БОЛЬШОЙ ПУТЬ МАЛОГО
БОЛЬШОЙ ПУТЬ МАЛОГО
Над чем не властны ни века, ни эпохи - так это над Малым театром. Старейшую драматическую труппу Москвы называют цитаделью мировой классики. Здесь всегда будут играть Островского, Чехова и Гоголя. И всегда будут целовать сцену перед выходом. Ровно 250 лет назад Елизавета Петровна подписала указ о создании Императорского театра.
Он конечно, не адъютант Ее величества, но фарфоровую Елизавету Петровну художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин демонстрирует с особенным почтением. Бабушка русского театра, она для Малого все равно что символ. Не будь неожиданного каприза креативной самодержицы, может, так и остались бы русские театры по дворянским усадьбам и ярмаркам. Но вслед за тем памятным указом появился первый - что там в России, во всем мире - государственный театр.
Его нынешний худрук балует шумного любимца труппы - попугайчика - виноградом и рассуждает об академизме, который в случае с Малым театром действительно многое объясняет. “Если изнашиваются ботинки, стираются брюки, это потому, что ты долго играешь. Нам говорят: как вы можете играть по 30 и более лет одну пьесу? Но это лучше, чем за три месяца сыграть 35 спектаклей”, - считает Соломин.
Никакого конвейера, только ручная сборка. Осваивать постановочный фаст-фуд в Малом отказались так же категорически, как и экспериментировать с репертуаром. Может, чуть-чуть вправо, может, чуть-чуть влево, но совсем разворачиваться не стоит. Кто-то в этом видит консерватизм, кто-то следование традициям, но на аншлагах вместе и те, и другие. В конце концов, искусство с возрастом, как и вино, лишь добирает благородства.
“Мне очень нравится, что театр занимается в основном классикой. Потому что это настоящая драматургия, проверенная временем. И самое главное - она всегда очень современной и интересной получается” - подчеркивает народная артистка СССР Элина Быстрицкая.
В темных сводчатых подземельях театра он ориентируется уже как заправский спелеолог. Может, театр и начинается с вешалки, но продолжается все равно в легендах. Актер Александр Ермаков по старым книгам разыскал место, откуда тайный подземный ход ведет в Большой театр. Кто этот тоннель вырыл, непонятно, но от ощущения мистики под сценой у всей труппы замирает сердце - вот он, первый андеграунд русского театра.
“Существовал ход под Петровкой в Большой театр. Но потом он был замурован”, - поясняет Ермаков.
Большое имя Малому театру в свое время сделали отцы русской литературы. На “Евгения Онегина” сюда захаживал Пушкин, на постановке “Ревизора” нервничал Гоголь, а в царской ложе ели спелую вишню венценосные зрители. Чего здесь только не ставили, но репертуарные хиты Малому создал все же драматург Островский.
“Вы знаете, она очень намоленная, сцена. Все старики были глубоко религиозными. И когда вы выходите на эту сцену, как будто вас кто-то берет под локоть и ведет”, - рассказывает народная артистка России Татьяна Панкова.
В костюмерной в эти дни работают в три смены. Юбилей - время когда показать хочется всё самое лучшее. В коридорах Малого - плакаты с именами знаменитостей. Плакаты густо исписаны пожеланиями, и эти рукописные признания в любви сегодня лучше всего напоминают о наступившем юбилее.
Дмитрий Кайстро
Вести.ру, 04.09.2006
Дата публикации: 05.09.2006