Новости

ПРИГЛАШЕНИЕ К МОЛЬЕРУ

ПРИГЛАШЕНИЕ К МОЛЬЕРУ

Кажется, все мы, зрители, знаем Мольера с самого своего детства. Но это иллюзия, принесенная скорее всего телевидением и кинематографом. Так, к примеру, массовая любовь к актеру Луи Де Фюнесу позволила его поклонникам узнать и полюбить «Скупого».
Но посмотрите, как нечасто мы видим гениальные творения Мольера на столичной сцене. За последние пятнадцать лет — «Школа мужей» и «Школа жен» в МХТе (неудачи), там же в прошлом сезоне неудачный «Тартюф», «Мещанин во дворянстве» в Театре имени Станиславского (тоже очень и очень средне)... Лучшее — «Скупой» в Центральном театре Российской армии и, к сожалению, не идущий уже на сцене Нового драматического театра тот же «Мещанин...», где героя блистательно играл Спартак Мишулин.
В Малом... там и вообще почти забыли, когда ставили Мольера. Был все тот же «Мещанин...», на которого скопом водили школьников, как на «Недоросля». Но потом спектакль сняли. И вот сегодня наконец Малый показал своего Мольера, «Мнимого больного», созданного и сыгранного в Париже в 1674 году. Нынешний зрительский интерес вызван не только пьесой великого комедиографа. Чем же? А тем, что поставил спектакль один из лучших нынешних режиссеров — Сергей Женовач, а главного героя, Аргана, сыграл один из лучших нынешних актеров, всегда неожиданный и новый — Василий Бочкарев.
Сама драматургия, понятно, никаких сомнений не вызывала. Но авторы спектакля несколько «усовершенствовали» ее (сценическая редакция и стихи — очень удачные! — Александра Клюквина), внеся в веселую, остроумную и саркастическую буффонаду новые нотки, с которыми можно и спорить, и соглашаться. Лично я из тех, кто принимает эту, скажем, жанровую вольность. Но именно в связи с «новыми нотками» мне хочется начать со сценографии Александра Боровского. Она вроде бы внешне неброская, но очень элегантная и выразительная, лаконичная и ёмкая. Она не просто место действия комедии; она глубже и очень чутко передаёт художественную «погоду». Сцена — это огромный, необыкновенно просторный коричневый зал, который, как ни странно, подчеркивает (и чисто комедийно и порой саркастически) едва ли не отчаянное одиночество мнимого больного, Аргана. Это очень важно, памятуя о том, что Мольера всегда больше всего привлекала заданная им самим тенденция характера, намеренная «игра» с одной, по его мнению, самой важной чертой натуры персонажа. Более подробно он останавливался на народных характерах. Так и здесь — сразу назову удачу Людмилы Титовой в роли служанки Туанетты. Итак, Женовач пошел дальше «однобокости» характера Аргана, углубив и разнообразив его. Да не только его. Но не всех. Молодёжь, например, больше суетится и даже кричит, а толку от этой суеты, по сути, и нет. Текст, разумеется, вёл режиссера. Но он намеренно вводил в привычную для Мольера стихию юмора и сарказма, «чистой» комедийности и буффонады в изображении характера Аргана искренние, почти детские переживания, а порой и даже нечто трагическое, вызывая искреннее же сочувствие зала к этому «семейному тирану» и маньяку, «помешанному» на болячках и лекарствах. Характер стал интереснее. Как и то, что играет Александр Клюквин (брат Аргана), что играет Евгения Глушенко (вторая супруга героя, не желающая принимать «дурь» мужа и нарочито (так задумано!) выказывающая свою любовь к нему.
Когда-то я прочитала, что «Мнимый больной» — комедия об одиночестве. Женовач несколько изменил жанр — поставил трагикомедию, трагифарс. Но сделав это, Женовач не смог, как ни странно, создать настоящий актерский ансамбль, хотя «выстроил» великолепный темп действия, счастливо избежав длиннот. Но зритель явно симпатизирует Аргану, не замечая неубедительности его окружения, — кто «за», а кто «против», кто верит и кто не верит жалобам «больного». Брата героя, Беральда, принимаешь; остальные персонажи сливаются в одну шумную толпу. Увы, и дочь Аргана, по-настоящему любящая его (Ольга Молочная) не очень убедительна. Жаль...
И большинство актеров, получается, становятся не живыми и действующими активно персонажами, а типажами, наряженными в стиле эпохи в красивые костюмы Оксаны Ярмольник. Что ж в результате? Удача или неудача «Мнимого больного»? Как ни обидно мне признаться, будучи давней поклонницей Сергея Женовача, перед нами полуудача, где (чтобы «подсластить пилюлю») отмечу очень выразительное музыкальное решение спектакля (композитор Григорий Гоберник).
Смотрится «Мнимый больной»? Смотрится! Не скучно? Порой скучновато. Зрители смеются в шлягерных репликах и устраивают овацию Василию Бочкареву, который вновь показал себя как актёр универсальный. ...

Наталья ЛАГИНА.
«Слово» — №46 (468), 25.11-1.12.2005

Дата публикации: 26.12.2005
ПРИГЛАШЕНИЕ К МОЛЬЕРУ

Кажется, все мы, зрители, знаем Мольера с самого своего детства. Но это иллюзия, принесенная скорее всего телевидением и кинематографом. Так, к примеру, массовая любовь к актеру Луи Де Фюнесу позволила его поклонникам узнать и полюбить «Скупого».
Но посмотрите, как нечасто мы видим гениальные творения Мольера на столичной сцене. За последние пятнадцать лет — «Школа мужей» и «Школа жен» в МХТе (неудачи), там же в прошлом сезоне неудачный «Тартюф», «Мещанин во дворянстве» в Театре имени Станиславского (тоже очень и очень средне)... Лучшее — «Скупой» в Центральном театре Российской армии и, к сожалению, не идущий уже на сцене Нового драматического театра тот же «Мещанин...», где героя блистательно играл Спартак Мишулин.
В Малом... там и вообще почти забыли, когда ставили Мольера. Был все тот же «Мещанин...», на которого скопом водили школьников, как на «Недоросля». Но потом спектакль сняли. И вот сегодня наконец Малый показал своего Мольера, «Мнимого больного», созданного и сыгранного в Париже в 1674 году. Нынешний зрительский интерес вызван не только пьесой великого комедиографа. Чем же? А тем, что поставил спектакль один из лучших нынешних режиссеров — Сергей Женовач, а главного героя, Аргана, сыграл один из лучших нынешних актеров, всегда неожиданный и новый — Василий Бочкарев.
Сама драматургия, понятно, никаких сомнений не вызывала. Но авторы спектакля несколько «усовершенствовали» ее (сценическая редакция и стихи — очень удачные! — Александра Клюквина), внеся в веселую, остроумную и саркастическую буффонаду новые нотки, с которыми можно и спорить, и соглашаться. Лично я из тех, кто принимает эту, скажем, жанровую вольность. Но именно в связи с «новыми нотками» мне хочется начать со сценографии Александра Боровского. Она вроде бы внешне неброская, но очень элегантная и выразительная, лаконичная и ёмкая. Она не просто место действия комедии; она глубже и очень чутко передаёт художественную «погоду». Сцена — это огромный, необыкновенно просторный коричневый зал, который, как ни странно, подчеркивает (и чисто комедийно и порой саркастически) едва ли не отчаянное одиночество мнимого больного, Аргана. Это очень важно, памятуя о том, что Мольера всегда больше всего привлекала заданная им самим тенденция характера, намеренная «игра» с одной, по его мнению, самой важной чертой натуры персонажа. Более подробно он останавливался на народных характерах. Так и здесь — сразу назову удачу Людмилы Титовой в роли служанки Туанетты. Итак, Женовач пошел дальше «однобокости» характера Аргана, углубив и разнообразив его. Да не только его. Но не всех. Молодёжь, например, больше суетится и даже кричит, а толку от этой суеты, по сути, и нет. Текст, разумеется, вёл режиссера. Но он намеренно вводил в привычную для Мольера стихию юмора и сарказма, «чистой» комедийности и буффонады в изображении характера Аргана искренние, почти детские переживания, а порой и даже нечто трагическое, вызывая искреннее же сочувствие зала к этому «семейному тирану» и маньяку, «помешанному» на болячках и лекарствах. Характер стал интереснее. Как и то, что играет Александр Клюквин (брат Аргана), что играет Евгения Глушенко (вторая супруга героя, не желающая принимать «дурь» мужа и нарочито (так задумано!) выказывающая свою любовь к нему.
Когда-то я прочитала, что «Мнимый больной» — комедия об одиночестве. Женовач несколько изменил жанр — поставил трагикомедию, трагифарс. Но сделав это, Женовач не смог, как ни странно, создать настоящий актерский ансамбль, хотя «выстроил» великолепный темп действия, счастливо избежав длиннот. Но зритель явно симпатизирует Аргану, не замечая неубедительности его окружения, — кто «за», а кто «против», кто верит и кто не верит жалобам «больного». Брата героя, Беральда, принимаешь; остальные персонажи сливаются в одну шумную толпу. Увы, и дочь Аргана, по-настоящему любящая его (Ольга Молочная) не очень убедительна. Жаль...
И большинство актеров, получается, становятся не живыми и действующими активно персонажами, а типажами, наряженными в стиле эпохи в красивые костюмы Оксаны Ярмольник. Что ж в результате? Удача или неудача «Мнимого больного»? Как ни обидно мне признаться, будучи давней поклонницей Сергея Женовача, перед нами полуудача, где (чтобы «подсластить пилюлю») отмечу очень выразительное музыкальное решение спектакля (композитор Григорий Гоберник).
Смотрится «Мнимый больной»? Смотрится! Не скучно? Порой скучновато. Зрители смеются в шлягерных репликах и устраивают овацию Василию Бочкареву, который вновь показал себя как актёр универсальный. ...

Наталья ЛАГИНА.
«Слово» — №46 (468), 25.11-1.12.2005

Дата публикации: 26.12.2005