Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ САМАРИН

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ САМАРИН

Страничка посвящена жизни и творчеству знаменитого русского актера, ученика М.С. Щепкина…


САМАРИН Иван Васильевич (7(19).1.1817, Петербург,-13(25) .VI 11.1885, Москва) — русский актер и педагог. Ученик и последователь М.С. Щепкина. Родился в семье крепостного. В начале 30-х гг. поступил в Московском театральном училище на балетное отделение, оттуда Щепкин перевел его в свой драматический класс. Дебютировал на сцене Малого театра еще будучи воспитанником училища (1833, Феликс — мелодрама «16 лет, или Зажигатели» Дюканжа). В 1837, по окончании училища, Самарин был зачислен в труппу Малого театра на амплуа «первого любовника». В 30-40-е гг. 19 века Самарин выступал преимущественно в классическом репертуаре, а также в мелодрамах. Роли: Мортимер и Фердинанд («Мария Стюарт» и «Коварство и любовь»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Чацкий; князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (о. п. Кукольника). Наиболее значительной ролью молодого Самарина, ставшей образцом для последующих поколений актеров, был Чацкий. В исполнении Самарина впервые личная драма и драма социальная оказывались неразрывно сплетенными, составляли сущность внутренней жизни Чацкого, определяли ритм и характер сценического поведения актера. «Молодость, сарказм, местами желчь, сожаление о России, желание пробудить ее — все это билось ключом и покрывалось пламенной любовью к Софье» (П. М. Медведев). Сыграв роль Чацкого впервые в 1839, актер углублял и совершенствовал ее в течение многих лет. В 40-50-е гг. Самарин исполнил много ролей в мелодрамах и водевилях: Симон-Сиротинка (о. п. С. Соловьева), Робен («Записки демона» Араго и Вермона), Дон Цезарь де Базан («Испанский дворянин» Дюма-нуара и Деннери), доктор Лемонье («Детский доктор» Буржуа и Деннери) и др. Искусство Самарина, отмеченное высоким мастерством, отличалось теплотой, задушевностью. В 1857 Самарин сыграл Гамлета. Выступив в этом спектакле одновременно как режиссер, Самарин предпринял одну из первых в русском театре попыток добиться исторической правды в постановке шекспировской трагедии. Однако трактовка Самариным образа Гамлета как слабовольного, неспособного к действиям человека вызвала резкое осуждение со стороны прогрессивной критики. С конца 50-х гг. Самарин постепенно отходит от героико-романтических ролей и начинает исполнять в основном характерные роли пожилых людей: помещик Окалов («Однодворец» Боборыкина), капитан Возницын («Чужая вина» Устрялова), Курчаев («Испорченная жизнь» Чернышева), Болотов («История» Ладыженского) и др.

И.В.Самарин в роли Фамусова. (рис. А.П.Ленского).

Выдающееся создание Самарина — роль Фамусова (1864). Не изменяя трактовки Щепкина, актер внес в образ Фамусова много дополнительных черт. В исполнении Самарина Фамусов был недалеким, но ловким дельцом, выражающим практическую «мудрость» своей среды. Величавый, исполненный внешнего достоинства Фамусов-Самарин был настоящим московским барином. В «грибоедовских» ролях наиболее полно выявилась сущность искусства Самарина. Он играл «...просто, тонко, правдиво, изящно и, главное, совершенно свободно, с исключительным умом, большим искусством, с какою-то округленностью поз, жестов и благородством в дикции... Грибоедов был его излюбленным писателем, и Чацкий, и Фамусов были его коренными ролями...» (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49).

По инициативе и под рук. Самарина в Малом театре в 1865-66 были поставлены комедии Шекспира «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Все хорошо, что хорошо кончается» («Конец — делу венец»), «Виндзорские проказницы». В первых двух спектаклях Самарин с огромным обаянием исполнял роли Петруччио и Бенедикта. Среди лучших ролей Самарина 70-80-х гг. также: Телятев, Милонов, Берендей, Кнуров («Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница» Островского), Имшин («Самоуправцы» Писемского), Ашметьев («Дикарка» Островского и Соловьева), Мошкин («Холостяк» Тургенева), Муромский («Свадьба Кречинского»), Сладнев («Майорша» Шпа-жинского), Барон («Скупой рыцарь» Пушкина), Тартюф и др. С 1862 Самарин преподавал в Московском театральном училище; с 1874 (до конца жизни) руководил драматическим классом Московской консерватории. Среди его учеников: Г.Н. Федотова, Н.А. Никулина и др. Со студентами оперного класса консерватории Самарин осуществил на сцене Малого театра первую постановку оперы П. \\\\\\\\И. Чайковского «Евгений Онегин» (17 марта 1879). Написал пьесы «Перемелется — мука будет», «Самозванец Луба» и др., широко ставившиеся в провинции.

Среди московских адресов артиста — Козицкий переулок, 5 (1872—73), Тверская улица, 28 (с 1872). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Лит.: Карнеев М.В., Пятьдесят лет из жизни артиста. И. В. Самарин и критики его сценической деятельности, М., 1882;

Эфрос Н.Е., И.В. Самарин, «Рампа и жизнь», 1917, № 3;

Рогачевский М., Иван Васильевич Самарин, М.-Л., 1948.


ПУБЛИКАЦИИ:

ХРОНИКА МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ «Репертуар русского театра», 1839, № 12.

А.А. Григорьев ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ «Репертуар и Пантеон», 1846, № 5.

А. А. Григорьев ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ «Репертуар и Пантеон», 1846, № 6.

А. А. Григорьев ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ «Репертуар и Пантеон», 1846, № 8.

Посторонний (Л.Н. Антропов) ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА «Московские ведомости», 1874, 21 февраля.

Дата публикации: 05.05.2006
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ САМАРИН

Страничка посвящена жизни и творчеству знаменитого русского актера, ученика М.С. Щепкина…


САМАРИН Иван Васильевич (7(19).1.1817, Петербург,-13(25) .VI 11.1885, Москва) — русский актер и педагог. Ученик и последователь М.С. Щепкина. Родился в семье крепостного. В начале 30-х гг. поступил в Московском театральном училище на балетное отделение, оттуда Щепкин перевел его в свой драматический класс. Дебютировал на сцене Малого театра еще будучи воспитанником училища (1833, Феликс — мелодрама «16 лет, или Зажигатели» Дюканжа). В 1837, по окончании училища, Самарин был зачислен в труппу Малого театра на амплуа «первого любовника». В 30-40-е гг. 19 века Самарин выступал преимущественно в классическом репертуаре, а также в мелодрамах. Роли: Мортимер и Фердинанд («Мария Стюарт» и «Коварство и любовь»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Чацкий; князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (о. п. Кукольника). Наиболее значительной ролью молодого Самарина, ставшей образцом для последующих поколений актеров, был Чацкий. В исполнении Самарина впервые личная драма и драма социальная оказывались неразрывно сплетенными, составляли сущность внутренней жизни Чацкого, определяли ритм и характер сценического поведения актера. «Молодость, сарказм, местами желчь, сожаление о России, желание пробудить ее — все это билось ключом и покрывалось пламенной любовью к Софье» (П. М. Медведев). Сыграв роль Чацкого впервые в 1839, актер углублял и совершенствовал ее в течение многих лет. В 40-50-е гг. Самарин исполнил много ролей в мелодрамах и водевилях: Симон-Сиротинка (о. п. С. Соловьева), Робен («Записки демона» Араго и Вермона), Дон Цезарь де Базан («Испанский дворянин» Дюма-нуара и Деннери), доктор Лемонье («Детский доктор» Буржуа и Деннери) и др. Искусство Самарина, отмеченное высоким мастерством, отличалось теплотой, задушевностью. В 1857 Самарин сыграл Гамлета. Выступив в этом спектакле одновременно как режиссер, Самарин предпринял одну из первых в русском театре попыток добиться исторической правды в постановке шекспировской трагедии. Однако трактовка Самариным образа Гамлета как слабовольного, неспособного к действиям человека вызвала резкое осуждение со стороны прогрессивной критики. С конца 50-х гг. Самарин постепенно отходит от героико-романтических ролей и начинает исполнять в основном характерные роли пожилых людей: помещик Окалов («Однодворец» Боборыкина), капитан Возницын («Чужая вина» Устрялова), Курчаев («Испорченная жизнь» Чернышева), Болотов («История» Ладыженского) и др.

И.В.Самарин в роли Фамусова. (рис. А.П.Ленского).

Выдающееся создание Самарина — роль Фамусова (1864). Не изменяя трактовки Щепкина, актер внес в образ Фамусова много дополнительных черт. В исполнении Самарина Фамусов был недалеким, но ловким дельцом, выражающим практическую «мудрость» своей среды. Величавый, исполненный внешнего достоинства Фамусов-Самарин был настоящим московским барином. В «грибоедовских» ролях наиболее полно выявилась сущность искусства Самарина. Он играл «...просто, тонко, правдиво, изящно и, главное, совершенно свободно, с исключительным умом, большим искусством, с какою-то округленностью поз, жестов и благородством в дикции... Грибоедов был его излюбленным писателем, и Чацкий, и Фамусов были его коренными ролями...» (Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, 1962, с. 49).

По инициативе и под рук. Самарина в Малом театре в 1865-66 были поставлены комедии Шекспира «Укрощение строптивой», «Много шума из ничего», «Все хорошо, что хорошо кончается» («Конец — делу венец»), «Виндзорские проказницы». В первых двух спектаклях Самарин с огромным обаянием исполнял роли Петруччио и Бенедикта. Среди лучших ролей Самарина 70-80-х гг. также: Телятев, Милонов, Берендей, Кнуров («Бешеные деньги», «Лес», «Снегурочка», «Бесприданница» Островского), Имшин («Самоуправцы» Писемского), Ашметьев («Дикарка» Островского и Соловьева), Мошкин («Холостяк» Тургенева), Муромский («Свадьба Кречинского»), Сладнев («Майорша» Шпа-жинского), Барон («Скупой рыцарь» Пушкина), Тартюф и др. С 1862 Самарин преподавал в Московском театральном училище; с 1874 (до конца жизни) руководил драматическим классом Московской консерватории. Среди его учеников: Г.Н. Федотова, Н.А. Никулина и др. Со студентами оперного класса консерватории Самарин осуществил на сцене Малого театра первую постановку оперы П. \\\\\\\\И. Чайковского «Евгений Онегин» (17 марта 1879). Написал пьесы «Перемелется — мука будет», «Самозванец Луба» и др., широко ставившиеся в провинции.

Среди московских адресов артиста — Козицкий переулок, 5 (1872—73), Тверская улица, 28 (с 1872). Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Лит.: Карнеев М.В., Пятьдесят лет из жизни артиста. И. В. Самарин и критики его сценической деятельности, М., 1882;

Эфрос Н.Е., И.В. Самарин, «Рампа и жизнь», 1917, № 3;

Рогачевский М., Иван Васильевич Самарин, М.-Л., 1948.


ПУБЛИКАЦИИ:

ХРОНИКА МОСКОВСКИХ ТЕАТРОВ «Репертуар русского театра», 1839, № 12.

А.А. Григорьев ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ «Репертуар и Пантеон», 1846, № 5.

А. А. Григорьев ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ «Репертуар и Пантеон», 1846, № 6.

А. А. Григорьев ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ «Репертуар и Пантеон», 1846, № 8.

Посторонний (Л.Н. Антропов) ТЕАТРАЛЬНАЯ ХРОНИКА «Московские ведомости», 1874, 21 февраля.

Дата публикации: 05.05.2006