Новости

В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ

В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ

Последний раз Дарья Зеркалова получила в Малом театре новую роль, которую так и не сыграла, в пьесе Жана Сармана «Мамуре», в переводе Ксении Куприной.

В Малый театр Дарья Зеркалова пришла в 1938 году из ЦТКА, в этом же году сыграла Елену в пьесе Л. Леонова «Волк».

В конце 30-х в труппе Малого театра появились артисты из разных коллективов: Михаил Жаров из Камерного, Игорь Ильинский из театра им. Мейерхольда, Мария Блюменталь-Тамарина, Елена Шатрова и Николай Радин из театра бывш. Корша... Дарью Зеркалову пригласили из Театра Красной Армии, где она сыграла к тому времени пять главных ролей.

Зеркалова пришла в Малый театр сложившейся актрисой, со своей, только ей присущей манерой игры. В Театре Армии она работала у таких замечательных режиссеров, как Елена Телешева, Юрий Завадский, Василий Сахновский, Андрей Лобанов. Первые трое — непосредственные ученики К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Наверное, не зря великий Немирович-Данченко, посмотрев Зеркалову в «Мещанах» Горького, написал на своем портрете, подаренном ей: «Несущей радость». Именно радостью для зрителей всегда были спектакли с участием Дарьи Зеркаловой.

До прихода в Театр Красной Армии Зеркалова работала в основном на Украине: в Киеве, Полтаве, Харькове. А начинала в Одессе, где прошло ее детство.

Родившаяся в многодетной греческой семье Дарья Зеркалова, которую тогда величали Диной Дебора, рано увлеклась театром. Когда в город приехал знаменитый гастролер Алексей Харламов, для роли Анютки в пьесе Л. Толстого «Власть тьмы» понадобилась девочка. Выбор пал на Дину. Она так хотела играть эту роль, что выучила текст за четыре дня и самозабвенно «играла». После спектакля Харламов дал юной актрисе рекомендательное письмо, где говорилось, что она может играть на сцене. Ее взяли в театр на «выхода», но это нисколько не ослабило ее желания стать артисткой.

Она взяла звучную фамилию Зеркалова.

Популярными пьесами той поры были мелодрамы: «Недомерок», «Милый Жорж», «Маленькая женщина с большим характером», «Любовь — сила», «Обнаженная»... Даже МХАТ поставил пьесу «Сестры Жерар» по «Двум сироткам». Ну а сцены российской провинции были буквально заполнены душещипательными постановками, похожими одна на другую. Во всех Дина играла девочек-подростков, которые влюблялись, были несчастными и т.д. Через несколько лет после дебюта Зеркаловой в Одессу на гастроли приехал замечательный актер, герой-неврастеник Павел Орленев. Он пригласил молодую актрису в спектакль «Горе-злосчастье» на роль Марьюшки, сестры главного героя, которого играл сам. Текст огромной роли она выучила молниеносно и до мелочей продумала ее. А главное — она оказалась на сцене рядом с великим артистом. Когда занавес упал, то среди криков «Орленев!» она услышала восклицание «Зеркалова!».

Выйдя замуж за Семена Осиповича Корнева, Дина начала много и интересно играть в его постановках. Лучшими среди них были «Трактирщица» и «Последняя жертва». (Роль Юлии Тугиной, кстати, Зеркалова еще раз сыграет в Театре Красной Армии в Москве, но это будет другая страница жизни артистки.) Семен Корнев был партнером Зеркаловой. Они играли вместе в «Отелло» — Дездемону и Отелло, в «Доходном месте» — Полину и Жадова, в «Преступлении и наказании»— Соню и Расколъникова, в «Коварстве и любви» — Луизу и Фердинанда...

В 1927 году Зеркалова вместе с мужем приехала в Москву. Театр бывш. Корша встретил их не слишком радушно. Положение первых актрис в коршевской труппе занимали Елена Шатрова и Вера Попова. Для Зеркаловой достойного места не нашлось. Ей обещали вводы в идущий репертуар, но и их актриса ни получила, не говоря уже о том, что новых ролей пришлось бы ждать годами. Артистка вернулась в провинцию — сначала в Ригу, потом в Киев, а затем в Одессу, где не была около трех лет. Имя Дины Зеркаловой стало за эти годы популярным, а к моменту ее возвращения в Одессу — просто культовым. На спектакли с ее участием рвались, роли появлялись одна за другой.

Дина Зеркалова изменилась и внутренне, и внешне: познавшая славу и поражение в Москве, из молоденькой девушки превратилась в зрелую актрису, безукоризненно одетую гордую красавицу.

Семен Корнев стал руководителем драматического театра, а артистка Зеркалова его ведущей героиней. В 1933 году она сыграла молодую вдову Юлию Тугину в пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва». Зеркалова играла не только женщину, ослепленную Дульчиным, — ее героиня обладала здравым купеческим умом, который сохраняла, несмотря на свою страсть. Сцены с Прибытковым, которого играл М. Ляров, стали лучшими в спектакле. Судя по прессе, рядом с безусловными удачами были и роли проходные, например Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери». Но в целом Зеркалова уверенно играла самый разнообразный репертуар. Корнев вел свою жену к новым победам.

После трех лет, проведенных в Одессе, они отправились в Харьковский русский театр драмы. Николай Васильевич Петров собирал для становления стационарного театра ведущих актеров страны. Основу труппы составили мастера и совсем молодые артисты из Ленинграда. Среди тех, кто начал работать в харьковском театре, были Людмила Скопина, Николай Янцат, Виктор Хохряков и пятнадцать выпускников школы Театра им. Пушкина (бывш. Александринского). Корнев и Зеркалова провели в Харькове сезон, после чего Дина Зеркалова, взявшая имя Дарья, навсегда уехала в Москву.

Театр Красной Армии, в который пришла Зеркалова, в середине 30-х годов был одним из самых модных и посещаемых. Руководил им Алексей Дмитриевич Попов, чье имя навсегда войдет в историю не только этого театра, но и всего отечественного искусства. Попов в Театре Красной Армии, как и Петров в Харьковском театре, собрал замечательную актерскую коллекцию. Фаина Раневская, Антонина Богданова, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Любовь Добржанская, которая некогда, в Киеве, была приглашена Корневым и Зеркаловой на ведущее положение в их антрепризу... Все они оказались в одном театре.

В первый сезон Зеркалова сыграла в очередь с Фаиной Раневской роль Оксаны и пьесе Корнейчука «Гибель эскадры». Это была единственная женская роль в спектакле, и соревнование вызывало дополнительный азарт у обеих исполнительниц. Пресса отдавала предпочтение Зеркаловой.

Как партнеры эти два прославленных мастера встретятся в «Вассе Железновой»: Раневская — Васса, Зеркалова — Наталья. В «Последней жертве» Дарья Васильевна вновь сыграет Тугину, а Раневской достанется роль Глафиры Фирсовны. Интересно, что в момент этой их встречи Зеркалова роль Тугиной уже играла-переиграла, а Раневская, напротив, вернется к Глафире Фирсовне почти сорок лет спустя, но уже в Театре им. Моссовета.

Зеркалова прослужила артисткой главного военного театра страны пять лет, после чего ее пригласили в старейший Малый театр.

Малый театр — особая, триумфальная и трагическая страница в творчестве Дарьи Васильевны Зеркаловой. Здесь будет у нее головокружительный взлет, здесь она годами будет ждать новых ролей, здесь к артистке придет забвение.

После Елены в пьесе Л. Леонова «Волк» Зеркалова сыграла на прославленной сцене Катерину в пьесе Корнейчука «В степях Украины» — яркую, колоритную роль, не составившую для артистки труда. Куда интереснее оказалась Евгения Гранде в инсценировке романа Оноре де Бальзака. Евгению играла Наталья Белевцева, но по каким-то причинам не смогла создать убедительный образ. Решили ввести недавно пришедшую в театр актрису. И спектакль стал другим. Приобрели новые качества, стали еще значительнее роли родителей Евгении, блистательно сыгранные Е.. Турчаниновой и С. Межинским...

Настоящим триумфом артистки стала Элиза Дулиттл в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», которую она сыграла в 1943 году. Зеркалова тонко и умело строила роль на контрастах, чему обучилась еще в Одессе, «подглядывая» за блистательными мастерицами-гастролершами, среди которых были Вера Юренева и Елена Баскакова. Подобно другим великим самоучкам, ставшим истинными профессионалками, Фаине Раневской и Татьяне Пельтцер, Дарья Зеркалова умела учиться, жадно впитывала опыт всех, с кем сталкивала ее судьба. Не только маленькой цветочнице Элизе, но и другим персонажам Зеркаловой контрастность придавала особый шарм и шик. Неповторимую ее манеру игры дополняло полукартавое «л». Речевой недостаток у Зеркаловой превратился в ее достоинство, знак своеобразия. Этому «в» вместо «л» подражали артистки и зрительницы, но ни для кого оно не стало своим. На Зеркалову пытались быть похожими, как на Марию Бабанову, Людмилу Целиковскую, Любовь Орлову, Марину Ладынину, — тех актрис, ни одна из которых не подражала никому. Чтобы увидеть Зеркалову в роли Элизы, театральная Москва выстаивала огромные очереди в дни распродажи билетов на месяц. Спектакль смотрели по несколько раз. За превращением цветочницы в великосветскую леди следили тысячи глаз, Дарья Зеркалова никого не оставляла равнодушным. Одной из самых ярких сцен был первый выход Элизы в свет. Прием у леди Хиггинс (Александра Яблочкина и Евдокия Турчанинова) она играла словно «на лезвии бритвы». Именно Элиза, сыгранная через пять лет после прихода Зеркаловой в Малый театр, закрепила за ней первое положение в труппе. А еще через три года Зеркалову наградят за эту роль Сталинской премией.

После «Пигмалиона» последовали Глафира в «Волках и овцах», Елена в «Мещанах» — роли, которые Зеркалова играла раньше. В спектаклях Малого театра они стали куда значимее. Но интереснее было играть что-то новое.

В 1947 году многие московские театры поставили пьесу К. Симонова «Русский вопрос». Зеркалова, сыгравшая Джесси, невольно вступила в соревнование с актрисами МХАТа, театров им. Моссовета, им. Вахтангова и Ленинского комсомола. Она строила роль Джесси на противоречиях — героиня искренне любила мужа и в то же время толкала его на сделку с совестью ради своего благополучия. Образ Джесси был продуман от одежды и прически до малейшего поворота головы.

«Соперницами» Зеркаловой стали Ангелина Степанова, Любовь Орлова, Валентина Вагрина и Валентина Серова. Сегодня, через много лет после премьеры «Русского вопроса», имя Дарьи Зеркаловой вспоминают в связи с постановками этой пьесы одним из первых.

Репертуар 50-х годов в Малом театре строился таким образом, что в первую очередь роли получали Вера Пашенная и Елена Гоголева... «Вассу Железнову» поставили с Верой Николаевной Пашенной в заглавной роли. Если в постановке Театра Красной Армии Дарья Зеркалова играла непокорную дочь Вассы Наталью, то теперь ей досталась роль антипода Вассы, ее снохи. Рашель появлялась на сцене не сразу. Придя в дом свекрови, чтобы забрать сына, героиня Зеркаловой филигранно вела диалог с Вассой-Пашенной. Перед зрителями было два полюса, две веры.

Рядом с Зеркаловой находился в это время Николай Дмитриевич Волков, известный театральный критик и автор инсценировки «Анны Карениной» для постановки МХАТа.

В 1959 году режиссер Виктор Комиссаржевский поставил пьесу О. Уайльда «Веер леди Уиндермиер». В роли леди Уиндермиер дебютировала в Москве Элина Быстрицкая. Зеркалова сыграла миссис Эрлин, «умершую» мать героини. Она знала тонкости игры подобных салонных пьес и вновь заставила театральную критику заговорить о себе. Около четырех лет Зеркалова оставалась бессменной исполнительницей миссис Эрлин. Вслед за Быстрицкой заглавную роль сыграли Ирина Ликсо, Нелли Корниенко, Лилия Юдина, Алла Евдокимова. У Зеркаловой появились дублеры — Татьяна Еремеева, Ирина Ликсо, Элина Быстрицкая. В этой же пьесе ей досталась другая роль — герцогини Бервик, матери взрослой дочери, которую она пытается выдать замуж за какого-нибудь состоятельного человека. Чистой воды героине Дарье Зеркаловой теперь нужно было осваивать амплуа характерной артистки. Она стала дублершей Елены Шатровой и Натальи Белевцевой, ее предшественниц в этой роли. Когда-то в театре бывш. Корша Зеркаловой не досталось ни одной роли — ведь театром руководил муж Шатровой Николай Радин. Теперь Зеркалова и Шатрова стали артистками на одну роль. С Белевцевой как дублерши они встречались в «Евгении Гранде».

Быть второй исполнительницей куда сложнее, нежели играть премьеру. Сложнее всего было «соперничество» с Еленой Николаевной Гоголевой. Зеркаловой пришлось играть с ней во втором составе роли, которые могли стать вершинами ее биографии. Отрадина-Кручинина в «Без вины виноватых», герцогиня Мальборо в «Стакане воды». Как правило, критика приходит только на премьерные спектакли...

Ролей, достойных таланта замечательной актрисы, она получала все меньше и меньше.

Вера Пашенная, ставившая «Грозу», предложила Зеркаловой небольшую роль полусумасшедшей барыни, но та отказалась.

В 1964 году умер Николай Дмитриевич Волков. Зеркалова осталась одна.

«Человек бросает якорь», «Луна зашла», «Господин Боркман», «Джон Рид» — вот спектакли Дарьи Зеркаловой этих лет. В 1971 году у артистки появились две роли — Надежда Антоновна Чебоксарова в «Бешеных деньгах», постановке Леонида Варпаховского, и миссис Кроули в «Ярмарке тщеславия» Игоря Ильинского. До ввода Зеркаловой спектакль по пьесе Островского шел «всего» три года, а инсценировка Теккерея тринадцать (!) лет. Чебоксарова — мать взрослой дочери, миссис Кроули — старейшина рода. Первую Зеркалова играла в паре с Шатровой, ее предшественницами в исполнении второй были Яблочкина, Турчанинова, Гоголева, Фадеева, Белевцева. Зеркалова стала шестой. Она превратилась в артистку, играющую старых дам, — никто бы не осмелился назвать ее героинь старухами. Дарья Зеркалова старухой быть не могла.

Борис Бабочкин к юбилею Малого театра решил поставить «Грозу» Островского. Роль полусумасшедшей барыни он предложил Гоголевой и Зеркаловой. На сей раз Зеркалова от роли не отказалась.

Могла ли она знать, что роль барыни станет для нее последней? Всего две сцены. Два небольших монолога — а перед нами женщина, которая когда-то не бросилась в омут, как Катерина. Ее барыня предупреждала Катерину, да и всех, до чего доводит прелюбодеяние. У актрисы возникали подлинно трагические моменты роли.

Зеркалова ежедневно гуляла по Тверскому бульвару, даже в холодную зимнюю погоду. Встретив знакомого человека, она могла надолго заговорить его. Не замечая, что собеседник торопится или замерз, Дарья Васильевна говорила и говорила. Ей не хватало Театра. Он был, и его не было.

Когда в 1978 году Борис Александрович Львов-Анохин взял для бенефиса Елены Николаевны Гоголевой пьесу Ж. Сармана «Мамуре», на роль свояченицы 106-летней героини, Викторины, он назначил Варвару Обухову и Дарью Зеркалову. Режиссер, любящий и умеющий работать с актрисами разного возраста, хотел собрать в одном спектакле замечательных мастеров старшего поколения Малого театра. Зеркалова, к сожалению, уже почти не репетировала. Спектакль был выпущен, но когда Обухова заболела, роль ее восьмидесятидевятилетней героини сыграла не Дарья Васильевна.

Артистка, которую боготворили и которой подражали, больше на сцену не вышла.

Свой последний приют Она нашла в «вишневом саду» Новодевичьего кладбища, где ее похоронили рядом с Николаем Волковым. А чуть в стороне — могила великого Павла Орленева, свидетеля первого триумфа Актрисы.

Павел Тихомиров

«Дом актера», январь 2003 года

Дата публикации: 01.01.2003
В ЗЕРКАЛЬНОМ ОТРАЖЕНИИ

Последний раз Дарья Зеркалова получила в Малом театре новую роль, которую так и не сыграла, в пьесе Жана Сармана «Мамуре», в переводе Ксении Куприной.

В Малый театр Дарья Зеркалова пришла в 1938 году из ЦТКА, в этом же году сыграла Елену в пьесе Л. Леонова «Волк».

В конце 30-х в труппе Малого театра появились артисты из разных коллективов: Михаил Жаров из Камерного, Игорь Ильинский из театра им. Мейерхольда, Мария Блюменталь-Тамарина, Елена Шатрова и Николай Радин из театра бывш. Корша... Дарью Зеркалову пригласили из Театра Красной Армии, где она сыграла к тому времени пять главных ролей.

Зеркалова пришла в Малый театр сложившейся актрисой, со своей, только ей присущей манерой игры. В Театре Армии она работала у таких замечательных режиссеров, как Елена Телешева, Юрий Завадский, Василий Сахновский, Андрей Лобанов. Первые трое — непосредственные ученики К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Наверное, не зря великий Немирович-Данченко, посмотрев Зеркалову в «Мещанах» Горького, написал на своем портрете, подаренном ей: «Несущей радость». Именно радостью для зрителей всегда были спектакли с участием Дарьи Зеркаловой.

До прихода в Театр Красной Армии Зеркалова работала в основном на Украине: в Киеве, Полтаве, Харькове. А начинала в Одессе, где прошло ее детство.

Родившаяся в многодетной греческой семье Дарья Зеркалова, которую тогда величали Диной Дебора, рано увлеклась театром. Когда в город приехал знаменитый гастролер Алексей Харламов, для роли Анютки в пьесе Л. Толстого «Власть тьмы» понадобилась девочка. Выбор пал на Дину. Она так хотела играть эту роль, что выучила текст за четыре дня и самозабвенно «играла». После спектакля Харламов дал юной актрисе рекомендательное письмо, где говорилось, что она может играть на сцене. Ее взяли в театр на «выхода», но это нисколько не ослабило ее желания стать артисткой.

Она взяла звучную фамилию Зеркалова.

Популярными пьесами той поры были мелодрамы: «Недомерок», «Милый Жорж», «Маленькая женщина с большим характером», «Любовь — сила», «Обнаженная»... Даже МХАТ поставил пьесу «Сестры Жерар» по «Двум сироткам». Ну а сцены российской провинции были буквально заполнены душещипательными постановками, похожими одна на другую. Во всех Дина играла девочек-подростков, которые влюблялись, были несчастными и т.д. Через несколько лет после дебюта Зеркаловой в Одессу на гастроли приехал замечательный актер, герой-неврастеник Павел Орленев. Он пригласил молодую актрису в спектакль «Горе-злосчастье» на роль Марьюшки, сестры главного героя, которого играл сам. Текст огромной роли она выучила молниеносно и до мелочей продумала ее. А главное — она оказалась на сцене рядом с великим артистом. Когда занавес упал, то среди криков «Орленев!» она услышала восклицание «Зеркалова!».

Выйдя замуж за Семена Осиповича Корнева, Дина начала много и интересно играть в его постановках. Лучшими среди них были «Трактирщица» и «Последняя жертва». (Роль Юлии Тугиной, кстати, Зеркалова еще раз сыграет в Театре Красной Армии в Москве, но это будет другая страница жизни артистки.) Семен Корнев был партнером Зеркаловой. Они играли вместе в «Отелло» — Дездемону и Отелло, в «Доходном месте» — Полину и Жадова, в «Преступлении и наказании»— Соню и Расколъникова, в «Коварстве и любви» — Луизу и Фердинанда...

В 1927 году Зеркалова вместе с мужем приехала в Москву. Театр бывш. Корша встретил их не слишком радушно. Положение первых актрис в коршевской труппе занимали Елена Шатрова и Вера Попова. Для Зеркаловой достойного места не нашлось. Ей обещали вводы в идущий репертуар, но и их актриса ни получила, не говоря уже о том, что новых ролей пришлось бы ждать годами. Артистка вернулась в провинцию — сначала в Ригу, потом в Киев, а затем в Одессу, где не была около трех лет. Имя Дины Зеркаловой стало за эти годы популярным, а к моменту ее возвращения в Одессу — просто культовым. На спектакли с ее участием рвались, роли появлялись одна за другой.

Дина Зеркалова изменилась и внутренне, и внешне: познавшая славу и поражение в Москве, из молоденькой девушки превратилась в зрелую актрису, безукоризненно одетую гордую красавицу.

Семен Корнев стал руководителем драматического театра, а артистка Зеркалова его ведущей героиней. В 1933 году она сыграла молодую вдову Юлию Тугину в пьесе А. Н. Островского «Последняя жертва». Зеркалова играла не только женщину, ослепленную Дульчиным, — ее героиня обладала здравым купеческим умом, который сохраняла, несмотря на свою страсть. Сцены с Прибытковым, которого играл М. Ляров, стали лучшими в спектакле. Судя по прессе, рядом с безусловными удачами были и роли проходные, например Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери». Но в целом Зеркалова уверенно играла самый разнообразный репертуар. Корнев вел свою жену к новым победам.

После трех лет, проведенных в Одессе, они отправились в Харьковский русский театр драмы. Николай Васильевич Петров собирал для становления стационарного театра ведущих актеров страны. Основу труппы составили мастера и совсем молодые артисты из Ленинграда. Среди тех, кто начал работать в харьковском театре, были Людмила Скопина, Николай Янцат, Виктор Хохряков и пятнадцать выпускников школы Театра им. Пушкина (бывш. Александринского). Корнев и Зеркалова провели в Харькове сезон, после чего Дина Зеркалова, взявшая имя Дарья, навсегда уехала в Москву.

Театр Красной Армии, в который пришла Зеркалова, в середине 30-х годов был одним из самых модных и посещаемых. Руководил им Алексей Дмитриевич Попов, чье имя навсегда войдет в историю не только этого театра, но и всего отечественного искусства. Попов в Театре Красной Армии, как и Петров в Харьковском театре, собрал замечательную актерскую коллекцию. Фаина Раневская, Антонина Богданова, Виктор Пестовский, Марк Перцовский, Любовь Добржанская, которая некогда, в Киеве, была приглашена Корневым и Зеркаловой на ведущее положение в их антрепризу... Все они оказались в одном театре.

В первый сезон Зеркалова сыграла в очередь с Фаиной Раневской роль Оксаны и пьесе Корнейчука «Гибель эскадры». Это была единственная женская роль в спектакле, и соревнование вызывало дополнительный азарт у обеих исполнительниц. Пресса отдавала предпочтение Зеркаловой.

Как партнеры эти два прославленных мастера встретятся в «Вассе Железновой»: Раневская — Васса, Зеркалова — Наталья. В «Последней жертве» Дарья Васильевна вновь сыграет Тугину, а Раневской достанется роль Глафиры Фирсовны. Интересно, что в момент этой их встречи Зеркалова роль Тугиной уже играла-переиграла, а Раневская, напротив, вернется к Глафире Фирсовне почти сорок лет спустя, но уже в Театре им. Моссовета.

Зеркалова прослужила артисткой главного военного театра страны пять лет, после чего ее пригласили в старейший Малый театр.

Малый театр — особая, триумфальная и трагическая страница в творчестве Дарьи Васильевны Зеркаловой. Здесь будет у нее головокружительный взлет, здесь она годами будет ждать новых ролей, здесь к артистке придет забвение.

После Елены в пьесе Л. Леонова «Волк» Зеркалова сыграла на прославленной сцене Катерину в пьесе Корнейчука «В степях Украины» — яркую, колоритную роль, не составившую для артистки труда. Куда интереснее оказалась Евгения Гранде в инсценировке романа Оноре де Бальзака. Евгению играла Наталья Белевцева, но по каким-то причинам не смогла создать убедительный образ. Решили ввести недавно пришедшую в театр актрису. И спектакль стал другим. Приобрели новые качества, стали еще значительнее роли родителей Евгении, блистательно сыгранные Е.. Турчаниновой и С. Межинским...

Настоящим триумфом артистки стала Элиза Дулиттл в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», которую она сыграла в 1943 году. Зеркалова тонко и умело строила роль на контрастах, чему обучилась еще в Одессе, «подглядывая» за блистательными мастерицами-гастролершами, среди которых были Вера Юренева и Елена Баскакова. Подобно другим великим самоучкам, ставшим истинными профессионалками, Фаине Раневской и Татьяне Пельтцер, Дарья Зеркалова умела учиться, жадно впитывала опыт всех, с кем сталкивала ее судьба. Не только маленькой цветочнице Элизе, но и другим персонажам Зеркаловой контрастность придавала особый шарм и шик. Неповторимую ее манеру игры дополняло полукартавое «л». Речевой недостаток у Зеркаловой превратился в ее достоинство, знак своеобразия. Этому «в» вместо «л» подражали артистки и зрительницы, но ни для кого оно не стало своим. На Зеркалову пытались быть похожими, как на Марию Бабанову, Людмилу Целиковскую, Любовь Орлову, Марину Ладынину, — тех актрис, ни одна из которых не подражала никому. Чтобы увидеть Зеркалову в роли Элизы, театральная Москва выстаивала огромные очереди в дни распродажи билетов на месяц. Спектакль смотрели по несколько раз. За превращением цветочницы в великосветскую леди следили тысячи глаз, Дарья Зеркалова никого не оставляла равнодушным. Одной из самых ярких сцен был первый выход Элизы в свет. Прием у леди Хиггинс (Александра Яблочкина и Евдокия Турчанинова) она играла словно «на лезвии бритвы». Именно Элиза, сыгранная через пять лет после прихода Зеркаловой в Малый театр, закрепила за ней первое положение в труппе. А еще через три года Зеркалову наградят за эту роль Сталинской премией.

После «Пигмалиона» последовали Глафира в «Волках и овцах», Елена в «Мещанах» — роли, которые Зеркалова играла раньше. В спектаклях Малого театра они стали куда значимее. Но интереснее было играть что-то новое.

В 1947 году многие московские театры поставили пьесу К. Симонова «Русский вопрос». Зеркалова, сыгравшая Джесси, невольно вступила в соревнование с актрисами МХАТа, театров им. Моссовета, им. Вахтангова и Ленинского комсомола. Она строила роль Джесси на противоречиях — героиня искренне любила мужа и в то же время толкала его на сделку с совестью ради своего благополучия. Образ Джесси был продуман от одежды и прически до малейшего поворота головы.

«Соперницами» Зеркаловой стали Ангелина Степанова, Любовь Орлова, Валентина Вагрина и Валентина Серова. Сегодня, через много лет после премьеры «Русского вопроса», имя Дарьи Зеркаловой вспоминают в связи с постановками этой пьесы одним из первых.

Репертуар 50-х годов в Малом театре строился таким образом, что в первую очередь роли получали Вера Пашенная и Елена Гоголева... «Вассу Железнову» поставили с Верой Николаевной Пашенной в заглавной роли. Если в постановке Театра Красной Армии Дарья Зеркалова играла непокорную дочь Вассы Наталью, то теперь ей досталась роль антипода Вассы, ее снохи. Рашель появлялась на сцене не сразу. Придя в дом свекрови, чтобы забрать сына, героиня Зеркаловой филигранно вела диалог с Вассой-Пашенной. Перед зрителями было два полюса, две веры.

Рядом с Зеркаловой находился в это время Николай Дмитриевич Волков, известный театральный критик и автор инсценировки «Анны Карениной» для постановки МХАТа.

В 1959 году режиссер Виктор Комиссаржевский поставил пьесу О. Уайльда «Веер леди Уиндермиер». В роли леди Уиндермиер дебютировала в Москве Элина Быстрицкая. Зеркалова сыграла миссис Эрлин, «умершую» мать героини. Она знала тонкости игры подобных салонных пьес и вновь заставила театральную критику заговорить о себе. Около четырех лет Зеркалова оставалась бессменной исполнительницей миссис Эрлин. Вслед за Быстрицкой заглавную роль сыграли Ирина Ликсо, Нелли Корниенко, Лилия Юдина, Алла Евдокимова. У Зеркаловой появились дублеры — Татьяна Еремеева, Ирина Ликсо, Элина Быстрицкая. В этой же пьесе ей досталась другая роль — герцогини Бервик, матери взрослой дочери, которую она пытается выдать замуж за какого-нибудь состоятельного человека. Чистой воды героине Дарье Зеркаловой теперь нужно было осваивать амплуа характерной артистки. Она стала дублершей Елены Шатровой и Натальи Белевцевой, ее предшественниц в этой роли. Когда-то в театре бывш. Корша Зеркаловой не досталось ни одной роли — ведь театром руководил муж Шатровой Николай Радин. Теперь Зеркалова и Шатрова стали артистками на одну роль. С Белевцевой как дублерши они встречались в «Евгении Гранде».

Быть второй исполнительницей куда сложнее, нежели играть премьеру. Сложнее всего было «соперничество» с Еленой Николаевной Гоголевой. Зеркаловой пришлось играть с ней во втором составе роли, которые могли стать вершинами ее биографии. Отрадина-Кручинина в «Без вины виноватых», герцогиня Мальборо в «Стакане воды». Как правило, критика приходит только на премьерные спектакли...

Ролей, достойных таланта замечательной актрисы, она получала все меньше и меньше.

Вера Пашенная, ставившая «Грозу», предложила Зеркаловой небольшую роль полусумасшедшей барыни, но та отказалась.

В 1964 году умер Николай Дмитриевич Волков. Зеркалова осталась одна.

«Человек бросает якорь», «Луна зашла», «Господин Боркман», «Джон Рид» — вот спектакли Дарьи Зеркаловой этих лет. В 1971 году у артистки появились две роли — Надежда Антоновна Чебоксарова в «Бешеных деньгах», постановке Леонида Варпаховского, и миссис Кроули в «Ярмарке тщеславия» Игоря Ильинского. До ввода Зеркаловой спектакль по пьесе Островского шел «всего» три года, а инсценировка Теккерея тринадцать (!) лет. Чебоксарова — мать взрослой дочери, миссис Кроули — старейшина рода. Первую Зеркалова играла в паре с Шатровой, ее предшественницами в исполнении второй были Яблочкина, Турчанинова, Гоголева, Фадеева, Белевцева. Зеркалова стала шестой. Она превратилась в артистку, играющую старых дам, — никто бы не осмелился назвать ее героинь старухами. Дарья Зеркалова старухой быть не могла.

Борис Бабочкин к юбилею Малого театра решил поставить «Грозу» Островского. Роль полусумасшедшей барыни он предложил Гоголевой и Зеркаловой. На сей раз Зеркалова от роли не отказалась.

Могла ли она знать, что роль барыни станет для нее последней? Всего две сцены. Два небольших монолога — а перед нами женщина, которая когда-то не бросилась в омут, как Катерина. Ее барыня предупреждала Катерину, да и всех, до чего доводит прелюбодеяние. У актрисы возникали подлинно трагические моменты роли.

Зеркалова ежедневно гуляла по Тверскому бульвару, даже в холодную зимнюю погоду. Встретив знакомого человека, она могла надолго заговорить его. Не замечая, что собеседник торопится или замерз, Дарья Васильевна говорила и говорила. Ей не хватало Театра. Он был, и его не было.

Когда в 1978 году Борис Александрович Львов-Анохин взял для бенефиса Елены Николаевны Гоголевой пьесу Ж. Сармана «Мамуре», на роль свояченицы 106-летней героини, Викторины, он назначил Варвару Обухову и Дарью Зеркалову. Режиссер, любящий и умеющий работать с актрисами разного возраста, хотел собрать в одном спектакле замечательных мастеров старшего поколения Малого театра. Зеркалова, к сожалению, уже почти не репетировала. Спектакль был выпущен, но когда Обухова заболела, роль ее восьмидесятидевятилетней героини сыграла не Дарья Васильевна.

Артистка, которую боготворили и которой подражали, больше на сцену не вышла.

Свой последний приют Она нашла в «вишневом саду» Новодевичьего кладбища, где ее похоронили рядом с Николаем Волковым. А чуть в стороне — могила великого Павла Орленева, свидетеля первого триумфа Актрисы.

Павел Тихомиров

«Дом актера», январь 2003 года

Дата публикации: 01.01.2003