Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ЛЮБИМЫЙ АКТЕР ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ

ЛЮБИМЫЙ АКТЕР ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ

На правах рекламы

27 октября русскому актеру Михаилу Жарову исполнилось бы 106 лет. Совсем недавно издательство АСТ-Пресс выпустило долгожданную книгу «Михаил Жаров. Мои встречи с временем и людьми», в которую вошли как воспоминания самого артиста, так и многочисленные статьи о нем. Издание выполнено при активной поддержке работников музея Малого театра. Так, материал, посвященный театральным работам Жарова, написан Натальей Ивановной Пашкиной. Кроме того, книга насыщена фотоматериалами и имеет значительный справочный аппарат.

МР

СТРАНИЧКА МИХАИЛА ЖАРОВА НА САЙТЕ МАЛОГО ТЕАТРА



Русский характер с его медвежьей пружинистой силой, вялой барской развязностью и бесстрашной удалью. Таков был самый популярный советский актёр Михаил Жаров. Он из той счастливой и храброй когорты простолюдинов, которых вывел в люди XX век. Паренек с Самотеки, сын типографского рабочего, с четырнадцати лет пошедший по стопам отца, станет в будущем самым любимым актером огромной страны.

Михаил Иванович Жаров родился в 27 октября 1900 года Москве. До революции он успел лишь походить по сцене статистом в знаменитом оперном театре Сергея Зимина.
В 1915 году Жаров играл в массовке неудачного фильма «Царь Иоанн Грозный», где Федор Шаляпин играл царя. В 1920 году Михаил окончил студию при театре Художественно-просветительного Союза рабочих организации. Учился мастерству у Комиссаржевского, Бебутова и Зонова - педагогов, приближенных к Мейерхольду.
Затем играл в театрах: 1 РВС республики, театра им. Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра. Режиссер Яков Протазанов снимает Жарова в четырех своих фильмах: «Аэлита», «Его призыв», «Человеке из ресторана», «Дон Диего и Пелагее». В 1938 году он выбрал Малый театр, отдав ему 43 года. Половину жизни.

Михаил Жаров сыграл целую коллекцию негодяев и прохиндеев всех мастей и эпох: Тринкуло в «Буре», Кудряш в «Грозе» (в кино и в театре), Иннокентий в «Сердце не камень», Брандахлыстов в спектакле Мейерхольда «Смерть Тарелкина», Мурзавецкий в «Волках и овцах». В фильме 1938 года «Медведь» по Чехову играет помещика Смирнова, приходящего в дом вдовы (Ольга Андровская) с требованием вернуть долг мужа. С долей хулиганского обаяния, грубоватый тип заставляет женщину влюбиться в себя, сам при этом удивившись, как это могло случиться.

Ещё один тип кинонегодяев Жарова - «наследие царского режима» Дымба из трилогии Козинцева и Трауберга о Максиме. Именно Дымба пропоет песню, которая станет гимном революционной шпаны: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный...»

В фильме «Путевка в жизнь» (1931) вор-рецидивист со стажем Жиган в исполнении Михаила Жарова - главарь шайки. В фильме, который предлагает путь нравственного очищения через труд, герой Жарова олицетворяет те темные силы, которые не перевоспитать никакой педагогикой.

Кстати, однажды (уже после исполнения роли Жигана в фильме «Путевка в жизнь») в одном из центральных магазинов у Жарова вытащили кошелек. Один из карманников обратил внимание на Жарова и с досадой заметил подельнику: «Ты что, у своих карманы чистишь».

Узнал его как-то и Сталин. Однажды находясь на отдыхе в Сочи в правительственном санатории на одной из аллей парка Жаров встретил вождя всех народов. Сталин прищурился: «А я вас знаю». «Да меня все знают», ответил, не смущаясь, Жаров.
Среди положительных героев, сыгранных Жаровым: Меншиков в фильме «Петр I» с его русской удалью и хитрым умом, этакий русский Одиссей в государственном масштабе. Командир дивизии морских охотников Харитонов в спектакле и фильме по пьесе Лавренева «За тех, кто в море».

И, конечно же, следователь Анискин - детектив, служащий не ради собственной славы, а для пользы государства, ограниченного родным селом. В Анискине Жаров поднимется против всех своих бывших героев - воришек, хулиганья, мелких злодеев и борется с ними мудрой улыбкой, терпением, деревенским неторопливым «манером», добротой старика, который не растрачивает себя попусту.

Так и будет колебаться вся его актерская биография между хамами новых времен и простыми, хорошими людьми вроде матроса Алексея из спектакля Александра Таирова «Оптимистическая трагедия».

Семейная жизнь великого советского актёра тоже была довольно разнообразной. В 1919 он женился на девушке Дине, с которой познакомился на фронте. Дина была старше Михаила на два года. В 1921 году у них родился сын Женя. Впоследствии он тоже стал актером. Работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная». Стоит отметить, что прокладывал себе дорогу Евгений сам, Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства.

В 1928 году Жаров встретил актрису Людмилу Полянскую и ушел из семьи. Затем был брак с - вдовой актера Николая Баталова актрисой Ольгой Андровской.

Во время войны, на съемках картины \'Воздушный извозчик\' Михаил Жаров знакомится с юной красавицей актрисой Людмилой Целиковской. В фильме они играли влюбленных, и игра стала реальностью. Жаров был старше своей новой жены на двадцать лет, Но после войны Целиковскую захватила новая любовь, и их брак с Жаровым распался.

И наконец, в конце 40-х годов, отдыхая в санатории, Михаил Жаров познакомился с дочерьми известных врачей Гельштейнов - Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. В этом браке родились двое детей. В начале 50-х родители Майи были осуждены по «делу врачей». Актёр, естественно, имел в связи с этим массу неприятностей, но стойко перенес их и остался в семье.

Лауреат Государственных премий СССР (1941, за фильм «Петр Первый»;1942, за фильм «Оборона Царицына»; 1947, за театральную работу), Народный артист СССР (1949),
Герой Социалистического Труда (1974) Михаил Иванович Жаров скончался в Москве 15 декабря 1981. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве – Пантеоне всех великих и знаменитых людей советской эпохи.

НИГ, 27.10.2006

Дата публикации: 27.10.2006
ЛЮБИМЫЙ АКТЕР ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ

На правах рекламы

27 октября русскому актеру Михаилу Жарову исполнилось бы 106 лет. Совсем недавно издательство АСТ-Пресс выпустило долгожданную книгу «Михаил Жаров. Мои встречи с временем и людьми», в которую вошли как воспоминания самого артиста, так и многочисленные статьи о нем. Издание выполнено при активной поддержке работников музея Малого театра. Так, материал, посвященный театральным работам Жарова, написан Натальей Ивановной Пашкиной. Кроме того, книга насыщена фотоматериалами и имеет значительный справочный аппарат.

МР

СТРАНИЧКА МИХАИЛА ЖАРОВА НА САЙТЕ МАЛОГО ТЕАТРА



Русский характер с его медвежьей пружинистой силой, вялой барской развязностью и бесстрашной удалью. Таков был самый популярный советский актёр Михаил Жаров. Он из той счастливой и храброй когорты простолюдинов, которых вывел в люди XX век. Паренек с Самотеки, сын типографского рабочего, с четырнадцати лет пошедший по стопам отца, станет в будущем самым любимым актером огромной страны.

Михаил Иванович Жаров родился в 27 октября 1900 года Москве. До революции он успел лишь походить по сцене статистом в знаменитом оперном театре Сергея Зимина.
В 1915 году Жаров играл в массовке неудачного фильма «Царь Иоанн Грозный», где Федор Шаляпин играл царя. В 1920 году Михаил окончил студию при театре Художественно-просветительного Союза рабочих организации. Учился мастерству у Комиссаржевского, Бебутова и Зонова - педагогов, приближенных к Мейерхольду.
Затем играл в театрах: 1 РВС республики, театра им. Сафонова, Бакинского рабочего театра, Реалистического театра, Московского Камерного театра. Режиссер Яков Протазанов снимает Жарова в четырех своих фильмах: «Аэлита», «Его призыв», «Человеке из ресторана», «Дон Диего и Пелагее». В 1938 году он выбрал Малый театр, отдав ему 43 года. Половину жизни.

Михаил Жаров сыграл целую коллекцию негодяев и прохиндеев всех мастей и эпох: Тринкуло в «Буре», Кудряш в «Грозе» (в кино и в театре), Иннокентий в «Сердце не камень», Брандахлыстов в спектакле Мейерхольда «Смерть Тарелкина», Мурзавецкий в «Волках и овцах». В фильме 1938 года «Медведь» по Чехову играет помещика Смирнова, приходящего в дом вдовы (Ольга Андровская) с требованием вернуть долг мужа. С долей хулиганского обаяния, грубоватый тип заставляет женщину влюбиться в себя, сам при этом удивившись, как это могло случиться.

Ещё один тип кинонегодяев Жарова - «наследие царского режима» Дымба из трилогии Козинцева и Трауберга о Максиме. Именно Дымба пропоет песню, которая станет гимном революционной шпаны: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный...»

В фильме «Путевка в жизнь» (1931) вор-рецидивист со стажем Жиган в исполнении Михаила Жарова - главарь шайки. В фильме, который предлагает путь нравственного очищения через труд, герой Жарова олицетворяет те темные силы, которые не перевоспитать никакой педагогикой.

Кстати, однажды (уже после исполнения роли Жигана в фильме «Путевка в жизнь») в одном из центральных магазинов у Жарова вытащили кошелек. Один из карманников обратил внимание на Жарова и с досадой заметил подельнику: «Ты что, у своих карманы чистишь».

Узнал его как-то и Сталин. Однажды находясь на отдыхе в Сочи в правительственном санатории на одной из аллей парка Жаров встретил вождя всех народов. Сталин прищурился: «А я вас знаю». «Да меня все знают», ответил, не смущаясь, Жаров.
Среди положительных героев, сыгранных Жаровым: Меншиков в фильме «Петр I» с его русской удалью и хитрым умом, этакий русский Одиссей в государственном масштабе. Командир дивизии морских охотников Харитонов в спектакле и фильме по пьесе Лавренева «За тех, кто в море».

И, конечно же, следователь Анискин - детектив, служащий не ради собственной славы, а для пользы государства, ограниченного родным селом. В Анискине Жаров поднимется против всех своих бывших героев - воришек, хулиганья, мелких злодеев и борется с ними мудрой улыбкой, терпением, деревенским неторопливым «манером», добротой старика, который не растрачивает себя попусту.

Так и будет колебаться вся его актерская биография между хамами новых времен и простыми, хорошими людьми вроде матроса Алексея из спектакля Александра Таирова «Оптимистическая трагедия».

Семейная жизнь великого советского актёра тоже была довольно разнообразной. В 1919 он женился на девушке Дине, с которой познакомился на фронте. Дина была старше Михаила на два года. В 1921 году у них родился сын Женя. Впоследствии он тоже стал актером. Работал в Театре комедии имени Н.П. Акимова, снимался в фильмах «Человек в зеленой перчатке» и «Калина красная». Стоит отметить, что прокладывал себе дорогу Евгений сам, Михаил Жаров терпеть не мог блата и кумовства.

В 1928 году Жаров встретил актрису Людмилу Полянскую и ушел из семьи. Затем был брак с - вдовой актера Николая Баталова актрисой Ольгой Андровской.

Во время войны, на съемках картины \'Воздушный извозчик\' Михаил Жаров знакомится с юной красавицей актрисой Людмилой Целиковской. В фильме они играли влюбленных, и игра стала реальностью. Жаров был старше своей новой жены на двадцать лет, Но после войны Целиковскую захватила новая любовь, и их брак с Жаровым распался.

И наконец, в конце 40-х годов, отдыхая в санатории, Михаил Жаров познакомился с дочерьми известных врачей Гельштейнов - Майей и Викой. Михаил Иванович, чей возраст к тому времени приближался уже к пятидесяти, безумно влюбился в Майю, которая была на тридцать лет его моложе. В этом браке родились двое детей. В начале 50-х родители Майи были осуждены по «делу врачей». Актёр, естественно, имел в связи с этим массу неприятностей, но стойко перенес их и остался в семье.

Лауреат Государственных премий СССР (1941, за фильм «Петр Первый»;1942, за фильм «Оборона Царицына»; 1947, за театральную работу), Народный артист СССР (1949),
Герой Социалистического Труда (1974) Михаил Иванович Жаров скончался в Москве 15 декабря 1981. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве – Пантеоне всех великих и знаменитых людей советской эпохи.

НИГ, 27.10.2006

Дата публикации: 27.10.2006