоже родным. Театр ДЕЛА и УМЕНИЯ.

- Чем для вас, Татьяна Александровна, стал Малый театр?

- После 13 лет работы на сценах провинциальных театров, в частности Тамбовского, Малый, этот живой кладезь поразительных по яркости и разнообразию индивидуальностей, стал для меня подлинным университетом. Я получила возможность наблюдать их в деле, впитывать их богатый опыт. Своим мастерством они показывали умение жить на сцене даже в мелочах и подробностях, причем при самых различных обстоятельствах. При этом они искренне радовались успехам новичков, щедро одаривали вниманием каждого, кто, по их мнению, достоин продолжать дело родного театра.
Им была свойственна не только строгая доброта, но и скрупулезная придирчивость во всем, что имело отношение к сцене. Особенно к русской речи. О, как они берегли ее от засорения! Ведь в каждом спектакле главным богатством является слово. Артисты стремятся доносить его до зрителя в максимально поэтическом звучании.
Малый предоставил мне возможность выйти на столичную сцену, дал счастье встречи с его мастерами и высокой культурой. Мне оказали огромное доверие, и платить за него надо было полной отдачей сил. В спектакль «Волки и овцы» мне посчастливилось войти, когда в нем играли такие мастера, как А. Яблочкина, Е. Турчанинова, В. Пашенная, В. Рыжова, И. Ильинский, Е. Шатрова. Это было настоящее созвездие. Я играла там Глафиру. И благодарна судьбе за то, что она дала мне эту возможность.

- Кто из артистов того поколения вам особенно запомнился?

- Ну конечно же, Варвара Николаевна Рыжова, которая в «Волках и овцах» создала удивительный образ Анфусы Тихоновны. Он состоял всего из нескольких коротких реплик «Да уж... куда уж», но в ее устах они обретали богатую гамму мыслей и чувств! На сцене она не играла, а просто жила, занималась своим делом, забыв о зрителе, и именно поэтому он был ею очарован. Она была чудом.

- В «Ярмарке тщеславия» вам довелось играть с Александрой Александровной Яблочкиной...

- Здесь вся ее роль мисс Кроули была тесно связана с моей. Я играла Бекки. Я по-человечески тянулась к этой удивительной женщине, с которой меня связало истинное партнерство. За 75 сценических лет она не утратила своей ненаигранной доброты и искренности. Ее отличали прямота и деликатность.
В ту пору ей было за 90, и выучить текст ей было уже трудно. Но она не хотела никаких скидок. Если случалось, что спотыкалась на какой-то сложной фразе, то говорила: «Нет, пожалуйста, сохраните ее, я ее обязательно выучу». Когда однажды случилось, что она забыла какое-то слово и я хотела ее выручить, они громко сказала: «Подожди, я сама! «. Зритель был признателен ей за эту прямоту и доверие к нему. Для него было счастьем видеть эту актрису из прошлого века. Она была живым чудом. Чистым и светлым человеком. О ней напоминает серебряный кулон, подаренный мне Александрой Александровной в Татьянин день...

- Так случилось, что в один, как говорится, прекрасный день вы стали женой Игоря Ильинского...

- С Игорем Владимировичем я играла в разных спектаклях, и мы долгое время были просто коллегами. В его лице я встретила большого друга, человека бесконечно доброго и по-своему сложного. Он не терпел никакой лжи не только на сцене, но и в жизни. Особенно дорого мне было то, что он, уже знаменитый в ту пору артист, был далек от того, чтобы превращать меня, актрису с двадцатилетним трудовым стажем, просто в жену. Он видел во мне по-прежнему прежде всего коллегу по сценическому искусству, и для меня самым большим счастьем в жизни было идти рука об руку не только с другом, но и с большим художником, с человеком, который понимал меня, а я понимала его. Конечно, это трудное счастье, но тот, кто знает театр изнутри, поймет меня...

По-своему символичным стало то, что в спектакле «Возвращение на круги своя» мы сыграли супружескую пару - Льва Николаевича и Софью Андреевну Толстых. Я постаралась рассказать о своей героине не только как о помощнице гениального писателя, но и открыть в этой немолодой уже женщине присущие ей черты жены, матери, хозяйки дома. Словом, воплотить на сцене реально существовавшую личность, прожившую долгую и сложную жизнь, которая известна до мельчайших подробностей. Я доверилась тогда своему сердцу и своим глазам, которые увидели яснополянскую спальню Софьи Андреевны. Я вышла из нее потрясенная.

- Какие характеры для вас наиболее привлекательны?

Выходить на сцену мне доводилось в самых разных качествах, но в общем-то меня считали актрисой классического репертуара. Мне же очень хотелось сыграть современницу со всеми ее думами и заботами. Такую возможность я получила в «Золотых кострах» И. Штока, где играла Милочку, которая никогда не думает о том, как ходит, как сидит, как выглядит. В ней все непосредственно. Мне удивительно интересно играть женщин с простыми женскими слабостями. Именно они и дают актрисе право на снисходительную улыбку в адрес своей героини...

Уже полвека Татьяна Александровна Еремеева на сцене Малого театра, с ним душой и сердцем. Недавно, после спектакля «Дядя Ваня», в котором она занята, на сцену вышел художественный руководитель театра Юрий Мефодиевич Соломин и от имени коллектива поздравил ветерана сцены с этой знаменательной датой. Весь зал горячо приветствовал актрису, которую по праву считает дочерью Малого театра. Она исполнила и другую свою роль на земле подарила Игорю Владимировичу Ильинскому сына, а теперь у нее уже и два внука.

Беседу вел Илья ОКУНЕВ.
Источник: Подмосковье
Дата: 23.10.1999


Дата публикации: 04.07.2007
«Листая старые подшивки»

ТАТЬЯНА ЕРЕМЕЕВА: МАЛЫЙ ТЕАТР – ЭТО МОЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ

Поистине бесконечен список спектаклей, которые шли на сцене Малого театра на протяжении 175 лет. С такими, как «Двенадцатая ночь», «Сотворение мира», «Пигмалион», «Молодость», «Любовь Яровая», «Ярмарка тщеславия», «Госпожа Бовари», «Стакан воды», «Ревизор», «Вишневый сад», «Золотые костры», «Лес», «Возвращение на круги своя», связано имя Татьяны ЕРЕМЕЕВОЙ. Народной артистке, создавшей множество различных и ярких образов, есть что рассказать о своем беззаветном служении искусству Мельпомены на протяжении 55 лет.

- Попасть в труппу Малого было заветной мечтой каждого драматического артиста. А когда, Татьяна Александровна, вы оказались в труппе Малого?

- Это произошло в годы войны. На собрании труппы перед открытием сезона 1944/1945 гг. директор представил меня прославленному коллективу. В том числе и актерам старшего поколения, которых почтительно называли «стариками». Мне было у кого учиться, чей опыт ежедневно наблюдать и впитывать. Я полюбила Малый театр, ставший мне тоже родным. Театр ДЕЛА и УМЕНИЯ.

- Чем для вас, Татьяна Александровна, стал Малый театр?

- После 13 лет работы на сценах провинциальных театров, в частности Тамбовского, Малый, этот живой кладезь поразительных по яркости и разнообразию индивидуальностей, стал для меня подлинным университетом. Я получила возможность наблюдать их в деле, впитывать их богатый опыт. Своим мастерством они показывали умение жить на сцене даже в мелочах и подробностях, причем при самых различных обстоятельствах. При этом они искренне радовались успехам новичков, щедро одаривали вниманием каждого, кто, по их мнению, достоин продолжать дело родного театра.
Им была свойственна не только строгая доброта, но и скрупулезная придирчивость во всем, что имело отношение к сцене. Особенно к русской речи. О, как они берегли ее от засорения! Ведь в каждом спектакле главным богатством является слово. Артисты стремятся доносить его до зрителя в максимально поэтическом звучании.
Малый предоставил мне возможность выйти на столичную сцену, дал счастье встречи с его мастерами и высокой культурой. Мне оказали огромное доверие, и платить за него надо было полной отдачей сил. В спектакль «Волки и овцы» мне посчастливилось войти, когда в нем играли такие мастера, как А. Яблочкина, Е. Турчанинова, В. Пашенная, В. Рыжова, И. Ильинский, Е. Шатрова. Это было настоящее созвездие. Я играла там Глафиру. И благодарна судьбе за то, что она дала мне эту возможность.

- Кто из артистов того поколения вам особенно запомнился?

- Ну конечно же, Варвара Николаевна Рыжова, которая в «Волках и овцах» создала удивительный образ Анфусы Тихоновны. Он состоял всего из нескольких коротких реплик «Да уж... куда уж», но в ее устах они обретали богатую гамму мыслей и чувств! На сцене она не играла, а просто жила, занималась своим делом, забыв о зрителе, и именно поэтому он был ею очарован. Она была чудом.

- В «Ярмарке тщеславия» вам довелось играть с Александрой Александровной Яблочкиной...

- Здесь вся ее роль мисс Кроули была тесно связана с моей. Я играла Бекки. Я по-человечески тянулась к этой удивительной женщине, с которой меня связало истинное партнерство. За 75 сценических лет она не утратила своей ненаигранной доброты и искренности. Ее отличали прямота и деликатность.
В ту пору ей было за 90, и выучить текст ей было уже трудно. Но она не хотела никаких скидок. Если случалось, что спотыкалась на какой-то сложной фразе, то говорила: «Нет, пожалуйста, сохраните ее, я ее обязательно выучу». Когда однажды случилось, что она забыла какое-то слово и я хотела ее выручить, они громко сказала: «Подожди, я сама! «. Зритель был признателен ей за эту прямоту и доверие к нему. Для него было счастьем видеть эту актрису из прошлого века. Она была живым чудом. Чистым и светлым человеком. О ней напоминает серебряный кулон, подаренный мне Александрой Александровной в Татьянин день...

- Так случилось, что в один, как говорится, прекрасный день вы стали женой Игоря Ильинского...

- С Игорем Владимировичем я играла в разных спектаклях, и мы долгое время были просто коллегами. В его лице я встретила большого друга, человека бесконечно доброго и по-своему сложного. Он не терпел никакой лжи не только на сцене, но и в жизни. Особенно дорого мне было то, что он, уже знаменитый в ту пору артист, был далек от того, чтобы превращать меня, актрису с двадцатилетним трудовым стажем, просто в жену. Он видел во мне по-прежнему прежде всего коллегу по сценическому искусству, и для меня самым большим счастьем в жизни было идти рука об руку не только с другом, но и с большим художником, с человеком, который понимал меня, а я понимала его. Конечно, это трудное счастье, но тот, кто знает театр изнутри, поймет меня...

По-своему символичным стало то, что в спектакле «Возвращение на круги своя» мы сыграли супружескую пару - Льва Николаевича и Софью Андреевну Толстых. Я постаралась рассказать о своей героине не только как о помощнице гениального писателя, но и открыть в этой немолодой уже женщине присущие ей черты жены, матери, хозяйки дома. Словом, воплотить на сцене реально существовавшую личность, прожившую долгую и сложную жизнь, которая известна до мельчайших подробностей. Я доверилась тогда своему сердцу и своим глазам, которые увидели яснополянскую спальню Софьи Андреевны. Я вышла из нее потрясенная.

- Какие характеры для вас наиболее привлекательны?

Выходить на сцену мне доводилось в самых разных качествах, но в общем-то меня считали актрисой классического репертуара. Мне же очень хотелось сыграть современницу со всеми ее думами и заботами. Такую возможность я получила в «Золотых кострах» И. Штока, где играла Милочку, которая никогда не думает о том, как ходит, как сидит, как выглядит. В ней все непосредственно. Мне удивительно интересно играть женщин с простыми женскими слабостями. Именно они и дают актрисе право на снисходительную улыбку в адрес своей героини...

Уже полвека Татьяна Александровна Еремеева на сцене Малого театра, с ним душой и сердцем. Недавно, после спектакля «Дядя Ваня», в котором она занята, на сцену вышел художественный руководитель театра Юрий Мефодиевич Соломин и от имени коллектива поздравил ветерана сцены с этой знаменательной датой. Весь зал горячо приветствовал актрису, которую по праву считает дочерью Малого театра. Она исполнила и другую свою роль на земле подарила Игорю Владимировичу Ильинскому сына, а теперь у нее уже и два внука.

Беседу вел Илья ОКУНЕВ.
Источник: Подмосковье
Дата: 23.10.1999


Дата публикации: 04.07.2007