ЕВДОКИЯ ДМИТРИЕВНА ТУРЧАНИНОВА
На этой странице собраны материалы, посвященные творчеству знаменитой русской советской актрисы Евдокии Дмитриевны Турчаниновой, в том числе ее собственные воспоминания об актерах, публиковавшиеся весной 2005 года, когда отмечалось 135-летие артистки.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Евдокия Турчанинова в роли миссис Хиггинс в комедии Б.Шоу «Пигмалион». Полная запись спектакля.
Е.Д.Турчанинова в роли Барабошевой. Запись 1951 года
Е.Д.Турчанинова в роли Барабошевой. Грознов — Н.К.Яковлев. Запись конца 1940-х гг.
Е.Д.Турчанинова читает монолог Мотыльковой из спектакля «Слава» В.Гусева. (0,8 Мб)
Е.Д.Турчанинова читает стихи А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова
Е.Д.Турчанинова читает русские народные сказки
ТУРЧАНИНОВА Евдокия Дмитриевна (2(14). III. 1870, Москва — 27.XII.1963, там же) – русская советская актриса. Народная артистка СССР (1943). По окончании драматических курсов при Московском театральном училище (ученица А. П. Ленского) была принята в 1891 году в Малый театр. Первая роль — Ульяна («Воевода» Островского, 1891). В молодости играла комедийные роли молодых девушек и травести, а также характерные и бытовые роли старух. Выдвинулась в роли Тани («Плоды просвещения», 1891). Следующие значительные работы Турчаниновой — Варвара («Гроза», 1892) и Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше» Островского, 1897), Лиза («Горе от ума», 1899). Обаяние, эмоциональность, непосредственность игры, проникнутой жизнерадостностью, юмором, обеспечили успех молодой актрисе. Особенно удавались ей роли, требующие умения исполнять народные песни и танцы (Турчанинова обладала хорошим голосом, училась пению у Э. К. Павловской): Дуня («Ночное» Стаховича, 1896), Палаша («Простушка и воспитанная» Д. Ленского, 1897), Анна Ивановна («Бедность не порок», 1898; все в постановке А. П. Ленского). Национальный характер дарования Турчаниновой раскрылся в ролях русского классического репертуара. Знаток родного языка, старого уклада жизни, Турчанинова воссоздавала разнообразные типы прошлого: Фекла Ивановна («Женитьба», 1896), Акулина Гавриловна («Женитьба Бальзаминова» Островского, 1896), Курицына («Грех да беда на кого не живет» Островского, 1910), Кухарка («Плоды просвещения», 1911), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «Женитьба Бальзаминова» Островского, обе в 1914), Старуха-крестьянка («Воевода» Островского, 1916), княгиня Тугоуховская («Горе от ума», 1917) и др. Типичная представительница искусства Малого театра, актриса театра Островского, исполнившая в его пьесах 76 ролей, Турчанинова главное внимание уделяла слову, характеризовала своих героинь прежде всего через своеобразие их произношения, мелодики, ритма и темпа речи. Одновременно с работой на основной сцене Малого театра Турчанинова в 1898-1907 выступала также в его молодежном филиале (т. н. Новый театр). в спектаклях, поставленных здесь А. П. Ленским, она с большим успехом исполняла роли: Марьи Антоновны («Ревизор», 1898), Леля («Снегурочка» Островского, 1900) и др. Т. играла и в пьесах западно-европейских драматургов, передавая своеобразие национальных характеров: Керубино («Свадьба Фигаро», 1899), Туанетта («Мнимый больной» Мольера, 1910), Като и Мадлон («Жеманницы» Мольера, обе в 1911), мистрис Форд («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1902) и др. Социальной остротой, типичностью, психологической глубиной, высоким мастерством отмечены образы, созданные Турчаниновой в советское время. В 1918-22 в выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах Турчанинова сыграла ряд новых ролей. Многие из них она вскоре исполнила на сцене Малого театра или его филиала: Анна Андреевна («Ревизор», 1919), в пьесах Островского — Домна Пантелеевна («Таланты и поклонники», 1922), Чебоксарова-мать («Бешеные деньги», 1922), Мурзавецкая («Волки и овцы, 1923), Устинья Наумовна («Свои люди — сочтемся», 1923), Кабаниха («Гроза», 1923), Барабошева («Правда — хорошо, а счастье лучше», 1923) и Мигачева («Не было ни гроша, да вдруг алтын», 1931). В этот период исполнение Турчаниновой ролей отрицательных персонажей носило сатирический характер. По-новому играла актриса роли Глумовой («На всякого мудреца...», 1923, 1941) и Турусиной (в той же пьесе, 1924, 1935), Чебоксаровой-матери («Бешеные деньги», 1933), Мурзавецкой («Волки и овцы», 1949) и др. Монументальный образ Мавры Тарасовны («Правда — хорошо...», 1941) занял центральное место в галерее сценических образов Турчаниновой. Владея искусством перевоплощения, Турчанинова достигала предельной естественности в игре. Высокой выразительностью отличались в исполнении Турчаниновой немые сцены. Тонкий психолог, она облекала свой замысел в четкую форму. Преображаясь внутренне, актриса пользовалась сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма — «Макбет», 1914; Галчиха — «Без вины виноватые», 1916, 1940, 1951). Новая грань дарования Евдокии Дмитриевны раскрылась в ролях г-жи Гранде («Евгения Гранде» по Бальзаку, 1939) и Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом. Музыкальность сценической речи, прочная внутренняя связь с партнерами характеризовали игру актрисы. Она утверждала и развивала лучшие традиции Малого театра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы. Среди ролей Турчаниновой в советский период в классическом репертуаре: Анфуса Тихоновна («Волки и овцы», 1920, 1944), Еремеевна («Недоросль», 1923), Балканиха («Растеряева улица» Нарокова по Успенскому, 1929), Богаевская («Варвары», 1941), миссис Хиггинс («Пигмалион» Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина («Живой труп», 1951). В пьесах сов. авторов: Горностаева («Любовь Яровая», 1926), Федосья Митрофановна («Последняя бабушка из Семигорья» Евдокимова, 1934), Мотылькова («Слава» Гусева, 1936), Арина Родионовна («Наш современник» Паустовского, 1949). Среди последних ролей — Горицвет («Крылья» Корнейчука, 1955), Крахоткина («Село Степанчиково» по Достоевскому, 1957), мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по Теккерею, 1959). Гос. пр. СССР в 1943 (за многолетние выдающиеся достижения) и 1948 (за участие в спектакле «Великая сила» Ромашова). Выйдя из состава труппы в 1959, Турчанинова по 1961 изредка продолжала выступать на сцене Малого театра. Евдокия Дмитриевна выступала также как мастер художественного слова. С 1910 вела педагогическую работу; в 1918-23 преподавала на драматических курсах при Малом театре.
Наследие Е. Д. Турчаниновой в собрании Гостелерадиофонда поистине бесценно! Это литературные произведения, русские народные сказки, сказы, радиоспектакли, сцены и спектакли Государственного академического Малого театра с участием Е. Д. Турчаниновой – около 100 записей. Это спектакли, сцены из спектаклей А. Н. Островского: «Бедность не порок», «Без вины виноватые», «В чужом пиру похмелье», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда – хорошо, а счастье лучше», «Гроза» (сцена). Записи 40-50-х годов, «Горе от ума» А. Грибоедова (запись 1945 г.) и многие другие. Ее партнерами были: П. Садовский, М. Царев, В. Рыжова, А. Яблочкина, И. Ликсо, В. Владиславский, Н. Рыжов, П. Богатыренко, И. Ильинский, Н. Анненков, Е. Гоголева…
В коллекции ГТРФ есть запись творческого вечера Евдокии Турчаниновой, сделанная в 1949г., юбилейного вечера – 65 лет на сцене (запись 1958 г.). Выступление великой актрисы на вечере, посвященном 30-летию Советской Армии, о поездках на фронт с концертами в годы Великой Отечественной войны, о счастье выступать перед фронтовиками (запись 1948 г.). Выступление на вечере, посвященном рождению молодежных театров (запись 1958 г.). В имеющейся радиокомпозиции «Турчанинова в воспоминаниях современников», включены выступления М. Царева, Е. Гоголевой, О. Хорьковой, И. Ильинского, С. Фадеевой о личности и творчестве Евдокии Турчаниновой.
Соч.: Статьи, воспоминания, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959.
Лит.: Щепкина-Куперник Т. Л., Е.Д. Турчанинова, в кн.: Дни моей жизни, М., 1928, с. 234-48;
Мастера советского театра в пьесах А. Н. Островского. Зарисовки В. Руднева. Текст С. Н. Дурылина, М., 1939, с. 119-22, 143-46;
Филиппов в л., Е. Д. Турчанинова, M.-Л., 1948;
Каверин Ф. Н., Евдокия Дмитриевна Турчанинова, в сб.: Е. Д. Турчанинова, М., 1959; Филиппова Е. В., Творческий путь Е. Д. Турчаниновой, там же;
Никольский Б. И., Е. Д. Турчанинова в пьесах русской и западной классической драматургии, там же.
ПУБЛИКАЦИИ:
Статьи актрисы из книги «Творческий путь Е.Д. Турчаниновой» (М., ВТО, 1959)
О СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА ФЕДОТОВА
АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ ЛЕНСКИЙ
ОСИП АНДРЕЕВИЧ ПРАВДИН
ФЕДОР ПЕТРОВИЧ ГОРЕВ
НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВНА НИКУЛИНА
НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ ВАСИЛЬЕВ
ИВАН АНДРЕЕВИЧ РЫЖОВ
НИКОЛАЙ КАПИТОНОВИЧ ЯКОВЛЕВ
НИКОЛАЙ ФЕДОСЕЕВИЧ КОСТРОМСКОЙ
АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ОСТУЖЕВ
МИХАИЛ ФРАНЦЕВИЧ ЛЕНИН
РОЛИ ЕВДОКИИ ДМИТРИЕВНЫ ТУРЧАНИНОВОЙ
Е.В.Филиппова «Евдокия Дмитриевна Турчанинова в роли миссис Хиггинс». Из статьи «Творческий путь Е.Д.Турчаниновой»
Ф.Н.Каверин Евдокия Дмитриевна Турчанинова
Б.И. Никольский Е.Д. Турчанинова в пьесах русской и западной классической драматургии
Элина Быстрицкая о Евдокии Турчаниновой
Легенды Малого театра. Евдокия Турчанинова
Т.Л. Щепкина-Куперник
«Из воспоминаний об актерах Малого театра». Евдокия Дмитриевна Турчанинова.
ИНТЕРВЬЮ С ТУРЧАНИНОВОЙ… ЧЕРЕЗ 48 ЛЕТ. Абрам ШТЕЙН, «Вечерняя Москва» 16 декабря 1996 года
А.А.Яблочкина ««75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ» ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ТУРЧАНИНОВА, ЯКОВЛЕВ, КЛИМОВ