ЛЮБИМЫЙ АКТЕР ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ
На правах рекламы
27 октября русскому актеру Михаилу Жарову исполнилось бы 106 лет. Совсем недавно издательство АСТ-Пресс выпустило долгожданную книгу
«Михаил Жаров. Мои встречи с временем и людьми», в которую вошли как воспоминания самого артиста, так и многочисленные статьи о нем. Издание выполнено при активной поддержке работников музея Малого театра. Так, материал, посвященный театральным работам Жарова, написан Натальей Ивановной Пашкиной. Кроме того, книга насыщена фотоматериалами и имеет значительный справочный аппарат.
МР
СТРАНИЧКА МИХАИЛА ЖАРОВА НА САЙТЕ МАЛОГО ТЕАТРА
Русский характер с его медвежьей пружинистой силой, вялой барской развязностью и бесстрашной удалью. Таков был самый популярный советский актёр
Михаил Жаров. Он из той счастливой и храброй когорты простолюдинов, которых вывел в люди XX век. Паренек с Самотеки, сын типографского рабочего, с четырнадцати лет пошедший по стопам отца, станет в будущем самым любимым актером огромной страны.
Михаил Иванович Жаров родился в 27 октября 1900 года Москве. До революции он успел лишь походить по сцене статистом в знаменитом оперном театре Сергея Зимина.
В 1915 году Жаров играл в массовке неудачного фильма «Царь Иоанн Грозный», где Федор Шаляпин играл царя. В 1920 году Михаил окончил студию при театре Художественно-просветительного Союза рабочих организации. Учился мастерству у Комиссаржевского, Бебутова и Зонова - педагогов, приближенных к Мейерхольду.
Затем играл в театрах: 1 РВС республики, театра им. Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра. Режиссер Яков Протазанов снимает Жарова в четырех своих фильмах: «Аэлита», «Его призыв», «Человеке из ресторана», «Дон Диего и Пелагее». В 1938 году он выбрал Малый театр, отдав ему 43 года. Половину жизни.
Михаил Жаров сыграл целую коллекцию негодяев и прохиндеев всех мастей и эпох: Тринкуло в «Буре», Кудряш в «Грозе» (в кино и в театре), Иннокентий в «Сердце не камень», Брандахлыстов в спектакле Мейерхольда «Смерть Тарелкина», Мурзавецкий в «Волках и овцах». В фильме 1938 года «Медведь» по Чехову играет помещика Смирнова, приходящего в дом вдовы (Ольга Андровская) с требованием вернуть долг мужа. С долей хулиганского обаяния, грубоватый тип заставляет женщину влюбиться в себя, сам при этом удивившись, как это могло случиться.
Ещё один тип кинонегодяев Жарова - «наследие царского режима» Дымба из трилогии Козинцева и Трауберга о Максиме. Именно Дымба пропоет песню, которая станет гимном революционной шпаны: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный...»
В фильме «Путевка в жизнь» (1931) вор-рецидивист со стажем Жиган в исполнении Михаила Жарова - главарь шайки. В фильме, который предлагает путь нравственного очищения через труд, герой Жарова олицетворяет те темные силы, которые не перевоспитать никакой педагогикой.
Кстати, однажды (уже после исполнения роли Жигана в фильме «Путевка в жизнь») в одном из центральных магазинов у Жарова вытащили кошелек. Один из карманников обратил внимание на Жарова и с досадой заметил подельнику: «Ты что, у своих карманы чистишь».
Узнал его как-то и Сталин. Однажды находясь на отдыхе в Сочи в правительственном санатории на одной из аллей парка Жаров встретил вождя всех народов. Сталин прищурился: «А я вас знаю». «Да меня все знают», ответил, не смущаясь, Жаров.
Среди положительных героев, сыгранных Жаровым: Меншиков в фильме «Петр I» с его русской удалью и хитрым умом, этакий русский Одиссей в государственном масштабе. Командир дивизии морских охотников Харитонов в спектакле и фильме по пьесе Лавренева «За тех, кто в море».
И, конечно же, следователь Анискин - детектив, служащий не ради собственной славы, а для пользы государства, ограниченного родным селом. В Анискине Жаров поднимется против всех своих бывших героев - воришек, хулиганья, мелких злодеев и борется с ними мудрой улыбкой, терпением, деревенским неторопливым «манером», добротой старика, который не растрачивает себя попусту.
Так и будет колебаться вся его актерская биография между хамами новых времен и простыми, хорошими людьми вроде матроса Алексея из спектакля Александра Таирова «Оптимистическая трагедия».
Семейная жизнь великого советского актёра тоже была довольно разнообразной. В 1919 он женился на девушке Дине, с которой познакомился на фронте. Дина была старше Михаила на два года. В 1921 году у них родился сын Женя. Впоследствии он тоже стал актером. Работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная». Стоит отметить, что прокладывал себе дорогу Евгений сам, Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства.
В 1928 году Жаров встретил актрису Людмилу Полянскую и ушел из семьи. Затем был брак с - вдовой актера Николая Баталова актрисой Ольгой Андровской.
Во время войны, на съемках картины \'Воздушный извозчик\' Михаил Жаров знакомится с юной красавицей актрисой Людмилой Целиковской. В фильме они играли влюбленных, и игра стала реальностью. Жаров был старше своей новой жены на двадцать лет, Но после войны Целиковскую захватила новая любовь, и их брак с Жаровым распался.
И наконец, в конце 40-х годов, отдыхая в санатории, Михаил Жаров познакомился с дочерьми известных врачей Гельштейнов - Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. В этом браке родились двое детей. В начале 50-х родители Майи были осуждены по «делу врачей». Актёр, естественно, имел в связи с этим массу неприятностей, но стойко перенес их и остался в семье.
Лауреат Государственных премий СССР (1941, за фильм «Петр Первый»;1942, за фильм «Оборона Царицына»; 1947, за театральную работу), Народный артист СССР (1949),
Герой Социалистического Труда (1974) Михаил Иванович Жаров скончался в Москве 15 декабря 1981. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве – Пантеоне всех великих и знаменитых людей советской эпохи.
НИГ, 27.10.2006