Новости

«ДОХОДНОЕ МЕСТО» ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

«ДОХОДНОЕ МЕСТО» ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Малый театр отмечает 250-летие. Элина Быстрицкая в образе императрицы Елизаветы Петровны зачитала ее указ о создании профессионального театра «для представления комедий и трагедий» с годовым бюджетом в 5 тысяч рублей, с «худруком Сумароковым и с патриаршим позволением «актерам оного театра носить шпагу подобно дворянам». В свое время театр любили Тургенев, Достоевский, Гоголь. А ныне?

Наши современники о Малом театре отзываются по-разному. Одни искренне восторгаются, другие называют его замшелым. Но в театр ходят все. Наверное, потому, что на самом деле Малый - один из немногих в России, кто продолжает традиции русского репертуарного театра, не гоняясь за сиюминутным успехом и сомнительными новаторствами в области жанра. Малый давно пишется с большой буквы и уже давно не находится в тени Большого. У этих театров нет полутеней, они оба с неустанным рвением служат большому искусству. А постоянство, с которым Малый следует классическим постановкам, делает ему честь. Слава театра - это не только слава великих артистов Щепкина, Мочалова, Царева, актерских династий. Он сохраняет за собой право носить имя Александра Островского.

Сам драматург для театра написал 48 пьес, и все они были поставлены на этой сцене. Ведь классика всегда современна. Поэтому актеры Элина Быстрицкая, Виктор Низовой, Ирина Муравьева и другие на юбилейной сцене показали всем, как надо играть Островского. Элина Быстрицкая давно работает в Малом, и для нее он самый неповторимый: «Я помню каждую свою роль в спектаклях Малого. Я помню каждый день. Было все: успех, разочарования, длительные простои. Но я всегда пыталась устоять, знала, что после ненастья всегда наступают светлые дни. И я с большим удовольствием играю в пьесах Островского, как и других классиков».

Тем временем актеры представили отрывки из своих ролей. Начали с проблем театра, потом переключились на «денежные» вопросы, и публика приняла их с восторгом -все согласились, что Островский вечно актуален, что этот понятный и непонятный мир прошлого живет рядом с нами. Островский любил своих сограждан, верил, что в каждом человеке много хорошего, но его писательское слово было твердое и честное, без лести и самообольщения. Пороки он называл своими именами. И нам кажется, что слова, сказанные более полутораста лет назад, обращены именно к нам, его потомкам.
Не являются проходными и другие темы Островского: любви, счастья, предательства, гордости за человека... Художественный руководитель театра Юрий Соломин искренне утверждает, что все это интересно современному зрителю: «У нас в зале всегда много молодежи, той самой, которая ежедневно по ТВ «изучает» проблемы насилия и раздевания. Я не ханжа, но, по-моему, явный перебор. А в зрительном зале, например, на спектакле «Коварство и любовь» стоит напряженная тишина. А ведь на сцене никто никого не хватает. Просто разговаривают, просто прикасаются друг к другу. Они пытаются найти свое место в жизни, свое счастье, и это интересно. Мы не открываем Америки, мы пытаемся сохранить то достоинство, которое было высказано великими авторами - русскими и западными - и передать это зрителям. А сохранять всегда труднее, чем разваливать или строить новое...»

Безусловно, Островский и Малый театр открыли русскому зрителю новый мир. Картина жизни купеческого сословия, нарисованная в комедиях и драмах, еще в те времена казалась трагедией. Но сам драматург говорил: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо показать, что знаешь за ним хорошее». Как пишут критики, в поисках положительных начал национальной жизни, накануне крутых перемен и нарастающего распада современного общества, он попытался обратиться к той почве, на которой взросли идеалы народной нравственности: к миру патриархальной семьи. Жаль, что сегодня мы этот мир во многом утратили. Первая пьеса, увидевшая свет рампы, - «Не в свои сани не садись». Сразу за ней имели успех и другие - «Бедность - не порок», народная драма «Не так живи, как хочется». Трагическим прощанием с идеалами была «Гроза». А бытовым вглядыванием в жизнь - «Пучина». «Патриархальность хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации», - говорит один из его героев. Нет, и в городах есть своя патриархальность, доказывает автор пьес. Именно этот момент он показал в «Доходном месте» в то самое время, когда казалось, что вековую беду России - взяточничество можно одолеть гласностью. «Что за слово взятки? Сами же его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятка, а благодарность!» - возмущается вдова чиновника Кукушкина. «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного», - восклицает другой герой. Увы - все осталось как прежде. И мудрость Островского понятна и нам.

- В нашей профессии важно за словами драматурга увидеть некую другую реальность, другой мир, - говорит режиссер Сергей Женовач.

- Почувствовать его, полюбить, а потом через пространство, ритмы, через артистов попытаться этот мир сделать видимым, чтобы пьеса задышала современностью... Как бы то ни было, мир Островского, этот источник вдохновения не иссякнет никогда. А значит и сам театр, которому на роду написано ходить в маске прошлого, чтобы показать в окружающем нас мире то ли истину, то ли ложь, то ли свободу, то ли счастье. Все призрачно и относительно у мудреца Островского. Как, впрочем, и в жизни.

Нина НИКОЛАЕВА
«Российские вести», 13.09.2006

Дата публикации: 14.09.2006
«ДОХОДНОЕ МЕСТО» ПУСТО НЕ БЫВАЕТ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Малый театр отмечает 250-летие. Элина Быстрицкая в образе императрицы Елизаветы Петровны зачитала ее указ о создании профессионального театра «для представления комедий и трагедий» с годовым бюджетом в 5 тысяч рублей, с «худруком Сумароковым и с патриаршим позволением «актерам оного театра носить шпагу подобно дворянам». В свое время театр любили Тургенев, Достоевский, Гоголь. А ныне?

Наши современники о Малом театре отзываются по-разному. Одни искренне восторгаются, другие называют его замшелым. Но в театр ходят все. Наверное, потому, что на самом деле Малый - один из немногих в России, кто продолжает традиции русского репертуарного театра, не гоняясь за сиюминутным успехом и сомнительными новаторствами в области жанра. Малый давно пишется с большой буквы и уже давно не находится в тени Большого. У этих театров нет полутеней, они оба с неустанным рвением служат большому искусству. А постоянство, с которым Малый следует классическим постановкам, делает ему честь. Слава театра - это не только слава великих артистов Щепкина, Мочалова, Царева, актерских династий. Он сохраняет за собой право носить имя Александра Островского.

Сам драматург для театра написал 48 пьес, и все они были поставлены на этой сцене. Ведь классика всегда современна. Поэтому актеры Элина Быстрицкая, Виктор Низовой, Ирина Муравьева и другие на юбилейной сцене показали всем, как надо играть Островского. Элина Быстрицкая давно работает в Малом, и для нее он самый неповторимый: «Я помню каждую свою роль в спектаклях Малого. Я помню каждый день. Было все: успех, разочарования, длительные простои. Но я всегда пыталась устоять, знала, что после ненастья всегда наступают светлые дни. И я с большим удовольствием играю в пьесах Островского, как и других классиков».

Тем временем актеры представили отрывки из своих ролей. Начали с проблем театра, потом переключились на «денежные» вопросы, и публика приняла их с восторгом -все согласились, что Островский вечно актуален, что этот понятный и непонятный мир прошлого живет рядом с нами. Островский любил своих сограждан, верил, что в каждом человеке много хорошего, но его писательское слово было твердое и честное, без лести и самообольщения. Пороки он называл своими именами. И нам кажется, что слова, сказанные более полутораста лет назад, обращены именно к нам, его потомкам.
Не являются проходными и другие темы Островского: любви, счастья, предательства, гордости за человека... Художественный руководитель театра Юрий Соломин искренне утверждает, что все это интересно современному зрителю: «У нас в зале всегда много молодежи, той самой, которая ежедневно по ТВ «изучает» проблемы насилия и раздевания. Я не ханжа, но, по-моему, явный перебор. А в зрительном зале, например, на спектакле «Коварство и любовь» стоит напряженная тишина. А ведь на сцене никто никого не хватает. Просто разговаривают, просто прикасаются друг к другу. Они пытаются найти свое место в жизни, свое счастье, и это интересно. Мы не открываем Америки, мы пытаемся сохранить то достоинство, которое было высказано великими авторами - русскими и западными - и передать это зрителям. А сохранять всегда труднее, чем разваливать или строить новое...»

Безусловно, Островский и Малый театр открыли русскому зрителю новый мир. Картина жизни купеческого сословия, нарисованная в комедиях и драмах, еще в те времена казалась трагедией. Но сам драматург говорил: «Чтобы иметь право исправлять народ, не обижая его, надо показать, что знаешь за ним хорошее». Как пишут критики, в поисках положительных начал национальной жизни, накануне крутых перемен и нарастающего распада современного общества, он попытался обратиться к той почве, на которой взросли идеалы народной нравственности: к миру патриархальной семьи. Жаль, что сегодня мы этот мир во многом утратили. Первая пьеса, увидевшая свет рампы, - «Не в свои сани не садись». Сразу за ней имели успех и другие - «Бедность - не порок», народная драма «Не так живи, как хочется». Трагическим прощанием с идеалами была «Гроза». А бытовым вглядыванием в жизнь - «Пучина». «Патриархальность хороша под кущами, а в городах нужно пожинать плоды цивилизации», - говорит один из его героев. Нет, и в городах есть своя патриархальность, доказывает автор пьес. Именно этот момент он показал в «Доходном месте» в то самое время, когда казалось, что вековую беду России - взяточничество можно одолеть гласностью. «Что за слово взятки? Сами же его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятка, а благодарность!» - возмущается вдова чиновника Кукушкина. «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного», - восклицает другой герой. Увы - все осталось как прежде. И мудрость Островского понятна и нам.

- В нашей профессии важно за словами драматурга увидеть некую другую реальность, другой мир, - говорит режиссер Сергей Женовач.

- Почувствовать его, полюбить, а потом через пространство, ритмы, через артистов попытаться этот мир сделать видимым, чтобы пьеса задышала современностью... Как бы то ни было, мир Островского, этот источник вдохновения не иссякнет никогда. А значит и сам театр, которому на роду написано ходить в маске прошлого, чтобы показать в окружающем нас мире то ли истину, то ли ложь, то ли свободу, то ли счастье. Все призрачно и относительно у мудреца Островского. Как, впрочем, и в жизни.

Нина НИКОЛАЕВА
«Российские вести», 13.09.2006

Дата публикации: 14.09.2006