ВЕРА НИКОЛАЕВНА ПАШЕННАЯ
На страничке собраны публикации, фото и аудиоматериалы, посвященные одной из самых удивительных и знаменитых артисток Малого театра – Вере Николаевне Пашенной…
ФОТОГАЛЕРЕЯ
В.Н.Пашенная в роли Любови Яровой. Фрагменты спектакля
Вера Пашенная в роли Евгении Бессудновой «На бойком месте» А.Н.Островского (2,9 Мб)
Вера Пашенная в роли Кабанихи. «Гроза» А.Островского. Фрагмент спектакля (1,9 Мб)
Вера Пашенная в роли Вассы Железновой с спектакле по одноименной пьесе Максим Горького
В.Н.Пашенная – Эмилия в трагедии У.Шекспира «Отелло». Запись 1938 года.
ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (7(19). IX. 1887, Москва — 28.Х.1962, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Член Коммунистической партии с 1954. Отец Пашенной Н.П. Рощин-Инсаров, а ее сестра — Е. Н. Рощина-Инсарова. В 1904 поступила в Московское театральное училище и стала ученицей А. П. Ленского.
В 1907 была принята в труппу Малого театра. К ней перешли некоторые роли Ермоловой: Кэтт («Джентльмен» Сумбатова, 1907), Мария Стюарт (1910), Катерина (1911), Лариса (1911). Пашенной — «артистке на сильные драматические роли», как определил ее дарование Ленский, ближе всего были образы русской бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни. Среди этих ролей — Мария Андреевна («Бедная невеста» Островского, 1909); эпилог драмы Пашенная играла как начало повести о возрождении человека. В «Горе от ума» играла Лизу как сметливую русскую девушку из народа, обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером. Уже на первом этапе сценической деятельности Пашенной проявился ее огромный темперамент, прекрасные сценические данные, великолепное владение русской речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за себя в жизни. Однако в ранний период творчества Пашенная подходила ко многим своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) еще стихийно; исполняя психологически сложные роли, Пашенная не раскрывала существа характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних данных, природного темперамента.
Переломной для Пашенной (по ее собств. утверждению) явилась роль Анны Павловны («Шутники» Островского). Вера Николаевна отказалась от сценических эффектов и создала образ немолодой, скромной, преданной семье девушки. После этой работы актриса многие свои роли пересмотрела заново; она стала играть Марию Стюарт как сильную личность, жертвующую собой ради нравственного принципа, Евгению («На бойком месте») она играла как женщину, сформированную собственнической средой, извратившей, но не уничтожившей ее талантливую, темпераментную натуру. В этот период Пашенная обратилась к горьковской драматургии (роль Девицы в пьесе «Старик», 1919). В 1921 Пашенная в б. Театре Корша исполнила роль Ларисы, в 1923-24 играла в спектаклях Замоскворецкого театра. В 1922-23 участвовала в заграничной поездке МXT .играла Ирину («Царь Федор Иоаннович»А. К. Толстого), Василису («На дне»), Ольгу («Три сестры»); на сцене Музыкальной студии МХАТа под рук. В. И. Немировича-Данченко Пашенная в 1924 исполнила роль Лизистраты (о. п. Аристофана). Вернувшись в 1924 в Малый театр, Пашенная стала одной из активных пропагандисток советского репертуара. Она играла главную роль в первой современной советской пьесе на сцене Малого театра «Иван Козырь и Татьяна Русских» Смолина (1925). Этапным для всего советского театра было исполнение Пашенной роли Любови Яровой (1926), отличавшееся суровым, строгим, мужественным реализмом. Партийной страстностью проникнуты лучшие роли Пашенной в современной советской драматургии — Ирина («Огненный мост» Ромашова, 1929), Варя («Разгром» Фадеева, 1932), Поля Семенова («На берегу Невы» Тренева, 1937), Анна Николаевна Таланова («Нашествие», 1943), Наталья Ковшик («Калиновая роща» Корнейчука, 1950).
Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произведениях писателей-классиков, Пашенная пользовалась резко сатирическими красками для обрисовки персонажей, олицетворяющих «темное царство» дореволюционной жизни. Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи («Растеряева улица» по Г. Успенскому), Мурзавецкой («Волки и овцы», 1935 и 1943), Кукушкиной («Доходное место», 1948), Барабошевой («Правда хорошо, а счастье лучше», 1949), Анны Андреевны («Ревизор», 1938). К этим ролям примыкает и властная боярыня Ефросинья Старицкая («Иван Грозный» А. Н. Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы, глубина обличит, правды. Роли в классическом репертуаре: Таня («Плоды просвещения», 1932), Эмилия («Отелло», 1935), Кручинина (1940).
Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценические работы Пашенной в 50-е гг.: Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза», 1962). В роли Вассы Железновой Пашенная раскрывала трагическую судьбу женщины, богато одаренной от природы, но направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление обреченного на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и психологической правде, Пашенная выдвигала на первый план социальную правду, подчеркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори, также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнической морали, Пашенная раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер своей героини. Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента, Пашенная играла эмоционально, с высоким внутренним драматизмом. С 1914 Пашенная вела педагогическую работу. Руководила Студией Малого театра. С 1941 — профессор. С 1945 руководила кафедрой актерского мастерства в театральном училище им. Щепкина. Лауреат Государственной премии СССР (1943). В 1961 удостоена Ленинской премии. В 1962 Пашенная поставила «Грозу» (совместно с М.Н. Гладковым).
Уже на первом этапе сценической деятельности В.Пашенной проявился ее огромный темперамент, высокий внутренний драматизм, великолепное владение русской речью. «Играть с ней было подлинное наслаждение...» – это высказывание М.Царева о В.Пашенной прозвучало в радиопередаче, посвященной ее творчеству (запись из коллекции радиофонда). Записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием В.Пашенной, литературных произведений и радиоспектаклей, хранящихся в коллекции радиофонда, отражают значительный период творческой жизни актрисы. Это монолог Марии Стюарт из пьесы «Мария Стюарт» Ф.Шиллера , записанный в 1937 году, спектакль «Отелло» У.Шекспира с В.Пашенной в роли Эмилии (запись 1938 года). И последняя работа В.Пашенной – роль Кабанихи в «Грозе» А.Островского (совместная постановка с М.Гладковым, запись 1962 года). Сохранились воспоминания М.Жарова, исполнителя роли Дикого, о работе над спектаклем.
За годы работы в Государственном академическом Малом театре Союза ССР В.Пашенная много играла в пьесах А.Островского: «Волки и овцы», в роли Мурзавецкой, «Доходное место», в роли Кукушкиной, «На бойком месте», в роли Евгении Мироновны (сцена), «Без вины виноватые», в роли Кручининой (сцена), «Лес», в роли Гурмыжской (записи из коллекции радиофонда). Особенно В.Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных натур: Васса Борисовна в «Вассе Железновой» М.Горького, Любовь Яровая в «Любови Яровой» К.Тренева, Маланья в «Нравах Растеряевой улицы» Г.Успенского, Анна Андревна в «Ревизоре» Н.Гоголя, Хозяйка Нискавуори в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки (записи из собрания радиофонда). Есть также запись выступления В.Пашенной о спектакле «Любовь Яровая» К.Тренева, о работе над ролью Любови Яровой, о партнерах по спектаклю.
Литературные произведения, прочитанные В.Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, В.Короленко, М.Горького, Б.Полевого, В.Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием В.Пашенной: «Русский лес» Л.Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» А.Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» А.Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны...
Соч.: Моя работа над ролью, М., 1934;
Искусство актрисы, М., 1954;
Ступени творчества, М., 1964.
Лит.: Дурылин С., Вера Николаевна Пашенная, М.-Л., 1946;
Клинчин А., В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой (к 50-летию сценической деятельности), в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956.
СПИСОК РОЛЕЙ В.Н.ПАШЕННОЙ
ПУБЛИКАЦИИ:
В.Н. Пашенная о своем исполнении Марии Стюарт. Из книги «Искусство актрисы»
В.Н.Пашенная о своем исполнении Анны Андреевны в «Ревизоре». Из книги «Искусство актрисы»
Вл. ФИЛИППОВ «ВЕРА НИКОЛАЕВНА ПАШЕННАЯ»
ПАШЕННАЯ ВЕРА НИКОЛАЕВНА Энциклопедия «Кругосвет»
БАЙКИ О В.Н. ПАШЕННОЙ По материалам книги Бориса Львовича «Актерская курилка»
Е.Н. ГОГОЛЕВА «НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ» — СТАЯ СЛАВНЫХ. ВЕРА ПАШЕННАЯ
ЧАЙКА НАШЕЙ ЮНОСТИ. Ю.Соломин о В.Пашенной
Д. ПАВЛОВ «НЕЗАБЫВАЕМОЕ»
Р. НИФОНТОВА «В.Н. ПАШЕННАЯ»
«ОНА БЫЛА ДЛЯ НАС ТВОРЧЕСКОЙ ИКОНОЙ» Ольга Романцова, «Газета» №174 от 19.09.2007
И. ПОЛОНСКАЯ «ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ»
В. ТЕМКИНА «ВСЕГДА НЕУЕМНАЯ»
С. ХАРЧЕНКО «ВЕРА НИКОЛАЕВНА ПАШЕННАЯ»