«Пресса о гастролях Малого театра»
ТЕАТР, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С РОССИИ
«Пресса о гастролях Малого театра»
ТЕАТР, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С РОССИИ
В Краснодар на гастроли приехал Малый театр. И это вовсе не скороспелая антреприза, а настоящее образцовое искусство русской театральной школы. Зрители уже познакомились с труппой, посмотрев чеховскую «Чайку», «Волки и овцы» Островского. А перед спектаклем журналисты встретились с ведущими актерами: народным артистом СССР Юрием Соломиным, народными артистами России Ириной Муравьевой и Александром Михайловым и другими. Вот что рассказал художественный руководитель театра Юрий Соломин о своем коллективе, его репертуарной афише:
— Мы традиционный русский национальный театр. Если сравнивать нас с музеем, то только с таким, как Эрмитаж или Третьяковка. Малый театр нам завещали люди, которые боролись за сохранение традиций русской театральной школы. Мы — продолжатели. Вполне вероятно, что наша деятельность раздражает чиновников высшего ранга, которые насаждают непризнание культуры и образования. Насаждают! Вот что страшно. Но мы не отступаем. Театр говорит, а не молчит. Мы защищаем русскую культуру. И потому у нас никто никого не «валит» на сцене: не показывает того, что нормальный человек не выдержит. Мы не берем пример с тех, кто опошляет Чехова, Толстого. У нас Ирина Муравьева не играет Раневскую-наркоманку. Никто не пытается в угоду моде сделать все шиворот-навыворот. Мы не оболваниваем народ, надевая шекспировским героям на головы немецкие каски. Придаем большое значение костюму, ведь он дополняет характеристику образа. Он определяет пластику, иллюстрирует эпоху. К нам по-прежнему приходят, чтобы учиться русскому языку. Зачастили иностранцы и... школьники, которые ленятся читать программную литературу. Конечно, Малый 60-70-х отличается от нынешнего. Изменились люди. И сознание. И условия жизни. Одна из моих первых ролей — в спектакле «Свои люди — сочтемся». Когда речь заходила о счетах, закладных, никто ничего не понимал. Приходилось делить купюры. Теперь пропуски в пьесе восстановлены — это самые смешные сцены, которые задевают зал. Все разбираются в том, что такое процент, кредит в банке. Злободневная тема — чиновничество. Готовим двенадцатую постановку «Ревизора». Ставим мюзиклы, водевили. Например, «Свадьба Кречинского». Спектакль долго шел с аншлагом. Но не стало артиста, и оказалось — заменить некем. «Кречинский» сошел с афиши. Удачно поставлены «Бесплодные усилия любви», «Таинственный ящик». У наших детских сказок долгий век. На «Снежной королеве», «Недоросле» вырастает поколение. И родители проводят своих детей на сказки своего детства. Надеемся, что спектакли, которые мы привезли в Краснодар, публика поймет и примет. Рады возможности играть на сцене Краснодарского академического театра драмы. К сожалению, нести свое искусство посредством телевидения становится все сложнее. Может, потому нас не показывают, что на фоне «черного» экрана мы не смотримся. Иные не скрывают зависти: «Подумаешь, Малый! Что особенного он сделал?». Тогда я отвечаю с иронией: «А у нас столько люстр!..».
Записала Людмила Решетняк
«Кубанские новости», 20.05.2006
Дата публикации: 31.05.2006