Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

БОЛЬШОЙ ВОЯЖ МАЛОГО ТЕАТРА

БОЛЬШОЙ ВОЯЖ МАЛОГО ТЕАТРА

В Новосибирске с 14-го по 20 мая пройдут гастроли Малого театра. Старейший театр России, впервые приезжающий в Сибирь, покажет за неделю пять спектаклей — российскую и европейскую классику. Гастроли пройдут на сцене молодежного театра «Глобус».

Гастроли приурочены к 250-летнему юбилею — в 1756 году указом императрицы Елизаветы Петровны была создана первая профессиональная труппа. Она и считается «предком» нынешнего Малого театра (получившего название «Малый» в 1824 году, после переезда в нынешнее здание, которое сильно уступает по размером соседнему — Большому). История Малого театра — история самого российского театра. Имена актеров, выходивших на его сцену, легендарны, они, по словам художественного руководителя театра Юрия Соломина, навсегда вписаны в золотой фонд русской сцены, неотъемлемы от русской истории и культуры: великий трагик и неистовый романтик московской сцены Павел Мочалов, родоначальник русской актерской реалистической школы Михаил Щепкин, основатель знаменитой актерской династии, любимый артист Островского Пров Садовский.

Два с половиной столетия — срок более чем солидный для любого театра. Даже если вкратце перечислить славные страницы периода его расцвета, пришедшегося на XIX столетие, надо писать монографии. Колыбель русского театра, оплот отечественной драматургии, национальное достояние — все эти определения Малому театру соответствуют.

Театр — воплощение традиции, потому и в афише в основном русская классика: «Чайка» Чехова, комедия Скриба (популярна его пьеса «Стакан воды») «Тайны мадридского двора» и три спектакля по пьесам Островского, с которым у театра всегда были особые отношения (драматург в свое время создавал пьесы специально для этого театра, сам читал их актерам, сам проводил репетиции), — «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Волки и овцы».

Насколько театр с такой историей вписан в современное театральное и культурное пространство — вопрос щекотливый. По нынешним временам и гораздо более юные театры превращаются в музеи, теряют энергию, вложенную в них основателями при создании, — что уж говорить о Малом. Некоторые критики считают, что вывеска национального достояния на театре и лозунг сохранения традиции привели, мягко говоря, к застою, что театр должен говорить сегодняшним языком о сегодняшних проблемах. Юрий Соломин стоит на позициях охранительных и с реформами не спешит. Однако именно в Малом театре поставил несколько спектаклей Сергей Женовач, ставший триумфатором последнего фестиваля «Золотая маска»: «Мнимый больной», поставленный им в Малом, назван лучшим драматическим спектаклем на большой сцене.

Новосибирские зрители уже могли оценить его работы: полтора года назад на Рождественском фестивале были показаны «Белая гвардия», поставленная режиссером в МХТ, и «Мальчики» по «Братьям Карамазовым» Достоевского. Малый театр привозит его спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше», поставленный в 2003 году, получивший различные премии и высоко отмеченный многими критиками. Возможно, именно Женовач и олицетворяет сегодня новое дыхание традиции, показывая, каким может быть русский психологический театр — без нафталина и архаики.

Те, кто ценит в театре актерскую игру, кому в театре главное — увидеть на сцене знакомые лица, разочарованы не будут. В спектаклях зрители увидят любимых актеров: Юрия Соломина, Ирину Муравьеву, Евгению Глушенко, Людмилу Полякову, Эдуарда Марцевича и других. В любом случае гастроли Малого театра — событие незаурядное. Можно только порадоваться, что в последние годы возродилась практика больших гастролей знаменитых столичных коллективов, и известных артистов можно увидеть не только в антрепризных проектах, но и в полноценных спектаклях.

Сергей Самойленко
«Континент Сибирь», 4.5.2007

Дата публикации: 10.05.2007
БОЛЬШОЙ ВОЯЖ МАЛОГО ТЕАТРА

В Новосибирске с 14-го по 20 мая пройдут гастроли Малого театра. Старейший театр России, впервые приезжающий в Сибирь, покажет за неделю пять спектаклей — российскую и европейскую классику. Гастроли пройдут на сцене молодежного театра «Глобус».

Гастроли приурочены к 250-летнему юбилею — в 1756 году указом императрицы Елизаветы Петровны была создана первая профессиональная труппа. Она и считается «предком» нынешнего Малого театра (получившего название «Малый» в 1824 году, после переезда в нынешнее здание, которое сильно уступает по размером соседнему — Большому). История Малого театра — история самого российского театра. Имена актеров, выходивших на его сцену, легендарны, они, по словам художественного руководителя театра Юрия Соломина, навсегда вписаны в золотой фонд русской сцены, неотъемлемы от русской истории и культуры: великий трагик и неистовый романтик московской сцены Павел Мочалов, родоначальник русской актерской реалистической школы Михаил Щепкин, основатель знаменитой актерской династии, любимый артист Островского Пров Садовский.

Два с половиной столетия — срок более чем солидный для любого театра. Даже если вкратце перечислить славные страницы периода его расцвета, пришедшегося на XIX столетие, надо писать монографии. Колыбель русского театра, оплот отечественной драматургии, национальное достояние — все эти определения Малому театру соответствуют.

Театр — воплощение традиции, потому и в афише в основном русская классика: «Чайка» Чехова, комедия Скриба (популярна его пьеса «Стакан воды») «Тайны мадридского двора» и три спектакля по пьесам Островского, с которым у театра всегда были особые отношения (драматург в свое время создавал пьесы специально для этого театра, сам читал их актерам, сам проводил репетиции), — «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Волки и овцы».

Насколько театр с такой историей вписан в современное театральное и культурное пространство — вопрос щекотливый. По нынешним временам и гораздо более юные театры превращаются в музеи, теряют энергию, вложенную в них основателями при создании, — что уж говорить о Малом. Некоторые критики считают, что вывеска национального достояния на театре и лозунг сохранения традиции привели, мягко говоря, к застою, что театр должен говорить сегодняшним языком о сегодняшних проблемах. Юрий Соломин стоит на позициях охранительных и с реформами не спешит. Однако именно в Малом театре поставил несколько спектаклей Сергей Женовач, ставший триумфатором последнего фестиваля «Золотая маска»: «Мнимый больной», поставленный им в Малом, назван лучшим драматическим спектаклем на большой сцене.

Новосибирские зрители уже могли оценить его работы: полтора года назад на Рождественском фестивале были показаны «Белая гвардия», поставленная режиссером в МХТ, и «Мальчики» по «Братьям Карамазовым» Достоевского. Малый театр привозит его спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше», поставленный в 2003 году, получивший различные премии и высоко отмеченный многими критиками. Возможно, именно Женовач и олицетворяет сегодня новое дыхание традиции, показывая, каким может быть русский психологический театр — без нафталина и архаики.

Те, кто ценит в театре актерскую игру, кому в театре главное — увидеть на сцене знакомые лица, разочарованы не будут. В спектаклях зрители увидят любимых актеров: Юрия Соломина, Ирину Муравьеву, Евгению Глушенко, Людмилу Полякову, Эдуарда Марцевича и других. В любом случае гастроли Малого театра — событие незаурядное. Можно только порадоваться, что в последние годы возродилась практика больших гастролей знаменитых столичных коллективов, и известных артистов можно увидеть не только в антрепризных проектах, но и в полноценных спектаклях.

Сергей Самойленко
«Континент Сибирь», 4.5.2007

Дата публикации: 10.05.2007