«Листая старые подшивки»
СТРИНДБЕРГ МНОГОГРАННЫЙ
«Листая старые подшивки»
СТРИНДБЕРГ МНОГОГРАННЫЙ
К 150-летию со дня рождения Августа Юхана СТРИНДБЕРГА -выдающегося шведского писателя, а для его соотечественников великого у нас в стране, похоже, никак не готовились. И Фестиваль Стриндберга в Москве объявили явочным порядком, когда обнаружилось, что в двух театрах все-таки поставлены его пьесы и еще две премьеры на подходе. Ну, что ж, и на том спасибо: Стриндберг и раньше не принадлежал к числу особо репертуарных авторов на российской сцене. Несколько лет назад тенью промелькнула в Театре им. Моссовета «Фрекен Жюли», считанное число раз сыграли «Отца» на Камерной студенческой сцене Щепкинского училища.
Первой стриндберговской премьерой нынешнего сезона стал спектакль Театра им. Евг.Вахтангова «Фрекен Жюли». В свое время у себя на родине пьеса эта, «слишком смелая и слишком натуралистическая» по определению издателя, отказавшегося ее публиковать, была под запретом цензуры целых 18 лет. Правда, частным образом в студенческом обществе ее все-таки сыграли, и в роли Жюли выступила жена Стриндберга Сири фон Эссен. Но официально и с успехом она появилась на сценах стокгольмских театров только в 1906 году. А автору, чтобы его поняли, пришлось написать отдельное пространное предисловие к «Фрекен Жюли», в котором подробно излагались мотивы, побудившие его к созданию драмы, и детальный анализ характеров героев, отражающих веяния времени. В те годы (1888) сюжет действительно воспринимался пощечиной общепринятой морали девушка своим вызывающим поведением сама отдается во власть мужчине, а опомнившись, обвиняет его же. мечется в поисках выхода, любя, ненавидя, проклиная себя и его. В наши дни не сюжет, а тончайше выписанные драматургом резкие, мгновенные перепады психологического состояния героев, образующие сложнейшую связь их взаимоотношений, представляют главный интерес как для театра, так и для зрителей. Успех спектакля будет зависеть от точного попадания на актера. Постановщик Владимир Иванов актеров выбрал точно: Юлия Рутберг Жюли эксцентричная, своенравная графская дочка, изнывающая от скуки, чувственная натура, жаждущая любви, приключений, а вместо этого вынужденная существовать в дремотном отупении деревенской жизни; Владимир Симонов лакей Жан красавчик, себе на уме, честолюбив. расчетлив, в меру угодлив, в меру подлец, дал слово кухарке Кристине, но готов увильнуть в любой момент; Кристина Мария Аронова - всевидящее око этого дома, хозяйственная, прижимистая, своего не упустит, на что надо глаза закроет, хозяев не боится, на Жана управу имеет, сколько бы он ни хорохорился.
На деревне празднуют ночь накануне Ивана Купалы, граф уехал в город. В доме только Жюли, Жан и Кристина. Наверное, и раньше взбалмошная барышня заглядывалась на смазливого отцовского лакея, но сегодня, вбежав на кухню к Кристине, прямо с деревенских танцев, ей, разгоряченной и возбужденной, неодолимо захотелось поиграть с ним, подразнив его мужское самолюбие, показав себя отчаянно смелой и дерзкой. Эйфория полнейшей свободы так захватывает героиню Рутберг, что она сама, первой устремляется в комнату Жана, не осознавая до конца последствий этого рокового шага. И как же будет она метаться потом, униженно вымаливая любовь у лакея, строя фантастические планы побега в Швейцарию, умоляя Кристину бежать с ними вместе... Несчастная фрекен Жюли, ставшая в одночасье беспомощной и жалкой. Невозмутимая Кристина, все видевшая и все понимающая, сгребет спокойно в свой кошель денежки Жюли, выкраденные у отца на побег с любовником, и уйдет в церковь замаливать грехи, а холуй Жан, отрекшись от мимолетной возлюбленной, примется за свое лакейское дело чистить графские сапоги. Одна ночь и целая человеческая жизнь, которой суждено оборваться, потому что из тупика нет выхода.
Пронзительный спектакль. Блестяще сыгранные роли. Тот самый идеальный случай, когда режиссер растворяется в актерах, четко выстроив по мысли все сценическое действие. И притом «Фрекен Жюли» спектакль камерного звучания, своим острым драматизмом он нацелен в наше сердце и наше сознание.
«Король Густав Васа» на сцене Малого театра зрелище красочное, масштабное, ярко театральное. Густонаселенная историческая пьеса представляет целую эпоху междуусобиц, борьбы за престол, сопровождаемой заговорами и предательством. Поначалу даже не успеваешь ухватить основную сюжетную нить. Но вот из лавины событий отчетливо проступают главные фигуры этой сложной шахматной партии Король, Королева, боевые «слоны», «туры» - опора государя и всякие «пешки», основные сеятели смуты, перебегающие с клетки на клетку, среди которых могут оказаться и королевские отпрыски.
Спектакль берет в плен зрителя своей широтой, размахом, накалом вулканических страстей. Движутся по сцене могучие средневековые башни, трансформируясь то в дворцовые залы, то во внутренний двор жилища магистра Олауса, то в интерьер кабачка, а в финале образуя неприступную городскую стену. Декорация Гуниллы Пальмшеерна Вайс и ее сына Микаэля Сильвана (Швеция) живет столь же интенсивной жизнью, как и все персонажи спектакля, ведомые твердой рукой режиссера-постановщика Александра Нордштрема (Швеция). И все это под аккомпанемент музыки композитора Юрия Эрикона, первые мощные звуки которой, еще до открытия занавеса, уже предвещают события грозные и трагические.
Огнем и мечом, десятками слетающих с плеч голов укрепляет шведский трон и независимость страны король Густав 1 Васа (Виктор Коршунов). Он могуч и красив той поздней мужской красотой, которая легко берет в полон молодых женщин. Для его второй жены, королевы Маргареты (Нелли Корниенко), он любимый муж и грозный повелитель. Но ее положение усложнено тем, что между ней и Густавом стоит наследный принц Эрик от первого брака короля (Александр Коршунов), и уже подрос их общий сын Юхан (Степан Коршунов), незлобивый и вполне добропорядочный юноша в отличие от своего нервного, строптивого, взрывоопасного старшего братца, любителя посещать всякие злачные места и якшаться с подозрительным людом.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Как уже промелькнуло в прессе, «династия играет династию». Да, Густава, его старшего сына Эрика и младшего Юхана играют отец, сын и внук Коршуновы, продолжая традиции актерских династий Малого театра. О Викторе Ивановиче и говорить нечего - знаменитый артист, Александр уже давно и по праву завоевал положение ведущего в труппе, а теперь заканчивает Щепкинское училище и выходит на сцену самый младший Степан. Отец и сын нередко оказываются в одном спектакле. Втроем они впервые сошлись в «Густаве Васе».
Премьеру отличает большое количество прекрасно сыгранных ролей, даже совсем крохотных, эпизодических.
Для Малого театра это неудивительно: Малый театр актерский прежде всего. Однако же целостность спектакля - заслуга режиссера. А.Нордштрем учился в Ленинграде, поставил и продолжает ставить немало спектаклей в России, в основе его режиссуры русская театральная школа. С актерами полное взаимопонимание. Две зловещие фигуры магистр Олаус (Афанасий Кочетков) и Херман Израэль, советник из Любека (Юрий Каюров), как тени стоят за спиной Густава. Два змея, два оборотня. Первый исполняет, второй нашептывает, стелется мягко, а в критическую минуту сбежит тайно. Давно не видела у обоих артистов таких великолепно вылепленных образов. А сколько темперамента, силы духа у старой Эббы, тещи Густава (Татьяна Панкова), доживающей свой жизненный срок под монашеским клобуком. Эпизод, но насколько ярок! Хороши своей обстоятельностью, корневой прочностью горнодобытчики Нильссон (Александр Потапов) и Перссон (Виктор Борцов). Но это-то неумение гнуть спину и менять свои убеждения и приведет обоих на плаху. Король Густав не знает препятствий на пути к цели.
Сменяются эпохи, минуют столетия, но удивительно сходятся века, когда разгорается битва за власть. Век XVI порог XXI века, а что изменилось? Только орудия борьбы. Амбиции стабильны.
Наталия БАЛАШОВА.
«Московская правда», 23.04.1999
Дата публикации: 10.05.2006