Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ НАДО ЗАЩИЩАТЬ

ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ НАДО ЗАЩИЩАТЬ

ВЕЛИКАЯ ДАТА для всей отечественной культуры выпала на конец августа и начало сентября нынешнего года - 250-летие государственного театра в России. Дату отметили. Состоялись торжества в коллективах-именинниках - Александрийском и Малом театрах, с рождения которых начинается отсчет истории профессиональной русской сцены. И оба они до сих пор представляют в нашей стране национальный русский театр как своего рода визитную карточку великой культуры.

Но не только праздничное настроение характеризовало юбилейные дни. Даже в эту радостную пору, которая, казалось бы, должна была хоть на короткое время отодвинуть все проблемы и стать безмятежной для празднующих столь значительное событие, не возникло состояния отрешенности от насущных проблем. Во всяком случае у тех, кому истинно дороги духовные ценности русской культуры. Слишком тревожно положение, в котором находится она сегодня, и слишком серьезны опасности, грозящие ей завтра.

Коммерциализация. Замена серьезного искусства повальной развлекаловкой. Падение нравственного уровня. Надругательство над классикой. Разложение содержания пустым формотворчеством. Уничтожение русского слова, русского языка. Это далеко не полный перечень совершенно очевидных тенденций, которые все более набирают силу в разных сферах культуры и искусства, включая драматическую сцену. А театральная реформа, про которую с огромной озабоченностью говорят сегодня многие, грозит все эти негативные тенденции не просто подтвердить, но и узаконить, то есть именно такое направление задать дальнейшему пути нашего театра как генеральное.

Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин давно бьет тревогу по этому поводу, в том числе и на страницах «Правды». И, отмечая юбилей, в Малом решили провести очень авторитетный «круглый стол»: ведь на праздник сюда собралось много выдающихся театральных деятелей не только из различных городов России, но и с Украины, из Белоруссии, Казахстана, Японии. Вот и совместили празднование с обстоятельным деловым обсуждениям. А тему определили так: «Национальный театр и его роль в сохранении и развитии культуры своей страны».

Сам Юрий Мефодьевич, который был ведущим за этим острым «круглым столом» , снова сказал о разрушительной угрозе, которую несет затеянная реформа, и о том, что в таком виде ее ни в коем случае нельзя допускать. Среди прочих размышлений и предложений выдвинул идею создания Ассоциации старейших русских театров, учитывая, что в России немало театральных коллективов, чей возраст перевалил уже за двести лет, а в возрасте более ста их еще больше.

Смысл этой и других высказывавшихся идей понятен: спасение театра, спасение культуры! Если государство отказывается от функции защитника культуры, то ее деятели сами, значит, как-то должны организоваться, чтобы культуру защитить, отстоять, сохранить. И развивать в том направлении, которое необходимо нашей стране и нашему народу!

Нет возможности даже коротко изложить все интересные выступления, позвучавшие на этом «круглом столе». Но фрагменты двух из них, наиболее характерных, все-таки надо привести. Публикуются в том порядке, в каком они прозвучали в Щепкинском фойе Малого театра.


ТАТЬЯНА ДОРОНИНА, НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР: «ЭТА ИДЕОЛОГИЯ ЧУДОВИЩНА»

МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ваше выступление, Юрий Мефодьевич, и очень понравилось ваше предложение. Событие, которое сегодня происходит, - красочное, красивое: праздник двух великих театров, прекрасных, благородных и работающих на благородство душ в течение (рыдать хочется от счастья!) 250 лет. Работа над душами людей, формированием души людей, над тем, чтобы сделать эту душу совершенной и прекрасной.

Но пройдет неделя - и о том, что был этот юбилей двух театров, забудут все, и не вспомнит никто. И по-прежнему будут крыть реалистический театр, и Малый театр во главе с замечательным, очень большим, великим актером Юрием Мефодьевичем Соломиным. Будут крыть любой реалистический театр, потому что реалистический театр работает на формирование человека.

Когда сегодня говорят, что отсутствует идеология, я не согласна с этим. Идеология существует! И она просто чудовищна по своей тенденции. Мне приходится об этом говорить в такой прекрасный праздничный день именно потому, что не хочется, чтобы этот великий праздник закончился сегодня - и завтра чтобы его забыли. Забыли, что без национального театра, без реалистического театра, когда актеры работают душами, всеми собою, всем организмом, всем, что дал Господь, нам в России нельзя. Все это могут прикончить, потому что задача совершенствования людей сегодня не входит в задачу идеологическую, не является ее составной и определяющей частью. А определяющее - это увеселения. Увеселения тела, бесстыдство, цинизм, порнография. Это сегодня - самое зрелищное и самое заманчивое.

Правда, интересно то, что при всей этой чудовищной тенденции сегодняшней идеологии, в которой кто-то, конечно, сильно заинтересован (не может же она самостоятельно существовать!), при всем при этом зритель до конца не поддается. Люди приходят, и многие оценивают спектакль так же совершенно и так же точно, как это было, допустим, 25 лет назад. Страшная тенденция в последние годы образовалась, а до этого была дивная аудитория, и зритель корректировал тебя в твоей интерпретации того или другого персонажа.

Так вот, если вернуться к тому, что сегодня мешает жить и чем это необходимо остановить, скажу, что самое первое - возвращение к русскому языку. Это основа русской культуры! Если об этом забыть, то бытовой мат будет существовать как допущенный официальный язык. Исковерканный язык окончательно станет нормой, потому что никто просто не будет знать, как говорить грамотно.

Второе. Существующая сегодня агрессия - это противоестественно. Люди не должны быть столь агрессивны и страшны. Кто снимал всегда агрессию? Культура. А во главе этого всегда стоял драматический театр. Определен драматический театр Александром Сергеевичем Пушкиным как высшее искусство. Не опера, не балет, не музыка, не живопись, а драматический театр! Потому что здесь воздействие идет от сердца к сердцу.

Третье, не менее важное. Это борьба с воцарением дурного вкуса. Стали богато, но безвкусно одеваться. Пестро, будто из Африки вернулись, в шортах шагают по моему родному Ленинграду, северной столице. И вот Невский проспект, который всегда был олицетворением моды, вкуса, - во что он теперь превратился? Я просто в ужас прихожу, когда вижу это сочетание оранжевого с красным, желтого с зеленым - и этот чудовищный винегрет движется по родному городу, несовместимый с потрясающей архитектурой Растрелли и Росси.

Может быть, кому-то покажется неуместным, что я об этом здесь говорю. Но ведь все в нашей жизни взаимосвязано, и одно вытекает из другого, одно другое порождает.

И я хотела бы предложить именно на основе Малого театра во главе с Юрием Мефодьевичем и его умными, талантливыми единомышленниками создать ту ассоциацию, о которой он говорил. Но она должна быть обязательно работающей ассоциацией! Утвержденной официально!

А если мы этого не сделаем сегодня, нам придется ждать, очевидно, следующего юбилея, который будет обозначен числом «300». Однако, во-первых, не все мы до этого доживем. А во-вторых, сколько плохого за эти 50 лет еще произойдет.

Поэтому я за то, чтобы принять конкретный, конструктивный план совместных действий и утверждать в верхах нашу идею как самостоятельную творческую единицу.

НИКОЛАЙ ГУБЕНКО, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ: «СОЛИДАРНОСТЬ НАША ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»

Я ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТАЛ в театре на Таганке. Наелся «авангарда» , «левизны» , «стилистики» , «жанров» - по горло! Придя в свой новый театр, в наше «Содружество» , мы окунулись с головой в классику, в то, что является традицией, основой этого здания, этого коллектива - великого Малого. Горжусь, что в него когда-то мною тоже вложены были средства. Могу рассказать про этот эпизод.

Мне должны были, в бытность министром, провести телефон на дачу собственную, потому что я отказался от государственной. Кабель должен был тянуться на девять километров, и стоило это миллион советских рублей. Я своему заместителю говорю:

- Вы что, с ума сошли? Отдайте лучше Малому театру.

А было это в 1990 году, когда шло очередное спасение этого здания.

Я признателен Малому театру за молодежь, которая составляет большую часть молодого поколения в нашем театре. Как правило, я черпаю актеров из Щепкинской школы. Это прекраснейшая школа, великолепные речевики, талантливые характерные артисты. Они умеют все - прекрасно двигаются, говорят, и я рад судьбе, что она свела меня с Малым театром именно в работе с молодежью.

Юрий Мефодьевич коснулся здесь денежной и реформаторской инициативы, неизвестно от кого исходящей. Говорят - от Грефа, говорят - от кого-то еще. Я уже четырнадцатый год живу без копейки государственных денег, то есть вкусил в полной мере реформаторство «самообеспечения» и «самовыживания». Скажу так: можно выжить, но это унизительно и оскорбительно. Это опускает нашу профессию до такой степени бездарного чинопоклонения, когда ты должен просить копейки у кого-то, кто мизинца не стоит самого последнего твоего артиста.

И, я думаю, главная проблема сегодняшнего театра, будь он на Украине, в Казахстане или в России, - это проблема солидарности. Художнической солидарности! Здесь великий украинский актер Богдан Ступка чудеснейшим образом определил опоры, традиции и фундаментальные ценности национального театра. Но главная ценность - это солидарность нашей среды, которая абсолютно разрушена за последние пятнадцать лет. Вы посмотрите, здесь сидит Доронина. Вы знаете, что произошло на развалинах МХАТа. Но кто ей сказал: «Руку, товарищ!» Юрий Мефодьевич сказал. Но ведь и многие коллеги, и пресса, критики все эти годы молчали и ждали: а когда Доронина окочурится наконец, чтобы о ней забыли и отдали это здание под какой-нибудь «международный культурный центр» и прочее.

Солидарность, солидарность - превыше всего! В противном случае реформы, от кого бы они ни исходили, погубят и театр, и вообще нашу культуру, нашу духовность. Да ведь уже сейчас что произошло? Если в 1984 году в Рио-де-Жанейро на Всемирной конференции по образованию наша страна по уровню образования была признана одной из лучших, входила в десятку наиболее интеллектуальных держав мира, то в нынешнем году мы находимся уже между 70-м и 80-м местами. Вот что такое духовность, вот что такое воспитание. И вот что такое театр!

Богдан прав: нужен обязательный минимум репертуарный для каждого театра, будь то студия, национальный театр, какой угодно. Должен быть минимум классического прохождения образования: Островский, Чехов, Гоголь, Достоевский обязательны для актерского воплощения и для режиссерской трактовки.

И последнее. О свободе и о деньгах. Я вспоминаю, Федор Михайлович Достоевский рассуждал так. Что такое свобода? Это тогда, когда человек делает то, что он хочет. Что это за человек? Это человек, у которого есть миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Не дает. Что такое человек, у которого нет миллиона? Это не тот, который делает, что хочет, а тот, с которым делают, что хотят.

Поэтому, если государство отворачивается от главного содержания души национальной, от таких театров, как Малый театр, вообще от понятия театр, то солидарность наша должна возместить тот миллион, которого не дает нам свобода.


Виктор КОЖЕМЯКО. Обозреватель «Правды»
«Правда-КПРФ», 12.09.2006

Дата публикации: 12.09.2006
ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ НАДО ЗАЩИЩАТЬ

ВЕЛИКАЯ ДАТА для всей отечественной культуры выпала на конец августа и начало сентября нынешнего года - 250-летие государственного театра в России. Дату отметили. Состоялись торжества в коллективах-именинниках - Александрийском и Малом театрах, с рождения которых начинается отсчет истории профессиональной русской сцены. И оба они до сих пор представляют в нашей стране национальный русский театр как своего рода визитную карточку великой культуры.

Но не только праздничное настроение характеризовало юбилейные дни. Даже в эту радостную пору, которая, казалось бы, должна была хоть на короткое время отодвинуть все проблемы и стать безмятежной для празднующих столь значительное событие, не возникло состояния отрешенности от насущных проблем. Во всяком случае у тех, кому истинно дороги духовные ценности русской культуры. Слишком тревожно положение, в котором находится она сегодня, и слишком серьезны опасности, грозящие ей завтра.

Коммерциализация. Замена серьезного искусства повальной развлекаловкой. Падение нравственного уровня. Надругательство над классикой. Разложение содержания пустым формотворчеством. Уничтожение русского слова, русского языка. Это далеко не полный перечень совершенно очевидных тенденций, которые все более набирают силу в разных сферах культуры и искусства, включая драматическую сцену. А театральная реформа, про которую с огромной озабоченностью говорят сегодня многие, грозит все эти негативные тенденции не просто подтвердить, но и узаконить, то есть именно такое направление задать дальнейшему пути нашего театра как генеральное.

Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин давно бьет тревогу по этому поводу, в том числе и на страницах «Правды». И, отмечая юбилей, в Малом решили провести очень авторитетный «круглый стол»: ведь на праздник сюда собралось много выдающихся театральных деятелей не только из различных городов России, но и с Украины, из Белоруссии, Казахстана, Японии. Вот и совместили празднование с обстоятельным деловым обсуждениям. А тему определили так: «Национальный театр и его роль в сохранении и развитии культуры своей страны».

Сам Юрий Мефодьевич, который был ведущим за этим острым «круглым столом» , снова сказал о разрушительной угрозе, которую несет затеянная реформа, и о том, что в таком виде ее ни в коем случае нельзя допускать. Среди прочих размышлений и предложений выдвинул идею создания Ассоциации старейших русских театров, учитывая, что в России немало театральных коллективов, чей возраст перевалил уже за двести лет, а в возрасте более ста их еще больше.

Смысл этой и других высказывавшихся идей понятен: спасение театра, спасение культуры! Если государство отказывается от функции защитника культуры, то ее деятели сами, значит, как-то должны организоваться, чтобы культуру защитить, отстоять, сохранить. И развивать в том направлении, которое необходимо нашей стране и нашему народу!

Нет возможности даже коротко изложить все интересные выступления, позвучавшие на этом «круглом столе». Но фрагменты двух из них, наиболее характерных, все-таки надо привести. Публикуются в том порядке, в каком они прозвучали в Щепкинском фойе Малого театра.


ТАТЬЯНА ДОРОНИНА, НАРОДНАЯ АРТИСТКА СССР: «ЭТА ИДЕОЛОГИЯ ЧУДОВИЩНА»

МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ваше выступление, Юрий Мефодьевич, и очень понравилось ваше предложение. Событие, которое сегодня происходит, - красочное, красивое: праздник двух великих театров, прекрасных, благородных и работающих на благородство душ в течение (рыдать хочется от счастья!) 250 лет. Работа над душами людей, формированием души людей, над тем, чтобы сделать эту душу совершенной и прекрасной.

Но пройдет неделя - и о том, что был этот юбилей двух театров, забудут все, и не вспомнит никто. И по-прежнему будут крыть реалистический театр, и Малый театр во главе с замечательным, очень большим, великим актером Юрием Мефодьевичем Соломиным. Будут крыть любой реалистический театр, потому что реалистический театр работает на формирование человека.

Когда сегодня говорят, что отсутствует идеология, я не согласна с этим. Идеология существует! И она просто чудовищна по своей тенденции. Мне приходится об этом говорить в такой прекрасный праздничный день именно потому, что не хочется, чтобы этот великий праздник закончился сегодня - и завтра чтобы его забыли. Забыли, что без национального театра, без реалистического театра, когда актеры работают душами, всеми собою, всем организмом, всем, что дал Господь, нам в России нельзя. Все это могут прикончить, потому что задача совершенствования людей сегодня не входит в задачу идеологическую, не является ее составной и определяющей частью. А определяющее - это увеселения. Увеселения тела, бесстыдство, цинизм, порнография. Это сегодня - самое зрелищное и самое заманчивое.

Правда, интересно то, что при всей этой чудовищной тенденции сегодняшней идеологии, в которой кто-то, конечно, сильно заинтересован (не может же она самостоятельно существовать!), при всем при этом зритель до конца не поддается. Люди приходят, и многие оценивают спектакль так же совершенно и так же точно, как это было, допустим, 25 лет назад. Страшная тенденция в последние годы образовалась, а до этого была дивная аудитория, и зритель корректировал тебя в твоей интерпретации того или другого персонажа.

Так вот, если вернуться к тому, что сегодня мешает жить и чем это необходимо остановить, скажу, что самое первое - возвращение к русскому языку. Это основа русской культуры! Если об этом забыть, то бытовой мат будет существовать как допущенный официальный язык. Исковерканный язык окончательно станет нормой, потому что никто просто не будет знать, как говорить грамотно.

Второе. Существующая сегодня агрессия - это противоестественно. Люди не должны быть столь агрессивны и страшны. Кто снимал всегда агрессию? Культура. А во главе этого всегда стоял драматический театр. Определен драматический театр Александром Сергеевичем Пушкиным как высшее искусство. Не опера, не балет, не музыка, не живопись, а драматический театр! Потому что здесь воздействие идет от сердца к сердцу.

Третье, не менее важное. Это борьба с воцарением дурного вкуса. Стали богато, но безвкусно одеваться. Пестро, будто из Африки вернулись, в шортах шагают по моему родному Ленинграду, северной столице. И вот Невский проспект, который всегда был олицетворением моды, вкуса, - во что он теперь превратился? Я просто в ужас прихожу, когда вижу это сочетание оранжевого с красным, желтого с зеленым - и этот чудовищный винегрет движется по родному городу, несовместимый с потрясающей архитектурой Растрелли и Росси.

Может быть, кому-то покажется неуместным, что я об этом здесь говорю. Но ведь все в нашей жизни взаимосвязано, и одно вытекает из другого, одно другое порождает.

И я хотела бы предложить именно на основе Малого театра во главе с Юрием Мефодьевичем и его умными, талантливыми единомышленниками создать ту ассоциацию, о которой он говорил. Но она должна быть обязательно работающей ассоциацией! Утвержденной официально!

А если мы этого не сделаем сегодня, нам придется ждать, очевидно, следующего юбилея, который будет обозначен числом «300». Однако, во-первых, не все мы до этого доживем. А во-вторых, сколько плохого за эти 50 лет еще произойдет.

Поэтому я за то, чтобы принять конкретный, конструктивный план совместных действий и утверждать в верхах нашу идею как самостоятельную творческую единицу.

НИКОЛАЙ ГУБЕНКО, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ: «СОЛИДАРНОСТЬ НАША ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»

Я ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТАЛ в театре на Таганке. Наелся «авангарда» , «левизны» , «стилистики» , «жанров» - по горло! Придя в свой новый театр, в наше «Содружество» , мы окунулись с головой в классику, в то, что является традицией, основой этого здания, этого коллектива - великого Малого. Горжусь, что в него когда-то мною тоже вложены были средства. Могу рассказать про этот эпизод.

Мне должны были, в бытность министром, провести телефон на дачу собственную, потому что я отказался от государственной. Кабель должен был тянуться на девять километров, и стоило это миллион советских рублей. Я своему заместителю говорю:

- Вы что, с ума сошли? Отдайте лучше Малому театру.

А было это в 1990 году, когда шло очередное спасение этого здания.

Я признателен Малому театру за молодежь, которая составляет большую часть молодого поколения в нашем театре. Как правило, я черпаю актеров из Щепкинской школы. Это прекраснейшая школа, великолепные речевики, талантливые характерные артисты. Они умеют все - прекрасно двигаются, говорят, и я рад судьбе, что она свела меня с Малым театром именно в работе с молодежью.

Юрий Мефодьевич коснулся здесь денежной и реформаторской инициативы, неизвестно от кого исходящей. Говорят - от Грефа, говорят - от кого-то еще. Я уже четырнадцатый год живу без копейки государственных денег, то есть вкусил в полной мере реформаторство «самообеспечения» и «самовыживания». Скажу так: можно выжить, но это унизительно и оскорбительно. Это опускает нашу профессию до такой степени бездарного чинопоклонения, когда ты должен просить копейки у кого-то, кто мизинца не стоит самого последнего твоего артиста.

И, я думаю, главная проблема сегодняшнего театра, будь он на Украине, в Казахстане или в России, - это проблема солидарности. Художнической солидарности! Здесь великий украинский актер Богдан Ступка чудеснейшим образом определил опоры, традиции и фундаментальные ценности национального театра. Но главная ценность - это солидарность нашей среды, которая абсолютно разрушена за последние пятнадцать лет. Вы посмотрите, здесь сидит Доронина. Вы знаете, что произошло на развалинах МХАТа. Но кто ей сказал: «Руку, товарищ!» Юрий Мефодьевич сказал. Но ведь и многие коллеги, и пресса, критики все эти годы молчали и ждали: а когда Доронина окочурится наконец, чтобы о ней забыли и отдали это здание под какой-нибудь «международный культурный центр» и прочее.

Солидарность, солидарность - превыше всего! В противном случае реформы, от кого бы они ни исходили, погубят и театр, и вообще нашу культуру, нашу духовность. Да ведь уже сейчас что произошло? Если в 1984 году в Рио-де-Жанейро на Всемирной конференции по образованию наша страна по уровню образования была признана одной из лучших, входила в десятку наиболее интеллектуальных держав мира, то в нынешнем году мы находимся уже между 70-м и 80-м местами. Вот что такое духовность, вот что такое воспитание. И вот что такое театр!

Богдан прав: нужен обязательный минимум репертуарный для каждого театра, будь то студия, национальный театр, какой угодно. Должен быть минимум классического прохождения образования: Островский, Чехов, Гоголь, Достоевский обязательны для актерского воплощения и для режиссерской трактовки.

И последнее. О свободе и о деньгах. Я вспоминаю, Федор Михайлович Достоевский рассуждал так. Что такое свобода? Это тогда, когда человек делает то, что он хочет. Что это за человек? Это человек, у которого есть миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Не дает. Что такое человек, у которого нет миллиона? Это не тот, который делает, что хочет, а тот, с которым делают, что хотят.

Поэтому, если государство отворачивается от главного содержания души национальной, от таких театров, как Малый театр, вообще от понятия театр, то солидарность наша должна возместить тот миллион, которого не дает нам свобода.


Виктор КОЖЕМЯКО. Обозреватель «Правды»
«Правда-КПРФ», 12.09.2006

Дата публикации: 12.09.2006