Новости

Премьера. «Три сестры» А.П.Чехов. Ольга Пашкова (Маша): «Островский – это масляные краски, а Чехов — акварель» Почти со всеми обстоятельствами можно бороться.

Премьера. «Три сестры» А.П.Чехов.

Ольга Пашкова (Маша):
«Островский – это масляные краски, а Чехов — акварель»

Почти со всеми обстоятельствами можно бороться. Но героев Чехова не назовешь сильными людьми, во всяком случае, сестер Прозоровых… Они очень похожи на него самого. По-моему, Юрий Мефодьевич совершенно справедливо говорил, что три сестры – это Чехов. И мне кажется, эта пьеса – для Чехова программная. В ней очень много вопросов, попыток разобраться в смысле жизни вообще. И монологи Вершинина, Тузенбаха, которые поначалу кажутся многословными, – это не пустые мечты, не иллюзии, а попытка Чехова помочь человеку найти свою веру. Не ту слепую веру, которую предлагает Церковь, а идею, ради чего человек живёт.
В «Трёх сёстрах» Чехов пытается ответить на вопрос, почему не бывает абсолютного счастья. Но и без веры в счастье жить невозможно. Маша говорит: «Человек должен быть верующим или искать веры». Речь идёт о вере в самого себя, в смысл своего существования. Как мне, например, жить без веры в то, что мой ребёнок будет счастлив?
Чехов прожил непростую жизнь, и отношения со многими людьми у него были довольно сложными… Потому что он тоже был слабым и неагрессивным. Ведь каждый автор пишет о том, что знает, понимает, пишет о таких людях, как он сам. Все препятствия можно преодолеть – с позиции человека действия. Вот, например, современные люди, приехавшие из провинции – говорю не в обиду им. Люди, которым жизнь не подарила так много, как нам. У нас изначально есть возможность получить хорошее образование, существует поток информации, который, хотим мы того или нет, внедряется в наше сознание. Мы перенасыщены общением, а они голодные и готовы на очень многое, и у них гораздо больше сил, чем у нас. А три сестры попали в провинцию с непровинциальными установками. Характеры у них непробивные…
Вообще, во многих пьесах Чехова смысл финальных монологов сводится к следующему: нужно работать и верить в будущее. Это обращение, это мольба, желание быть так или иначе услышанным той самой интеллигенцией, которая, в принципе, способна изменить мир к лучшему, но в силу своей бездейственности и вялости ничего не делает… Работать – значит не давать душе лениться. И мне кажется, призыв к труду надо понимать именно так.
Безусловно, мне интересно играть Островского с его характерами, языком, колоритом, масляными красками, а здесь, скорее, акварель. Это разная музыка, разные стили, жанры, хотя и там и там может быть написано «драма» или «комедия». Но это не значит, что для разных авторов нужны разные артисты. Если, например, Островский — школа, то Чехов – университет. У него всё тоньше, и эти тонкие чувства, филигранные мысли надо суметь так же громко и доступно донести до зрителя. Чехова играть сложнее. Может быть, он скорее для кино, для крупных планов.
Я с трудом говорю о своей героине, боюсь препарировать образ. Мне же ещё играть, мне всё это рождать! Но вот, например, Машу часто обвиняют в резкости. А мне вспоминается фраза из пьесы Чехова «Леший». Хрущов говорит Орловскому, этакому мягкому добряку, который всех призывает к согласию: «Слишком много добродушных людей на земле. Добродушны они оттого, что равнодушны». Маша никому не причиняет зла, но она не хочет подавлять своих чувств, мириться с обстоятельствами. Она лучше уйдёт от людей, которые её возмущают. И это тоже вызов, это жест, это как веское слово. Мне, например, Машина позиция очень нравится. Мы так часто вынуждены идти на компромиссы! Конечно, хотелось бы ни от кого и ни от чего не зависеть. И если бы Маша всегда поступала именно так, как хочет, то давно бы ушла от мужа. Но муж добрый, и Маше, в силу природной деликатности, тяжело обидеть доброго человека. И всё-таки Маша Чехову очень симпатична, он любил неравнодушных людей. Все мы зависим от каких-то обстоятельств. Но люди, обладающие внутренней свободой, всегда привлекательны.

Дата публикации: 25.01.2004
Премьера. «Три сестры» А.П.Чехов.

Ольга Пашкова (Маша):
«Островский – это масляные краски, а Чехов — акварель»

Почти со всеми обстоятельствами можно бороться. Но героев Чехова не назовешь сильными людьми, во всяком случае, сестер Прозоровых… Они очень похожи на него самого. По-моему, Юрий Мефодьевич совершенно справедливо говорил, что три сестры – это Чехов. И мне кажется, эта пьеса – для Чехова программная. В ней очень много вопросов, попыток разобраться в смысле жизни вообще. И монологи Вершинина, Тузенбаха, которые поначалу кажутся многословными, – это не пустые мечты, не иллюзии, а попытка Чехова помочь человеку найти свою веру. Не ту слепую веру, которую предлагает Церковь, а идею, ради чего человек живёт.
В «Трёх сёстрах» Чехов пытается ответить на вопрос, почему не бывает абсолютного счастья. Но и без веры в счастье жить невозможно. Маша говорит: «Человек должен быть верующим или искать веры». Речь идёт о вере в самого себя, в смысл своего существования. Как мне, например, жить без веры в то, что мой ребёнок будет счастлив?
Чехов прожил непростую жизнь, и отношения со многими людьми у него были довольно сложными… Потому что он тоже был слабым и неагрессивным. Ведь каждый автор пишет о том, что знает, понимает, пишет о таких людях, как он сам. Все препятствия можно преодолеть – с позиции человека действия. Вот, например, современные люди, приехавшие из провинции – говорю не в обиду им. Люди, которым жизнь не подарила так много, как нам. У нас изначально есть возможность получить хорошее образование, существует поток информации, который, хотим мы того или нет, внедряется в наше сознание. Мы перенасыщены общением, а они голодные и готовы на очень многое, и у них гораздо больше сил, чем у нас. А три сестры попали в провинцию с непровинциальными установками. Характеры у них непробивные…
Вообще, во многих пьесах Чехова смысл финальных монологов сводится к следующему: нужно работать и верить в будущее. Это обращение, это мольба, желание быть так или иначе услышанным той самой интеллигенцией, которая, в принципе, способна изменить мир к лучшему, но в силу своей бездейственности и вялости ничего не делает… Работать – значит не давать душе лениться. И мне кажется, призыв к труду надо понимать именно так.
Безусловно, мне интересно играть Островского с его характерами, языком, колоритом, масляными красками, а здесь, скорее, акварель. Это разная музыка, разные стили, жанры, хотя и там и там может быть написано «драма» или «комедия». Но это не значит, что для разных авторов нужны разные артисты. Если, например, Островский — школа, то Чехов – университет. У него всё тоньше, и эти тонкие чувства, филигранные мысли надо суметь так же громко и доступно донести до зрителя. Чехова играть сложнее. Может быть, он скорее для кино, для крупных планов.
Я с трудом говорю о своей героине, боюсь препарировать образ. Мне же ещё играть, мне всё это рождать! Но вот, например, Машу часто обвиняют в резкости. А мне вспоминается фраза из пьесы Чехова «Леший». Хрущов говорит Орловскому, этакому мягкому добряку, который всех призывает к согласию: «Слишком много добродушных людей на земле. Добродушны они оттого, что равнодушны». Маша никому не причиняет зла, но она не хочет подавлять своих чувств, мириться с обстоятельствами. Она лучше уйдёт от людей, которые её возмущают. И это тоже вызов, это жест, это как веское слово. Мне, например, Машина позиция очень нравится. Мы так часто вынуждены идти на компромиссы! Конечно, хотелось бы ни от кого и ни от чего не зависеть. И если бы Маша всегда поступала именно так, как хочет, то давно бы ушла от мужа. Но муж добрый, и Маше, в силу природной деликатности, тяжело обидеть доброго человека. И всё-таки Маша Чехову очень симпатична, он любил неравнодушных людей. Все мы зависим от каких-то обстоятельств. Но люди, обладающие внутренней свободой, всегда привлекательны.

Дата публикации: 25.01.2004