Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА

ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА

«Горе от ума» в Малом театре

Боже мой, что за грустный спектакль! Это я о постановке пьесы Грибоедова, которую показал во время гастролей в Екатеринбурге прославившийся воплощением классики Малый театр. Только не удивляйтесь отсутствию привычных определений: сатирическая комедия, комедия-памфлет — это о постановках, что были раньше, но не об этой, появившейся на стыке веков, в 2000 году.

Многие театралы, конечно, знают знаменитый спектакль по грибоедовской пьесе с Михаилом Царевым в главной роли — видели «живьем» или в записи, которая, к счастью, сохранилась. Тот Чацкий запомнился обличителем, да и его любовь была возвышенно-романтической, страстной, хотя и чуть-чуть на котурнах, а монологи, безупречно отделанные вплоть до мельчайших деталей, разящими острыми стрелами летели в зал.

Тогда вообще так играли, немного пафосно. Вслушайтесь в записанные голоса великого Остужева в роли Отелло, Алисы Коонен, наших екатеринбургских корифеев — Дальской, Токаревой, Ильина. Театр был высоким служением. Представляю, как интересно и боязно было в наши дни обратиться к грибоедовскому шедевру, с холодной аналитичностью разъятому по частям в процессе школьного изучения. Разве что вообразить себя этим Чацким сегодня, сейчас.

Похоже, именно так и сделал один из самых талантливых нынешних режиссеров Москвы Сергей Женовач, вложив в постановку немало сокровенного, очень личного. И произошло чудо: мы получили спектакль не только об одной, частной судьбе, но и о несовершенстве мира, об одиночестве лучших людей.

Две контрастные краски, два настроения составили рамку этого представления: Чацкий начала и конца спектакля. Вот он вбегает в дом Фамусова, о котором соскучился в долгой разлуке, внутренне собранный, элегантный, порывистый. Проснулись юношеские воспоминания, а еще Софья... «Как хороша!» В последней сцене перед нами человек, загнанный в угол. Гневные монологи Чацкого никому не нужны, и он произносит их словно бы только для себя, выражая свое внутреннее состояние. Говорить все эти, полные горечи, слова в центре сцены, публично просто смешно: жизнь чиновно-барской Москвы течет привычно, сама собой, и никакие филиппики ее ход не изменят. Дураки будут процветать, подлецы властвовать, светская чернь сплетничать и вальсировать на балах.

Прислонившись к глухой стене, Чацкий будет стоять один-одинешенек, а попытки его вырваться из теснящего круга преградят щиты-шлюзы — мобильные элементы оформления спектакля. Традиционно-бытовых декораций на сцене нет. Художник Александр Боровский заменил их системой плоскостей-экранов, которые, двигаясь, перестраиваясь, изображают то открывающуюся дверь, то стену парадного зала, то, как в финале, беспощадную клетку-жизнь, в тиски которой попал бедный Чацкий и которая угрожает его раздавить. Необычно, страшно... И — выразительно!

Сергей Женовач сделал, казалось бы, невозможное — прочитал текст великой комедии заново, словно бы в первый раз. В этом спектакле актеры говорят естественно и легко — как дышат, без всяких заметных «швов» включая в речевой оборот давно растащенные на пословицы и поговорки фразы. Можно даже сказать, что текст виртуозно разыгрывается, как музыкальная партитура, с тем чтобы выявить главное — внутреннюю драматургию, которая наполняет монологи Чацкого (Глеб Подгородинский), Фамусова (Юрий Соломин), Скалозуба (Виктор Низовой). Поражаешься современной адресности этого текста, адресности сатиры, — как будто сегодня написано... Воистину, классика не стареет!

Мастерски разработана и партитура мизансцен. Достаточно вспомнить бал у Фамусовых. Его многочисленные участники ни разу не собираются вместе, а словно бы невидимый круг выкатывает в центр сцены то одну, то другую группу, предоставляя им своеобразное соло, создавая дуэты, давая возможность показать себя и Хлестовой (Элина Быстрицкая), и старой графине Хрюминой (Ирина Ликсо), и нелепому Тугоуховскому (Юрий Каюров), и другим участникам фантасмагории московского «света», берущего на себя смелость карать или миловать.

Главный человеческий конфликт «Горя от ума», показанного Малым театром, вечен. Перед нами конфликт философский, вобравший мысли о жизни и ее смысле. Не только о нашей российской жизни. Поэтому спектакль получился грустным. Но при подобной концепции разве могло быть иначе?

Сергей Женовач поставил «Горе от ума» как очень лирическую пьесу. И тему, связанную с главным героем, подкрепил еще музыкально: от первой и до последней минуты действие сопровождает игра сидящего в одной из кулис небольшого классического оркестрика. А в самом начале спектакля пылал огонь в домашнем камине, потом погас. Таких многозначных деталей на сцене немало — их интересно разгадывать.

Автор: Юлия МАТАФОНОВА
Источник: Уральский рабочий
Дата: 21.04.2007


Дата публикации: 26.04.2007
ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА

«Горе от ума» в Малом театре

Боже мой, что за грустный спектакль! Это я о постановке пьесы Грибоедова, которую показал во время гастролей в Екатеринбурге прославившийся воплощением классики Малый театр. Только не удивляйтесь отсутствию привычных определений: сатирическая комедия, комедия-памфлет — это о постановках, что были раньше, но не об этой, появившейся на стыке веков, в 2000 году.

Многие театралы, конечно, знают знаменитый спектакль по грибоедовской пьесе с Михаилом Царевым в главной роли — видели «живьем» или в записи, которая, к счастью, сохранилась. Тот Чацкий запомнился обличителем, да и его любовь была возвышенно-романтической, страстной, хотя и чуть-чуть на котурнах, а монологи, безупречно отделанные вплоть до мельчайших деталей, разящими острыми стрелами летели в зал.

Тогда вообще так играли, немного пафосно. Вслушайтесь в записанные голоса великого Остужева в роли Отелло, Алисы Коонен, наших екатеринбургских корифеев — Дальской, Токаревой, Ильина. Театр был высоким служением. Представляю, как интересно и боязно было в наши дни обратиться к грибоедовскому шедевру, с холодной аналитичностью разъятому по частям в процессе школьного изучения. Разве что вообразить себя этим Чацким сегодня, сейчас.

Похоже, именно так и сделал один из самых талантливых нынешних режиссеров Москвы Сергей Женовач, вложив в постановку немало сокровенного, очень личного. И произошло чудо: мы получили спектакль не только об одной, частной судьбе, но и о несовершенстве мира, об одиночестве лучших людей.

Две контрастные краски, два настроения составили рамку этого представления: Чацкий начала и конца спектакля. Вот он вбегает в дом Фамусова, о котором соскучился в долгой разлуке, внутренне собранный, элегантный, порывистый. Проснулись юношеские воспоминания, а еще Софья... «Как хороша!» В последней сцене перед нами человек, загнанный в угол. Гневные монологи Чацкого никому не нужны, и он произносит их словно бы только для себя, выражая свое внутреннее состояние. Говорить все эти, полные горечи, слова в центре сцены, публично просто смешно: жизнь чиновно-барской Москвы течет привычно, сама собой, и никакие филиппики ее ход не изменят. Дураки будут процветать, подлецы властвовать, светская чернь сплетничать и вальсировать на балах.

Прислонившись к глухой стене, Чацкий будет стоять один-одинешенек, а попытки его вырваться из теснящего круга преградят щиты-шлюзы — мобильные элементы оформления спектакля. Традиционно-бытовых декораций на сцене нет. Художник Александр Боровский заменил их системой плоскостей-экранов, которые, двигаясь, перестраиваясь, изображают то открывающуюся дверь, то стену парадного зала, то, как в финале, беспощадную клетку-жизнь, в тиски которой попал бедный Чацкий и которая угрожает его раздавить. Необычно, страшно... И — выразительно!

Сергей Женовач сделал, казалось бы, невозможное — прочитал текст великой комедии заново, словно бы в первый раз. В этом спектакле актеры говорят естественно и легко — как дышат, без всяких заметных «швов» включая в речевой оборот давно растащенные на пословицы и поговорки фразы. Можно даже сказать, что текст виртуозно разыгрывается, как музыкальная партитура, с тем чтобы выявить главное — внутреннюю драматургию, которая наполняет монологи Чацкого (Глеб Подгородинский), Фамусова (Юрий Соломин), Скалозуба (Виктор Низовой). Поражаешься современной адресности этого текста, адресности сатиры, — как будто сегодня написано... Воистину, классика не стареет!

Мастерски разработана и партитура мизансцен. Достаточно вспомнить бал у Фамусовых. Его многочисленные участники ни разу не собираются вместе, а словно бы невидимый круг выкатывает в центр сцены то одну, то другую группу, предоставляя им своеобразное соло, создавая дуэты, давая возможность показать себя и Хлестовой (Элина Быстрицкая), и старой графине Хрюминой (Ирина Ликсо), и нелепому Тугоуховскому (Юрий Каюров), и другим участникам фантасмагории московского «света», берущего на себя смелость карать или миловать.

Главный человеческий конфликт «Горя от ума», показанного Малым театром, вечен. Перед нами конфликт философский, вобравший мысли о жизни и ее смысле. Не только о нашей российской жизни. Поэтому спектакль получился грустным. Но при подобной концепции разве могло быть иначе?

Сергей Женовач поставил «Горе от ума» как очень лирическую пьесу. И тему, связанную с главным героем, подкрепил еще музыкально: от первой и до последней минуты действие сопровождает игра сидящего в одной из кулис небольшого классического оркестрика. А в самом начале спектакля пылал огонь в домашнем камине, потом погас. Таких многозначных деталей на сцене немало — их интересно разгадывать.

Автор: Юлия МАТАФОНОВА
Источник: Уральский рабочий
Дата: 21.04.2007


Дата публикации: 26.04.2007