Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» ХРАНИТЕЛЬ КЛАССИКИ – МАЛЫЙ ТЕАТР

«Пресса о гастролях Малого театра»

ХРАНИТЕЛЬ КЛАССИКИ – МАЛЫЙ ТЕАТР

С 21 по 23 апреля на сцене Тюменской филармонии прошли гастроли Государственного академического Малого театра. Это событие стало поистине сенсационным, так как старейший российский театр никогда не был в нашем городе. Все неравнодушные к искусству Мельпомены и эталонным постановкам по русской и зарубежной классике получили настоящее удовольствие от встречи с великими актерами и авторами. Свои гастроли Малый театр начал спектаклем «Горе от ума» по хрестоматийной, известной со школьной скамьи пьесе Грибоедова. Написанная почти 200 лет назад, разобранная на цитаты, она и в XXI веке остается современной. Человеческая сущность не меняется: люди всегда мечтают о любви, власти, деньгах. Эти чувства заставляют их совершать необдуманные или точно рассчитанные поступки. В постановке Малого театра остросоциальное произведение приобрело и лирические ноты. Так, Чацкий в исполнении Глеба Подгородинского не просто обличитель насквозь пропахшего нафталином московского общества (в XIX веке Москва была чуть ли не провинциальным, патриархальным городом, в отличие от светского Санкт-Петербурга), он еще и влюбленный мужчина, чье самолюбие задето. Его заключительный монолог «Когда подумаю, кого вы предпочли» звучит, скорее, горько и разочарованно, нежели саркастично. Актеры театра не пожалели красок, рисуя образы того самого высшего общества, от которого так мечтает дистанцироваться Чацкий. Здесь и юные девицы, думающие о выгодном замужестве, и мужья-подкаблучники, и старухи, вспоминающие свои былые успехи: «Все девочкой, Минервой, все фрейлиной Екатерины Первой». Тетушка Анфиса Ниловна, ярко сыгранная Элиной Быстрицкой, — язвительная, пользующаяся привилегией денег и возраста дама, не щадящая чужих чувств, готовая поверить любому навету. А полковник Скалозуб (Виктор Низовой) вполне мог бы жить в наши дни, в нем словно собраны все качества, ставшие поводом для анекдотов о военных. Роль Фамусова сыграл народный артист СССР Юрий Соломин, причем настолько обаятельно, что порой сочувствуешь несчастному барину, мечтающему, чтобы все шло по заведенному порядку. А ему подкидывают сюрприз за сюрпризом. Как тут не рассвирепеть и не сослать неблагодарную дочь «в деревню к тетке, в глушь, в Саратов».

Картинки Москвы, только уже купеческой, предстают и в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». То, как делает карьеру, стараясь выбиться в люди, Егор Глумов (Александр Вершинин), говоря влиятельным господам льстивые слова, которые они хотят услышать, идя буквально по головам, вполне могло произойти и в наше время. Бездарные чиновники (Александр Клюквин), отставные военные (Борис Клюев), молодящаяся тетушка (Ирина Муравьева) — все попадают на эту лесть. Если верить сомнительным гадалкам, как это делает богатая вдова Турусина (Элина Быстрицкая), прожившая бурную молодость, а под старость ставшая ханжой, можно и племянницу отдать за проходимца. И опять кажется, что разница между веком Островского и нашим — только в одежде и интерьере. Мы думаем, что стали умнее, изобретя автомобиль и Интернет. Ханжеству и лицемерию есть место и сейчас. Именно на этих пороках некоторые делают карьеру по принципу Егора Глумова.

Закрылись гастроли самой кассовой постановкой театра «Тайны Мадридского двора» по пьесе Скриба и Легуве. Перед первым спектаклем художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин и ведущие актеры встретились с прессой.

- Этот сезон для нас юбилейный, — рассказывает Соломин. — Исполнилось 250 лет со дня Указа императрицы Елизаветы о создании государственных императорских театров. Их было два: Малый — в Москве и Александринский — в Санкт-Петербурге. У нас прошло много мероприятий, посвященных этому событию. Ездили на гастроли в Китай, Италию, Латвию, Белоруссию, хотели сделать большой тур по России, но, как всегда, вмешались обстоятельства. И все же благодаря Сбербанку России удалось осуществить поездку в ваш регион. У нас никогда не было спонсоров, кроме государства, Сбербанк первым протянул руку. Если в Екатеринбурге мы были лет 26 назад, то в Тюмень Малый театр никогда не приезжал. Говорят, у вас строится новое театральное здание, и я надеюсь, что встречи будут чаще. Должен сказать, что той государственности, которая царила в СССР в отношении театров, всегда завидовали наши коллеги из других стран. Создать труппу очень сложно, она формируется годами. Сейчас много желающих под видом театральных реформ разрушить эту систему. Я однажды на мероприятии в СТД спросил: вы можете показать мне человека, который все это придумал первым? Дайте посмотреть ему в глаза. Не показали. Затеянная реформа — передел собственности, и к искусству не имеет никакого отношения.

- Чем был обусловлен выбор гастрольных спектаклей?

- Мы выбирали лучшие постановки с ведущими актерами, приехал первый состав. На «Горе от ума» в Москве довольно сложно достать билеты. А Островский — это «наш драматург». Без ложной скромности, как эталон он представлен только в Малом театре. Учитывали мы также то, что не каждый спектакль можно разместить на вашей сцене, это все-таки концертный зал.

- Сейчас большинство театров ставят либо современную драматургию, либо русскую классику, но почти нет Шекспира.

- Это зависит от коллектива. Если нет артиста на Гамлета, зачем браться за постановку. Такие спектакли вы не раз видели по телевизору — лица есть, а Шекспира нет. Не может Шекспир быть в солдатских обмотках! Я это не понимаю и не принимаю.

- В Малом театре когда-нибудь были провалы?

- Как-то не случались. Когда в 1988 году я стал художественным руководителем, то закрыл один спектакль, чтобы не позорить ни режиссера, ни артистов, ни Малый театр. Были спектакли, которые мы сами считаем не очень хорошими, поставленными в 70-80-е годы по указке к какой-нибудь дате. Но Малый — настолько сильный организм, что может сделать конфетку из любого продукта. Здесь с легкостью делали комедии, трагедии, водевили. Первый русский мюзикл «Свадьба Кречинского» тоже был поставлен у нас, и все семь лет в зале — аншлаг. После того, как не стало Виталия Соломина, мы его сняли, хотя он сам в свое время предлагал ввести другого артиста. Но мы решили, что в памяти людей спектакль должен оставаться таким, как был при Виталии.

- Юрий Мефодьевич, ваша жизнь — это пример успешного человека. Осталась какая-то мечта?

- Вы можете не поверить, но я мечтаю пожить хотя бы неделю на даче, в тишине и спокойствии. Я туда выбираюсь, но всего на день-два. Глажу любимых собак, смотрю на деревья, на небо — и организм восстанавливается. Там приходят неплохие мысли, что-то воплощается в жизнь.

- Элина Авраамовна, — обращаемся к народной артистке СССР Элине Быстрицкой, чья ученица Елена Самохина работает в нашем театре драмы. — Чего вы ждете от тюменской публики?

- Здесь я играю в двух спектаклях, они в моем репертуаре пять лет. И каждый раз, когда я выхожу на сцену, у меня ощущение праздника, независимо от самочувствия, гастрольных условий, ведь я соприкасаюсь с Грибоедовым и Островским. Очень надеюсь, тюменские зрители меня поймут.

- Театральный грим — очень жестокая вещь, как вам удалось сохранить прекрасный цвет лица?

- «Виноваты» папа с мамой. А грим надо уметь снимать. Нам дают хлопчатобумажные салфетки — в бывшем императорском театре к актерам относятся с уважением.

- Юрий Мефодьевич, как спокойно вы отпускаете своих актеров на киносъемки?

- После того, как Юрий Соломин стал художественным руководителем, актеры вздохнули спокойно, — ответил на этот вопрос народный артист России Борис Клюев. — С ним всегда можно договориться. Молодежи сложнее, так как они не умеют правильно распоряжаться временем, делают выбор в пользу кино, хотя участие в сериале может быть разовым. Они не понимают пока, что театр — это дом, где ты живешь каждый день, и профессионально растут лишь там.

- Как вы относитесь к антрепризам?

Ю. С.: Я ни разу в них не участвовал, хотя предложения были, и неплохие. Но ты либо работаешь в репертуарном театре, либо ездишь с антрепризами. Я понимаю, деньги нужны всегда, но надо выбирать. Считаю, что антрепризы — это нормальное жизненное явление, и есть среди них очень сильные. Если там играет Фрейндлих или Чурикова, то они отвечают за свою фамилию.

- Малый театр изначально считается актерским. У вас нет диктата режиссера?

- Здесь работали такие режиссеры, как Эфрос, Гончаров, Морозов, Фоменко — все они потом возглавили театры. Они были со своими идеями, иногда новаторскими, но всегда уважали актеров. А сейчас приходит молодежь, думающая, как бы раздеть актрису. Мы не позволим подобное у себя. Ни Островский, ни Шекспир такого не писали. Когда зритель смотрит в другое место, голова у него не думает. То же самое и современная драматургия — я матом ругаюсь лучше, чем Пресняковы или Коляда, так как вырос в Чите, где были лагеря. Но зачем это тащить на сцену? Почему зрители должны платить за билет, чтобы в театре послушать мат? У нас работает молодой режиссер Сергей Женовач, он поставил «Горе от ума», «Правда — хорошо, а счастье — лучше» и «Мнимый больной» по Мольеру. Все эти спектакли пользуются успехом и близки по духу нашему театру. Теперь он выпустил свой курс и создает собственный театр, но, думаю, мы с ним еще поработаем. В Малом — такая школа русского театра, о которой можно только мечтать.

Автор: Юлия КОНКИНА
Источник: Тюменская правда
Дата: 27.04.2007


Дата публикации: 04.05.2007
«Пресса о гастролях Малого театра»

ХРАНИТЕЛЬ КЛАССИКИ – МАЛЫЙ ТЕАТР

С 21 по 23 апреля на сцене Тюменской филармонии прошли гастроли Государственного академического Малого театра. Это событие стало поистине сенсационным, так как старейший российский театр никогда не был в нашем городе. Все неравнодушные к искусству Мельпомены и эталонным постановкам по русской и зарубежной классике получили настоящее удовольствие от встречи с великими актерами и авторами. Свои гастроли Малый театр начал спектаклем «Горе от ума» по хрестоматийной, известной со школьной скамьи пьесе Грибоедова. Написанная почти 200 лет назад, разобранная на цитаты, она и в XXI веке остается современной. Человеческая сущность не меняется: люди всегда мечтают о любви, власти, деньгах. Эти чувства заставляют их совершать необдуманные или точно рассчитанные поступки. В постановке Малого театра остросоциальное произведение приобрело и лирические ноты. Так, Чацкий в исполнении Глеба Подгородинского не просто обличитель насквозь пропахшего нафталином московского общества (в XIX веке Москва была чуть ли не провинциальным, патриархальным городом, в отличие от светского Санкт-Петербурга), он еще и влюбленный мужчина, чье самолюбие задето. Его заключительный монолог «Когда подумаю, кого вы предпочли» звучит, скорее, горько и разочарованно, нежели саркастично. Актеры театра не пожалели красок, рисуя образы того самого высшего общества, от которого так мечтает дистанцироваться Чацкий. Здесь и юные девицы, думающие о выгодном замужестве, и мужья-подкаблучники, и старухи, вспоминающие свои былые успехи: «Все девочкой, Минервой, все фрейлиной Екатерины Первой». Тетушка Анфиса Ниловна, ярко сыгранная Элиной Быстрицкой, — язвительная, пользующаяся привилегией денег и возраста дама, не щадящая чужих чувств, готовая поверить любому навету. А полковник Скалозуб (Виктор Низовой) вполне мог бы жить в наши дни, в нем словно собраны все качества, ставшие поводом для анекдотов о военных. Роль Фамусова сыграл народный артист СССР Юрий Соломин, причем настолько обаятельно, что порой сочувствуешь несчастному барину, мечтающему, чтобы все шло по заведенному порядку. А ему подкидывают сюрприз за сюрпризом. Как тут не рассвирепеть и не сослать неблагодарную дочь «в деревню к тетке, в глушь, в Саратов».

Картинки Москвы, только уже купеческой, предстают и в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». То, как делает карьеру, стараясь выбиться в люди, Егор Глумов (Александр Вершинин), говоря влиятельным господам льстивые слова, которые они хотят услышать, идя буквально по головам, вполне могло произойти и в наше время. Бездарные чиновники (Александр Клюквин), отставные военные (Борис Клюев), молодящаяся тетушка (Ирина Муравьева) — все попадают на эту лесть. Если верить сомнительным гадалкам, как это делает богатая вдова Турусина (Элина Быстрицкая), прожившая бурную молодость, а под старость ставшая ханжой, можно и племянницу отдать за проходимца. И опять кажется, что разница между веком Островского и нашим — только в одежде и интерьере. Мы думаем, что стали умнее, изобретя автомобиль и Интернет. Ханжеству и лицемерию есть место и сейчас. Именно на этих пороках некоторые делают карьеру по принципу Егора Глумова.

Закрылись гастроли самой кассовой постановкой театра «Тайны Мадридского двора» по пьесе Скриба и Легуве. Перед первым спектаклем художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин и ведущие актеры встретились с прессой.

- Этот сезон для нас юбилейный, — рассказывает Соломин. — Исполнилось 250 лет со дня Указа императрицы Елизаветы о создании государственных императорских театров. Их было два: Малый — в Москве и Александринский — в Санкт-Петербурге. У нас прошло много мероприятий, посвященных этому событию. Ездили на гастроли в Китай, Италию, Латвию, Белоруссию, хотели сделать большой тур по России, но, как всегда, вмешались обстоятельства. И все же благодаря Сбербанку России удалось осуществить поездку в ваш регион. У нас никогда не было спонсоров, кроме государства, Сбербанк первым протянул руку. Если в Екатеринбурге мы были лет 26 назад, то в Тюмень Малый театр никогда не приезжал. Говорят, у вас строится новое театральное здание, и я надеюсь, что встречи будут чаще. Должен сказать, что той государственности, которая царила в СССР в отношении театров, всегда завидовали наши коллеги из других стран. Создать труппу очень сложно, она формируется годами. Сейчас много желающих под видом театральных реформ разрушить эту систему. Я однажды на мероприятии в СТД спросил: вы можете показать мне человека, который все это придумал первым? Дайте посмотреть ему в глаза. Не показали. Затеянная реформа — передел собственности, и к искусству не имеет никакого отношения.

- Чем был обусловлен выбор гастрольных спектаклей?

- Мы выбирали лучшие постановки с ведущими актерами, приехал первый состав. На «Горе от ума» в Москве довольно сложно достать билеты. А Островский — это «наш драматург». Без ложной скромности, как эталон он представлен только в Малом театре. Учитывали мы также то, что не каждый спектакль можно разместить на вашей сцене, это все-таки концертный зал.

- Сейчас большинство театров ставят либо современную драматургию, либо русскую классику, но почти нет Шекспира.

- Это зависит от коллектива. Если нет артиста на Гамлета, зачем браться за постановку. Такие спектакли вы не раз видели по телевизору — лица есть, а Шекспира нет. Не может Шекспир быть в солдатских обмотках! Я это не понимаю и не принимаю.

- В Малом театре когда-нибудь были провалы?

- Как-то не случались. Когда в 1988 году я стал художественным руководителем, то закрыл один спектакль, чтобы не позорить ни режиссера, ни артистов, ни Малый театр. Были спектакли, которые мы сами считаем не очень хорошими, поставленными в 70-80-е годы по указке к какой-нибудь дате. Но Малый — настолько сильный организм, что может сделать конфетку из любого продукта. Здесь с легкостью делали комедии, трагедии, водевили. Первый русский мюзикл «Свадьба Кречинского» тоже был поставлен у нас, и все семь лет в зале — аншлаг. После того, как не стало Виталия Соломина, мы его сняли, хотя он сам в свое время предлагал ввести другого артиста. Но мы решили, что в памяти людей спектакль должен оставаться таким, как был при Виталии.

- Юрий Мефодьевич, ваша жизнь — это пример успешного человека. Осталась какая-то мечта?

- Вы можете не поверить, но я мечтаю пожить хотя бы неделю на даче, в тишине и спокойствии. Я туда выбираюсь, но всего на день-два. Глажу любимых собак, смотрю на деревья, на небо — и организм восстанавливается. Там приходят неплохие мысли, что-то воплощается в жизнь.

- Элина Авраамовна, — обращаемся к народной артистке СССР Элине Быстрицкой, чья ученица Елена Самохина работает в нашем театре драмы. — Чего вы ждете от тюменской публики?

- Здесь я играю в двух спектаклях, они в моем репертуаре пять лет. И каждый раз, когда я выхожу на сцену, у меня ощущение праздника, независимо от самочувствия, гастрольных условий, ведь я соприкасаюсь с Грибоедовым и Островским. Очень надеюсь, тюменские зрители меня поймут.

- Театральный грим — очень жестокая вещь, как вам удалось сохранить прекрасный цвет лица?

- «Виноваты» папа с мамой. А грим надо уметь снимать. Нам дают хлопчатобумажные салфетки — в бывшем императорском театре к актерам относятся с уважением.

- Юрий Мефодьевич, как спокойно вы отпускаете своих актеров на киносъемки?

- После того, как Юрий Соломин стал художественным руководителем, актеры вздохнули спокойно, — ответил на этот вопрос народный артист России Борис Клюев. — С ним всегда можно договориться. Молодежи сложнее, так как они не умеют правильно распоряжаться временем, делают выбор в пользу кино, хотя участие в сериале может быть разовым. Они не понимают пока, что театр — это дом, где ты живешь каждый день, и профессионально растут лишь там.

- Как вы относитесь к антрепризам?

Ю. С.: Я ни разу в них не участвовал, хотя предложения были, и неплохие. Но ты либо работаешь в репертуарном театре, либо ездишь с антрепризами. Я понимаю, деньги нужны всегда, но надо выбирать. Считаю, что антрепризы — это нормальное жизненное явление, и есть среди них очень сильные. Если там играет Фрейндлих или Чурикова, то они отвечают за свою фамилию.

- Малый театр изначально считается актерским. У вас нет диктата режиссера?

- Здесь работали такие режиссеры, как Эфрос, Гончаров, Морозов, Фоменко — все они потом возглавили театры. Они были со своими идеями, иногда новаторскими, но всегда уважали актеров. А сейчас приходит молодежь, думающая, как бы раздеть актрису. Мы не позволим подобное у себя. Ни Островский, ни Шекспир такого не писали. Когда зритель смотрит в другое место, голова у него не думает. То же самое и современная драматургия — я матом ругаюсь лучше, чем Пресняковы или Коляда, так как вырос в Чите, где были лагеря. Но зачем это тащить на сцену? Почему зрители должны платить за билет, чтобы в театре послушать мат? У нас работает молодой режиссер Сергей Женовач, он поставил «Горе от ума», «Правда — хорошо, а счастье — лучше» и «Мнимый больной» по Мольеру. Все эти спектакли пользуются успехом и близки по духу нашему театру. Теперь он выпустил свой курс и создает собственный театр, но, думаю, мы с ним еще поработаем. В Малом — такая школа русского театра, о которой можно только мечтать.

Автор: Юлия КОНКИНА
Источник: Тюменская правда
Дата: 27.04.2007


Дата публикации: 04.05.2007