Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«К 140-летию со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной» А.А.ЯБЛОЧКИНА «75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ»

«К 140-летию со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной»

А.А.ЯБЛОЧКИНА «75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОЛГ АРТИСТА (окончание)

К ЧИТАТЕЛЮ
СЕМЬЯ ЯБЛОЧКИНЫХ (начало)
СЕМЬЯ ЯБЛОЧКИНЫХ (продолжение)
СЕМЬЯ ЯБЛОЧКИНЫХ (окончание)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (начало)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (продолжение)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (продолжение)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (окончание)
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ГЛИКЕРИЯ ФЕДОТОВА
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. МАРИЯ ЕРМОЛОВА
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. АЛЕКСАНДР ЛЕНСКИЙ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ПАВЕЛ ХОХЛОВ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. АЛЕКСАНДР ЮЖИН
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. МАКШЕЕВ, РЫБАКОВ, САДОВСКИЕ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ-РЫЖОВЫ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ТУРЧАНИНОВА. ЯКОВЛЕВ. КЛИМОВ
МАЛЫЙ ТЕАТР И МХТ
НОВАЯ ЭРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОЛГ АРТИСТА (начало)

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда организовался Профессиональный союз работников искусства, защита прав и интересов актеров перешла, естественно, в его ведение. Поэтому некоторые театральные деятели решили, что раз часть функций Общества отходит к союзу, Общество должно быть ликвидировано. Мы же, работавшие в его Совете и знавшие все стороны деятельности Театрального общества, всеми силами пытались сохранить его. Немало» усилий пришлось затратить Совету, чтобы отстоять право Общества на дальнейшее существование. Надо было найти такие формы работы, которые соответствовали бы требованиям новой эпохи.
Большую роль в сохранении Общества сыграл Николай Попов, помогавший находить на первых порах и живые формы новой работы РТО и аргументацию в защиту необходимости его существования.

Бережное и внимательное отношение руководителей партии и советского правительства к нам, актерам, и к тем из нас, кто работал в Театральном обществе, побуждало еще энергичнее бороться за дальнейшее развитие деятельности Общества.
Одним из решающих вопросов существования Театрального общества был вопрос, где взять средства, деньги? При царизме средства, которые позволяли Обществу сводить концы с концами, черпались из благотворительных источников: концерты и спектакли, сборы, проводившиеся по всем театрам страны в определенно установленный День актера, и, наконец, всякого рода частные пожертвования. Все эта давало возможность как-то существовать и помогать нуждающимся.
Естественно, что советское правительство нашло нужным в корне изменить такое положение вещей. Все вокруг переменилось. Размах этих перемен мы ощущали на каждом шагу, и нам казалось, что найдется дело и для Театрального общества. Признав полезным и плодотворным участие Театрального общества в строительстве социалистической культуры, партия и правительство предоставили нам такие возможности, о которых раньше не приходилось и мечтать.

Кто-то сказал, что деятельность РТО в дореволюционный период была выражением скрытых сил русской театральной общественности и что настоящее раскрытие эти силы получили только после Великой Октябрьской революции. Это действительно так. Мы перестали тратить силы тщетно — мы стали расходовать их с пользой, не встречая препятствий. Ибо, если раньше всегда нужно было просить, спорить, ходатайствовать и столь часто переживать обиду и огорчение отказа, то теперь нам помогали, нас выслушивали, нам шли навстречу, нам верили.

Это необычайно облегчило нашу работу. А когда мы получили постоянный источник средств для своей деятельности, жизнь Общества изменилась в корне. Обществу разрешили организовать фабрики грима (в Москве и Ленинграде), потом к ним прибавились и другие предприятия, такие, как производство театральной бутафории, париков, театральных кукол и т. д. Доходы от этих фабрик по специальному разрешению пополняют кассу ВТО и дают основу для самых разных начинаний, для ведения творческой работы Общества.

После того как профессиональные союзы взяли на себя вопросы правового порядка, перед ВТО стала новая, благородная задача — принять широкое участие в строительстве социалистической культуры, что определило направление всей его деятельности. Вот почему творческие вопросы стали центром внимания Театрального общества. Глубокая, всесторонняя забота об актере-художнике направляет дела ВТО. Нам уже не надо просить правительство об организации общедоступного театра — все театры Советского Союза стали общедоступны. Мы не должны добиваться создания театров в городах, организации народных театров, строительства театральных зданий в деревнях — всюду росли и растут театральные здания, на гастроли в самые отдаленные села и деревни выезжают наши театры. Возникают народные театры. Национальное театральное искусство появилось у всех народностей нашей Родины. Нам не надо просить о ликвидации безграмотности — в стране осуществлено поголовное образование. Не надо создавать проекты относительно повышения образовательного ценза актеров — театральные школы дают среднее и даже высшее образование...

Все наши мечты, надежды, помыслы осуществились. Оставалось только суметь принять участие в той организованной, упорядоченной, нормальной творческой деятельности, которая буквально закипела в театрах. Мы стремились идти в авангарде, мы были и остались общественной организацией актерских сил.
Сеть театров в стране необычайно разрослась. Более чем вдвое увеличилось их число. Возникали театры всюду, на далеких окраинах страны — Сахалине, Камчатке, Мурманске, Якутске. Велось строительство театров, разворачивалась самодеятельность; больше трех миллионов участников самодеятельных кружков насчитывалось уже в 30-е годы. Выросла несравненно количество творческих сил в профессиональных театрах.

В 1928 году РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество. Началась систематическая творческая работа. Вначале это были доклады, беседы, дискуссии. Но вот в 1933 году Наркомпрос потребовал от нас «вовлечь в ряды Общества творческий актив театров, превращая эту работу в кампанию по повышению общественной значимости Общества и активизации его деятельности». Это послужило стимулом к большей политической определенности наших задач. ВТО обратилось через газету «Известия» «К мастерам сцены всех стран». В этом письме ясно формулировались задачи Всероссийского театрального общества, их политическое значение. Вот отрывок из нашего письма:
«Товарищи! Одна треть полувековой жизни Общества приходится на годы после Октябрьской революции. Таким образом, мы являемся свидетелями и участниками двух общественных формаций и соответственно этому двух этапов в жизни театра: старого — царского и нынешнего — советского.

Ленин указывал, что многие из специалистов приходят к пониманию социализма и пониманию Советской власти и ее задач через свою специальность. Мы, старейшие специалисты театрального искусства Страны Советов, на своем опыте убедились в правильности этой ленинской мысли. Мы знаем что и для многих из вас, зарубежных товарищей, путь к пониманию языка пролетарской революции лежит через театральные подмостки. Поэтому мы хотим сравнить положение беззаветно любимой нашей профессии в недавние годы службы театра помещикам и фабрикантам с нынешним положением театрального искусства при власти рабочих и крестьян. Пусть это сравнение поможет вам осознать причины блестящего расцвета искусства в СССР и заставит вас задуматься о судьбах театра вашей страны.

В дореволюционное время на территории, занимаемой СССР, было 224 профессиональных театра. Сейчас их 560. Но дело не только в удвоении количества. Кроме русского театра, лишь у двух национальностей царской России было 7 театров на родном языке. Сейчас в одной части Советского Союза — РСФСР — 56 профессиональных театров на 44 национальных языках. Одни городские профессиональные театры посетило в 1933 году 82 миллиона зрителей.

Дореволюционная Россия вообще не знала крестьянского театра. В этом году только РСФСР будет иметь 113 колхозно-совхозных профессиональных театров. Первые из них, например в Веневском районе Московской области, привлекают огромный интерес крестьянства. Но надо иметь в виду, что десятки таких же колхозно-совхозных театров создаются на Украине и в других республиках, входящих в Советский Союз.
Царская Россия вообще не знала самодеятельного театрального движения трудящихся масс, а какой размах оно приняло сейчас можно судить по тому, что мы имеем 18 тысяч драматических кружков в деревне. Спектакли этого самодеятельного театра за 1932 год посетило 159 миллионов человек.
Государством ведется широкая подготовка театральных кадров. В Якутске, Казахстане, Осетии и в других национальных окраинах подбираются целые коллективы наиболее талантливой молодежи из драматических кружков и вывозятся на три года в Москву. Здесь их обучают лучшие мастера советского театра. Сформировавшись, они возвращаются на родину.

Так создаются образцовые театры для национальностей, никогда в своей истории не знавших театральной культуры. В 1931 году в СССР создан и успешно работает первый в мире театральный вуз.
Неузнаваемо изменились и самые условия актерского труда. Вместо неустойчивой работы от сезона к сезону всюду театры перешли на годовую работу с постоянным составом трупп.
Раньше для провинциального актера было обычной нормой выступать в 50—60 новых постановках за сезон. Теперь уже не за сезон, а в течение года ставятся 10—12 пьес. В столичных же театрах и того меньше — 4—5 пьес. Поэтому актеры могут добиваться недосягаемого в прежних условиях мастерского исполнения порученных им ролей. Режиссеры могут давать им глубоко продуманный материал. А в целом это обеспечивает исключительный рост качества спектаклей.
Советский театр поднялся на недосягаемую для буржуазного искусства высоту».

Далее, в этом письме говорилось о тех задачах, которые стоят перед Всероссийским театральным обществом. Эти задачи значительно расширялись художественным опытом советских театров, опытом творческой общественной организации. Мы писали о том, что первейший долг ВТО — способствовать созданию совершенных по форме партийных спектаклей о современности, которые бы помогли воспитанию: у зрителей социалистической морали и нравственности. Как мы предполагали осуществить это? Нужна была перестройка всей работы нашего Общества, которая требовала того, чтобы члены ВТО принимали активное участие во всех звеньях театрального производства, повышали свою политическую сознательность, ответственность за судьбу каждой постановки. В эту работу надо было включить мастеров сцены, наиболее авторитетных и талантливых художников.

Мы стремились всю свою работу подчинить борьбе с пережитками прошлого в театральном быту, в этике, в отношениях актеров друг с другом, актеров с режиссерами и т. д., повышать их политическую сознательность, их профессиональную подготовку.
О методе социалистического реализма мы писали в этом письме, как о единственно верном методе искусства, способном отобразить во всей художественной полноте современную жизнь, характер советского человека. На всех членов нашей организации возлагались большие обязанности по улучшению репертуара, по передаче опыта самодеятельным коллективам, по пропаганде социалистического искусства.
Конечно, мы не могли оставить в стороне и нашу заботу о материально-бытовой поддержке работников театра, что всегда было обязанностью ВТО.

Но самой главной задачей нашей творческой организации являлась задача идеологического порядка. Надо было мобилизовать советских актеров, режиссеров, все силы театрального искусства на создание волнующих и ярких спектаклей о современных днях, решительно включить всех творческих работников театров в социалистическое строительство.
Вот о чем было написано памятное для меня письмо «К мастерам сцены всех стран», заканчивавшееся словами:
«Товарищи, каждый из нас должен помнить, что мир вплотную подошел к новой полосе империалистических войн и пролетарских революций. Никто не сможет остаться в стороне от смертельной схватки старого мира с рождающимся новым».

В те годы деятельность ВТО приобрела широкий массовый характер. Развивая, а порой и меняя устарелые формы работы на те, которые подсказывала жизнь, мы стремились к обмену творческим опытом, изучали наиболее ценные режиссерские и актерские достижения. Делились своим опытом не только уже известные актеры и режиссеры, такие, как, скажем, мхатовские: мы старались изучить достижения деятелей и самых отдаленных от центра страны театров, передать им лучшее, что накапливало советское искусство в те годы. Именно периферийные театры пользовались и пользуются нашим вниманием больше, нежели московские.
Режиссерские и актерские конференции в городах решали сложные и серьезные задачи идейного и художественного плана. Все это давало богатое содержание для встреч сценических деятелей на съездах ВТО.

Так шла наша работа вплоть до первых дней войны. И вот, когда наступило это тяжелое испытание для всех граждан социалистического отечества, ВТО не спряталось, не ушло в тишину кабинетных занятий. Обслуживание фронта стало одной из самых главных задач Общества. Было создано пять фронтовых театров, литературно-вокальная бригада для выступления в госпиталях и шесть бригад инструкторов для самодеятельности. Я горжусь тем, что ВТО было первым в этом прекрасном начинании: фронтовые театры вывозили на фронт не отдельные сцены, а целые спектакли и играли зачастую перед самым началом боя.
На одном из пленумов ВТО рассказывали о таком случае, который должен быть назван историческим. После одного фронтового спектакля командир артиллеристов командовал во время боя так: «За русскую литературу — огонь! За русский театр — огонь!»

Рассказывали и другой, еще более поразительный случай. Двадцать часов ехал театр на грузовике, чтобы добраться в воинскую часть. Двадцать часов артисты не спали, не ели, не умывались. И, прибыв на место, почувствовали крайнюю степень усталости. А командир части сказал им: «Мы просили бы вас выступать сейчас же, без перерыва. Я знаю, что уже двенадцать часов ночи. Но спектакль ваш будет смотреть человек, которого мы сегодня же перебросим в тыл противника: он взорвет один объект и едва ли останется жив. Этот лейтенант будет единственным зрителем на вашем представлении».
И все ответили дружным согласием. Сделали все нужные приготовления, и начался этот необычный спектакль для героя. Он прошел с воодушевлением и подъемом. Лейтенант просмотрел его, пожал всем руки, поблагодарил и уехал. С задания он не вернулся. Надо ли говорить о том, что навсегда запечатлелся этот эпизод в душах артистов, сыгравших этот лучший в их жизни спектакль.

Всероссийское театральное общество прошло большой путь. Были у нас и промахи и ошибки, но всегда нам на помощь приходила партия и советская общественность. В указаниях и критике партии мы всегда черпали новые силы для дальнейшей работы.
Руководители партии и правительства лично принимали участие в судьбах Общества. Так, в марте 1935 года Климент Ефремович Ворошилов принял делегацию ВТО в связи с наступавшим пятидесятилетием Общества. В составе делегации были видные деятели нашего театрального искусства: Е. Д. Турчанинова, М. М. Блюменталь-Тамарина, К. Г. Держинская, М. И. Ипполитов-Иванов, П. М. Садовский, Н. К. Яковлев, М. М. Тарханов, М. Ф. Ленин, Рафаил Адельгейм, А. И. Бахметьев, я и другие. Мы рассказывали о работе ВТО, о его задачах и планах на будущее. Нам задавали вопросы, подробно расспрашивали об отдельных моментах жизни Общества; в этих вопросах чувствовался большой интерес к театру, его работникам и, в частности, к условиям жизни ветеранов сцены. Мы обратились к правительству с просьбами, которые быстро были удовлетворены.

Беседа наша не ограничилась организационными вопросами и перешла к творческим, бытовым, к вопросам театральной жизни, состояния искусства. Мы ушли окрыленные, счастливые. За все эти годы много раз нам, представителям ВТО, довелось беседовать о нуждах Общества, о его работе и в Кремле, и в Центральном Комитете партии.
Вскоре после войны работа Всероссийского театрального общества обсуждалась вышестоящими организациями; это помогло нам найти новое направление нашей деятельности. ВТО стремится к практической помощи театрам в создании хороших спектаклей, проявляет заботу о культуре, идейности, мастерстве работников театров. Как мы это делаем? Скажем, где-нибудь на Камчатке, в Калининграде, в Мурманске или Орджоникидзе театр выбрал к постановке ту или иную пьесу. Немедленно посылают в Москву в ВТО депешу с просьбой выслать консультационные материалы.

В творческих кабинетах ВТО есть буквально все, что может понадобиться постановщикам, артистам, художникам: критические статьи о пьесах, о творчестве писателей, сценические истории пьес, описания быта и нравов далеких от нас эпох и народов, исторические очерки, библиография всей театральной литературы (полтора миллиона карточек!), разные иллюстрации по истории костюмов, военные формы всех времен и народов, репродукции с картин художников, фото архитектурных памятников, внутреннего убранства помещений, утвари, предметов домашнего обихода. Всего не перечтешь. Такие вспомогательные материалы найдутся в наших кабинетах к любой пьесе русской классики, зарубежной драматургии, ко всему современному советскому репертуару. Их готовят, как только появляется новое произведение советского драматурга или новая переводная пьеса из-за границы, из социалистических стран. Материалы эти разнообразны; в них входят специальные статьи, фотографии, справочный материал и т. д.

Теперь нет уже, кажется, театра, который не обращался бы к нам с запросами. В театрах знают, что ни одна просьба не останется без ответа, что работа будет сделана безвозмездно. Не только советские артисты и режиссеры пишут нам о своем желании получить консультацию. Из года в год растет количество писем к нам из-за рубежа. Театры и театральные общества социалистических стран, наши друзья обращаются к нам постоянно. Посылает ВТО консультационные материалы и по просьбам театров других стран. Куда только ни отправлялись нами посылки: в Швецию, Австрию, Японию, Уругвай, Швейцарию, США, Англию и Италию и многие другие государства.
У Театрального общества широкие культурные связи с зарубежными деятелями сцены. Мы принимаем живое участие в работе Национального центра СССР Международного театрального института. Связаны мы и с другими зарубежными организациями. Когда в Париже была устроена международная женская выставка, ВТО послало туда большой альбом «Актрисы советского театра». Председатель Международной Демократической Федерации женщин Эжени Коттон откликнулась на наш подарок любезным письмом*.

Большое значение придаем мы и обмену опытом между театральными деятелями. С этой целью постоянно организуются различные творческие семинары, симпозиумы, встречи, посвященные проблемам развития современного театра. На них приезжают и иностранные гости.

Специальные семинары проводились и проводятся у нас для начинающих драматургов, для режиссеров драматических театров, работников музыкальных театров, театров юного зрителя, театров кукол, для театральных художников, машинистов сцены, гримеров, заведующих постановочной частью, электроосветителей и т. д.

Есть у нас и постоянные режиссерские «лаборатории» — мастерские, которыми руководят А. Д. Попов, М. Н. Кедров, Ю. А. Завадский, Г. А. Товстоногов. Здесь нет нужды рассказывать во всех подробностях о творческой деятельности Общества, о том, что по всем театрам непрерывно проходят организуемые ВТО лекции по эстетике, на различные творческие и политические темы, обсуждаются спектакли и т. д. и т. п. В центре нашего внимания сейчас заботы об укреплении связи театрального искусства с жизнью народа. Наша главная цель — содействовать повсеместному появлению новых спектаклей о наших днях. Мы организуем выезды работников театра на заводы, стройки, в колхозы.
В последние годы прошло много конференций, на которых обсуждались пьесы и спектакли о жизни советского народа, были совещания, посвященные проблемам воплощения классики, дискуссии по различным вопросам режиссуры и актерского творчества.

Сейчас наша театральная жизнь, пожалуй, даже немыслима без этих постоянных собраний творческих деятелей сцены, проходящих по всей стране. Мне кажется, что они имеют очень большое значение. Конференции, пленумы и съезды собирают работников театров не одной, а многих областей, а то и всей Российской Федерации, всего Советского Союза. Когда бываю на них, всегда радуюсь щедрости души советских артистов, их готовности делиться с товарищами по профессии своим опытом. Взволнованный, горячий обмен мыслями, споры вокруг наиболее острых вопросов творчества несомненно помогают развитию советского театра. И ВТО по праву становится своего рода форумом сценических деятелей.

ВТО стало живо помогать театральной самодеятельности, особенно народным самодеятельным театрам. «Чьими же силами проводится эта обширная работа?» — спросят нас. На это мы ответим: у ВТО огромнейший актив. Его составляют актеры, режиссеры, критики, художники, философы-эстетики, специалисты по самодеятельности — словом, все, чья деятельность протекает в сфере искусства. Есть люди, много лет своей жизни отдавшие общественной работе ВТО. Это Евдокия Дмитриевна Турчанинова, Алексей Дмитриевич Попов, Михаил Иванович Царев, Николай Константинович Черкасов, Павел Иосифович Герага, Михаил Иванович Жаров, Елена Митрофановна Шатрова, Елена Петровна Карякина, Александра Дмитриевна Чудинова, Николай Александрович Левкоев, Владимир Александрович Южанов, Борис Захарович Молчанов... всех перечислить невозможно. Их очень много, они — в каждом городе, в каждом театре нашей страны.
Неизмеримо выросли и возможности ВТО проявлять заботу о социально-бытовых нуждах деятелей сцены по сравнению с теми, которые были у Общества прежде. Ведь раньше источник нашей помощи был весьма случаен.
Инициативе М. Г. Савиной артисты обязаны учреждением Дома ветеранов сцены. В 1895 году на Кирочной улице в Петербурге была отведена комната для ушедшего со сцены знаменитого трагика М. Т. Иванова-Козельского. Потом к комнатке присоединилась квартира в Батуринском переулке. В течение года образовалась небольшая группа в пять человек: тот же Иванов-Козельский, Л. Н. Щеглова, М. П. Докучаев, П. И. Боброва, А. К. Любский. Доктор, имя которого вряд ли запомнили, безвозмездно взял на себя наблюдение над призреваемыми. Это был А. Д. Абутов.
В 1902 году на Петровском острове в Петербурге выстроили деревянный домик с вывеской: «Убежище для престарелых сценических деятелей». Когда-то была там окраина, на улице грязь, темнота... Потом деревянный флигель стал приютом для детей сценических деятелей, а прямо против него выстроили двухэтажное каменное здание. Сюда были вложены все деньги РТО, да к тому же еще и взятые взаймы. Естественно услышать вопрос: как же «изворачивалось» Общество в затруднительных обстоятельствах, подобных этим? Незаменимым источником тогда оставалась товарищеская помощь. Чтобы спасти Дом призреваемых, артисты тут же собрали лучших мастеров Петербурга и объявили комический вечер, нечто вроде современного капустника. М. Г. Савина, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. М. Петипа, Н. Н. Фигнер, С. Г. Легат, О. И. Преображенская со всем блеском своего юмора и таланта сыграли пародию «Сон Услады» (тут же сочиненную одним из артистов оперы) и собрали несколько тысяч рублей, сумму для тех времен огромную. Еще бы: Давыдов и Варламов выступили в главных ролях, оба в коротких юбочках, с открытыми плечами.
Позднее в помощь призреваемым был установлен День артиста, о котором я уже упоминала, и это давало замечательные результаты. Но твердой финансовой базы не было.

После Великой Октябрьской социалистической революции Дома ветеранов сцены получили наконец прочное материальное основание. Теперь уже в Ленинграде вместо прежнего домика создан целый городок — возведено несколько жилых корпусов, медицинский корпус, концертный зал, библиотека и т. д. Ленинградский дом благоустроен и так великолепно обставлен, что равного ему по комфорту, кажется, не найдешь во всем городе. При входе в дом висит мраморная доска. На ней можно прочесть: «Убежище для престарелых артистов не богадельня, а дом отдыха до конца жизни для художников сцены, которые за право этого отдыха заплатили вперед, отдав все силы, все нервы и здоровье на служение искусству. В этом убежище они должны найти покой, наивозможный комфорт и нежное, бережное отношение за свои труды». Это слова самой Марии Гавриловны Савиной.

В Москве домик небольшой, всего на сорок человек (в Ленинграде Дом ветеранов сцены вмещает двести человек), и перестроен он из помещения, в котором ютились когда-то престарелые артисты московских императорских сцен. Помещен этот дом за городом, в парке, в районе Измайлово, где много зелени и здоровый воздух. Сейчас, когда пишутся эти строки, завершается работа над проектом нового московского Дома ветеранов сцены — это будет большое строительство. Новый дом не будет уступать в размерах и благоустройстве ленинградскому.
Дома ветеранов сцены — это одна из главных наших забот и в то же время наша гордость. Государство дает нам возможность дарить безбедную и беспечальную старость пожилым актерам.

Я очень привязана сердцем к нашим Домам ветеранов сцены — это одна из моих сердечных забот. Однако закончить рассказ о Всероссийском театральном обществе на этом невозможно. Хочется вновь подчеркнуть, что работа ВТО не носит замкнутого характера — мол, актеры заботятся об актерах. Нет, советские актеры живут делами, думами, интересами своего народа. Дело Всероссийского театрального общества — всячески поддерживать это священное горение, замечательную особенность нашего времени — преданность большим идеям, преданность народу.


* Приводим текст письма, упоминаемого А. А. Яблочкиной:
«Госпоже Яблочкиной,
Председателю русского театрального общества.
Дорогой друг.
Не знаю, как Вас благодарить за Ваше интересное письмо от 7 июня текущего года и за прекрасный альбом, сопровождавший это письмо. Я всегда была восторженной поклонницей русского театрального искусства, которое я имела счастье оценить на месте во время двух незабываемых поездок в СССР в 1946 году. Я поняла, с каким энтузиазмом Ваши самые выдающиеся артисты работают для народа.
Поздравляю Вас с Вашей замечательной деятельностью и шлю Вам горячий, дружеский привет.
Париж, 19 июня 1948 г. Э. Коттон.» — Ред


Окончание следует…

Дата публикации: 21.12.2006
«К 140-летию со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной»

А.А.ЯБЛОЧКИНА «75 ЛЕТ В ТЕАТРЕ»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОЛГ АРТИСТА (окончание)

К ЧИТАТЕЛЮ
СЕМЬЯ ЯБЛОЧКИНЫХ (начало)
СЕМЬЯ ЯБЛОЧКИНЫХ (продолжение)
СЕМЬЯ ЯБЛОЧКИНЫХ (окончание)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (начало)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (продолжение)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (продолжение)
ГОДЫ ТРУДА И УЧЕНЬЯ (окончание)
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ГЛИКЕРИЯ ФЕДОТОВА
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. МАРИЯ ЕРМОЛОВА
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. АЛЕКСАНДР ЛЕНСКИЙ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ПАВЕЛ ХОХЛОВ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. АЛЕКСАНДР ЮЖИН
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. МАКШЕЕВ, РЫБАКОВ, САДОВСКИЕ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ-РЫЖОВЫ
ВЫДАЮЩИЕСЯ МАСТЕРА РУССКОГО ТЕАТРА. ТУРЧАНИНОВА. ЯКОВЛЕВ. КЛИМОВ
МАЛЫЙ ТЕАТР И МХТ
НОВАЯ ЭРА
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОЛГ АРТИСТА (начало)

После Великой Октябрьской социалистической революции, когда организовался Профессиональный союз работников искусства, защита прав и интересов актеров перешла, естественно, в его ведение. Поэтому некоторые театральные деятели решили, что раз часть функций Общества отходит к союзу, Общество должно быть ликвидировано. Мы же, работавшие в его Совете и знавшие все стороны деятельности Театрального общества, всеми силами пытались сохранить его. Немало» усилий пришлось затратить Совету, чтобы отстоять право Общества на дальнейшее существование. Надо было найти такие формы работы, которые соответствовали бы требованиям новой эпохи.
Большую роль в сохранении Общества сыграл Николай Попов, помогавший находить на первых порах и живые формы новой работы РТО и аргументацию в защиту необходимости его существования.

Бережное и внимательное отношение руководителей партии и советского правительства к нам, актерам, и к тем из нас, кто работал в Театральном обществе, побуждало еще энергичнее бороться за дальнейшее развитие деятельности Общества.
Одним из решающих вопросов существования Театрального общества был вопрос, где взять средства, деньги? При царизме средства, которые позволяли Обществу сводить концы с концами, черпались из благотворительных источников: концерты и спектакли, сборы, проводившиеся по всем театрам страны в определенно установленный День актера, и, наконец, всякого рода частные пожертвования. Все эта давало возможность как-то существовать и помогать нуждающимся.
Естественно, что советское правительство нашло нужным в корне изменить такое положение вещей. Все вокруг переменилось. Размах этих перемен мы ощущали на каждом шагу, и нам казалось, что найдется дело и для Театрального общества. Признав полезным и плодотворным участие Театрального общества в строительстве социалистической культуры, партия и правительство предоставили нам такие возможности, о которых раньше не приходилось и мечтать.

Кто-то сказал, что деятельность РТО в дореволюционный период была выражением скрытых сил русской театральной общественности и что настоящее раскрытие эти силы получили только после Великой Октябрьской революции. Это действительно так. Мы перестали тратить силы тщетно — мы стали расходовать их с пользой, не встречая препятствий. Ибо, если раньше всегда нужно было просить, спорить, ходатайствовать и столь часто переживать обиду и огорчение отказа, то теперь нам помогали, нас выслушивали, нам шли навстречу, нам верили.

Это необычайно облегчило нашу работу. А когда мы получили постоянный источник средств для своей деятельности, жизнь Общества изменилась в корне. Обществу разрешили организовать фабрики грима (в Москве и Ленинграде), потом к ним прибавились и другие предприятия, такие, как производство театральной бутафории, париков, театральных кукол и т. д. Доходы от этих фабрик по специальному разрешению пополняют кассу ВТО и дают основу для самых разных начинаний, для ведения творческой работы Общества.

После того как профессиональные союзы взяли на себя вопросы правового порядка, перед ВТО стала новая, благородная задача — принять широкое участие в строительстве социалистической культуры, что определило направление всей его деятельности. Вот почему творческие вопросы стали центром внимания Театрального общества. Глубокая, всесторонняя забота об актере-художнике направляет дела ВТО. Нам уже не надо просить правительство об организации общедоступного театра — все театры Советского Союза стали общедоступны. Мы не должны добиваться создания театров в городах, организации народных театров, строительства театральных зданий в деревнях — всюду росли и растут театральные здания, на гастроли в самые отдаленные села и деревни выезжают наши театры. Возникают народные театры. Национальное театральное искусство появилось у всех народностей нашей Родины. Нам не надо просить о ликвидации безграмотности — в стране осуществлено поголовное образование. Не надо создавать проекты относительно повышения образовательного ценза актеров — театральные школы дают среднее и даже высшее образование...

Все наши мечты, надежды, помыслы осуществились. Оставалось только суметь принять участие в той организованной, упорядоченной, нормальной творческой деятельности, которая буквально закипела в театрах. Мы стремились идти в авангарде, мы были и остались общественной организацией актерских сил.
Сеть театров в стране необычайно разрослась. Более чем вдвое увеличилось их число. Возникали театры всюду, на далеких окраинах страны — Сахалине, Камчатке, Мурманске, Якутске. Велось строительство театров, разворачивалась самодеятельность; больше трех миллионов участников самодеятельных кружков насчитывалось уже в 30-е годы. Выросла несравненно количество творческих сил в профессиональных театрах.

В 1928 году РТО было переименовано во Всероссийское театральное общество. Началась систематическая творческая работа. Вначале это были доклады, беседы, дискуссии. Но вот в 1933 году Наркомпрос потребовал от нас «вовлечь в ряды Общества творческий актив театров, превращая эту работу в кампанию по повышению общественной значимости Общества и активизации его деятельности». Это послужило стимулом к большей политической определенности наших задач. ВТО обратилось через газету «Известия» «К мастерам сцены всех стран». В этом письме ясно формулировались задачи Всероссийского театрального общества, их политическое значение. Вот отрывок из нашего письма:
«Товарищи! Одна треть полувековой жизни Общества приходится на годы после Октябрьской революции. Таким образом, мы являемся свидетелями и участниками двух общественных формаций и соответственно этому двух этапов в жизни театра: старого — царского и нынешнего — советского.

Ленин указывал, что многие из специалистов приходят к пониманию социализма и пониманию Советской власти и ее задач через свою специальность. Мы, старейшие специалисты театрального искусства Страны Советов, на своем опыте убедились в правильности этой ленинской мысли. Мы знаем что и для многих из вас, зарубежных товарищей, путь к пониманию языка пролетарской революции лежит через театральные подмостки. Поэтому мы хотим сравнить положение беззаветно любимой нашей профессии в недавние годы службы театра помещикам и фабрикантам с нынешним положением театрального искусства при власти рабочих и крестьян. Пусть это сравнение поможет вам осознать причины блестящего расцвета искусства в СССР и заставит вас задуматься о судьбах театра вашей страны.

В дореволюционное время на территории, занимаемой СССР, было 224 профессиональных театра. Сейчас их 560. Но дело не только в удвоении количества. Кроме русского театра, лишь у двух национальностей царской России было 7 театров на родном языке. Сейчас в одной части Советского Союза — РСФСР — 56 профессиональных театров на 44 национальных языках. Одни городские профессиональные театры посетило в 1933 году 82 миллиона зрителей.

Дореволюционная Россия вообще не знала крестьянского театра. В этом году только РСФСР будет иметь 113 колхозно-совхозных профессиональных театров. Первые из них, например в Веневском районе Московской области, привлекают огромный интерес крестьянства. Но надо иметь в виду, что десятки таких же колхозно-совхозных театров создаются на Украине и в других республиках, входящих в Советский Союз.
Царская Россия вообще не знала самодеятельного театрального движения трудящихся масс, а какой размах оно приняло сейчас можно судить по тому, что мы имеем 18 тысяч драматических кружков в деревне. Спектакли этого самодеятельного театра за 1932 год посетило 159 миллионов человек.
Государством ведется широкая подготовка театральных кадров. В Якутске, Казахстане, Осетии и в других национальных окраинах подбираются целые коллективы наиболее талантливой молодежи из драматических кружков и вывозятся на три года в Москву. Здесь их обучают лучшие мастера советского театра. Сформировавшись, они возвращаются на родину.

Так создаются образцовые театры для национальностей, никогда в своей истории не знавших театральной культуры. В 1931 году в СССР создан и успешно работает первый в мире театральный вуз.
Неузнаваемо изменились и самые условия актерского труда. Вместо неустойчивой работы от сезона к сезону всюду театры перешли на годовую работу с постоянным составом трупп.
Раньше для провинциального актера было обычной нормой выступать в 50—60 новых постановках за сезон. Теперь уже не за сезон, а в течение года ставятся 10—12 пьес. В столичных же театрах и того меньше — 4—5 пьес. Поэтому актеры могут добиваться недосягаемого в прежних условиях мастерского исполнения порученных им ролей. Режиссеры могут давать им глубоко продуманный материал. А в целом это обеспечивает исключительный рост качества спектаклей.
Советский театр поднялся на недосягаемую для буржуазного искусства высоту».

Далее, в этом письме говорилось о тех задачах, которые стоят перед Всероссийским театральным обществом. Эти задачи значительно расширялись художественным опытом советских театров, опытом творческой общественной организации. Мы писали о том, что первейший долг ВТО — способствовать созданию совершенных по форме партийных спектаклей о современности, которые бы помогли воспитанию: у зрителей социалистической морали и нравственности. Как мы предполагали осуществить это? Нужна была перестройка всей работы нашего Общества, которая требовала того, чтобы члены ВТО принимали активное участие во всех звеньях театрального производства, повышали свою политическую сознательность, ответственность за судьбу каждой постановки. В эту работу надо было включить мастеров сцены, наиболее авторитетных и талантливых художников.

Мы стремились всю свою работу подчинить борьбе с пережитками прошлого в театральном быту, в этике, в отношениях актеров друг с другом, актеров с режиссерами и т. д., повышать их политическую сознательность, их профессиональную подготовку.
О методе социалистического реализма мы писали в этом письме, как о единственно верном методе искусства, способном отобразить во всей художественной полноте современную жизнь, характер советского человека. На всех членов нашей организации возлагались большие обязанности по улучшению репертуара, по передаче опыта самодеятельным коллективам, по пропаганде социалистического искусства.
Конечно, мы не могли оставить в стороне и нашу заботу о материально-бытовой поддержке работников театра, что всегда было обязанностью ВТО.

Но самой главной задачей нашей творческой организации являлась задача идеологического порядка. Надо было мобилизовать советских актеров, режиссеров, все силы театрального искусства на создание волнующих и ярких спектаклей о современных днях, решительно включить всех творческих работников театров в социалистическое строительство.
Вот о чем было написано памятное для меня письмо «К мастерам сцены всех стран», заканчивавшееся словами:
«Товарищи, каждый из нас должен помнить, что мир вплотную подошел к новой полосе империалистических войн и пролетарских революций. Никто не сможет остаться в стороне от смертельной схватки старого мира с рождающимся новым».

В те годы деятельность ВТО приобрела широкий массовый характер. Развивая, а порой и меняя устарелые формы работы на те, которые подсказывала жизнь, мы стремились к обмену творческим опытом, изучали наиболее ценные режиссерские и актерские достижения. Делились своим опытом не только уже известные актеры и режиссеры, такие, как, скажем, мхатовские: мы старались изучить достижения деятелей и самых отдаленных от центра страны театров, передать им лучшее, что накапливало советское искусство в те годы. Именно периферийные театры пользовались и пользуются нашим вниманием больше, нежели московские.
Режиссерские и актерские конференции в городах решали сложные и серьезные задачи идейного и художественного плана. Все это давало богатое содержание для встреч сценических деятелей на съездах ВТО.

Так шла наша работа вплоть до первых дней войны. И вот, когда наступило это тяжелое испытание для всех граждан социалистического отечества, ВТО не спряталось, не ушло в тишину кабинетных занятий. Обслуживание фронта стало одной из самых главных задач Общества. Было создано пять фронтовых театров, литературно-вокальная бригада для выступления в госпиталях и шесть бригад инструкторов для самодеятельности. Я горжусь тем, что ВТО было первым в этом прекрасном начинании: фронтовые театры вывозили на фронт не отдельные сцены, а целые спектакли и играли зачастую перед самым началом боя.
На одном из пленумов ВТО рассказывали о таком случае, который должен быть назван историческим. После одного фронтового спектакля командир артиллеристов командовал во время боя так: «За русскую литературу — огонь! За русский театр — огонь!»

Рассказывали и другой, еще более поразительный случай. Двадцать часов ехал театр на грузовике, чтобы добраться в воинскую часть. Двадцать часов артисты не спали, не ели, не умывались. И, прибыв на место, почувствовали крайнюю степень усталости. А командир части сказал им: «Мы просили бы вас выступать сейчас же, без перерыва. Я знаю, что уже двенадцать часов ночи. Но спектакль ваш будет смотреть человек, которого мы сегодня же перебросим в тыл противника: он взорвет один объект и едва ли останется жив. Этот лейтенант будет единственным зрителем на вашем представлении».
И все ответили дружным согласием. Сделали все нужные приготовления, и начался этот необычный спектакль для героя. Он прошел с воодушевлением и подъемом. Лейтенант просмотрел его, пожал всем руки, поблагодарил и уехал. С задания он не вернулся. Надо ли говорить о том, что навсегда запечатлелся этот эпизод в душах артистов, сыгравших этот лучший в их жизни спектакль.

Всероссийское театральное общество прошло большой путь. Были у нас и промахи и ошибки, но всегда нам на помощь приходила партия и советская общественность. В указаниях и критике партии мы всегда черпали новые силы для дальнейшей работы.
Руководители партии и правительства лично принимали участие в судьбах Общества. Так, в марте 1935 года Климент Ефремович Ворошилов принял делегацию ВТО в связи с наступавшим пятидесятилетием Общества. В составе делегации были видные деятели нашего театрального искусства: Е. Д. Турчанинова, М. М. Блюменталь-Тамарина, К. Г. Держинская, М. И. Ипполитов-Иванов, П. М. Садовский, Н. К. Яковлев, М. М. Тарханов, М. Ф. Ленин, Рафаил Адельгейм, А. И. Бахметьев, я и другие. Мы рассказывали о работе ВТО, о его задачах и планах на будущее. Нам задавали вопросы, подробно расспрашивали об отдельных моментах жизни Общества; в этих вопросах чувствовался большой интерес к театру, его работникам и, в частности, к условиям жизни ветеранов сцены. Мы обратились к правительству с просьбами, которые быстро были удовлетворены.

Беседа наша не ограничилась организационными вопросами и перешла к творческим, бытовым, к вопросам театральной жизни, состояния искусства. Мы ушли окрыленные, счастливые. За все эти годы много раз нам, представителям ВТО, довелось беседовать о нуждах Общества, о его работе и в Кремле, и в Центральном Комитете партии.
Вскоре после войны работа Всероссийского театрального общества обсуждалась вышестоящими организациями; это помогло нам найти новое направление нашей деятельности. ВТО стремится к практической помощи театрам в создании хороших спектаклей, проявляет заботу о культуре, идейности, мастерстве работников театров. Как мы это делаем? Скажем, где-нибудь на Камчатке, в Калининграде, в Мурманске или Орджоникидзе театр выбрал к постановке ту или иную пьесу. Немедленно посылают в Москву в ВТО депешу с просьбой выслать консультационные материалы.

В творческих кабинетах ВТО есть буквально все, что может понадобиться постановщикам, артистам, художникам: критические статьи о пьесах, о творчестве писателей, сценические истории пьес, описания быта и нравов далеких от нас эпох и народов, исторические очерки, библиография всей театральной литературы (полтора миллиона карточек!), разные иллюстрации по истории костюмов, военные формы всех времен и народов, репродукции с картин художников, фото архитектурных памятников, внутреннего убранства помещений, утвари, предметов домашнего обихода. Всего не перечтешь. Такие вспомогательные материалы найдутся в наших кабинетах к любой пьесе русской классики, зарубежной драматургии, ко всему современному советскому репертуару. Их готовят, как только появляется новое произведение советского драматурга или новая переводная пьеса из-за границы, из социалистических стран. Материалы эти разнообразны; в них входят специальные статьи, фотографии, справочный материал и т. д.

Теперь нет уже, кажется, театра, который не обращался бы к нам с запросами. В театрах знают, что ни одна просьба не останется без ответа, что работа будет сделана безвозмездно. Не только советские артисты и режиссеры пишут нам о своем желании получить консультацию. Из года в год растет количество писем к нам из-за рубежа. Театры и театральные общества социалистических стран, наши друзья обращаются к нам постоянно. Посылает ВТО консультационные материалы и по просьбам театров других стран. Куда только ни отправлялись нами посылки: в Швецию, Австрию, Японию, Уругвай, Швейцарию, США, Англию и Италию и многие другие государства.
У Театрального общества широкие культурные связи с зарубежными деятелями сцены. Мы принимаем живое участие в работе Национального центра СССР Международного театрального института. Связаны мы и с другими зарубежными организациями. Когда в Париже была устроена международная женская выставка, ВТО послало туда большой альбом «Актрисы советского театра». Председатель Международной Демократической Федерации женщин Эжени Коттон откликнулась на наш подарок любезным письмом*.

Большое значение придаем мы и обмену опытом между театральными деятелями. С этой целью постоянно организуются различные творческие семинары, симпозиумы, встречи, посвященные проблемам развития современного театра. На них приезжают и иностранные гости.

Специальные семинары проводились и проводятся у нас для начинающих драматургов, для режиссеров драматических театров, работников музыкальных театров, театров юного зрителя, театров кукол, для театральных художников, машинистов сцены, гримеров, заведующих постановочной частью, электроосветителей и т. д.

Есть у нас и постоянные режиссерские «лаборатории» — мастерские, которыми руководят А. Д. Попов, М. Н. Кедров, Ю. А. Завадский, Г. А. Товстоногов. Здесь нет нужды рассказывать во всех подробностях о творческой деятельности Общества, о том, что по всем театрам непрерывно проходят организуемые ВТО лекции по эстетике, на различные творческие и политические темы, обсуждаются спектакли и т. д. и т. п. В центре нашего внимания сейчас заботы об укреплении связи театрального искусства с жизнью народа. Наша главная цель — содействовать повсеместному появлению новых спектаклей о наших днях. Мы организуем выезды работников театра на заводы, стройки, в колхозы.
В последние годы прошло много конференций, на которых обсуждались пьесы и спектакли о жизни советского народа, были совещания, посвященные проблемам воплощения классики, дискуссии по различным вопросам режиссуры и актерского творчества.

Сейчас наша театральная жизнь, пожалуй, даже немыслима без этих постоянных собраний творческих деятелей сцены, проходящих по всей стране. Мне кажется, что они имеют очень большое значение. Конференции, пленумы и съезды собирают работников театров не одной, а многих областей, а то и всей Российской Федерации, всего Советского Союза. Когда бываю на них, всегда радуюсь щедрости души советских артистов, их готовности делиться с товарищами по профессии своим опытом. Взволнованный, горячий обмен мыслями, споры вокруг наиболее острых вопросов творчества несомненно помогают развитию советского театра. И ВТО по праву становится своего рода форумом сценических деятелей.

ВТО стало живо помогать театральной самодеятельности, особенно народным самодеятельным театрам. «Чьими же силами проводится эта обширная работа?» — спросят нас. На это мы ответим: у ВТО огромнейший актив. Его составляют актеры, режиссеры, критики, художники, философы-эстетики, специалисты по самодеятельности — словом, все, чья деятельность протекает в сфере искусства. Есть люди, много лет своей жизни отдавшие общественной работе ВТО. Это Евдокия Дмитриевна Турчанинова, Алексей Дмитриевич Попов, Михаил Иванович Царев, Николай Константинович Черкасов, Павел Иосифович Герага, Михаил Иванович Жаров, Елена Митрофановна Шатрова, Елена Петровна Карякина, Александра Дмитриевна Чудинова, Николай Александрович Левкоев, Владимир Александрович Южанов, Борис Захарович Молчанов... всех перечислить невозможно. Их очень много, они — в каждом городе, в каждом театре нашей страны.
Неизмеримо выросли и возможности ВТО проявлять заботу о социально-бытовых нуждах деятелей сцены по сравнению с теми, которые были у Общества прежде. Ведь раньше источник нашей помощи был весьма случаен.
Инициативе М. Г. Савиной артисты обязаны учреждением Дома ветеранов сцены. В 1895 году на Кирочной улице в Петербурге была отведена комната для ушедшего со сцены знаменитого трагика М. Т. Иванова-Козельского. Потом к комнатке присоединилась квартира в Батуринском переулке. В течение года образовалась небольшая группа в пять человек: тот же Иванов-Козельский, Л. Н. Щеглова, М. П. Докучаев, П. И. Боброва, А. К. Любский. Доктор, имя которого вряд ли запомнили, безвозмездно взял на себя наблюдение над призреваемыми. Это был А. Д. Абутов.
В 1902 году на Петровском острове в Петербурге выстроили деревянный домик с вывеской: «Убежище для престарелых сценических деятелей». Когда-то была там окраина, на улице грязь, темнота... Потом деревянный флигель стал приютом для детей сценических деятелей, а прямо против него выстроили двухэтажное каменное здание. Сюда были вложены все деньги РТО, да к тому же еще и взятые взаймы. Естественно услышать вопрос: как же «изворачивалось» Общество в затруднительных обстоятельствах, подобных этим? Незаменимым источником тогда оставалась товарищеская помощь. Чтобы спасти Дом призреваемых, артисты тут же собрали лучших мастеров Петербурга и объявили комический вечер, нечто вроде современного капустника. М. Г. Савина, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. М. Петипа, Н. Н. Фигнер, С. Г. Легат, О. И. Преображенская со всем блеском своего юмора и таланта сыграли пародию «Сон Услады» (тут же сочиненную одним из артистов оперы) и собрали несколько тысяч рублей, сумму для тех времен огромную. Еще бы: Давыдов и Варламов выступили в главных ролях, оба в коротких юбочках, с открытыми плечами.
Позднее в помощь призреваемым был установлен День артиста, о котором я уже упоминала, и это давало замечательные результаты. Но твердой финансовой базы не было.

После Великой Октябрьской социалистической революции Дома ветеранов сцены получили наконец прочное материальное основание. Теперь уже в Ленинграде вместо прежнего домика создан целый городок — возведено несколько жилых корпусов, медицинский корпус, концертный зал, библиотека и т. д. Ленинградский дом благоустроен и так великолепно обставлен, что равного ему по комфорту, кажется, не найдешь во всем городе. При входе в дом висит мраморная доска. На ней можно прочесть: «Убежище для престарелых артистов не богадельня, а дом отдыха до конца жизни для художников сцены, которые за право этого отдыха заплатили вперед, отдав все силы, все нервы и здоровье на служение искусству. В этом убежище они должны найти покой, наивозможный комфорт и нежное, бережное отношение за свои труды». Это слова самой Марии Гавриловны Савиной.

В Москве домик небольшой, всего на сорок человек (в Ленинграде Дом ветеранов сцены вмещает двести человек), и перестроен он из помещения, в котором ютились когда-то престарелые артисты московских императорских сцен. Помещен этот дом за городом, в парке, в районе Измайлово, где много зелени и здоровый воздух. Сейчас, когда пишутся эти строки, завершается работа над проектом нового московского Дома ветеранов сцены — это будет большое строительство. Новый дом не будет уступать в размерах и благоустройстве ленинградскому.
Дома ветеранов сцены — это одна из главных наших забот и в то же время наша гордость. Государство дает нам возможность дарить безбедную и беспечальную старость пожилым актерам.

Я очень привязана сердцем к нашим Домам ветеранов сцены — это одна из моих сердечных забот. Однако закончить рассказ о Всероссийском театральном обществе на этом невозможно. Хочется вновь подчеркнуть, что работа ВТО не носит замкнутого характера — мол, актеры заботятся об актерах. Нет, советские актеры живут делами, думами, интересами своего народа. Дело Всероссийского театрального общества — всячески поддерживать это священное горение, замечательную особенность нашего времени — преданность большим идеям, преданность народу.


* Приводим текст письма, упоминаемого А. А. Яблочкиной:
«Госпоже Яблочкиной,
Председателю русского театрального общества.
Дорогой друг.
Не знаю, как Вас благодарить за Ваше интересное письмо от 7 июня текущего года и за прекрасный альбом, сопровождавший это письмо. Я всегда была восторженной поклонницей русского театрального искусства, которое я имела счастье оценить на месте во время двух незабываемых поездок в СССР в 1946 году. Я поняла, с каким энтузиазмом Ваши самые выдающиеся артисты работают для народа.
Поздравляю Вас с Вашей замечательной деятельностью и шлю Вам горячий, дружеский привет.
Париж, 19 июня 1948 г. Э. Коттон.» — Ред


Окончание следует…

Дата публикации: 21.12.2006