Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«САМ НИКОЛАЙ ХРИСАНФЫЧ РЫБАКОВ...»

«САМ НИКОЛАЙ ХРИСАНФЫЧ РЫБАКОВ...»
В Тамбове собрались «старейшие» и «губернаторские».

Естественно, такой фестиваль не мог возникнуть без участия Московского Малого театра, на сцене которого выступал легендарный актер России, — в Малом свято чтят традиции и памятью дорожат. Премия имени Николая Рыбакова учреждена Малым театром и администрацией Тамбовской области и адресована актерам провинции.
Естественно и то, что крылатая фраза трагика Несчастливцева про трагика Рыбакова, который «положил мне руку на плечо... «Ты, говорит ...да я, говорит...» — звучала на фестивале столь же часто, как и другая, не менее крылатая, про «Тамбов на карте генеральной»...Сколько помню, гости города Тамбова обычно именно с нее начинают приветствие тамбовчан, полагая, что те слышат от них хрестоматийные строки впервые.
Если представить себе на минуту спектакль, где бы одновременно сошлись лучшие актеры из разных городов российской провинции (и это был бы, без сомнения, замечательный спектакль!), то мы получим картину, вероятно, близкую к тамбовскому фестивалю. Несколько лучших спектаклей последних сезонов и в самом деле собрали известные в России актерские имена, о которых столица, вечно занятая только собой, вспоминает лишь изредка, чтобы на другой день забыть. Этот ансамбль мастерства и таланта в течение фестивальной недели собирал полный зал Тамбовского театра (бывшего здания Тамбовского дворянского собрания, памятника архитектуры, сохранившего торжественные черты былого). Словом, все обращало к нашей памяти. ...Собственно, фестиваль и задуман был для того, чтобы знали, чтобы помнили, уважали провинциального российского актера. И в этом решили идти неожиданно далеко. Ежегодно имена новых лауреатов фестиваля будут высечены золотыми буквами на мраморной плите. Где? На каком из 195 российских фестивалей такое еще увидишь? Мысль благая. Что и говорить, память об актере коротка... А то, что зародилась такая мысль именно в Тамбове, не случайно...
19 мая в день рождения Н.Х.Рыбакова мы стояли на пустыре, неподалеку от новой часовни на месте Успенского кладбища, ликвидированного, как и многие другие в советские времена. На месте, где великий трагик нашел покой, закончив свои триумфальные странствия по Руси.
Отслужили панихиду под горячим весенним солнцем. Батюшка обошел с кадилом большой деревянный крест, водруженный на месте поруганного захоронения. Сейчас здесь стараются как-то что-то восстановить, обустроить и всему придать христианский вид.
А вечером того же дня состоялось вручение премий имени Николая Рыбакова. Премий (по 100 000 рублей) были удостоены актеры известные и немало потрудившиеся на своем веку: Борис Александров из Ульяновского театра, на фестивале сыгравший одну из последних ролей — Грознова в «Правде — хорошо...», и Борис Заволокин из Тульского театра (во «Власти тьмы» он исполнял роль Митрича).
Самое для меня удивительное — многое складывалось на фестивале как бы стихийно, само собой, и вместе с тем приобрело какой-то основательный, фундаментально корневой характер...
Хорошо бы, конечно, увидеть на таком фестивале современную пьесу... А как подумаешь — не случайно ее не оказалось на фестивале, обращенном к искусству актера. Увы, современные авторы все больше вскрывают проблемы, но совсем не пишут хороших ролей. И естественно, что на фестивале имени актера Рыбакова царила классика: «Власть тьмы» Тульского театра, «Правда — хорошо...» Ульяновского, «Невольницы» из Твери, «Тартюф» из Владимира — было где развернуться актерским дарованиям...
И еще «чистая случайность»...Эксперты старались отобрать спектакли лучшие и неожиданно «вышли» на старейшие театры России. Каждому из финалистов более 200 лет... И что же это, граждане, получается? Выходит, что «старейшие» у нас одновременно и лучшие, что ли? Но тогда чего стоят размахивание руками и призывы разрушить до основанья репертуарные и стационарные устои наших театров?.. В кого метим?.. А впрочем, беспокоиться за их судьбу, по-моему, не стоит. Для себя я давно называю наши провинциальные театры почетным наименованием «губернаторские» (по аналогии с бывшими славными «императорскими» театрами). Так теперь сложилось на законных основаниях и по сути. И хотел бы я увидеть главу администрации, который кому-либо позволит пальцем тронуть «свой собственный» театр...
Еще одна случайность или совпадение... Тамбовский театр — хозяин фестиваля — в эти дни отмечал, кстати без всякой помпы, свое 220-летие... Тоже солидный срок. Театр основан не кем-нибудь, а самим Гавриилом Романовичем Державиным, начальником Тамбовского наместничества в 1786 году, о чем в Тамбове никогда не забывали.
На грандиозном межрегиональном актерском банкете по случаю фестиваля актеры незапланированно стали читать Державина. Наизусть. Что было неожиданно и ново. Но таковы нынче нравы в средней полосе России.

Николай ЖЕГИН
Тамбов — Москва
Газета «Культура»

Дата публикации: 19.06.2007
«САМ НИКОЛАЙ ХРИСАНФЫЧ РЫБАКОВ...»
В Тамбове собрались «старейшие» и «губернаторские».

Естественно, такой фестиваль не мог возникнуть без участия Московского Малого театра, на сцене которого выступал легендарный актер России, — в Малом свято чтят традиции и памятью дорожат. Премия имени Николая Рыбакова учреждена Малым театром и администрацией Тамбовской области и адресована актерам провинции.
Естественно и то, что крылатая фраза трагика Несчастливцева про трагика Рыбакова, который «положил мне руку на плечо... «Ты, говорит ...да я, говорит...» — звучала на фестивале столь же часто, как и другая, не менее крылатая, про «Тамбов на карте генеральной»...Сколько помню, гости города Тамбова обычно именно с нее начинают приветствие тамбовчан, полагая, что те слышат от них хрестоматийные строки впервые.
Если представить себе на минуту спектакль, где бы одновременно сошлись лучшие актеры из разных городов российской провинции (и это был бы, без сомнения, замечательный спектакль!), то мы получим картину, вероятно, близкую к тамбовскому фестивалю. Несколько лучших спектаклей последних сезонов и в самом деле собрали известные в России актерские имена, о которых столица, вечно занятая только собой, вспоминает лишь изредка, чтобы на другой день забыть. Этот ансамбль мастерства и таланта в течение фестивальной недели собирал полный зал Тамбовского театра (бывшего здания Тамбовского дворянского собрания, памятника архитектуры, сохранившего торжественные черты былого). Словом, все обращало к нашей памяти. ...Собственно, фестиваль и задуман был для того, чтобы знали, чтобы помнили, уважали провинциального российского актера. И в этом решили идти неожиданно далеко. Ежегодно имена новых лауреатов фестиваля будут высечены золотыми буквами на мраморной плите. Где? На каком из 195 российских фестивалей такое еще увидишь? Мысль благая. Что и говорить, память об актере коротка... А то, что зародилась такая мысль именно в Тамбове, не случайно...
19 мая в день рождения Н.Х.Рыбакова мы стояли на пустыре, неподалеку от новой часовни на месте Успенского кладбища, ликвидированного, как и многие другие в советские времена. На месте, где великий трагик нашел покой, закончив свои триумфальные странствия по Руси.
Отслужили панихиду под горячим весенним солнцем. Батюшка обошел с кадилом большой деревянный крест, водруженный на месте поруганного захоронения. Сейчас здесь стараются как-то что-то восстановить, обустроить и всему придать христианский вид.
А вечером того же дня состоялось вручение премий имени Николая Рыбакова. Премий (по 100 000 рублей) были удостоены актеры известные и немало потрудившиеся на своем веку: Борис Александров из Ульяновского театра, на фестивале сыгравший одну из последних ролей — Грознова в «Правде — хорошо...», и Борис Заволокин из Тульского театра (во «Власти тьмы» он исполнял роль Митрича).
Самое для меня удивительное — многое складывалось на фестивале как бы стихийно, само собой, и вместе с тем приобрело какой-то основательный, фундаментально корневой характер...
Хорошо бы, конечно, увидеть на таком фестивале современную пьесу... А как подумаешь — не случайно ее не оказалось на фестивале, обращенном к искусству актера. Увы, современные авторы все больше вскрывают проблемы, но совсем не пишут хороших ролей. И естественно, что на фестивале имени актера Рыбакова царила классика: «Власть тьмы» Тульского театра, «Правда — хорошо...» Ульяновского, «Невольницы» из Твери, «Тартюф» из Владимира — было где развернуться актерским дарованиям...
И еще «чистая случайность»...Эксперты старались отобрать спектакли лучшие и неожиданно «вышли» на старейшие театры России. Каждому из финалистов более 200 лет... И что же это, граждане, получается? Выходит, что «старейшие» у нас одновременно и лучшие, что ли? Но тогда чего стоят размахивание руками и призывы разрушить до основанья репертуарные и стационарные устои наших театров?.. В кого метим?.. А впрочем, беспокоиться за их судьбу, по-моему, не стоит. Для себя я давно называю наши провинциальные театры почетным наименованием «губернаторские» (по аналогии с бывшими славными «императорскими» театрами). Так теперь сложилось на законных основаниях и по сути. И хотел бы я увидеть главу администрации, который кому-либо позволит пальцем тронуть «свой собственный» театр...
Еще одна случайность или совпадение... Тамбовский театр — хозяин фестиваля — в эти дни отмечал, кстати без всякой помпы, свое 220-летие... Тоже солидный срок. Театр основан не кем-нибудь, а самим Гавриилом Романовичем Державиным, начальником Тамбовского наместничества в 1786 году, о чем в Тамбове никогда не забывали.
На грандиозном межрегиональном актерском банкете по случаю фестиваля актеры незапланированно стали читать Державина. Наизусть. Что было неожиданно и ново. Но таковы нынче нравы в средней полосе России.

Николай ЖЕГИН
Тамбов — Москва
Газета «Культура»

Дата публикации: 19.06.2007