Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ АКТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ АКТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Анкета была подготовлена Театральной секцией Российской академии художественных наук в 1923 году. Во главе большого коллектива авторов стоял знаменитый театральный критик и исследователь актерского творчества Николай Ефимович Эфрос. В свое время на вопросы анкеты отвечали многие знаменитые актеры, в том числе Мария Ермолова и Михаил Чехов. Сегодня вниманию читателей мы предлагаем ответы народного артиста России Виталия Анатольевича Коняева.

1. Что Вам дает первое ознакомление с пьесой для Вашей актерской работы?

— Всё. Мощный импульс для размышления и фантазии.

2. Видите ли Вы при подготовительной работе образы других лиц и как они влияют на Ваше творчество?

— Только Учителя (Л.А.Волкова) — его «науку», приёмы для распознавания тайны данной пьесы.

3. Характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность оказывают ли влияние на Вашу актерскую работу?

— Конечно. Новый материал, автор — новая мелодия.

4. Подготавливая роль, интересуетесь ли Вы преимущественно ею или всей пьесой?

— И пьесой, и автором и эпохой.

5. Жизненное событие или Ваше собственное жизненное переживание служат ли Вам материалом для актерской работы?

— Конечно.

6. Отыскиваете ли Вы в себе черты роли или ищете их в окружающих Вас лицах, а также в источниках литературных?

— И в себе, и в литературе, и в окружающей жизни.

7. Не случается ли Вам при создании сценического образа исходить из определенного реального лица, знаемого Вами в жизни? И в какой мере выбранный образец Вас связывает?

— Обычно это «коллаж» из нескольких знакомых лиц.

8. Возникает ли в Вашем представлении тип, который Вам предстоит изображать, сразу, путем непосредственного его ощущения, или Вы доходите до него путем его обдумывания и комбинирования различных слагающих его элементов?

— По-разному. В зависимости от сложности роли.

9. Что раньше возникает — психологический, пластический или звучащий образ роли?

— Пожалуй, пластический.

10. При подготовке роли не можете ли Вы установить момента, от которого для Вас оживает роль?

— Обычно, после нескольких спектаклей.

11. Не было ли в Вашей практике случая, что роль оживала от отдельного слова или толчка извне?

— Был такой случай. Полковник Ярцев в дипломном спектакле « Разлом», где роль « пошла» из-за найденной манеры говорить.

12. Устанавливаете ли Вы в период подготовительной работы текст роли?

— Изучаю, как выражает мысль мой герой, особенно в русских пьесах.

13. При повторении спектаклей не меняются ли Вами отдельные места текста роли?

— Текст не меняется, иногда приходит другой смысл.

14. Вслух или про себя учите Вы свои роли?

— Вслух. И хорошо бы, чтобы кто-нибудь «подкидывал» реплики.

15. Приходилось ли Вам пользоваться при разработке роли литературными, художественными и научными источниками?

— Всегда.

16. Представляете ли Вы себе в период подготовки внешние условия, в которых живет изображаемое Вами лицо?

— Обязательно.

17. Идете ли Вы при создании внешнего облика роли непосредственно от своих внешних данных или Вы стараетесь приспособить себя к идеальному, по Вашему мнению, облику роли?

— Пытаюсь себя приспособить к роли.

18. Ищете ли Вы в тексте роли (или пьесы) или в источниках посторонних внешний облик роли (грим, костюм и т. д..)?

— Да. В жизни внимательно смотрю на окружающих.

19. Обдумываете ли Вы свой жест и мимику в период подготовки или они рождаются у Вас непосредственно?

— Чаще рождаются непосредственно, но жесты отбираю! Ищу « главный жест» роли.

20. Слушаете ли Вы свою речь в период подготовки, во время спектакля?

— Нет.

21. Подготовляя роль, выверяете ли Вы себя перед зеркалом?

— Никогда.

22. Готовя роль, видите ли себя играющим роль, и в какой мере подробно?

— Да. По «методу» П.Н.Орленева.

23. Готовя роль, включаете ли Вы в свою работу в качестве подготовительных упражнений и такие моменты, каких в самой пьесе нет?

— Пытаюсь нафантазировать жизнь роли до и после пьесы: в какой семье родился , как может умереть.

24. Мешает ли Вам играть роль, если Вы видели ее в чужом исполнении?

— Да, конечно.

25. Какая часть работы над ролью производится Вами на репетициях, какая вне репетиций (дома) и какая для Вас существеннее?

— Дома существеннее, на репетициях — проверка нафантазированного.

26. В какой мере помогает или мешает Вам режиссер?

— Хороший режиссёр — великое счастье.

27. Улавливаете ли Вы существенные различия в своем исполнении на последних репетициях, когда роль уже разработана, и первом публичном спектакле (или публичной генеральной репетиции)? Не случалось ли Вам при таком первом публичном исполнении вносить существенное изменение в исполнение, в отдельные сцены или в общую окраску роли? Не можете ли Вы указать, что оказало такое изменяющее действие?

— Решающее значение — публика в зале. Иногда волнение мешает сделать наработанное на репетициях.

28. Можете ли Вы по своему желанию вызвать нужное по роли состояние духа?

— Пытаюсь. Не всегда удаётся.

29. Нужно ли Вам для этого предварительно настроиться?

— Обязательно. Что заботило образ, за 15 минут до выхода.

30. Нет ли у Вас каких-либо приемов, позволяющих вызывать сценические эмоции?

— Только укрупнение «заботы», для чего выхожу на сцену.

31. Прибегаете ли Вы перед спектаклем к искусственным возбуждающим средствам; в виде правила для Вас или в виде исключения? Может быть. Вы следили за влиянием таких искусственно возбуждающих средств на игру других.

— Никогда. Это недопустимо.

32. Замечали ли Вы, что в день спектакля с утра Вы преображаетесь в то лицо, которое вечером Вы изображаете?

— Иногда родственники жалуются, на «изменение» характера.

33. Волнение первого спектакля оказывало ли влияние на Вашу игру, и если оказывало, то какое?

— Очень мешает.

34. Существует ли для Вас различие (и, по возможности, какое) в исполнении роли перед наполненным или мало наполненным залом?

— Конечно. При полном зале больше ответственности, при пустом- убеждаешь себя, что играешь для партнёра!

35. Как отражается на Вашем самочувствии во время спектакля: а) костюм, б) прием, в) декорации, г) бутафория?

— Когда всё в порядке и играется легче.

36. В какой мере Вы чувствуете как реальность то, что происходит вокруг Вас на сцене?

— Пытаюсь увлечься происходящим, но самоконтроль присутствует.

37. Обстоятельства Вашей жизни, имеющие в данный момент сходство с тем, что происходит на сцене, оказывают ли влияние на Вашу игру?

— Конечно.

38. Исполнялась ли Вами комическая или веселая роль в то время, когда Вы расстроены каким-либо несчастьем, и как это отражалось на Вашей игре, как отражалось на публике?

— Нет, к счастью! Но помню исполнение актрисой М.И.Седовой роли Беттины в «Перед заходом солнца» в день смерти её матери. Страшное ощущение, всем хотелось рыдать.

39. Приходилось ли Вам использовать в своей игре случайности спектакля?

— Склонность к импровизации — самое прекрасное, иногда приходилось.

40. Способны ли расстроить Вашу игру ошибки партнера в тексте, неожиданные изменения в мизансцене, задержка выхода и т. д.?

— Не расстроить, а изменить! Молниеносно приспособиться к происшедшему.

41. Приходилось ли Вам вследствие случайного ослабления памяти импровизировать текст, и как это отражалось на сценических ваших чувствах?

— Самый страшный сон — «забыл текст на сцене». Приходится «выворачиваться».

42. Чувствуете ли Вы, когда играете, настроение зрительного зала?

— Конечно, ещё по шуму из — за занавеса можно понять какой зритель тебя ждёт сегодня.

43. Как влияют на Вас рукоплескания и вызовы зрительного зала?

— Что говорить, это же признание, оценка твоей работы — конечно, приятно.

44. Во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли Вы невольно тон и осанку лица, Вами изображаемого?

— Нет, расслабляюсь, готовлюсь во время антракта к следующему действию.

45. После ухода со сцены немедленно ли Вы приходите и свое обычное состояние?

— Через некоторое время, когда пульс приходит в норму.

46. Какое влияние оказывают на Вашу игру отзывы публики и критики?

- Выслушиваю всё, читаю выборочно, действую по-своему, иногда учитываю дельные замечания.

47. Помогал ли Вам критический анализ Вашего исполнения, даваемый театральными рецензиями? Извлекали ли Вы полезные для Вашего исполнения указания? Вносили ли Вы изменения в свое исполнение под влиянием таких указаний?

— Мне кажется, я ответил на этот вопрос в пункте 46.

48. Отношение труппы и партнеров к Вам лично оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Конечно, мы зависим от партнёра, наше дело коллективное.

49. Личное Ваше отношение к партнеру оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Пытаюсь относиться, к партнёру, как относится мой персонаж.

50. Считаете ли Вы необходимым сценическое переживание в самом спектакле при каждом его повторении (как это считал Сальвини) или лишь в процессе подготовки (как это считал Коклен)?

— Я целиком на стороне Сальвини, это особенность русских актёров.

51. Есть ли по Вашему мнению, отличие эмоций сценических и жизненных и в чем оно, по-Вашему, заключается?

— Сценические эмоции, реакции отбираются и могут быть сильнее и ярче жизненных.

52. Забываетесь ли Вы целиком в роли или в отдельных местах роли и в каких? Если Вы забываетесь, то какое впечатление производит это на публику?

— Контроль существует всегда. Если актёр забывается, впечатление должно быть странным.

53. Моменты переживания на сцене вызывают ли у Вас подлинные жизненные переживания?

— Мы обязаны следить за подлинностью переживаний на сцене.

54. Можете ли Вы произвольно вызывать слезы, бледность, задержку дыхания?

— Слёзы и смех — да, это техника. Краснеть и бледнеть — удел избранных (Элеонора Дузе).

55. Что, по Вашему мнению, производит большее впечатление на зрителей: непосредственное переживание или произвольно вызванное?

— Сделать непроизвольное — произвольным вот в чём сложность нашей профессии.

56. Не замечали ли Вы, что в случае отсутствия переживания при исполнении правильное внешнее выражение переживания способствует возникновению переживания?

— Не внешнее выражение переживания, а правильное воздействие на партнёра вызывает нужную эмоцию.

57. Бывает ли с Вами во время игры, что часть Ваших мыслительных способностей поглощена ролью и в то же время Вы способны контролировать себя и дать отчет в том впечатлении, которое Вы производите на публику?

— Контроль существует всегда, вспомните «Отелло» в исполнении Сальвини.

58. Совершается ли в Вас творческий процесс при каждом исполнении роли или только лишь при ее создании?

— Творческий процесс — всегда заново.

59. Перечислите роли, которые Вы считаете наиболее удачными.

— Вайнонен в « Оптимистической трагедии», Эрих Кламрот в « Перед заходом солнца», Колька Кореньков в «Инженере»и т.д.

60. Перечислите роли, которые Вы больше всего любите.

— Удачные и люблю.

61. Не можете ли Вы указать, за что Вы любите перечисленные роли?

— За то, что целиком в роли, живу в ней и получаю от этого удовольствие.

62. Всегда ли любимые Вами роли признаются наиболее удачными?

— Всегда.

63. Испытываете ли Вы во время игры па сцене особенное чувство радости и чем, по-Вашему, это особое чувство вызывается?

— Я уже говорил, это чувство вызывается полным слиянием и мыслями и чувствами с персонажем.

64. Получаете ли Вы больше удовлетворения от ролей, типы которых Вам симпатичны и характер коих сходен с Вашим, или, напротив, Вам приятнее изображать лиц, противоположных Вам?

— Чем разнообразнее персонажи, тем радостнее. С удовольствием играл Малюту Скуратова в «Князе Серебрянном».

65. Играя роль несколько раз, одинаково ли Вы ее играете?

— Каждый раз по-разному.

66. Влияет ли на Ваше исполнение перемена театра (здания или коллектива), чувствуете ли Вы различие в своих творческих сценических самочувствиях в зависимости от перемены театра?

— Конечно, нужно примериться к новой сцене, проверить акустику.

67. Замечаете ли Вы тот момент в часто играемой роли, когда утрачивается свежесть исполнения? Не можете ли Вы дать более или менее определенную цифру такого спектакля. И делаете ли Вы что-нибудь, чтобы устранить это?

— Так как играем не очень часто, то и свежесть не утрачивается.

68. Приходилось ли Вам играть роль вновь после большого перерыва и связывало ли Вас первое Ваше воплощение роли в таком повторном ее приготовлении?

- Не связывало, а помогало в качестве основания для усовершенствования роли.

Дата публикации: 11.05.2007
ВИТАЛИЙ КОНЯЕВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ АНКЕТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ АКТЕРСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Анкета была подготовлена Театральной секцией Российской академии художественных наук в 1923 году. Во главе большого коллектива авторов стоял знаменитый театральный критик и исследователь актерского творчества Николай Ефимович Эфрос. В свое время на вопросы анкеты отвечали многие знаменитые актеры, в том числе Мария Ермолова и Михаил Чехов. Сегодня вниманию читателей мы предлагаем ответы народного артиста России Виталия Анатольевича Коняева.

1. Что Вам дает первое ознакомление с пьесой для Вашей актерской работы?

— Всё. Мощный импульс для размышления и фантазии.

2. Видите ли Вы при подготовительной работе образы других лиц и как они влияют на Ваше творчество?

— Только Учителя (Л.А.Волкова) — его «науку», приёмы для распознавания тайны данной пьесы.

3. Характер языка пьесы, его музыкальность, ритмичность оказывают ли влияние на Вашу актерскую работу?

— Конечно. Новый материал, автор — новая мелодия.

4. Подготавливая роль, интересуетесь ли Вы преимущественно ею или всей пьесой?

— И пьесой, и автором и эпохой.

5. Жизненное событие или Ваше собственное жизненное переживание служат ли Вам материалом для актерской работы?

— Конечно.

6. Отыскиваете ли Вы в себе черты роли или ищете их в окружающих Вас лицах, а также в источниках литературных?

— И в себе, и в литературе, и в окружающей жизни.

7. Не случается ли Вам при создании сценического образа исходить из определенного реального лица, знаемого Вами в жизни? И в какой мере выбранный образец Вас связывает?

— Обычно это «коллаж» из нескольких знакомых лиц.

8. Возникает ли в Вашем представлении тип, который Вам предстоит изображать, сразу, путем непосредственного его ощущения, или Вы доходите до него путем его обдумывания и комбинирования различных слагающих его элементов?

— По-разному. В зависимости от сложности роли.

9. Что раньше возникает — психологический, пластический или звучащий образ роли?

— Пожалуй, пластический.

10. При подготовке роли не можете ли Вы установить момента, от которого для Вас оживает роль?

— Обычно, после нескольких спектаклей.

11. Не было ли в Вашей практике случая, что роль оживала от отдельного слова или толчка извне?

— Был такой случай. Полковник Ярцев в дипломном спектакле « Разлом», где роль « пошла» из-за найденной манеры говорить.

12. Устанавливаете ли Вы в период подготовительной работы текст роли?

— Изучаю, как выражает мысль мой герой, особенно в русских пьесах.

13. При повторении спектаклей не меняются ли Вами отдельные места текста роли?

— Текст не меняется, иногда приходит другой смысл.

14. Вслух или про себя учите Вы свои роли?

— Вслух. И хорошо бы, чтобы кто-нибудь «подкидывал» реплики.

15. Приходилось ли Вам пользоваться при разработке роли литературными, художественными и научными источниками?

— Всегда.

16. Представляете ли Вы себе в период подготовки внешние условия, в которых живет изображаемое Вами лицо?

— Обязательно.

17. Идете ли Вы при создании внешнего облика роли непосредственно от своих внешних данных или Вы стараетесь приспособить себя к идеальному, по Вашему мнению, облику роли?

— Пытаюсь себя приспособить к роли.

18. Ищете ли Вы в тексте роли (или пьесы) или в источниках посторонних внешний облик роли (грим, костюм и т. д..)?

— Да. В жизни внимательно смотрю на окружающих.

19. Обдумываете ли Вы свой жест и мимику в период подготовки или они рождаются у Вас непосредственно?

— Чаще рождаются непосредственно, но жесты отбираю! Ищу « главный жест» роли.

20. Слушаете ли Вы свою речь в период подготовки, во время спектакля?

— Нет.

21. Подготовляя роль, выверяете ли Вы себя перед зеркалом?

— Никогда.

22. Готовя роль, видите ли себя играющим роль, и в какой мере подробно?

— Да. По «методу» П.Н.Орленева.

23. Готовя роль, включаете ли Вы в свою работу в качестве подготовительных упражнений и такие моменты, каких в самой пьесе нет?

— Пытаюсь нафантазировать жизнь роли до и после пьесы: в какой семье родился , как может умереть.

24. Мешает ли Вам играть роль, если Вы видели ее в чужом исполнении?

— Да, конечно.

25. Какая часть работы над ролью производится Вами на репетициях, какая вне репетиций (дома) и какая для Вас существеннее?

— Дома существеннее, на репетициях — проверка нафантазированного.

26. В какой мере помогает или мешает Вам режиссер?

— Хороший режиссёр — великое счастье.

27. Улавливаете ли Вы существенные различия в своем исполнении на последних репетициях, когда роль уже разработана, и первом публичном спектакле (или публичной генеральной репетиции)? Не случалось ли Вам при таком первом публичном исполнении вносить существенное изменение в исполнение, в отдельные сцены или в общую окраску роли? Не можете ли Вы указать, что оказало такое изменяющее действие?

— Решающее значение — публика в зале. Иногда волнение мешает сделать наработанное на репетициях.

28. Можете ли Вы по своему желанию вызвать нужное по роли состояние духа?

— Пытаюсь. Не всегда удаётся.

29. Нужно ли Вам для этого предварительно настроиться?

— Обязательно. Что заботило образ, за 15 минут до выхода.

30. Нет ли у Вас каких-либо приемов, позволяющих вызывать сценические эмоции?

— Только укрупнение «заботы», для чего выхожу на сцену.

31. Прибегаете ли Вы перед спектаклем к искусственным возбуждающим средствам; в виде правила для Вас или в виде исключения? Может быть. Вы следили за влиянием таких искусственно возбуждающих средств на игру других.

— Никогда. Это недопустимо.

32. Замечали ли Вы, что в день спектакля с утра Вы преображаетесь в то лицо, которое вечером Вы изображаете?

— Иногда родственники жалуются, на «изменение» характера.

33. Волнение первого спектакля оказывало ли влияние на Вашу игру, и если оказывало, то какое?

— Очень мешает.

34. Существует ли для Вас различие (и, по возможности, какое) в исполнении роли перед наполненным или мало наполненным залом?

— Конечно. При полном зале больше ответственности, при пустом- убеждаешь себя, что играешь для партнёра!

35. Как отражается на Вашем самочувствии во время спектакля: а) костюм, б) прием, в) декорации, г) бутафория?

— Когда всё в порядке и играется легче.

36. В какой мере Вы чувствуете как реальность то, что происходит вокруг Вас на сцене?

— Пытаюсь увлечься происходящим, но самоконтроль присутствует.

37. Обстоятельства Вашей жизни, имеющие в данный момент сходство с тем, что происходит на сцене, оказывают ли влияние на Вашу игру?

— Конечно.

38. Исполнялась ли Вами комическая или веселая роль в то время, когда Вы расстроены каким-либо несчастьем, и как это отражалось на Вашей игре, как отражалось на публике?

— Нет, к счастью! Но помню исполнение актрисой М.И.Седовой роли Беттины в «Перед заходом солнца» в день смерти её матери. Страшное ощущение, всем хотелось рыдать.

39. Приходилось ли Вам использовать в своей игре случайности спектакля?

— Склонность к импровизации — самое прекрасное, иногда приходилось.

40. Способны ли расстроить Вашу игру ошибки партнера в тексте, неожиданные изменения в мизансцене, задержка выхода и т. д.?

— Не расстроить, а изменить! Молниеносно приспособиться к происшедшему.

41. Приходилось ли Вам вследствие случайного ослабления памяти импровизировать текст, и как это отражалось на сценических ваших чувствах?

— Самый страшный сон — «забыл текст на сцене». Приходится «выворачиваться».

42. Чувствуете ли Вы, когда играете, настроение зрительного зала?

— Конечно, ещё по шуму из — за занавеса можно понять какой зритель тебя ждёт сегодня.

43. Как влияют на Вас рукоплескания и вызовы зрительного зала?

— Что говорить, это же признание, оценка твоей работы — конечно, приятно.

44. Во время антрактов и после спектакля не сохраняете ли Вы невольно тон и осанку лица, Вами изображаемого?

— Нет, расслабляюсь, готовлюсь во время антракта к следующему действию.

45. После ухода со сцены немедленно ли Вы приходите и свое обычное состояние?

— Через некоторое время, когда пульс приходит в норму.

46. Какое влияние оказывают на Вашу игру отзывы публики и критики?

- Выслушиваю всё, читаю выборочно, действую по-своему, иногда учитываю дельные замечания.

47. Помогал ли Вам критический анализ Вашего исполнения, даваемый театральными рецензиями? Извлекали ли Вы полезные для Вашего исполнения указания? Вносили ли Вы изменения в свое исполнение под влиянием таких указаний?

— Мне кажется, я ответил на этот вопрос в пункте 46.

48. Отношение труппы и партнеров к Вам лично оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Конечно, мы зависим от партнёра, наше дело коллективное.

49. Личное Ваше отношение к партнеру оказывает ли влияние на Вашу игру?

— Пытаюсь относиться, к партнёру, как относится мой персонаж.

50. Считаете ли Вы необходимым сценическое переживание в самом спектакле при каждом его повторении (как это считал Сальвини) или лишь в процессе подготовки (как это считал Коклен)?

— Я целиком на стороне Сальвини, это особенность русских актёров.

51. Есть ли по Вашему мнению, отличие эмоций сценических и жизненных и в чем оно, по-Вашему, заключается?

— Сценические эмоции, реакции отбираются и могут быть сильнее и ярче жизненных.

52. Забываетесь ли Вы целиком в роли или в отдельных местах роли и в каких? Если Вы забываетесь, то какое впечатление производит это на публику?

— Контроль существует всегда. Если актёр забывается, впечатление должно быть странным.

53. Моменты переживания на сцене вызывают ли у Вас подлинные жизненные переживания?

— Мы обязаны следить за подлинностью переживаний на сцене.

54. Можете ли Вы произвольно вызывать слезы, бледность, задержку дыхания?

— Слёзы и смех — да, это техника. Краснеть и бледнеть — удел избранных (Элеонора Дузе).

55. Что, по Вашему мнению, производит большее впечатление на зрителей: непосредственное переживание или произвольно вызванное?

— Сделать непроизвольное — произвольным вот в чём сложность нашей профессии.

56. Не замечали ли Вы, что в случае отсутствия переживания при исполнении правильное внешнее выражение переживания способствует возникновению переживания?

— Не внешнее выражение переживания, а правильное воздействие на партнёра вызывает нужную эмоцию.

57. Бывает ли с Вами во время игры, что часть Ваших мыслительных способностей поглощена ролью и в то же время Вы способны контролировать себя и дать отчет в том впечатлении, которое Вы производите на публику?

— Контроль существует всегда, вспомните «Отелло» в исполнении Сальвини.

58. Совершается ли в Вас творческий процесс при каждом исполнении роли или только лишь при ее создании?

— Творческий процесс — всегда заново.

59. Перечислите роли, которые Вы считаете наиболее удачными.

— Вайнонен в « Оптимистической трагедии», Эрих Кламрот в « Перед заходом солнца», Колька Кореньков в «Инженере»и т.д.

60. Перечислите роли, которые Вы больше всего любите.

— Удачные и люблю.

61. Не можете ли Вы указать, за что Вы любите перечисленные роли?

— За то, что целиком в роли, живу в ней и получаю от этого удовольствие.

62. Всегда ли любимые Вами роли признаются наиболее удачными?

— Всегда.

63. Испытываете ли Вы во время игры па сцене особенное чувство радости и чем, по-Вашему, это особое чувство вызывается?

— Я уже говорил, это чувство вызывается полным слиянием и мыслями и чувствами с персонажем.

64. Получаете ли Вы больше удовлетворения от ролей, типы которых Вам симпатичны и характер коих сходен с Вашим, или, напротив, Вам приятнее изображать лиц, противоположных Вам?

— Чем разнообразнее персонажи, тем радостнее. С удовольствием играл Малюту Скуратова в «Князе Серебрянном».

65. Играя роль несколько раз, одинаково ли Вы ее играете?

— Каждый раз по-разному.

66. Влияет ли на Ваше исполнение перемена театра (здания или коллектива), чувствуете ли Вы различие в своих творческих сценических самочувствиях в зависимости от перемены театра?

— Конечно, нужно примериться к новой сцене, проверить акустику.

67. Замечаете ли Вы тот момент в часто играемой роли, когда утрачивается свежесть исполнения? Не можете ли Вы дать более или менее определенную цифру такого спектакля. И делаете ли Вы что-нибудь, чтобы устранить это?

— Так как играем не очень часто, то и свежесть не утрачивается.

68. Приходилось ли Вам играть роль вновь после большого перерыва и связывало ли Вас первое Ваше воплощение роли в таком повторном ее приготовлении?

- Не связывало, а помогало в качестве основания для усовершенствования роли.

Дата публикации: 11.05.2007