Новости

«Листая старые подшивки» ЮРИЙ КАЮРОВ: СЫГРАТЬ ЛЕНИНА ДРУГИМ Я БЫ НЕ СОГЛАСИЛСЯ

«Листая старые подшивки»

ЮРИЙ КАЮРОВ: СЫГРАТЬ ЛЕНИНА ДРУГИМ Я БЫ НЕ СОГЛАСИЛСЯ

Актерскому пути Юрия Каюрова неизменно сопутствует зрительская любовь. И это большое счастье для артиста. Каюров много снимался, сыграл десятки ролей в театре и какие только пути-дороги не прошел со своими героями. Были они у артиста всегда жизненно достоверными, выписанными многообразием красок. Так много умеет сказать Каюров, что никогда его роли не уходят из памяти. В кино за ним укоренилась слава лучшего исполнителя роли Ленина, которого играл и в театре. На сцене он создал такие замечательные образы, как: Васильков («Бешеные деньги»), Яков Маякин («Фома Гордеев»), Антипa Зыков («Зыковы»), Сафонов («Русские люди»), Васильев («Выбор») и другие.

- ЮРИЙ ИВАНОВИЧ, а как вы пришли в театр?

- Служил на «Авроре», а рядом с местом, где стоял корабль, был Дворец культуры там работала театральная студия, которой руководили замечательный артист Василий Меркурьев и его жена Ирина Мейерхольд. Стал у них заниматься, и меня отпускали. Когда увольнения не давали, убегал, но мне прощали. Закончил службу и поступил в Ленинградский театральный институт. Там моими педагогами были известная актриса Александрийского театра Елизавета Ивановна Тиме и Николай Евгеньевич Серебряков.

- Считаете себя воспитанником петербургской актерской школы?

- Да. Еще студентом играл в Александринке и БДТ в массовке, зарабатывая таким образом себе на хлеб. Там шли такие спектакли, как «Суворов» и «Адмирал Нахимов», и я бегал в них солдатиком или матросом. Николай Черкасов и Николай Симонов были тогда нашими кумирами. «Идите, смотрите, говорила нам, своим ученикам, Елизавета Ивановна.
Сегодня Симонов Протасова играет». Она и сама была занята в «Живом трупе». И мы прорывались в театр, помногу раз смотрели одни и те же спектакли, учась у великих мастеров.

- А Андреевский флаг на вашем пиджаке воспоминание о службе на флоте?

- Андреевский флаг это мой флаг, он с моей «Авроры». На «Авроре» я служил в конце сороковых годов. С тех пор все связанное с морской символикой дорого мне как ничто другое. «Аврора» изображена и на ордене Октябрьской Революции, который у меня есть, и я всегда с гордостью думаю об этом. Служа на корабле, в море я, как ни странно, никогда не выходил ведь «Аврора» стояла на вечной стоянке, но морская душа всегда живет во мне, а море зовет и манит к себе.

- Но как случилось, что, окончив учебу, вы изменили Балтике показались на Волге?

- В Ленинграде у меня ни родственников, ни знакомых не было, и потому негде было осесть. Меня распределили в Саратов, в Театр имени Карла Маркса. Там я сразу попал на хорошие роли и проработал пятнадцать лет. Это были самые счастливые годы в моей жизни. Был я молод и полон надежд, и все, казалось тогда, получалось. И все это на фоне чудесной русской природы и красавицы Волги, которую я полюбил как всякий русский.

- А откуда вы родом?

- Я вологодский, родился в северном городе Белозерске. Да и фамилия у меня самая северная, от слова «каюр». А каюр это погонщик запряженных в нары собак или оленей.

- Благополучный артист саратовской сцены, вы оказались в Москве, в одном из лучших столичных театров. Как это произошло?

- Я уже снялся в роли Ленина в фильмах «В начале века» и «Сквозь ледяную мглу». А в Малом театре тогда шел спектакль «Джон Рид». Исполнитель роли Ленина Игорь Владимирович Ильинский выбыл на время из театра, и нужен был артист, который бы заменил его. А тут Виталий Дмитриевич Доронин увидел меня в одном из фильмов по телевидению и говорит: «Вот же он, Ленин. Давайте его сюда». Так благодаря этому прекрасному артисту и человеку изменилась моя актерская судьба. Приехав в Москву, сыграл Ленина, а вскоре получил роль в новом спектакле. Леонид Варпаховский ставил «Бешеные деньги» Островского и дал мне роль Василькова. Мне пришлось играть с такими мастерами, как Шатрова, Подгорный, Кенигсон... Спектакль был хорошо принят и высоко оценен. Сыграли мы его более трехсот раз. Возили по всей стране и за рубеж. И всюду успех. Сейчас, в октябре, исполнилось как раз тридцать лет со дня премьеры этой постановки.

- Малому театру 175 лет. Что позволяет старейшей русской сцене сохранять свое величие и не утрачивать славу, несмотря на временные неудачи?

- Все потому, что людям свойственно тянуться к красивому и благородному, доброму и вечному. А Малый театр всегда являлся выразителем именно этих идеалов и умел сказать людям много важного. К тому же в Малом театре всегда ценили актера его умение быть на сцене правдивым и в то же время оставаться художником. Постоянные споры о том, кто важней в театре: актер или режиссер, в Малом всегда носили отвлеченный характер. Настоящий актер обязан быть для себя режиссером. И тогда постановщик спектакля поможет ему и приведет к верному результату.

- Недавно вы сыграли совсем небольшую роль в спектакле «Воскресение» Л. Толстого и сделали это так, что они одна рецензия не обошла вниманием ваше участие в постановке. Не зазорно ли было вам, артисту-мастеру, играть в эпизоде?

- Помните, как повел себя Аркашка в «Лесе» Островского, когда получил предложение Несчастливцева сыграть роль лакея? Он стал отказываться и сказал, что горд и не может унизиться до этого. А Несчастливцев ему: «Да ведь сам Мартынов играл лакеев, а ты стесняешься!» И действительно, дело не в том, какую играешь роль, а в том, как ты это делаешь. Мастера старшего поколения всегда с одинаковой ответственностью подходили к исполнению любой роли: и главной, и эпизодической. Скажу прямо, мне было интересно работать над этой маленькой ролью, которую я готовил с режиссером Эдуардом Марцевичем. Мне казалось, что она чрезвычайно важна по своей смысловой социальной нагрузке и надеюсь, что мне удалось в ней это выразить.

- Если бы вам сегодня предложили вдруг сыграть роль Ленина в новой исторической редакции, взялись бы за нее?

- Нет, отказался бы. Играя Ленина тогда, я вживался в образ согласно тем представлениям о нем, которые впитал с молоком матери, в которые свято верил, считая своего героя лучшим из людей. Сегодня мне было бы трудно представить его другим.

- Все ваше время поглощает театр. А чем вы занимаетесь в свободное время?
Я много читаю, а с некоторых пор появилось увлечение: приобретаю компакт-диски и слушаю музыкальную классику. Слушаю Шаляпина и получаю наслаждение от этого гения всех времен.

Беседу вел Александр ШЕВЛЯКОВ.
«Подмосковные известия», 04.11.1999

Дата публикации: 10.03.2006
«Листая старые подшивки»

ЮРИЙ КАЮРОВ: СЫГРАТЬ ЛЕНИНА ДРУГИМ Я БЫ НЕ СОГЛАСИЛСЯ

Актерскому пути Юрия Каюрова неизменно сопутствует зрительская любовь. И это большое счастье для артиста. Каюров много снимался, сыграл десятки ролей в театре и какие только пути-дороги не прошел со своими героями. Были они у артиста всегда жизненно достоверными, выписанными многообразием красок. Так много умеет сказать Каюров, что никогда его роли не уходят из памяти. В кино за ним укоренилась слава лучшего исполнителя роли Ленина, которого играл и в театре. На сцене он создал такие замечательные образы, как: Васильков («Бешеные деньги»), Яков Маякин («Фома Гордеев»), Антипa Зыков («Зыковы»), Сафонов («Русские люди»), Васильев («Выбор») и другие.

- ЮРИЙ ИВАНОВИЧ, а как вы пришли в театр?

- Служил на «Авроре», а рядом с местом, где стоял корабль, был Дворец культуры там работала театральная студия, которой руководили замечательный артист Василий Меркурьев и его жена Ирина Мейерхольд. Стал у них заниматься, и меня отпускали. Когда увольнения не давали, убегал, но мне прощали. Закончил службу и поступил в Ленинградский театральный институт. Там моими педагогами были известная актриса Александрийского театра Елизавета Ивановна Тиме и Николай Евгеньевич Серебряков.

- Считаете себя воспитанником петербургской актерской школы?

- Да. Еще студентом играл в Александринке и БДТ в массовке, зарабатывая таким образом себе на хлеб. Там шли такие спектакли, как «Суворов» и «Адмирал Нахимов», и я бегал в них солдатиком или матросом. Николай Черкасов и Николай Симонов были тогда нашими кумирами. «Идите, смотрите, говорила нам, своим ученикам, Елизавета Ивановна.
Сегодня Симонов Протасова играет». Она и сама была занята в «Живом трупе». И мы прорывались в театр, помногу раз смотрели одни и те же спектакли, учась у великих мастеров.

- А Андреевский флаг на вашем пиджаке воспоминание о службе на флоте?

- Андреевский флаг это мой флаг, он с моей «Авроры». На «Авроре» я служил в конце сороковых годов. С тех пор все связанное с морской символикой дорого мне как ничто другое. «Аврора» изображена и на ордене Октябрьской Революции, который у меня есть, и я всегда с гордостью думаю об этом. Служа на корабле, в море я, как ни странно, никогда не выходил ведь «Аврора» стояла на вечной стоянке, но морская душа всегда живет во мне, а море зовет и манит к себе.

- Но как случилось, что, окончив учебу, вы изменили Балтике показались на Волге?

- В Ленинграде у меня ни родственников, ни знакомых не было, и потому негде было осесть. Меня распределили в Саратов, в Театр имени Карла Маркса. Там я сразу попал на хорошие роли и проработал пятнадцать лет. Это были самые счастливые годы в моей жизни. Был я молод и полон надежд, и все, казалось тогда, получалось. И все это на фоне чудесной русской природы и красавицы Волги, которую я полюбил как всякий русский.

- А откуда вы родом?

- Я вологодский, родился в северном городе Белозерске. Да и фамилия у меня самая северная, от слова «каюр». А каюр это погонщик запряженных в нары собак или оленей.

- Благополучный артист саратовской сцены, вы оказались в Москве, в одном из лучших столичных театров. Как это произошло?

- Я уже снялся в роли Ленина в фильмах «В начале века» и «Сквозь ледяную мглу». А в Малом театре тогда шел спектакль «Джон Рид». Исполнитель роли Ленина Игорь Владимирович Ильинский выбыл на время из театра, и нужен был артист, который бы заменил его. А тут Виталий Дмитриевич Доронин увидел меня в одном из фильмов по телевидению и говорит: «Вот же он, Ленин. Давайте его сюда». Так благодаря этому прекрасному артисту и человеку изменилась моя актерская судьба. Приехав в Москву, сыграл Ленина, а вскоре получил роль в новом спектакле. Леонид Варпаховский ставил «Бешеные деньги» Островского и дал мне роль Василькова. Мне пришлось играть с такими мастерами, как Шатрова, Подгорный, Кенигсон... Спектакль был хорошо принят и высоко оценен. Сыграли мы его более трехсот раз. Возили по всей стране и за рубеж. И всюду успех. Сейчас, в октябре, исполнилось как раз тридцать лет со дня премьеры этой постановки.

- Малому театру 175 лет. Что позволяет старейшей русской сцене сохранять свое величие и не утрачивать славу, несмотря на временные неудачи?

- Все потому, что людям свойственно тянуться к красивому и благородному, доброму и вечному. А Малый театр всегда являлся выразителем именно этих идеалов и умел сказать людям много важного. К тому же в Малом театре всегда ценили актера его умение быть на сцене правдивым и в то же время оставаться художником. Постоянные споры о том, кто важней в театре: актер или режиссер, в Малом всегда носили отвлеченный характер. Настоящий актер обязан быть для себя режиссером. И тогда постановщик спектакля поможет ему и приведет к верному результату.

- Недавно вы сыграли совсем небольшую роль в спектакле «Воскресение» Л. Толстого и сделали это так, что они одна рецензия не обошла вниманием ваше участие в постановке. Не зазорно ли было вам, артисту-мастеру, играть в эпизоде?

- Помните, как повел себя Аркашка в «Лесе» Островского, когда получил предложение Несчастливцева сыграть роль лакея? Он стал отказываться и сказал, что горд и не может унизиться до этого. А Несчастливцев ему: «Да ведь сам Мартынов играл лакеев, а ты стесняешься!» И действительно, дело не в том, какую играешь роль, а в том, как ты это делаешь. Мастера старшего поколения всегда с одинаковой ответственностью подходили к исполнению любой роли: и главной, и эпизодической. Скажу прямо, мне было интересно работать над этой маленькой ролью, которую я готовил с режиссером Эдуардом Марцевичем. Мне казалось, что она чрезвычайно важна по своей смысловой социальной нагрузке и надеюсь, что мне удалось в ней это выразить.

- Если бы вам сегодня предложили вдруг сыграть роль Ленина в новой исторической редакции, взялись бы за нее?

- Нет, отказался бы. Играя Ленина тогда, я вживался в образ согласно тем представлениям о нем, которые впитал с молоком матери, в которые свято верил, считая своего героя лучшим из людей. Сегодня мне было бы трудно представить его другим.

- Все ваше время поглощает театр. А чем вы занимаетесь в свободное время?
Я много читаю, а с некоторых пор появилось увлечение: приобретаю компакт-диски и слушаю музыкальную классику. Слушаю Шаляпина и получаю наслаждение от этого гения всех времен.

Беседу вел Александр ШЕВЛЯКОВ.
«Подмосковные известия», 04.11.1999

Дата публикации: 10.03.2006