Новости

ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ АКТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ АКТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Анкета была подготовлена Театральной секцией Российской академии художественных наук в 1923 году. Во главе большого коллектива авторов стоял знаменитый театральный критик и исследователь актерского творчества Николай Ефимович Эфрос. В свое время на вопросы анкеты отвечали многие знаменитые актеры, в том числе Мария Ермолова и Михаил Чехов. Сегодня вниманию читателей мы предлагаем ответы народного артиста России Виталия Анатольевича Коняева.

1. Что Вам дает первое ознакомление с пьесой для Вашей актерской работы?

— Всё. Мощный импульс для размышления и фантазии.

2. Видите ли Вы при подготовительной работе образы других лиц и как они влияют на Ваше творчество?

— Только Учителя (Л.А.Волкова) — его «науку», приёмы для распознавания тайны данной пьесы.

3. Характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность оказывают ли влияние на Вашу актерскую работу?

— Конечно. Новый материал, автор — новая мелодия.

4. Подготавливая роль, интересуетесь ли Вы преимущественно ею или всей пьесой?

— И пьесой, и автором и эпохой.

5. Жизненное событие или Ваше собственное жизненное переживание служат ли Вам материалом для актерской работы?

— Конечно.

6. Отыскиваете ли Вы в себе черты роли или ищете их в окружающих Вас лицах, а также в источниках литературных?

— И в себе, и в литературе, и в окружающей жизни.

7. Не случается ли Вам при создании сценического образа исходить из определенного реального лица, знаемого Вами в жизни? И в какой мере выбранный образец Вас связывает?

— Обычно это «коллаж» из нескольких знакомых лиц.

8. Возникает ли в Вашем представлении тип, который Вам предстоит изображать, сразу, путем непосредственного его ощущения, или Вы доходите до него путем его обдумывания и комбинирования различных слагающих его элементов?

— По-разному. В зависимости от сложности роли.

9. Что раньше возникает — психологический, пластический или звучащий образ роли?

— Пожалуй, пластический.

10. При подготовке роли не можете ли Вы установить момента, от которого для Вас оживает роль?

— Обычно, после нескольких спектаклей.

11. Не было ли в Вашей практике случая, что роль оживала от отдельного слова или толчка извне?

— Был такой случай. Полковник Ярцев в дипломном спектакле « Разлом», где роль « пошла» из-за найденной манеры говорить.

12. Устанавливаете ли Вы в период подготовительной работы текст роли?

— Изучаю, как выражает мысль мой герой, особенно в русских пьесах.

13. При повторении спектаклей не меняются ли Вами отдельные места текста роли?

— Текст не меняется, иногда приходит другой смысл.

14. Вслух или про себя учите Вы свои роли?

— Вслух. И хорошо бы, чтобы кто-нибудь «подкидывал» реплики.

15. Приходилось ли Вам пользоваться при разработке роли литературными, художественными и научными источниками?

— Всегда.

16. Представляете ли Вы себе в период подготовки внешние условия, в которых живет изображаемое Вами лицо?

— Обязательно.

17. Идете ли Вы при создании внешнего облика роли непосредственно от своих внешних данных или Вы стараетесь приспособить себя к идеальному, по Вашему мнению, облику роли?

— Пытаюсь себя приспособить к роли.

18. Ищете ли Вы в тексте роли (или пьесы) или в источниках посторонних внешний облик роли (грим, костюм и т. д..)?

— Да. В жизни внимательно смотрю на окружающих.

19. Обдумываете ли Вы свой жест и мимику в период подготовки или они рождаются у Вас непосредственно?

— Чаще рождаются непосредственно, но жесты отбираю! Ищу « главный жест» роли.

20. Слушаете ли Вы свою речь в период подготовки, во время спектакля?

— Нет.

21. Подготовляя роль, выверяете ли Вы себя перед зеркалом?

— Никогда.

22. Готовя роль, видите ли себя играющим роль, и в какой мере подробно?

— Да. По «методу» П.Н.Орленева.

23. Готовя роль, включаете ли Вы в свою работу в качестве подготовительных упражнений и такие моменты, каких в самой пьесе нет?

— Пытаюсь нафантазировать жизнь роли до и после пьесы: в какой семье родился , как может умереть.

24. Мешает ли Вам играть роль, если Вы видели ее в чужом исполнении?

— Да, конечно.

25. Какая часть работы над ролью производится Вами на репетициях, какая вне репетиций (дома) и какая для Вас существеннее?

— Дома существеннее, на репетициях — проверка нафантазированного.

26. В какой мере помогает или мешает Вам режиссер?

— Хороший режиссёр — великое счастье.

27. Улавливаете ли Вы существенные различия в своем исполнении на последних репетициях, когда роль уже разработана, и первом публичном спектакле (или публичной генеральной репетиции)? Не случалось ли Вам при таком первом публичном исполнении вносить существенное изменение в исполнение, в отдельные сцены или в общую окраску роли? Не можете ли Вы указать, что оказало такое изменяющее действие?

— Решающее значение — публика в зале. Иногда волнение мешает сделать наработанное на репетициях.

28. Можете ли Вы по своему желанию вызвать нужное по роли состояние духа?

— Пытаюсь. Не всегда удаётся.

29. Нужно ли Вам для этого предварительно настроиться?

— Обязательно. Что заботило образ, за 15 минут до выхода.

30. Нет ли у Вас каких-либо приемов, позволяющих вызывать сценические эмоции?

— Только укрупнение «заботы», для чего выхожу на сцену.

31. Прибегаете ли Вы перед спектаклем к искусственным возбуждающим средствам; в виде правила для Вас или в виде исключения? Может быть. Вы следили за влиянием таких искусственно возбуждающих средств на игру других.

— Никогда. Это недопустимо.

32. Замечали ли Вы, что в день спектакля с утра Вы преображаетесь в то лицо, которое вечером Вы изображаете?

— Иногда родственники жалуются, на «изменение» характера.

33. Волнение первого спектакля оказывало ли влияние на Вашу игру, и если оказывало, то какое?

— Очень мешает.

34. Существует ли для Вас различие (и, по возможности, какое) в исполнении роли перед наполненным или мало наполненным залом?

— Конечно. При полном зале больше ответственности, при пустом- убеждаешь себя, что играешь для партнёра!

35. Как отражается на Вашем самочувствии во время спектакля: а) костюм, б) прием, в) декорации, г) бутафория?

— Когда всё в порядке и играется легче.

36. В какой мере Вы чувствуете как реальность то, что происходит вокруг Вас на сцене?

— Пытаюсь увлечься происходящим, но самоконтроль присутствует.

37. Обстоятельства Вашей жизни, имеющие в данный момент сходство с тем, что происходит на сцене, оказывают ли влияние на Вашу игру?

— Конечно.

38. Исполнялась ли Вами комическая или веселая роль в то время, когда Вы расстроены каким-либо несчастьем, и как это отражалось на Вашей игре, как отражалось на публике?

— Нет, к счастью! Но помню исполнение актрисой М.И.Седовой роли Беттины в «Перед заходом солнца» в день смерти её матери. Страшное ощущение, всем хотелось рыдать.

39. Приходилось ли Вам использовать в своей игре случайности спектакля?

— Склонность к импровизации — самое прекрасное, иногда приходилось.

40. Способны ли расстроить Вашу игру ошибки партнера в тексте, неожиданные изменения в мизансцене, задержка выхода и т. д.?

— Не расстроить, а изменить! Молниеносно приспособиться к происшедшему.

41. Приходилось ли Вам вследствие случайного ослабления памяти импровизировать текст, и как это отражалось на сценических ваших чувствах?

— Самый страшный сон — «забыл текст на сцене». Приходится «выворачиваться».

42. Чувствуете ли Вы, когда играете, настроение зрительного зала?

— Конечно, ещё по шуму из — за занавеса можно понять какой зритель тебя ждёт сегодня.

43. Как влияют на Вас рукоплескания и вызовы зрительного зала?

— Что говорить, это же признание, оценка твоей работы — конечно, приятно.

44. Во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли Вы невольно тон и осанку лица, Вами изображаемого?

— Нет, расслабляюсь, готовлюсь во время антракта к следующему действию.

45. После ухода со сцены немедленно ли Вы приходите и свое обычное состояние?

— Через некоторое время, когда пульс приходит в норму.

46. Какое влияние оказывают на Вашу игру отзывы публики и критики?

- Выслушиваю всё, читаю выборочно, действую по-своему, иногда учитываю дельные замечания.

47. Помогал ли Вам критический анализ Вашего исполнения, даваемый театральными рецензиями? Извлекали ли Вы полезные для Вашего исполнения указания? Вносили ли Вы изменения в свое исполнение под влиянием таких указаний?

— Мне кажется, я ответил на этот вопрос в пункте 46.

48. Отношение труппы и партнеров к Вам лично оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Конечно, мы зависим от партнёра, наше дело коллективное.

49. Личное Ваше отношение к партнеру оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Пытаюсь относиться, к партнёру, как относится мой персонаж.

50. Считаете ли Вы необходимым сценическое переживание в самом спектакле при каждом его повторении (как это считал Сальвини) или лишь в процессе подготовки (как это считал Коклен)?

— Я целиком на стороне Сальвини, это особенность русских актёров.

51. Есть ли по Вашему мнению, отличие эмоций сценических и жизненных и в чем оно, по-Вашему, заключается?

— Сценические эмоции, реакции отбираются и могут быть сильнее и ярче жизненных.

52. Забываетесь ли Вы целиком в роли или в отдельных местах роли и в каких? Если Вы забываетесь, то какое впечатление производит это на публику?

— Контроль существует всегда. Если актёр забывается, впечатление должно быть странным.

53. Моменты переживания на сцене вызывают ли у Вас подлинные жизненные переживания?

— Мы обязаны следить за подлинностью переживаний на сцене.

54. Можете ли Вы произвольно вызывать слезы, бледность, задержку дыхания?

— Слёзы и смех — да, это техника. Краснеть и бледнеть — удел избранных (Элеонора Дузе).

55. Что, по Вашему мнению, производит большее впечатление на зрителей: непосредственное переживание или произвольно вызванное?

— Сделать непроизвольное — произвольным вот в чём сложность нашей профессии.

56. Не замечали ли Вы, что в случае отсутствия переживания при исполнении правильное внешнее выражение переживания способствует возникновению переживания?

— Не внешнее выражение переживания, а правильное воздействие на партнёра вызывает нужную эмоцию.

57. Бывает ли с Вами во время игры, что часть Ваших мыслительных способностей поглощена ролью и в то же время Вы способны контролировать себя и дать отчет в том впечатлении, которое Вы производите на публику?

— Контроль существует всегда, вспомните «Отелло» в исполнении Сальвини.

58. Совершается ли в Вас творческий процесс при каждом исполнении роли или только лишь при ее создании?

— Творческий процесс — всегда заново.

59. Перечислите роли, которые Вы считаете наиболее удачными.

— Вайнонен в « Оптимистической трагедии», Эрих Кламрот в « Перед заходом солнца», Колька Кореньков в «Инженере»и т.д.

60. Перечислите роли, которые Вы больше всего любите.

— Удачные и люблю.

61. Не можете ли Вы указать, за что Вы любите перечисленные роли?

— За то, что целиком в роли, живу в ней и получаю от этого удовольствие.

62. Всегда ли любимые Вами роли признаются наиболее удачными?

— Всегда.

63. Испытываете ли Вы во время игры па сцене особенное чувство радости и чем, по-Вашему, это особое чувство вызывается?

— Я уже говорил, это чувство вызывается полным слиянием и мыслями и чувствами с персонажем.

64. Получаете ли Вы больше удовлетворения от ролей, типы которых Вам симпатичны и характер коих сходен с Вашим, или, напротив, Вам приятнее изображать лиц, противоположных Вам?

— Чем разнообразнее персонажи, тем радостнее. С удовольствием играл Малюту Скуратова в «Князе Серебрянном».

65. Играя роль несколько раз, одинаково ли Вы ее играете?

— Каждый раз по-разному.

66. Влияет ли на Ваше исполнение перемена театра (здания или коллектива), чувствуете ли Вы различие в своих творческих сценических самочувствиях в зависимости от перемены театра?

— Конечно, нужно примериться к новой сцене, проверить акустику.

67. Замечаете ли Вы тот момент в часто играемой роли, когда утрачивается свежесть исполнения? Не можете ли Вы дать более или менее определенную цифру такого спектакля. И делаете ли Вы что-нибудь, чтобы устранить это?

— Так как играем не очень часто, то и свежесть не утрачивается.

68. Приходилось ли Вам играть роль вновь после большого перерыва и связывало ли Вас первое Ваше воплощение роли в таком повторном ее приготовлении?

- Не связывало, а помогало в качестве основания для усовершенствования роли.

Дата публикации: 11.05.2007
ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ АКТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Анкета была подготовлена Театральной секцией Российской академии художественных наук в 1923 году. Во главе большого коллектива авторов стоял знаменитый театральный критик и исследователь актерского творчества Николай Ефимович Эфрос. В свое время на вопросы анкеты отвечали многие знаменитые актеры, в том числе Мария Ермолова и Михаил Чехов. Сегодня вниманию читателей мы предлагаем ответы народного артиста России Виталия Анатольевича Коняева.

1. Что Вам дает первое ознакомление с пьесой для Вашей актерской работы?

— Всё. Мощный импульс для размышления и фантазии.

2. Видите ли Вы при подготовительной работе образы других лиц и как они влияют на Ваше творчество?

— Только Учителя (Л.А.Волкова) — его «науку», приёмы для распознавания тайны данной пьесы.

3. Характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность оказывают ли влияние на Вашу актерскую работу?

— Конечно. Новый материал, автор — новая мелодия.

4. Подготавливая роль, интересуетесь ли Вы преимущественно ею или всей пьесой?

— И пьесой, и автором и эпохой.

5. Жизненное событие или Ваше собственное жизненное переживание служат ли Вам материалом для актерской работы?

— Конечно.

6. Отыскиваете ли Вы в себе черты роли или ищете их в окружающих Вас лицах, а также в источниках литературных?

— И в себе, и в литературе, и в окружающей жизни.

7. Не случается ли Вам при создании сценического образа исходить из определенного реального лица, знаемого Вами в жизни? И в какой мере выбранный образец Вас связывает?

— Обычно это «коллаж» из нескольких знакомых лиц.

8. Возникает ли в Вашем представлении тип, который Вам предстоит изображать, сразу, путем непосредственного его ощущения, или Вы доходите до него путем его обдумывания и комбинирования различных слагающих его элементов?

— По-разному. В зависимости от сложности роли.

9. Что раньше возникает — психологический, пластический или звучащий образ роли?

— Пожалуй, пластический.

10. При подготовке роли не можете ли Вы установить момента, от которого для Вас оживает роль?

— Обычно, после нескольких спектаклей.

11. Не было ли в Вашей практике случая, что роль оживала от отдельного слова или толчка извне?

— Был такой случай. Полковник Ярцев в дипломном спектакле « Разлом», где роль « пошла» из-за найденной манеры говорить.

12. Устанавливаете ли Вы в период подготовительной работы текст роли?

— Изучаю, как выражает мысль мой герой, особенно в русских пьесах.

13. При повторении спектаклей не меняются ли Вами отдельные места текста роли?

— Текст не меняется, иногда приходит другой смысл.

14. Вслух или про себя учите Вы свои роли?

— Вслух. И хорошо бы, чтобы кто-нибудь «подкидывал» реплики.

15. Приходилось ли Вам пользоваться при разработке роли литературными, художественными и научными источниками?

— Всегда.

16. Представляете ли Вы себе в период подготовки внешние условия, в которых живет изображаемое Вами лицо?

— Обязательно.

17. Идете ли Вы при создании внешнего облика роли непосредственно от своих внешних данных или Вы стараетесь приспособить себя к идеальному, по Вашему мнению, облику роли?

— Пытаюсь себя приспособить к роли.

18. Ищете ли Вы в тексте роли (или пьесы) или в источниках посторонних внешний облик роли (грим, костюм и т. д..)?

— Да. В жизни внимательно смотрю на окружающих.

19. Обдумываете ли Вы свой жест и мимику в период подготовки или они рождаются у Вас непосредственно?

— Чаще рождаются непосредственно, но жесты отбираю! Ищу « главный жест» роли.

20. Слушаете ли Вы свою речь в период подготовки, во время спектакля?

— Нет.

21. Подготовляя роль, выверяете ли Вы себя перед зеркалом?

— Никогда.

22. Готовя роль, видите ли себя играющим роль, и в какой мере подробно?

— Да. По «методу» П.Н.Орленева.

23. Готовя роль, включаете ли Вы в свою работу в качестве подготовительных упражнений и такие моменты, каких в самой пьесе нет?

— Пытаюсь нафантазировать жизнь роли до и после пьесы: в какой семье родился , как может умереть.

24. Мешает ли Вам играть роль, если Вы видели ее в чужом исполнении?

— Да, конечно.

25. Какая часть работы над ролью производится Вами на репетициях, какая вне репетиций (дома) и какая для Вас существеннее?

— Дома существеннее, на репетициях — проверка нафантазированного.

26. В какой мере помогает или мешает Вам режиссер?

— Хороший режиссёр — великое счастье.

27. Улавливаете ли Вы существенные различия в своем исполнении на последних репетициях, когда роль уже разработана, и первом публичном спектакле (или публичной генеральной репетиции)? Не случалось ли Вам при таком первом публичном исполнении вносить существенное изменение в исполнение, в отдельные сцены или в общую окраску роли? Не можете ли Вы указать, что оказало такое изменяющее действие?

— Решающее значение — публика в зале. Иногда волнение мешает сделать наработанное на репетициях.

28. Можете ли Вы по своему желанию вызвать нужное по роли состояние духа?

— Пытаюсь. Не всегда удаётся.

29. Нужно ли Вам для этого предварительно настроиться?

— Обязательно. Что заботило образ, за 15 минут до выхода.

30. Нет ли у Вас каких-либо приемов, позволяющих вызывать сценические эмоции?

— Только укрупнение «заботы», для чего выхожу на сцену.

31. Прибегаете ли Вы перед спектаклем к искусственным возбуждающим средствам; в виде правила для Вас или в виде исключения? Может быть. Вы следили за влиянием таких искусственно возбуждающих средств на игру других.

— Никогда. Это недопустимо.

32. Замечали ли Вы, что в день спектакля с утра Вы преображаетесь в то лицо, которое вечером Вы изображаете?

— Иногда родственники жалуются, на «изменение» характера.

33. Волнение первого спектакля оказывало ли влияние на Вашу игру, и если оказывало, то какое?

— Очень мешает.

34. Существует ли для Вас различие (и, по возможности, какое) в исполнении роли перед наполненным или мало наполненным залом?

— Конечно. При полном зале больше ответственности, при пустом- убеждаешь себя, что играешь для партнёра!

35. Как отражается на Вашем самочувствии во время спектакля: а) костюм, б) прием, в) декорации, г) бутафория?

— Когда всё в порядке и играется легче.

36. В какой мере Вы чувствуете как реальность то, что происходит вокруг Вас на сцене?

— Пытаюсь увлечься происходящим, но самоконтроль присутствует.

37. Обстоятельства Вашей жизни, имеющие в данный момент сходство с тем, что происходит на сцене, оказывают ли влияние на Вашу игру?

— Конечно.

38. Исполнялась ли Вами комическая или веселая роль в то время, когда Вы расстроены каким-либо несчастьем, и как это отражалось на Вашей игре, как отражалось на публике?

— Нет, к счастью! Но помню исполнение актрисой М.И.Седовой роли Беттины в «Перед заходом солнца» в день смерти её матери. Страшное ощущение, всем хотелось рыдать.

39. Приходилось ли Вам использовать в своей игре случайности спектакля?

— Склонность к импровизации — самое прекрасное, иногда приходилось.

40. Способны ли расстроить Вашу игру ошибки партнера в тексте, неожиданные изменения в мизансцене, задержка выхода и т. д.?

— Не расстроить, а изменить! Молниеносно приспособиться к происшедшему.

41. Приходилось ли Вам вследствие случайного ослабления памяти импровизировать текст, и как это отражалось на сценических ваших чувствах?

— Самый страшный сон — «забыл текст на сцене». Приходится «выворачиваться».

42. Чувствуете ли Вы, когда играете, настроение зрительного зала?

— Конечно, ещё по шуму из — за занавеса можно понять какой зритель тебя ждёт сегодня.

43. Как влияют на Вас рукоплескания и вызовы зрительного зала?

— Что говорить, это же признание, оценка твоей работы — конечно, приятно.

44. Во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли Вы невольно тон и осанку лица, Вами изображаемого?

— Нет, расслабляюсь, готовлюсь во время антракта к следующему действию.

45. После ухода со сцены немедленно ли Вы приходите и свое обычное состояние?

— Через некоторое время, когда пульс приходит в норму.

46. Какое влияние оказывают на Вашу игру отзывы публики и критики?

- Выслушиваю всё, читаю выборочно, действую по-своему, иногда учитываю дельные замечания.

47. Помогал ли Вам критический анализ Вашего исполнения, даваемый театральными рецензиями? Извлекали ли Вы полезные для Вашего исполнения указания? Вносили ли Вы изменения в свое исполнение под влиянием таких указаний?

— Мне кажется, я ответил на этот вопрос в пункте 46.

48. Отношение труппы и партнеров к Вам лично оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Конечно, мы зависим от партнёра, наше дело коллективное.

49. Личное Ваше отношение к партнеру оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Пытаюсь относиться, к партнёру, как относится мой персонаж.

50. Считаете ли Вы необходимым сценическое переживание в самом спектакле при каждом его повторении (как это считал Сальвини) или лишь в процессе подготовки (как это считал Коклен)?

— Я целиком на стороне Сальвини, это особенность русских актёров.

51. Есть ли по Вашему мнению, отличие эмоций сценических и жизненных и в чем оно, по-Вашему, заключается?

— Сценические эмоции, реакции отбираются и могут быть сильнее и ярче жизненных.

52. Забываетесь ли Вы целиком в роли или в отдельных местах роли и в каких? Если Вы забываетесь, то какое впечатление производит это на публику?

— Контроль существует всегда. Если актёр забывается, впечатление должно быть странным.

53. Моменты переживания на сцене вызывают ли у Вас подлинные жизненные переживания?

— Мы обязаны следить за подлинностью переживаний на сцене.

54. Можете ли Вы произвольно вызывать слезы, бледность, задержку дыхания?

— Слёзы и смех — да, это техника. Краснеть и бледнеть — удел избранных (Элеонора Дузе).

55. Что, по Вашему мнению, производит большее впечатление на зрителей: непосредственное переживание или произвольно вызванное?

— Сделать непроизвольное — произвольным вот в чём сложность нашей профессии.

56. Не замечали ли Вы, что в случае отсутствия переживания при исполнении правильное внешнее выражение переживания способствует возникновению переживания?

— Не внешнее выражение переживания, а правильное воздействие на партнёра вызывает нужную эмоцию.

57. Бывает ли с Вами во время игры, что часть Ваших мыслительных способностей поглощена ролью и в то же время Вы способны контролировать себя и дать отчет в том впечатлении, которое Вы производите на публику?

— Контроль существует всегда, вспомните «Отелло» в исполнении Сальвини.

58. Совершается ли в Вас творческий процесс при каждом исполнении роли или только лишь при ее создании?

— Творческий процесс — всегда заново.

59. Перечислите роли, которые Вы считаете наиболее удачными.

— Вайнонен в « Оптимистической трагедии», Эрих Кламрот в « Перед заходом солнца», Колька Кореньков в «Инженере»и т.д.

60. Перечислите роли, которые Вы больше всего любите.

— Удачные и люблю.

61. Не можете ли Вы указать, за что Вы любите перечисленные роли?

— За то, что целиком в роли, живу в ней и получаю от этого удовольствие.

62. Всегда ли любимые Вами роли признаются наиболее удачными?

— Всегда.

63. Испытываете ли Вы во время игры па сцене особенное чувство радости и чем, по-Вашему, это особое чувство вызывается?

— Я уже говорил, это чувство вызывается полным слиянием и мыслями и чувствами с персонажем.

64. Получаете ли Вы больше удовлетворения от ролей, типы которых Вам симпатичны и характер коих сходен с Вашим, или, напротив, Вам приятнее изображать лиц, противоположных Вам?

— Чем разнообразнее персонажи, тем радостнее. С удовольствием играл Малюту Скуратова в «Князе Серебрянном».

65. Играя роль несколько раз, одинаково ли Вы ее играете?

— Каждый раз по-разному.

66. Влияет ли на Ваше исполнение перемена театра (здания или коллектива), чувствуете ли Вы различие в своих творческих сценических самочувствиях в зависимости от перемены театра?

— Конечно, нужно примериться к новой сцене, проверить акустику.

67. Замечаете ли Вы тот момент в часто играемой роли, когда утрачивается свежесть исполнения? Не можете ли Вы дать более или менее определенную цифру такого спектакля. И делаете ли Вы что-нибудь, чтобы устранить это?

— Так как играем не очень часто, то и свежесть не утрачивается.

68. Приходилось ли Вам играть роль вновь после большого перерыва и связывало ли Вас первое Ваше воплощение роли в таком повторном ее приготовлении?

- Не связывало, а помогало в качестве основания для усовершенствования роли.

Дата публикации: 11.05.2007