Новости

ПОРОК И ДОБРОДЕТЕЛЬ

ПОРОК И ДОБРОДЕТЕЛЬ

В Малом театре, на сцене филиала, появилась еще одна пьеса А.Н.Островского — «Бедность не порок». Поразительная пьеса, в самый момент своего появления, как известно, не только расколовшая общество, но и внесшая немалую смуту в отношения драматурга с М.С.Щепкиным, не принявшим поначалу «Бедность не порок» и ответившим на девиз Островского довольно ехидным дополнением: «Да и пьянство - не добродетель». Александр Коршунов поставил пьесу Островского на редкость современно, живо, без излишних назиданий, прочитав ее как святочную историю, расцвеченную песнями, обрядами, которых мы или вовсе не знали, или основательно подзабыли. Молодые артисты Малого театра (а они, в основном, и заняты в спектакле) играют с удивительным азартом, с любовью к своим персонажам, с тем чувством, которое сегодня называют «драйвом». Наверное, слово это не слишком подходит к литературному материалу — немного архаичному, достаточно назидательному, но режиссер легко, ненавязчиво смещает акцент, и перед нами раскрываются страницы истории трогательной и печальной, радостной и поучительной одновременно. Любим Торцов, тонко и точно сыгранный самим Александром Коршуновым, в этой истории становится менее всего обличителем дурных нравов — он, скорее, жертва этих нравов, и ему хочется, наконец, перестать слоняться по свету со своими обличениями, а просто пожить в тихом и уютном углу рядом с племянницей Любашей (Л.Ещенко) и ее мужем Митей (Г.Скряпкин).

Пожить, наслаждаясь чужой молодостью и нерастраченным весельем собственной души. Этот Любим ходит, словно приплясывая, не от того, что пьян, а от того, что не изжилось в нем веселье, задор — именно те черты, которые мы определяли всегда как «народность» и за которые и досталось Александру Николаевичу от первых критиков пьесы. Сегодня, спустя сто пятьдесят с лишним лет после создания пьесы «Бедность не порок», было бы, наверное, несколько наивно и забавно прочитать ее с тем пафосом, который вкладывал молодой драматург в свое сочинение. Поэтому и находит режиссер иной срез событий и нашего восприятия этих событий. Художник Ольга Коршунова создает на сцене пленительный мир русской зимы — снежной, чистой, светлой, когда двор дома становится пространством для игр, плясок, когда, кажется, даже дышится иначе при каждом повороте сценического круга и летящих с неба снежинках. И так восхитительны колядки, обрядовые песни и пляски (руководитель вокальной группы — художественный руководитель ансамбля «Сирин» А.Котов, балетмейстер АЛещинский)!.. Малый театр остается верен себе во все времена — и в спектакле «Бедность не порок» органично сочетаются мотивы поведения «живых людей» с атмосферой — пряной, завораживающей — той самой «народности», что так захватывала молодого драматурга. Разумеется, многое далеко ушло от нас, но разве не современны по сей день мечты Гордея Карпыча Торцова, замечательно сыгранного Д.Козновым, жить в свое удовольствие в Москве, ощущая себя барином на западный манер, или чаяния Любима Торцова притулиться к теплым и родным людям? В сущности, перед нами самая простая из простых историй — любовь девушки, ее желание выйти замуж за любимого, трогательная и бессильная поддержка матери (Т.Лебедева), жестокий разгул фабриканта Коршунова (К.Демин), стремящегося во что бы то ни стало жениться на молоденькой и терзать ее своей ревностью и благодетельствовать своими дарами и, наконец, благополучное разрешение всех конфликтов. Святочная история! — чистая и светлая, так же чисто и светло воплощенная режиссером Александром Коршуновым и молодыми артистами труппы Малого. Кроме тех, кто уже упомянут на страницах, необходимо назвать и С.Потапова (Гриша Разлюляев) — этот молодой купчик, кажется, вобрал в себя всю дикость «темного царства» и все обаяние юности; О.Жевакину, которая в небольшой роли подруги Любови Гордеевны Лизы умудряется мимикой, жестами, безмолвным участием в сценах создать характер яркий и интересный. Да и все артисты играют, повторюсь, азартно и заразительно. Может быть, именно поэтому и смотрит с нескрываемым наслаждением спектакль «Бедность не порок» молодой зал. Я не знаю, какой урок выносят они из спектакля, но уходят из театра с ощущением того, что справедливость в мире все-таки существует, а жизнь прекрасна - своим кружащимся над головой снегом, всполохами заходящего зимнего солнца, народными праздниками, когда позволено гораздо больше, чем в будни, тем, что, в конце концов, заветные мечты сбываются, а молодость — это изумительная пора, когда человек только еще начинает познавать самого себя. Но именно в эту пору жизни он должен понять нечто очень и очень важное, то, что впоследствии и станет его жизнью. Той самой, в которой и «бедность - не порок, да и пьянство — не добродетель»...

Наталья Старосельская
«Страстной бульвар, 10», №3-93 2006

Дата публикации: 29.12.2006
ПОРОК И ДОБРОДЕТЕЛЬ

В Малом театре, на сцене филиала, появилась еще одна пьеса А.Н.Островского — «Бедность не порок». Поразительная пьеса, в самый момент своего появления, как известно, не только расколовшая общество, но и внесшая немалую смуту в отношения драматурга с М.С.Щепкиным, не принявшим поначалу «Бедность не порок» и ответившим на девиз Островского довольно ехидным дополнением: «Да и пьянство - не добродетель». Александр Коршунов поставил пьесу Островского на редкость современно, живо, без излишних назиданий, прочитав ее как святочную историю, расцвеченную песнями, обрядами, которых мы или вовсе не знали, или основательно подзабыли. Молодые артисты Малого театра (а они, в основном, и заняты в спектакле) играют с удивительным азартом, с любовью к своим персонажам, с тем чувством, которое сегодня называют «драйвом». Наверное, слово это не слишком подходит к литературному материалу — немного архаичному, достаточно назидательному, но режиссер легко, ненавязчиво смещает акцент, и перед нами раскрываются страницы истории трогательной и печальной, радостной и поучительной одновременно. Любим Торцов, тонко и точно сыгранный самим Александром Коршуновым, в этой истории становится менее всего обличителем дурных нравов — он, скорее, жертва этих нравов, и ему хочется, наконец, перестать слоняться по свету со своими обличениями, а просто пожить в тихом и уютном углу рядом с племянницей Любашей (Л.Ещенко) и ее мужем Митей (Г.Скряпкин).

Пожить, наслаждаясь чужой молодостью и нерастраченным весельем собственной души. Этот Любим ходит, словно приплясывая, не от того, что пьян, а от того, что не изжилось в нем веселье, задор — именно те черты, которые мы определяли всегда как «народность» и за которые и досталось Александру Николаевичу от первых критиков пьесы. Сегодня, спустя сто пятьдесят с лишним лет после создания пьесы «Бедность не порок», было бы, наверное, несколько наивно и забавно прочитать ее с тем пафосом, который вкладывал молодой драматург в свое сочинение. Поэтому и находит режиссер иной срез событий и нашего восприятия этих событий. Художник Ольга Коршунова создает на сцене пленительный мир русской зимы — снежной, чистой, светлой, когда двор дома становится пространством для игр, плясок, когда, кажется, даже дышится иначе при каждом повороте сценического круга и летящих с неба снежинках. И так восхитительны колядки, обрядовые песни и пляски (руководитель вокальной группы — художественный руководитель ансамбля «Сирин» А.Котов, балетмейстер АЛещинский)!.. Малый театр остается верен себе во все времена — и в спектакле «Бедность не порок» органично сочетаются мотивы поведения «живых людей» с атмосферой — пряной, завораживающей — той самой «народности», что так захватывала молодого драматурга. Разумеется, многое далеко ушло от нас, но разве не современны по сей день мечты Гордея Карпыча Торцова, замечательно сыгранного Д.Козновым, жить в свое удовольствие в Москве, ощущая себя барином на западный манер, или чаяния Любима Торцова притулиться к теплым и родным людям? В сущности, перед нами самая простая из простых историй — любовь девушки, ее желание выйти замуж за любимого, трогательная и бессильная поддержка матери (Т.Лебедева), жестокий разгул фабриканта Коршунова (К.Демин), стремящегося во что бы то ни стало жениться на молоденькой и терзать ее своей ревностью и благодетельствовать своими дарами и, наконец, благополучное разрешение всех конфликтов. Святочная история! — чистая и светлая, так же чисто и светло воплощенная режиссером Александром Коршуновым и молодыми артистами труппы Малого. Кроме тех, кто уже упомянут на страницах, необходимо назвать и С.Потапова (Гриша Разлюляев) — этот молодой купчик, кажется, вобрал в себя всю дикость «темного царства» и все обаяние юности; О.Жевакину, которая в небольшой роли подруги Любови Гордеевны Лизы умудряется мимикой, жестами, безмолвным участием в сценах создать характер яркий и интересный. Да и все артисты играют, повторюсь, азартно и заразительно. Может быть, именно поэтому и смотрит с нескрываемым наслаждением спектакль «Бедность не порок» молодой зал. Я не знаю, какой урок выносят они из спектакля, но уходят из театра с ощущением того, что справедливость в мире все-таки существует, а жизнь прекрасна - своим кружащимся над головой снегом, всполохами заходящего зимнего солнца, народными праздниками, когда позволено гораздо больше, чем в будни, тем, что, в конце концов, заветные мечты сбываются, а молодость — это изумительная пора, когда человек только еще начинает познавать самого себя. Но именно в эту пору жизни он должен понять нечто очень и очень важное, то, что впоследствии и станет его жизнью. Той самой, в которой и «бедность - не порок, да и пьянство — не добродетель»...

Наталья Старосельская
«Страстной бульвар, 10», №3-93 2006

Дата публикации: 29.12.2006