Новости

ДОЛГОЖИТЕЛИ НА МАРШЕ

ДОЛГОЖИТЕЛИ НА МАРШЕ

Торжества по поводу 250-летия русского государственного театра завершились на сцене Малого…

По случаю 250-летия Русского государственного театра Владимир Путин наградил актеров орденами. Среди почетных гостей в Малом были Михаил Гобачев и Любовь Слиска.

Открытие выставки в Театральном музее имени Бахрушина, которую широкая может публика смотреть со вчерашнего дня, можно назвать завершающим аккордом нынешних масштабных торжеств по случаю 250-летия русского государственного театра. Основательность даты «повлияла» и на продолжительность празднования; выставка в Бахрушинском музее, где выставлены сотни прежде не выставлявшихся экспонатов, будет работать два года. А академический Малый театр, имеющий к указу императрицы Елизаветы Петровны самое прямое отношение, праздновал юбилей целых три дня: в воскресенье праздничное «попурри» с пространными сценами-цитатами из пьес Островского и Чехова сыграли «для своих», в понедельник – для почетных гостей. Целый день приехавшие со всей России и даже из стран – республик бывшего СССР заседали за круглым столом «Национальный театр и его роль в сохранении единства страны» – так остро обозначил тему разговора худрук Малого Юрий Соломин. Среди гостей были Богдан Ступка, Татьяна Доронина, Николай Губенко, Владимир Андреев, то есть все больше те, кого то ли по привычке, то ли и вправду в силу найденных и сформулированных художественных принципов относят к консервативному и патриотическому направлению в русском театре. И говорили о том, что в приложении к старейшим русским театрам не надо бояться произносить слово «традиция», не надо бояться произносить слово «национальный». Кстати, вспомнили, что именно из стен Щепкинской школы Малого театра вышли в разные годы актеры, которые стали символами современного движения в театре, – Олег Даль, Олег Меньшиков, Инна Чурикова, а сегодня Глеб Подгородинский успешно сочетает Малый театр с участием в самых смелых проектах Центра драматургии и режиссуры, играя, например, в пьесах братьев Пресняковых. В Малом находили прибежище и понимание «диссидентствовавшие» Леонид Хейфец, Петр Фоменко, сюда после вынужденного ухода из Театра на Малой Бронной был приглашен Сергей Женовач. Тем не менее главная задача Малого была определена словами первого актера Александринки начала и середины прошлого века: в 20-е годы, отвечая на вопрос о задачах бывшего императорского театра, Юрьев сказал: «Хранить тайны ремесла». Вот об этом и о том, как эти тайны сочетать с проблемами самой нашей жизни, говорил, пожалуй, в самом серьезном на этом круглом столе выступлении нынешний худрук Александринского театра Валерий Фокин.

Программа вечернего празднования была бы такой же краткой, как и в пережившем тот же самый юбилей неделей раньше академическом Александринском, если бы последовавшие следом «поздравлянты» воздержались от следования не только духу, но и букве поздравительных адресов (где, к слову, юбилей государственного содержания театрального дела плавно и ошибочно был «переадресован» Малому театру). Театральная же часть вечера представляла собой получасовой монтаж из идущих на сцене Малого спектаклей, закольцованных классическими цитатами, в исполнении Василия Бочкарева. Цитаты из пьес Островского и Чехова представили труппу театра с выигрышной стороны (блистали представители всех поколений – Татьяна Панкова, Ирина Муравьева, Борис Клюев, Эдуард Марцевич, Элина Быстрицкая, Виктор Низовой). И одновременно – подтвердили мысли, высказанные за утренним круглым столом: классики сумели обозначить все проблемы не только театра, но и нашей нынешней капиталистической жизни. Финальный выход Юрия Соломина, спевшего куплеты из водевиля «Таинственный ящик» со словами «Театрик маленький построю...», был так трогателен, что даже вызвал слезу у порядком расчувствовавшейся публики.

Самым официальным стало поздравление министра культуры Александра Соколова, самым удачным – заместителя председателя Госдумы Владимира Жириновского. Причем говорил он не столько о театре, сколько о политике: «Про нас император вспомнил только через 150 лет после вас, сто лет назад, и известно, чем это кончилось. Так что надо поблагодарить императоров за то, что они в последнюю очередь вспомнили про демократию. Это важно помнить. Я бы предложил Малому театру взять шефство над Думой, чтобы нас так же горячо принимал зал. И последнее: в 2008 году у нашего президента будет еще больше возможностей наградить и поздравить ваш театр».

Григорий Заславский
«Независимая газета», 7.9.2006

Дата публикации: 07.09.2006
ДОЛГОЖИТЕЛИ НА МАРШЕ

Торжества по поводу 250-летия русского государственного театра завершились на сцене Малого…

По случаю 250-летия Русского государственного театра Владимир Путин наградил актеров орденами. Среди почетных гостей в Малом были Михаил Гобачев и Любовь Слиска.

Открытие выставки в Театральном музее имени Бахрушина, которую широкая может публика смотреть со вчерашнего дня, можно назвать завершающим аккордом нынешних масштабных торжеств по случаю 250-летия русского государственного театра. Основательность даты «повлияла» и на продолжительность празднования; выставка в Бахрушинском музее, где выставлены сотни прежде не выставлявшихся экспонатов, будет работать два года. А академический Малый театр, имеющий к указу императрицы Елизаветы Петровны самое прямое отношение, праздновал юбилей целых три дня: в воскресенье праздничное «попурри» с пространными сценами-цитатами из пьес Островского и Чехова сыграли «для своих», в понедельник – для почетных гостей. Целый день приехавшие со всей России и даже из стран – республик бывшего СССР заседали за круглым столом «Национальный театр и его роль в сохранении единства страны» – так остро обозначил тему разговора худрук Малого Юрий Соломин. Среди гостей были Богдан Ступка, Татьяна Доронина, Николай Губенко, Владимир Андреев, то есть все больше те, кого то ли по привычке, то ли и вправду в силу найденных и сформулированных художественных принципов относят к консервативному и патриотическому направлению в русском театре. И говорили о том, что в приложении к старейшим русским театрам не надо бояться произносить слово «традиция», не надо бояться произносить слово «национальный». Кстати, вспомнили, что именно из стен Щепкинской школы Малого театра вышли в разные годы актеры, которые стали символами современного движения в театре, – Олег Даль, Олег Меньшиков, Инна Чурикова, а сегодня Глеб Подгородинский успешно сочетает Малый театр с участием в самых смелых проектах Центра драматургии и режиссуры, играя, например, в пьесах братьев Пресняковых. В Малом находили прибежище и понимание «диссидентствовавшие» Леонид Хейфец, Петр Фоменко, сюда после вынужденного ухода из Театра на Малой Бронной был приглашен Сергей Женовач. Тем не менее главная задача Малого была определена словами первого актера Александринки начала и середины прошлого века: в 20-е годы, отвечая на вопрос о задачах бывшего императорского театра, Юрьев сказал: «Хранить тайны ремесла». Вот об этом и о том, как эти тайны сочетать с проблемами самой нашей жизни, говорил, пожалуй, в самом серьезном на этом круглом столе выступлении нынешний худрук Александринского театра Валерий Фокин.

Программа вечернего празднования была бы такой же краткой, как и в пережившем тот же самый юбилей неделей раньше академическом Александринском, если бы последовавшие следом «поздравлянты» воздержались от следования не только духу, но и букве поздравительных адресов (где, к слову, юбилей государственного содержания театрального дела плавно и ошибочно был «переадресован» Малому театру). Театральная же часть вечера представляла собой получасовой монтаж из идущих на сцене Малого спектаклей, закольцованных классическими цитатами, в исполнении Василия Бочкарева. Цитаты из пьес Островского и Чехова представили труппу театра с выигрышной стороны (блистали представители всех поколений – Татьяна Панкова, Ирина Муравьева, Борис Клюев, Эдуард Марцевич, Элина Быстрицкая, Виктор Низовой). И одновременно – подтвердили мысли, высказанные за утренним круглым столом: классики сумели обозначить все проблемы не только театра, но и нашей нынешней капиталистической жизни. Финальный выход Юрия Соломина, спевшего куплеты из водевиля «Таинственный ящик» со словами «Театрик маленький построю...», был так трогателен, что даже вызвал слезу у порядком расчувствовавшейся публики.

Самым официальным стало поздравление министра культуры Александра Соколова, самым удачным – заместителя председателя Госдумы Владимира Жириновского. Причем говорил он не столько о театре, сколько о политике: «Про нас император вспомнил только через 150 лет после вас, сто лет назад, и известно, чем это кончилось. Так что надо поблагодарить императоров за то, что они в последнюю очередь вспомнили про демократию. Это важно помнить. Я бы предложил Малому театру взять шефство над Думой, чтобы нас так же горячо принимал зал. И последнее: в 2008 году у нашего президента будет еще больше возможностей наградить и поздравить ваш театр».

Григорий Заславский
«Независимая газета», 7.9.2006

Дата публикации: 07.09.2006