Новости

«Листая старые подшивки» БЕЗ РОМАНТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРОСТО ОДИЧАЕТ

«Листая старые подшивки»

БЕЗ РОМАНТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРОСТО ОДИЧАЕТ

Евгений САМОЙЛОВ, народный артист СССР

«Я сейчас болен. Предстоит серьезная операция. Вот и сегодня собираюсь я на очередное свидание с врачом. Однако не думать о будущем не могу. Имею в виду будущее не только свое личное, но также моей страны и моего народа, родной моей культуры.

И все-таки мне трудно ответить на ваш вопрос, что принесет нам грядущий век. Разного рода прогнозы - это скорее дело ученых, занимающихся этим профессионально. Я же могу высказать лишь какие-то соображения, основанные на повседневных наблюдениях и впечатлениях, ну и, конечно, на воспоминаниях о прожитом.

Жизнь позади большая. В наступившем 2001 году отмечу свое 89-летие. Благодарен судьбе за многое, а особенно за то, что до последнего остаюсь действующим актером, занимаюсь любимым делом, выхожу на сцену старейшего русского театра - Малого, чтобы отдать частичку своей души людям и хоть немного помочь им.

Если коротко выразить самую суть, именно в этом вижу я назначение искусства. Был и остаюсь сторонником романтического начала в искусстве, романтического направления в театре и кино. Наверное, многие сегодня могут улыбнуться такому моему заявлению - настолько оно не соответствует всему, что творится вокруг. Не модно, что называется, говорить о романтике. Но я не гонюсь за модой. Ведь мода - нечто внешнее и преходящее, а есть глубинная суть, о которой мы не можем и не должны забывать никогда.

Изначально возникло искусство, чтобы красотой поднимать и облагораживать людей, давать им дополнительные силы в борьбе за жизнь. А что мы видим теперь? Какое искусство несет телевизор, что показывают во многих театрах, какие фильмы производятся? Честное слово, порой я думаю, что человечество сходит с ума. Неужели не опомнится? Тогда плохо будет ему в XXI веке. Просто одичает вконец и погубит само себя.

Нынче опять-таки «не модно» говорить о воспитательной роли искусства. Вроде бы воспитание - само по себе, а искусство - нечто совсем иное, «из другой оперы». Но разве это так? Вы посмотрите, что происходит. Вал насилия, кровопролития, убийств буквально захлестывает нашу жизнь, принося каждый день то оттуда, то отсюда трагические известия. И, думаете, это не связано с тем, что люди каждодневно смотрят на телеэкране в западных и отечественных боевиках, где убийство, смерть - обыденное дело? Связано, да еще как!

Мне трудно выдавать рецепты нашим драматургам и режиссерам, критикам и продюсерам, что конкретно им финансировать, поддерживать, писать и ставить. Я только вижу и хорошо понимаю: взаимодействие, взаимопроникновение искусства и жизни происходит постоянно. И мало сегодня только возмущаться пошлостью, низкопробностью, злом на сцене и на экране. Надо как-то все это останавливать. Опасно, когда сама система жизни поощряет и стимулирует пошлость и зло. Говорят: рынок диктует, рынок требует. Но этот рынок в конце концов проглотит не только само искусство как искусство, но и человеческое в человеке. В таком случае грядущий век может стать последним для людей.

Когда я думаю, как избежать этого, как спастись от катастрофы, которая уже вторглась и в наш дом, я вспоминаю великое русское, советское искусство, которому мне посчастливилось служить. В нем эстетическое и этическое, нравственное были всегда органически соединены. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова. Оно делало людей выше, чище, красивее! Я это совершенно четко ощущал, когда играл, например, Павку Корчагина в театре Мейерхольда или Гамлета у Охлопкова, Щорса в фильме Довженко или командира-артиллериста в кинокартине Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Это же нынче ощущаю, играя, скажем, в спектакле Малого театра «Коварство и любовь», поставленном Юрием Соломиным, где торжествует высокий романтизм.

Много было на моем веку таких спектаклей и фильмов. Говорю я здесь вовсе не о себе, говорю о содержании и направлении искусства в целом. На пороге нового века надо обратиться к лучшим, самым светлым традициям прошлого и, опершись на них, идти дальше, вперед, ввысь, а не катиться, гонясь лишь за деньгами и удовольствиями, в грязную яму, в бездонную пропасть. Только красота и высота духа спасут человечество и человека!»

«Правда-КПРФ», 12.01.2001

Дата публикации: 28.02.2006
«Листая старые подшивки»

БЕЗ РОМАНТИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПРОСТО ОДИЧАЕТ

Евгений САМОЙЛОВ, народный артист СССР

«Я сейчас болен. Предстоит серьезная операция. Вот и сегодня собираюсь я на очередное свидание с врачом. Однако не думать о будущем не могу. Имею в виду будущее не только свое личное, но также моей страны и моего народа, родной моей культуры.

И все-таки мне трудно ответить на ваш вопрос, что принесет нам грядущий век. Разного рода прогнозы - это скорее дело ученых, занимающихся этим профессионально. Я же могу высказать лишь какие-то соображения, основанные на повседневных наблюдениях и впечатлениях, ну и, конечно, на воспоминаниях о прожитом.

Жизнь позади большая. В наступившем 2001 году отмечу свое 89-летие. Благодарен судьбе за многое, а особенно за то, что до последнего остаюсь действующим актером, занимаюсь любимым делом, выхожу на сцену старейшего русского театра - Малого, чтобы отдать частичку своей души людям и хоть немного помочь им.

Если коротко выразить самую суть, именно в этом вижу я назначение искусства. Был и остаюсь сторонником романтического начала в искусстве, романтического направления в театре и кино. Наверное, многие сегодня могут улыбнуться такому моему заявлению - настолько оно не соответствует всему, что творится вокруг. Не модно, что называется, говорить о романтике. Но я не гонюсь за модой. Ведь мода - нечто внешнее и преходящее, а есть глубинная суть, о которой мы не можем и не должны забывать никогда.

Изначально возникло искусство, чтобы красотой поднимать и облагораживать людей, давать им дополнительные силы в борьбе за жизнь. А что мы видим теперь? Какое искусство несет телевизор, что показывают во многих театрах, какие фильмы производятся? Честное слово, порой я думаю, что человечество сходит с ума. Неужели не опомнится? Тогда плохо будет ему в XXI веке. Просто одичает вконец и погубит само себя.

Нынче опять-таки «не модно» говорить о воспитательной роли искусства. Вроде бы воспитание - само по себе, а искусство - нечто совсем иное, «из другой оперы». Но разве это так? Вы посмотрите, что происходит. Вал насилия, кровопролития, убийств буквально захлестывает нашу жизнь, принося каждый день то оттуда, то отсюда трагические известия. И, думаете, это не связано с тем, что люди каждодневно смотрят на телеэкране в западных и отечественных боевиках, где убийство, смерть - обыденное дело? Связано, да еще как!

Мне трудно выдавать рецепты нашим драматургам и режиссерам, критикам и продюсерам, что конкретно им финансировать, поддерживать, писать и ставить. Я только вижу и хорошо понимаю: взаимодействие, взаимопроникновение искусства и жизни происходит постоянно. И мало сегодня только возмущаться пошлостью, низкопробностью, злом на сцене и на экране. Надо как-то все это останавливать. Опасно, когда сама система жизни поощряет и стимулирует пошлость и зло. Говорят: рынок диктует, рынок требует. Но этот рынок в конце концов проглотит не только само искусство как искусство, но и человеческое в человеке. В таком случае грядущий век может стать последним для людей.

Когда я думаю, как избежать этого, как спастись от катастрофы, которая уже вторглась и в наш дом, я вспоминаю великое русское, советское искусство, которому мне посчастливилось служить. В нем эстетическое и этическое, нравственное были всегда органически соединены. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова. Оно делало людей выше, чище, красивее! Я это совершенно четко ощущал, когда играл, например, Павку Корчагина в театре Мейерхольда или Гамлета у Охлопкова, Щорса в фильме Довженко или командира-артиллериста в кинокартине Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Это же нынче ощущаю, играя, скажем, в спектакле Малого театра «Коварство и любовь», поставленном Юрием Соломиным, где торжествует высокий романтизм.

Много было на моем веку таких спектаклей и фильмов. Говорю я здесь вовсе не о себе, говорю о содержании и направлении искусства в целом. На пороге нового века надо обратиться к лучшим, самым светлым традициям прошлого и, опершись на них, идти дальше, вперед, ввысь, а не катиться, гонясь лишь за деньгами и удовольствиями, в грязную яму, в бездонную пропасть. Только красота и высота духа спасут человечество и человека!»

«Правда-КПРФ», 12.01.2001

Дата публикации: 28.02.2006