У НЕГО БЫЛО ОДНО ЗВАНИЕ – МИХАИЛ ЖАРОВ
Берешь в руки этот увесистый фолиант, включающий, помимо текста, большое количество замечательных по качеству фотографий, многие из которых уникальны, и сразу ясно: книга «
Михаил Жаров. Мои встречи с временем и людьми» - подарочная. И в выходных данных она определена издательством «АСТ-ПРЕСС КНИГА» как литературно-художественное издание. Зная, что этот том подготовлен в рамках Издательской программы правительства Москвы и выпущен тиражом 5 тысяч экземпляров, так и представляешь, как книга-подарок расходится по библиотекам России и бывших союзных республик в память о замечательном мастере театра и кино, поистине всенародном любимце.
Ведь куда бы ни приезжал с Малым театром Михаил Иванович Жаров, всюду зрители встречали его как близкого знакомого, как дорогого человека, воплотившего на сцене и экране лучшие черты героя своего времени. Своим талантом актер нес публике жизнеутверждающее начало, радость. После его спектаклей, фильмов люди выходили из театров и кинозалов с улыбкой на лицах. И сегодня в часы, когда телевидение демонстрирует (ах, как редко!) его фильмы, будь то кинокартины о Максиме, «Путевка в жизнь», «Иван Грозный», «Петр Первый», «Анна на шее», «Медведь» либо телефильмы, к примеру, о «деревенском детективе» Анискине, миллионы зрителей приникают к домашнему экрану, наслаждаясь нестареющим искусством выдающегося мастера.
Мемориальный сборник состоит (составитель и редактор Борис Поюровский) из воспоминаний самого Михаила Ивановича Жарова, опубликованных еще при жизни автора; впервые публикуемых дневниковых записей его жены, Майи Жаровой, увы, тоже уже покойной; статей Дай Смирновой и Натальи Пашкиной о работе Жарова в кино и на телевидении и его театральных ролях, а также включает раздел «Жаров глазами друзей». Завершает книгу составленный с научной тщательностью хронограф основных событий жизни и творчества, куда Нина Липатова также ввела фрагменты из газетных и журнальных интервью самого артиста, из рецензий в различных изданиях, включая «Московскую правду».
Большую часть книги составляют записки актера, которые он начал писать довольно давно, но довел их только до предвоенных лет. В какой-то мере большой период творческой жизни актера, скончавшегося в 1981 году, восполняют статьи народного артиста Советского Союза Жарова, в которых он размышляет о проблемах творчества, о назначении актера, о том, как искусство может влиять на формирование мировоззрения зрителя. И в воспоминаниях внимание автора сосредоточено на делах творческих, о своей частной жизни мемуарист пишет скупо, не вдаваясь ни в житейские вопросы, ни в подробности сугубо личного, семейного свойства. В том, что герой книги, фигура невероятно популярная, сегодня бы сказали - «медийная», защищает свою частную жизнь молчанием, есть что-то невероятно привлекательное. Какое достоинство и какой внутренний аристократизм у человека, вышедшего из среды рабочей Москвы! А ныне? Иной актер из кожи вон лезет, чтобы прослыть завсегдатаем светских тусовок, предстать персонажем гламурных сюжетов и скандальных хроник.
Герой книги обладал широкой русской натурой, он предстает перед читателями личностью, постоянно занятой кипучей деятельностью. Не только актерской, но и общественной: долгие годы Михаил Иванович исполнял должность общественного директора Центрального Дома актера. Скольким людям бескорыстно помог он, по скольким неотложным делам был успешным ходатаем!
Из статьи Б. Поюровского «Человек, не знавший слова «нет»...» я узнала, что в пору борьбы с «безродными космополитами» Михаил Иванович, добившись приема у всесильного Берии, вызволил арестованных родителей своей последней жены.
Кто-то прочтет эту книгу как повествование из серии «Жизнь замечательных людей». Узнает о том, как родившийся в октябре 1900 года Миша Жаров в детстве бредил кино и цирком, а пятнадцатилетним пареньком увлекся театром, как год проучился в студии под руководством Федора Федоровича Комиссаржевского, а закончив ее, уехал с группой актеров Первого передвижного фронтового театра на Восточный фронт Гражданской войны. (Потом бывал на фронтах Великой Отечественной.) Узнает читатель, как театр стал смыслом жизни Жарова, почему среди своих учителей он числил не одного Комиссаржевского, но Мейерхольда и Таирова. Как дважды молодой актер уезжал из Москвы в Бакинский театр, как проработал год в Казани...
И вот здесь возникает ощущение, что читаешь не мемуары, а умный, доходчиво, живо написанный учебник по актерскому мастерству. Автор дает в подробностях и в сравнении картины работы столичного и периферийного актера. То, что в молодости довелось освоить работу на провинциальных подмостках, где больше выпускается спектаклей, где больше актер занят, послужило Жарову великолепной школой, научило с ходу, как говорится, входить в спектакль, готовить роли быстро, что пригодилось потом для съемок в кино. Работая с великими режиссерами, Жаров учился у каждого, с кем его свела судьба. Однако и сам стремился дойти до глубин создаваемого характера, пусть сыграть надо было всего-навсего эпизод. Недаром кинорежиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг продолжили третьей частью трилогию о Максиме, чтобы Жаров сыграл там второстепенную роль.
Еще раз скажу: эта книга, подробно рассказывающая о пути актера к образу, о том, как выдающийся артист минувшего столетия искал и находил внешний облик, психологию, черты характера своих сценических и экранных созданий, может стать настольной книгой для человека, избравшего своей стезей актерскую профессию.
Закончить отклик на составленную вдумчиво, с глубоким пониманием театрального дела книгу хочу словами коллеги Михаила Ивановича по сцене прославленного Малого театра. Свои воспоминания Татьяна Панкова назвала так: «В театр входило солнышко».
Автор: Наталия БАЛАШОВА.
Источник: Московская правда
Дата: 19.04.2007