Новости

САМЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КОМАНДИР ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ

САМЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КОМАНДИР ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ

Евгений Самойлов говорил о своей профессии: «Я уверен, что актерство – Божье дело. Если моя игра помогает кому-то преодолеть отчаяние или стать добрее, это нравственный поступок». Сегодня со дня рождения легендарного актера исполняется 95 лет. Рассказывают «Новости культуры».

1954 год. Афиша театра имени Маяковского: Шекспир. «Гамлет», режиссер Николай Охлопков. В главной роли – Евгений Самойлов. Этот был театральный взрыв. Спектакль казался не просто шедевром мирового репертуара, а самой нужной, современной пьесой. На сцене появился «светлый, человечный Гамлет», психолог и мыслитель. «На меня это произвело какое-то убийственное впечатление. Знаете, мощь такая, как бифштекс с кровью, какой-то такой мочаловский темперамент», – рассказывает народный артист России Эдуард Марцевич.

Восторженная критика писала тогда о втором рождении артиста, а начиналось все в конце 20-х, когда еще школьника Евгения Самойлова друг уговорил за компанию прослушаться в частной театральной студии на Литейном. Друга не взяли, а свою фамилию в списке Самойлов нашел. Первым его педагогом стал корифей Александринки Николай Ходотов. После окончания школы был Ленинградский художественный политехникум, Театр под руководством Леонида Вивьена. Первые уроки мастерства, первые роли и знакомство с Мейерхольдом. Именно он уловил в молодом Самойлове яркий темперамент и склонность с героическим ролям.

Первая роль – Петр в «Лесе» Островского. Потом были «Эрнани», «Свадьба Кречинского», «Горе от ума» и «Одна жизнь» по роману Островского «Как закалялась сталь». Зритель последний спектакль не увидел, так как в 1938-м Театр Мейерхольда закрыли. При расставании ученик получил от мастера такую характеристику в служебном документе: «Самойлов – артист, который очень скоро займет на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов».

Широкая аудитория узнала его, прежде всего, как военного человека в кино. «Щорс» Довженко, «В шесть часов вечера после войны» Пырьева, «Сердца четырех» Юдина. «Он был самым красивым, самым благородным красным командиром: в пилотке, в гимнастерке. Мальчишки военных лет мечтали бежать на фронт, были влюблены в Красную Армию, хотели быть суворовцами, в каком-то смысле, из-за Самойлова», – полагает народный артист СССР, режиссер Леонид Хейфец. Большинство его героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и везде Самойлов ассоциировался с благородством, доблестью, верностью офицерской чести. «Природа создала такого и вовремя. Главное, что очень вовремя. Он был нужен», – добавляет Леонид Хейфец.

В театре он играл, как правило, своих современников, пока не пришел черед «Гамлета», теперь ставшего легендой. После смерти Охлопкова Самойлов перешел в Малый, который был его домом до последних дней. Десятки ролей: Мастаков в «Старике» Горького, Герцег Дориа в «Заговоре Фиеско в Генуе» Шиллера, Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче» Толстого. «Я играла там Мстиславскую, и когда вышел Евгений Валерианович и заговорил текстом высокой трагедии, рядом с ним существовать можно было только так. Не Самойлов неорганичен в этом, а все остальные не дотягивали», – говорит народная артистка России Людмила Титова. Последней работой Евгения Самойлова в театре стала роль Карпа – старого лакея в пьесе «Лес», – в которой он когда-то дебютировал у Мейерхольда.

Телеканал «Культура», 16.4.2007

Дата публикации: 16.04.2007
САМЫЙ БЛАГОРОДНЫЙ КРАСНЫЙ КОМАНДИР ЕВГЕНИЙ САМОЙЛОВ

Евгений Самойлов говорил о своей профессии: «Я уверен, что актерство – Божье дело. Если моя игра помогает кому-то преодолеть отчаяние или стать добрее, это нравственный поступок». Сегодня со дня рождения легендарного актера исполняется 95 лет. Рассказывают «Новости культуры».

1954 год. Афиша театра имени Маяковского: Шекспир. «Гамлет», режиссер Николай Охлопков. В главной роли – Евгений Самойлов. Этот был театральный взрыв. Спектакль казался не просто шедевром мирового репертуара, а самой нужной, современной пьесой. На сцене появился «светлый, человечный Гамлет», психолог и мыслитель. «На меня это произвело какое-то убийственное впечатление. Знаете, мощь такая, как бифштекс с кровью, какой-то такой мочаловский темперамент», – рассказывает народный артист России Эдуард Марцевич.

Восторженная критика писала тогда о втором рождении артиста, а начиналось все в конце 20-х, когда еще школьника Евгения Самойлова друг уговорил за компанию прослушаться в частной театральной студии на Литейном. Друга не взяли, а свою фамилию в списке Самойлов нашел. Первым его педагогом стал корифей Александринки Николай Ходотов. После окончания школы был Ленинградский художественный политехникум, Театр под руководством Леонида Вивьена. Первые уроки мастерства, первые роли и знакомство с Мейерхольдом. Именно он уловил в молодом Самойлове яркий темперамент и склонность с героическим ролям.

Первая роль – Петр в «Лесе» Островского. Потом были «Эрнани», «Свадьба Кречинского», «Горе от ума» и «Одна жизнь» по роману Островского «Как закалялась сталь». Зритель последний спектакль не увидел, так как в 1938-м Театр Мейерхольда закрыли. При расставании ученик получил от мастера такую характеристику в служебном документе: «Самойлов – артист, который очень скоро займет на театральном фронте одно из первых мест в армии советских артистов».

Широкая аудитория узнала его, прежде всего, как военного человека в кино. «Щорс» Довженко, «В шесть часов вечера после войны» Пырьева, «Сердца четырех» Юдина. «Он был самым красивым, самым благородным красным командиром: в пилотке, в гимнастерке. Мальчишки военных лет мечтали бежать на фронт, были влюблены в Красную Армию, хотели быть суворовцами, в каком-то смысле, из-за Самойлова», – полагает народный артист СССР, режиссер Леонид Хейфец. Большинство его героев принадлежало к воинскому сословию разных эпох, и везде Самойлов ассоциировался с благородством, доблестью, верностью офицерской чести. «Природа создала такого и вовремя. Главное, что очень вовремя. Он был нужен», – добавляет Леонид Хейфец.

В театре он играл, как правило, своих современников, пока не пришел черед «Гамлета», теперь ставшего легендой. После смерти Охлопкова Самойлов перешел в Малый, который был его домом до последних дней. Десятки ролей: Мастаков в «Старике» Горького, Герцег Дориа в «Заговоре Фиеско в Генуе» Шиллера, Шуйский в «Царе Федоре Иоанновиче» Толстого. «Я играла там Мстиславскую, и когда вышел Евгений Валерианович и заговорил текстом высокой трагедии, рядом с ним существовать можно было только так. Не Самойлов неорганичен в этом, а все остальные не дотягивали», – говорит народная артистка России Людмила Титова. Последней работой Евгения Самойлова в театре стала роль Карпа – старого лакея в пьесе «Лес», – в которой он когда-то дебютировал у Мейерхольда.

Телеканал «Культура», 16.4.2007

Дата публикации: 16.04.2007