Новости

ОЧАРОВАНИЕ И СИЛА АКТРИСЫ

ОЧАРОВАНИЕ И СИЛА АКТРИСЫ

Попала мне недавно в руки небольшая, богатая фотоиллюстрациями книжечка из серии «Библиотека Малого театра» под адресно-непритязательным названием «Татьяна Еремеева». Автор Елена Микельсон тепло и взволнованно рассказывает о жизни и творческом пути народной артистки России (это звание Еремеева получила в 1949 году), актрисы Малого театра, которая летом 2003 года переступила 90-летний рубеж. Можно лишь позавидовать жизненному и творческому долголетию одной из ведущих артисток знаменитого «Дома Островского». Впрочем, этот театр славится своими долгожителями. Вспомним хотя бы народных артистов СССР: нашего земляка Н. Анненкова, Е. Турчанинову, И. Ильинского, Е. Самойлова, последних двух многие знают и как знаменитых киноактеров.

Но это кстати. А книжка заинтересовала прежде всего тем, что в ней значительный фрагмент отведен времени службы Татьяны Александровны Тамбовскому драматическому театру. Уроженка Архангельска, она профессионально дебютировала в Севастополе. Потом была целая череда городов и театров... «Она начинала трудно,- замечает автор, - но всегда и везде была счастлива творчеством». Хотя на первых порах слишком часто приходилось сталкиваться «с дешевой театральщиной, непрофессиональной режиссурой».

Но в 1937 году Татьяна Битрих (это ее настоящая фамилия) попала в тамбовский театр. Здесь, по словам автора, «обрела творческую работу и настоящую театральную «семью». Тамбов был городом высокой культуры, которая определялась такими именами, как Державин, Рыбаков, Рахманинов. Тамбовский зритель был требовательным и хорошо подготовленным. Здесь она получила возможность играть не роли «на выходах», а героинь Грибоедова, Гюго, Гоцци, приобщиться к драматургии Шекспира и Шиллера».

Приводится ряд интересных, неординарных фактов, характеризующих актрису как женщину сильную, волевую, твердую во взглядах, но добрую. Такой показательный факт: она не ожидала смиренно подсказок режиссеров, старалась самостоятельно работать над ролями. Эти качества ее характера ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. Спектакли каждый день, а в субботу и воскресенье - по две-три постановки. «А в театре на сцене не таял внесенный с декорациями снег, - вспоминала Татьяна Александровна. - И термометр показывал минус два... На мне крепдешиновый костюмчик Турандот - почти ничего! Спасало тепло прожекторов? Удивительно, но я ни разу не болела. Не теряла голоса...» Было голодно, приходилось сдавать кровь на донорском пункте, «чтобы иметь рабочую карточку». Побывавший на одном из спектаклей секретарь обкома удивился, как актриса выдерживает такие нагрузки. Привезенную для нее на следующий день корзину с продуктами не стала припрятывать - разделила содержимое с соседями по коммунальной квартире.

Именно из Тамбова Татьяну Битрих в 1944 году пригласили в Малый театр, где стала она выступать под фамилией Еремеевой. Это была фамилия друзей ее родителей, в домашнем театре которых Таня в детстве сыграла свои первые роли. И начался ее блистательный путь на столичной сцене. Не сразу, конечно, «В этой устроенной столичной семье я ощутила себя снова начинающей артисткой с «провинциальным прошлым». А мне хотелось поговорить о Тамбове, потому что там осталась моя душа. Мне хотелось пожить воспоминаниями о его добром зрителе, о прощальном моем спектакле, когда стояла я в цветах и слезах на сцене, а зал стоя приветствовал меня в последний раз...»

Эти слова многое говорят о душевных качествах прекрасной женщины и актрисы. И можно было бы ими завершить рассказ о тамбовском периоде творчества Татьяны Александровны Еремеевой. Но закончу я все-таки очень точными и проникновенными словами автора - объективным взглядом со стороны: «Народная артистка России Татьяна Еремеева - явление уникальное: в ней нет актерского тщеславия и самомнения, того, что расцвело в наши дни. Как скромный и благородный человек, она терпеливо делает свое дело, служа примером для своих коллег по профессии... Так и живет она вот уже 90 лет (из них 70 отданы искусству), таинственным образом сохранив свое очарование и свои жизненные силы». Лучше не скажешь!

Виталий ГАРМАШ.
«Тамбовская жизнь», 21.02.2006

Дата публикации: 22.02.2006
ОЧАРОВАНИЕ И СИЛА АКТРИСЫ

Попала мне недавно в руки небольшая, богатая фотоиллюстрациями книжечка из серии «Библиотека Малого театра» под адресно-непритязательным названием «Татьяна Еремеева». Автор Елена Микельсон тепло и взволнованно рассказывает о жизни и творческом пути народной артистки России (это звание Еремеева получила в 1949 году), актрисы Малого театра, которая летом 2003 года переступила 90-летний рубеж. Можно лишь позавидовать жизненному и творческому долголетию одной из ведущих артисток знаменитого «Дома Островского». Впрочем, этот театр славится своими долгожителями. Вспомним хотя бы народных артистов СССР: нашего земляка Н. Анненкова, Е. Турчанинову, И. Ильинского, Е. Самойлова, последних двух многие знают и как знаменитых киноактеров.

Но это кстати. А книжка заинтересовала прежде всего тем, что в ней значительный фрагмент отведен времени службы Татьяны Александровны Тамбовскому драматическому театру. Уроженка Архангельска, она профессионально дебютировала в Севастополе. Потом была целая череда городов и театров... «Она начинала трудно,- замечает автор, - но всегда и везде была счастлива творчеством». Хотя на первых порах слишком часто приходилось сталкиваться «с дешевой театральщиной, непрофессиональной режиссурой».

Но в 1937 году Татьяна Битрих (это ее настоящая фамилия) попала в тамбовский театр. Здесь, по словам автора, «обрела творческую работу и настоящую театральную «семью». Тамбов был городом высокой культуры, которая определялась такими именами, как Державин, Рыбаков, Рахманинов. Тамбовский зритель был требовательным и хорошо подготовленным. Здесь она получила возможность играть не роли «на выходах», а героинь Грибоедова, Гюго, Гоцци, приобщиться к драматургии Шекспира и Шиллера».

Приводится ряд интересных, неординарных фактов, характеризующих актрису как женщину сильную, волевую, твердую во взглядах, но добрую. Такой показательный факт: она не ожидала смиренно подсказок режиссеров, старалась самостоятельно работать над ролями. Эти качества ее характера ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. Спектакли каждый день, а в субботу и воскресенье - по две-три постановки. «А в театре на сцене не таял внесенный с декорациями снег, - вспоминала Татьяна Александровна. - И термометр показывал минус два... На мне крепдешиновый костюмчик Турандот - почти ничего! Спасало тепло прожекторов? Удивительно, но я ни разу не болела. Не теряла голоса...» Было голодно, приходилось сдавать кровь на донорском пункте, «чтобы иметь рабочую карточку». Побывавший на одном из спектаклей секретарь обкома удивился, как актриса выдерживает такие нагрузки. Привезенную для нее на следующий день корзину с продуктами не стала припрятывать - разделила содержимое с соседями по коммунальной квартире.

Именно из Тамбова Татьяну Битрих в 1944 году пригласили в Малый театр, где стала она выступать под фамилией Еремеевой. Это была фамилия друзей ее родителей, в домашнем театре которых Таня в детстве сыграла свои первые роли. И начался ее блистательный путь на столичной сцене. Не сразу, конечно, «В этой устроенной столичной семье я ощутила себя снова начинающей артисткой с «провинциальным прошлым». А мне хотелось поговорить о Тамбове, потому что там осталась моя душа. Мне хотелось пожить воспоминаниями о его добром зрителе, о прощальном моем спектакле, когда стояла я в цветах и слезах на сцене, а зал стоя приветствовал меня в последний раз...»

Эти слова многое говорят о душевных качествах прекрасной женщины и актрисы. И можно было бы ими завершить рассказ о тамбовском периоде творчества Татьяны Александровны Еремеевой. Но закончу я все-таки очень точными и проникновенными словами автора - объективным взглядом со стороны: «Народная артистка России Татьяна Еремеева - явление уникальное: в ней нет актерского тщеславия и самомнения, того, что расцвело в наши дни. Как скромный и благородный человек, она терпеливо делает свое дело, служа примером для своих коллег по профессии... Так и живет она вот уже 90 лет (из них 70 отданы искусству), таинственным образом сохранив свое очарование и свои жизненные силы». Лучше не скажешь!

Виталий ГАРМАШ.
«Тамбовская жизнь», 21.02.2006

Дата публикации: 22.02.2006