Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«ДОМ ОСТРОВСКОГО» В ВОРОНЕЖЕ

«ДОМ ОСТРОВСКОГО» В ВОРОНЕЖЕ

Сто лет потребовалось России, чтобы количество трансформировалось в новое качество. Сумароков, Волков, Дмитревский, Княжнин, Фонвизин, Карамзин, Грибоедов, Гоголь заложили фундамент в основание национального театра. Но только с приходом А.Н. Островского драматургия и театр обрели вполне выразительное лицо: на сцене появились русские проблемы и русские типы всей социальной вертикали - от монархов до приказчиков, дворовых слуг и странников.

Кстати, столетие указа императрицы Елизаветы I об основании российского театра отмечалось, вне всякого сравнения, торжественнее, чем его 250-летие в нынешнем году. Интересно, что на 30 августа 1856 года, день подписания указа, была назначена коронация Александра II, поэтому торжества театральные перенесли на декабрь. Но в подготовке к ним участвовал сам государь император. Он приказал объявить конкурс «через публикацию в газетах» на создание лучшей юбилейной пьесы, победителю назначил премию 500 рублей (десять годовых окладов мелкого чиновника!). Была образована - под руководством С.П. Жихарева, автора «Записок современника», - конкурсная комиссия, членами которой стали известные писатели и издатели А.В. Никитенко, А.А. Краевский, И.А. Гончаров, А.Н. Майков... В конкурсе участвовали 22 пьесы, а выбрали сочинение графа В.А. Соллогуба «30 августа 1756 года». Это первый в истории России литературный конкурс. Программа в пяти отделениях, в которой участвовали лучшие театральные и музыкальные силы России, 6 декабря была показана в Петербурге и повторена в Москве...
К 1856 году А.Н. Островский - автор уже девяти пьес. Не все, правда, имели сценическую жизнь, но все они читались в литературных салонах и уже были хорошо известны московской интеллигенции. Некоторые из них, такие как «Свои люди - сочтемся» (скоро ожидается ее премьера в Кольцовском театре), по цензурным соображениям вышли на сцену годы спустя после написания (создана в 1849-м, поставлена в 1861-м). «Русский дух» сочинений А.Н. Островского настолько пришелся ко времени, что пьесы его к концу 1850-х идут одна за другой не только в Москве и Петербурге, но и в провинции. В сущности, русским национальным драматургом его можно по праву назвать после того, как он был понят и принят провинцией.

Статистические сведения о постановках пьес А.Н. Островского в императорских театрах обеих столиц весьма интересны. Из них мы узнаем: с 1853 по 1872 г. только в столицах состоялось 766 представлений 32 пьес. Из них наибольший успех выпал на долю комедии «Не в свои сани не садись» (78 представлений), наименьший - на долю «Бешеных денег» (всего 2). Напомним: драматург написал 47 пьес самостоятельно и 7 в содружестве с соавторами. Владея семью языками, кроме русского, он перевел более 20 пьес английских, французских, итальянских и латинских (Теренций) авторов.

Как мы знаем, Малый театр до сих пор иногда называют «Домом Островского», потому что именно с ним связана вся творческая жизнь драматурга. Многие пьесы он писал в расчете на конкретных актеров, а в последние годы жизни был практически художественным руководителем Малого театра.

Эра Островского в России началась в январе 1853 года, когда актриса Малого театра Любовь Косицкая, в которую в то время безнадежно был влюблен тридцатилетний драматург, взяла в свой бенефис его пьесу «Не в свои сани не садись». Ею же открылся в 1856 году в Воронеже новый театральный сезон. И вот, начиная с середины 1850-х годов, воронежский театр уже не расстается с драматургией Островского, ставя одну пьесу за другой вслед за Малым и Александрийским театрами.

Одной из причин популярности пьес великого драматурга именно на нашей сцене, безусловно, являлось присутствие в труппе в те годы Ивана Васильевича Колюбакина, большого приятеля А.Н. Островского. Актер знал и любил его ранние сочинения еще до начала их сценической жизни, когда драматург в конце сороковых - начале пятидесятых читал их то у С.П. Шевырева, то у М.П. Погодина. Оба они, и драматург и актер, входили в «молодую редакцию» модного в то время журнала «Москвитянин». В начале пятидесятых И.В. Колюбакин вынужден был прекратить учебу в Московском университете и по семейным обстоятельствам податься в провинцию. К середине 1850-х он обосновался в Воронеже, и весьма надолго. Для воронежской сцены это была находка. Он оказался одним из самых выдающихся исполнителей ролей в пьесах Островского. По воспоминаниям известного театрала тех лет А.А. Стаховича, И.В. Колюбакин «был положительно много талантливее многих актеров Малого театра 60-х годов и имел все, чтобы быть на московской сцене преемником Садовского».

О том, что пьесы А.Н. Островского в то время были в особом почете у воронежской труппы и публики, свидетельствует еще один факт. Весной 1860 года, уже тяжело больной, великий актер Александринского театра А.Е. Мартынов, чтобы поправить материальное положение, отправляется на летние гастроли по театральным городам. Первым в его маршруте значится Воронеж. Далее - Харьков, Одесса, Крым. В Москве к нему присоединяется А.Н. Островский.

В наш город они прибывают в середине мая. Восемь дней в Воронеже стали днями настоящего триумфа великого артиста и великого драматурга. Еще бы! А.Е. Мартынов был в то время лучшим исполнителем роли Тихона в «Грозе», которую представляли три вечера подряд. А губернатор Воронежа граф Дмитрий Толстой, он же в то время главный директор театра, оказался горячим поклонником драматурга и устроил в честь гостей большой городской праздник. Много полезного для развития культуры и просвещения успел сделать граф Д. Толстой в нашем крае всего за полтора года губернаторства, не раз жертвуя свои личные средства на общеполезное дело. Так, еще в 1856 году, будучи в должности директора департамента полиции исполнительной, он издал в Петербурге за свой счет первый стихотворный сборник И.С. Никитина, с которым познакомился в 1849 году, когда приезжал в Воронеж в качестве ревизора. Он помог воронежской интеллигенции издать «Воронежские акты», то есть ряд исторических документов о нашем крае; при его содействии издан сборник «Воронежская беседа», а в 1861 году начала выходить газета «Воронежский телеграф».

Многое тогда, как и сегодня, зависело от первого лица губернии. Если в Воронеже «Гроза» была принята на ура, то одесский генерал-губернатор А.Г. Строганов запретил ее представление, начертав: «Не взирая на цензуру III отделения, не дозволить представление «Грозы», не токмо не благопристойной, но даже похабной». Была цензура государственная, а была местническая. К тому же нередко действовал принцип: что дозволено столицам, то не разрешено в провинции.

Действовал этот принцип и в советское время. В 1962 году мне довелось приглашать Булата Шалвовича Окуджаву на встречу с молодежью Красноярска. В то время он был кумиром многих молодых. Он ответил: «Что вы! Какой там Красноярск! Мне разрешено выступать всего в пяти городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Сочи и Ялте».
Просветительскую, в том числе театральную, деятельность в Воронежской губернии после отставки Д.Н. Толстого поддерживал и новый губернатор - генерал-майор М.И. Чертков, правнук наместника В.А. Черткова, основавшего в 1787 первый воронежский театр «благородных». При губернаторе М.И. Черткове, в сезоне 1863 - 1864 гг., в репертуаре воронежского театра значились десять (!) пьес А.Н. Островского.
Так что воронежский театр в то время по праву можно было назвать «Домом Островского» в провинции.

Автор: Николай ТИМОФЕЕВ
Источник: Воронежский курьер
Дата: 02.12.2006



Дата публикации: 15.12.2006
«ДОМ ОСТРОВСКОГО» В ВОРОНЕЖЕ

Сто лет потребовалось России, чтобы количество трансформировалось в новое качество. Сумароков, Волков, Дмитревский, Княжнин, Фонвизин, Карамзин, Грибоедов, Гоголь заложили фундамент в основание национального театра. Но только с приходом А.Н. Островского драматургия и театр обрели вполне выразительное лицо: на сцене появились русские проблемы и русские типы всей социальной вертикали - от монархов до приказчиков, дворовых слуг и странников.

Кстати, столетие указа императрицы Елизаветы I об основании российского театра отмечалось, вне всякого сравнения, торжественнее, чем его 250-летие в нынешнем году. Интересно, что на 30 августа 1856 года, день подписания указа, была назначена коронация Александра II, поэтому торжества театральные перенесли на декабрь. Но в подготовке к ним участвовал сам государь император. Он приказал объявить конкурс «через публикацию в газетах» на создание лучшей юбилейной пьесы, победителю назначил премию 500 рублей (десять годовых окладов мелкого чиновника!). Была образована - под руководством С.П. Жихарева, автора «Записок современника», - конкурсная комиссия, членами которой стали известные писатели и издатели А.В. Никитенко, А.А. Краевский, И.А. Гончаров, А.Н. Майков... В конкурсе участвовали 22 пьесы, а выбрали сочинение графа В.А. Соллогуба «30 августа 1756 года». Это первый в истории России литературный конкурс. Программа в пяти отделениях, в которой участвовали лучшие театральные и музыкальные силы России, 6 декабря была показана в Петербурге и повторена в Москве...
К 1856 году А.Н. Островский - автор уже девяти пьес. Не все, правда, имели сценическую жизнь, но все они читались в литературных салонах и уже были хорошо известны московской интеллигенции. Некоторые из них, такие как «Свои люди - сочтемся» (скоро ожидается ее премьера в Кольцовском театре), по цензурным соображениям вышли на сцену годы спустя после написания (создана в 1849-м, поставлена в 1861-м). «Русский дух» сочинений А.Н. Островского настолько пришелся ко времени, что пьесы его к концу 1850-х идут одна за другой не только в Москве и Петербурге, но и в провинции. В сущности, русским национальным драматургом его можно по праву назвать после того, как он был понят и принят провинцией.

Статистические сведения о постановках пьес А.Н. Островского в императорских театрах обеих столиц весьма интересны. Из них мы узнаем: с 1853 по 1872 г. только в столицах состоялось 766 представлений 32 пьес. Из них наибольший успех выпал на долю комедии «Не в свои сани не садись» (78 представлений), наименьший - на долю «Бешеных денег» (всего 2). Напомним: драматург написал 47 пьес самостоятельно и 7 в содружестве с соавторами. Владея семью языками, кроме русского, он перевел более 20 пьес английских, французских, итальянских и латинских (Теренций) авторов.

Как мы знаем, Малый театр до сих пор иногда называют «Домом Островского», потому что именно с ним связана вся творческая жизнь драматурга. Многие пьесы он писал в расчете на конкретных актеров, а в последние годы жизни был практически художественным руководителем Малого театра.

Эра Островского в России началась в январе 1853 года, когда актриса Малого театра Любовь Косицкая, в которую в то время безнадежно был влюблен тридцатилетний драматург, взяла в свой бенефис его пьесу «Не в свои сани не садись». Ею же открылся в 1856 году в Воронеже новый театральный сезон. И вот, начиная с середины 1850-х годов, воронежский театр уже не расстается с драматургией Островского, ставя одну пьесу за другой вслед за Малым и Александрийским театрами.

Одной из причин популярности пьес великого драматурга именно на нашей сцене, безусловно, являлось присутствие в труппе в те годы Ивана Васильевича Колюбакина, большого приятеля А.Н. Островского. Актер знал и любил его ранние сочинения еще до начала их сценической жизни, когда драматург в конце сороковых - начале пятидесятых читал их то у С.П. Шевырева, то у М.П. Погодина. Оба они, и драматург и актер, входили в «молодую редакцию» модного в то время журнала «Москвитянин». В начале пятидесятых И.В. Колюбакин вынужден был прекратить учебу в Московском университете и по семейным обстоятельствам податься в провинцию. К середине 1850-х он обосновался в Воронеже, и весьма надолго. Для воронежской сцены это была находка. Он оказался одним из самых выдающихся исполнителей ролей в пьесах Островского. По воспоминаниям известного театрала тех лет А.А. Стаховича, И.В. Колюбакин «был положительно много талантливее многих актеров Малого театра 60-х годов и имел все, чтобы быть на московской сцене преемником Садовского».

О том, что пьесы А.Н. Островского в то время были в особом почете у воронежской труппы и публики, свидетельствует еще один факт. Весной 1860 года, уже тяжело больной, великий актер Александринского театра А.Е. Мартынов, чтобы поправить материальное положение, отправляется на летние гастроли по театральным городам. Первым в его маршруте значится Воронеж. Далее - Харьков, Одесса, Крым. В Москве к нему присоединяется А.Н. Островский.

В наш город они прибывают в середине мая. Восемь дней в Воронеже стали днями настоящего триумфа великого артиста и великого драматурга. Еще бы! А.Е. Мартынов был в то время лучшим исполнителем роли Тихона в «Грозе», которую представляли три вечера подряд. А губернатор Воронежа граф Дмитрий Толстой, он же в то время главный директор театра, оказался горячим поклонником драматурга и устроил в честь гостей большой городской праздник. Много полезного для развития культуры и просвещения успел сделать граф Д. Толстой в нашем крае всего за полтора года губернаторства, не раз жертвуя свои личные средства на общеполезное дело. Так, еще в 1856 году, будучи в должности директора департамента полиции исполнительной, он издал в Петербурге за свой счет первый стихотворный сборник И.С. Никитина, с которым познакомился в 1849 году, когда приезжал в Воронеж в качестве ревизора. Он помог воронежской интеллигенции издать «Воронежские акты», то есть ряд исторических документов о нашем крае; при его содействии издан сборник «Воронежская беседа», а в 1861 году начала выходить газета «Воронежский телеграф».

Многое тогда, как и сегодня, зависело от первого лица губернии. Если в Воронеже «Гроза» была принята на ура, то одесский генерал-губернатор А.Г. Строганов запретил ее представление, начертав: «Не взирая на цензуру III отделения, не дозволить представление «Грозы», не токмо не благопристойной, но даже похабной». Была цензура государственная, а была местническая. К тому же нередко действовал принцип: что дозволено столицам, то не разрешено в провинции.

Действовал этот принцип и в советское время. В 1962 году мне довелось приглашать Булата Шалвовича Окуджаву на встречу с молодежью Красноярска. В то время он был кумиром многих молодых. Он ответил: «Что вы! Какой там Красноярск! Мне разрешено выступать всего в пяти городах: Москве, Ленинграде, Киеве, Сочи и Ялте».
Просветительскую, в том числе театральную, деятельность в Воронежской губернии после отставки Д.Н. Толстого поддерживал и новый губернатор - генерал-майор М.И. Чертков, правнук наместника В.А. Черткова, основавшего в 1787 первый воронежский театр «благородных». При губернаторе М.И. Черткове, в сезоне 1863 - 1864 гг., в репертуаре воронежского театра значились десять (!) пьес А.Н. Островского.
Так что воронежский театр в то время по праву можно было назвать «Домом Островского» в провинции.

Автор: Николай ТИМОФЕЕВ
Источник: Воронежский курьер
Дата: 02.12.2006



Дата публикации: 15.12.2006