Новости

ЭДУАРД МАРЦЕВИЧ: ПОБОЛЬШЕ ДУШИ, СЕРДЦА - ЭТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ

ЭДУАРД МАРЦЕВИЧ: ПОБОЛЬШЕ ДУШИ, СЕРДЦА - ЭТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ

В канун Нового года народный артист России Эдуард Марцевич отметил свой 70-летний юбилей. А в 1959 году яркий дебют в театре им. Маяковского сразу принес молодому актеру широкую известность. Редкая удача для студента театрального училища - сразу сыграть Гамлета... Потом были еще главные роли, режиссерские постановки в Малом театре. Актер снялся почти в 70 художественных и телевизионных фильмах, среди них широко известные картины «Отцы и дети», «Война и мир», «Идеальный муж», «Государственная граница», «Зеленый фургон».

- Эдуард Евгеньевич, вы сознательно выбрали актерскую дорогу?

- Это произошло как-то само собой. Родился и первые три месяца своей жизни провел в Тбилиси, затем семья жила в Баку. Мой отец, Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работал в Бакинском драматическом театре, вел студию. С двух лет я выступал дома перед гостями, потом сочинял какие-то пьесы про партизан и революционеров, мы ставили их в школьной самодеятельности. После войны попал в Вильнюс. Отец тогда совмещал работу в Вильнюсском драматическом театре с преподаванием в драматическом кружке в клубе связи. Я записался во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения и конечно же драматический. Наверное, тогда окончательно и состоялся мой жизненный выбор. В Москву на вступительные экзамены в театральный вуз я отправился, в общем-то, смело, без колебаний, ведь у меня за плечами был большой опыт актерской работы в спектаклях строгого отца! Но вдруг на экзамене в ГИТИСе мне сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС шли туры в других театральных школах, и меня зачислили в Театральное училище им. М. С. Щепкина на курс знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова. Наш курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе со мной учились народные артисты России Нелли Корниенко и Станислав Любшин.

- Ваша творческая карьера также началась в театре им. Маяковского, хотя учились вы в Театральном училище при Малом театре...

- Судьба так распорядилась, что первые десять лет после училища я работал в театре им. Маяковского рядом с такими замечательными мастерами, как Евгений Самойлов, Галина Анисимова и другими. А получилось так, что незадолго до выпускных экзаменов в училище я увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в главной роли. Образ Гамлета-Самойлова из знаменитого спектакля 50-х годов, поставленного в театре им. Маяковского, меня потряс. Я все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок, показал его своим сокурсникам. Кто-то из «маяковцев» оказался на показе и предложил выступить в роли перед самим художественным руководителем театра Николаем Павловичем Охлопковым. А после выступления последовало приглашение на роль Гамлета в театр. Более счастливого человека, чем я был в те минуты, представить себе невозможно. Еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое неожиданное и лестное предложение! Потом я играл центральные роли во многих ведущих спектаклях: «Иркутской истории» А. Арбузова, «Как поживаешь, парень?» В. Пановой, «Проводы белых ночей». А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, где сыграл заглавную роль - одну из сложнейших в классическом репертуаре. Бог меня не обидел. Это была моя школа прикосновения к большому актерству. И конечно, встреча с таким великим режиссером, как Николай Павлович Охлопков, дала мне фундамент в моей профессии.

- Жизнь, карьера складываются удачно, но вы вдруг уходите из «Маяковки»...

- Я уехал сниматься в первом советско-итальянском фильме «Красная палатка» , в котором мне довелось играть с Клаудией Кардинале, Шоном Коннери, Юрием Соломиным, Никитой Михалковым и другими талантливыми актерами, а после съемок, в силу разных причин, в театр им. Маяковского уже не вернулся.

Перешел в Малый театр и с тех пор вот уже 38-й сезон работаю в нем. Сыграл Мешема в «Стакане воды» , Дон Жуана в «Каменном хозяине» , Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях». Но мне тогда казалось актерства мало, и я уехал в Паневежис учиться режиссуре к Юозасу Мильтинису, литовскому Станиславскому. Впоследствии поставил более десяти спектаклей. Когда руководителем Малого театра стал Юрий Мефодьевич Соломин, он дал мне возможность поставить спектакли «Отец» А. Стриндберга, «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Островского, а пять лет назад поставил «Воскресение» по роману Л. Толстого. Эта пьеса-памфлет, в которой я стремился обнажить перед сегодняшним зрителем духовно-нравственные искания героев, показать перерождение человека.

- На ваш взгляд, эта тема не устарела?

- Ни в коем случае. Думаю, сейчас надо возвращаться к духовному, к человеческому. Необходимо возрождение, в том числе и в искусстве. В противном случае мы погрязнем в потрясании телом и поднимании ног, что свойственно первобытным людям. Может, я человек XX, а не XXI века и смотрю на жизнь в первую очередь с точки зрения духовности, души, разума, сердца.

- В свое время вы играли Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях», Алешу в «Униженных и оскорбленных». Сейчас эти образы молодых людей актуальны?

- Это классические образы - добрые, чистые, живые, влюбленные молодые люди. Не хочу ничего плохого сказать о современной молодежи, но ей сейчас иногда не хватает именно этого. Хотелось бы видеть в них побольше души, сердца - это дает человеку крылья. Ведь когда рождается ребенок, он слаб, раним. Но его жизнь идет, и постепенно человек изменяется, надевает на себя защитный панцирь. Актерская задача - разбудить в нем доброту, человечность. Поэтому я и работаю в таком классическом театре, как Малый. В нем идет уже проверенный временем классический репертуар. Хотя не исключаю, чтобы на сцене были и эксперименты, новые актерские и режиссерские искания. У нас прекрасная молодежь в Малом театре, замечательные взаимоотношения актеров и какой-то домашний дух. Я люблю свой театр за то, что там все как родные.

- Чего вы не приемлете в людях?

- Предательства. Можно понять и простить, если человек совершил ошибку. Но когда предают люди, с которыми связывает многолетняя дружба, это отвратительно.

- Что, по-вашему, нужно для успеха в жизни?

- Прежде всего, необходимо почувствовать свое предназначение, поверить в него и служить ему. Тогда все получится.

- Вы сыграли немало отрицательных персонажей, даже негодяев. Не боялись, что это амплуа «приклеится»?

- Нет, мне было интересно играть острые, характерные роли, в том числе и отрицательные. Например, два года назад в телесериале «Боец» я сыграл роль этакого пахана в зоне строгого режима. Пришлось заучивать незнакомый лексикон, вникать в психологию героя, вживаться в образ. Для меня это было новым.

- В каких ролях заняты сейчас?

- Сейчас снимаюсь в фильме Сергея Соловьева «Анна Каренина» , где играю князя Щербацкого, отца Кити. Но . все же мне ближе театр. Я не мог бы посвятить свою жизнь только кино. Конечно, кино приносит большую популярность, но в театре есть живой, непосредственный контакт и взаимосвязь со зрителем, происходит оттачивание актерского мастерства. Мне это ближе.

- Что бы вы пожелали читателям нашей газеты в наступившем году?

- Сегодняшняя жизнь достаточно сложная. Поэтому необходимо, прежде всего, найти взаимопонимание друг с другом. Желаю всем спокойствия в душе, терпения, если есть какие-то трудности, и, конечно, здоровья, успехов в делах, благополучия.

Беседовала Татьяна Карпова
Источник: Россiя
Дата: 11.01.2007


Дата публикации: 11.01.2007
ЭДУАРД МАРЦЕВИЧ: ПОБОЛЬШЕ ДУШИ, СЕРДЦА - ЭТО ДАЕТ ЧЕЛОВЕКУ КРЫЛЬЯ

В канун Нового года народный артист России Эдуард Марцевич отметил свой 70-летний юбилей. А в 1959 году яркий дебют в театре им. Маяковского сразу принес молодому актеру широкую известность. Редкая удача для студента театрального училища - сразу сыграть Гамлета... Потом были еще главные роли, режиссерские постановки в Малом театре. Актер снялся почти в 70 художественных и телевизионных фильмах, среди них широко известные картины «Отцы и дети», «Война и мир», «Идеальный муж», «Государственная граница», «Зеленый фургон».

- Эдуард Евгеньевич, вы сознательно выбрали актерскую дорогу?

- Это произошло как-то само собой. Родился и первые три месяца своей жизни провел в Тбилиси, затем семья жила в Баку. Мой отец, Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работал в Бакинском драматическом театре, вел студию. С двух лет я выступал дома перед гостями, потом сочинял какие-то пьесы про партизан и революционеров, мы ставили их в школьной самодеятельности. После войны попал в Вильнюс. Отец тогда совмещал работу в Вильнюсском драматическом театре с преподаванием в драматическом кружке в клубе связи. Я записался во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения и конечно же драматический. Наверное, тогда окончательно и состоялся мой жизненный выбор. В Москву на вступительные экзамены в театральный вуз я отправился, в общем-то, смело, без колебаний, ведь у меня за плечами был большой опыт актерской работы в спектаклях строгого отца! Но вдруг на экзамене в ГИТИСе мне сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС шли туры в других театральных школах, и меня зачислили в Театральное училище им. М. С. Щепкина на курс знаменитого актера, режиссера и педагога Константина Александровича Зубова. Наш курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе со мной учились народные артисты России Нелли Корниенко и Станислав Любшин.

- Ваша творческая карьера также началась в театре им. Маяковского, хотя учились вы в Театральном училище при Малом театре...

- Судьба так распорядилась, что первые десять лет после училища я работал в театре им. Маяковского рядом с такими замечательными мастерами, как Евгений Самойлов, Галина Анисимова и другими. А получилось так, что незадолго до выпускных экзаменов в училище я увидел в концертном исполнении отрывок из трагедии Шекспира «Гамлет» с Евгением Валериановичем Самойловым в главной роли. Образ Гамлета-Самойлова из знаменитого спектакля 50-х годов, поставленного в театре им. Маяковского, меня потряс. Я все думал о роли Гамлета. Подготовил самостоятельно отрывок, показал его своим сокурсникам. Кто-то из «маяковцев» оказался на показе и предложил выступить в роли перед самим художественным руководителем театра Николаем Павловичем Охлопковым. А после выступления последовало приглашение на роль Гамлета в театр. Более счастливого человека, чем я был в те минуты, представить себе невозможно. Еще студент, еще не сдал выпускных экзаменов, а тут такое неожиданное и лестное предложение! Потом я играл центральные роли во многих ведущих спектаклях: «Иркутской истории» А. Арбузова, «Как поживаешь, парень?» В. Пановой, «Проводы белых ночей». А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, где сыграл заглавную роль - одну из сложнейших в классическом репертуаре. Бог меня не обидел. Это была моя школа прикосновения к большому актерству. И конечно, встреча с таким великим режиссером, как Николай Павлович Охлопков, дала мне фундамент в моей профессии.

- Жизнь, карьера складываются удачно, но вы вдруг уходите из «Маяковки»...

- Я уехал сниматься в первом советско-итальянском фильме «Красная палатка» , в котором мне довелось играть с Клаудией Кардинале, Шоном Коннери, Юрием Соломиным, Никитой Михалковым и другими талантливыми актерами, а после съемок, в силу разных причин, в театр им. Маяковского уже не вернулся.

Перешел в Малый театр и с тех пор вот уже 38-й сезон работаю в нем. Сыграл Мешема в «Стакане воды» , Дон Жуана в «Каменном хозяине» , Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях». Но мне тогда казалось актерства мало, и я уехал в Паневежис учиться режиссуре к Юозасу Мильтинису, литовскому Станиславскому. Впоследствии поставил более десяти спектаклей. Когда руководителем Малого театра стал Юрий Мефодьевич Соломин, он дал мне возможность поставить спектакли «Отец» А. Стриндберга, «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Островского, а пять лет назад поставил «Воскресение» по роману Л. Толстого. Эта пьеса-памфлет, в которой я стремился обнажить перед сегодняшним зрителем духовно-нравственные искания героев, показать перерождение человека.

- На ваш взгляд, эта тема не устарела?

- Ни в коем случае. Думаю, сейчас надо возвращаться к духовному, к человеческому. Необходимо возрождение, в том числе и в искусстве. В противном случае мы погрязнем в потрясании телом и поднимании ног, что свойственно первобытным людям. Может, я человек XX, а не XXI века и смотрю на жизнь в первую очередь с точки зрения духовности, души, разума, сердца.

- В свое время вы играли Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях», Алешу в «Униженных и оскорбленных». Сейчас эти образы молодых людей актуальны?

- Это классические образы - добрые, чистые, живые, влюбленные молодые люди. Не хочу ничего плохого сказать о современной молодежи, но ей сейчас иногда не хватает именно этого. Хотелось бы видеть в них побольше души, сердца - это дает человеку крылья. Ведь когда рождается ребенок, он слаб, раним. Но его жизнь идет, и постепенно человек изменяется, надевает на себя защитный панцирь. Актерская задача - разбудить в нем доброту, человечность. Поэтому я и работаю в таком классическом театре, как Малый. В нем идет уже проверенный временем классический репертуар. Хотя не исключаю, чтобы на сцене были и эксперименты, новые актерские и режиссерские искания. У нас прекрасная молодежь в Малом театре, замечательные взаимоотношения актеров и какой-то домашний дух. Я люблю свой театр за то, что там все как родные.

- Чего вы не приемлете в людях?

- Предательства. Можно понять и простить, если человек совершил ошибку. Но когда предают люди, с которыми связывает многолетняя дружба, это отвратительно.

- Что, по-вашему, нужно для успеха в жизни?

- Прежде всего, необходимо почувствовать свое предназначение, поверить в него и служить ему. Тогда все получится.

- Вы сыграли немало отрицательных персонажей, даже негодяев. Не боялись, что это амплуа «приклеится»?

- Нет, мне было интересно играть острые, характерные роли, в том числе и отрицательные. Например, два года назад в телесериале «Боец» я сыграл роль этакого пахана в зоне строгого режима. Пришлось заучивать незнакомый лексикон, вникать в психологию героя, вживаться в образ. Для меня это было новым.

- В каких ролях заняты сейчас?

- Сейчас снимаюсь в фильме Сергея Соловьева «Анна Каренина» , где играю князя Щербацкого, отца Кити. Но . все же мне ближе театр. Я не мог бы посвятить свою жизнь только кино. Конечно, кино приносит большую популярность, но в театре есть живой, непосредственный контакт и взаимосвязь со зрителем, происходит оттачивание актерского мастерства. Мне это ближе.

- Что бы вы пожелали читателям нашей газеты в наступившем году?

- Сегодняшняя жизнь достаточно сложная. Поэтому необходимо, прежде всего, найти взаимопонимание друг с другом. Желаю всем спокойствия в душе, терпения, если есть какие-то трудности, и, конечно, здоровья, успехов в делах, благополучия.

Беседовала Татьяна Карпова
Источник: Россiя
Дата: 11.01.2007


Дата публикации: 11.01.2007