«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова»
П.Новицкий
КЛИМОВ
Часть 1
Часть 2
Части 3, 4, 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9
Каким подлецом, какой злорадной уездной лисой изобразил Климов гоголевского Землянику (1938 год)! Я не знаю более замечательного образа подхалима, угодника, злорадного мерзавца и клеветника. Расплывшиеся черты, спутанные жидкие волосы, большие жадные руки, обрюзгшее злое лицо, готовое ежеминутно расплыться в подхалимской улыбке, вороватые оплывшие глаза, подмигивающие и бегающие. Зеленый жилет с золотыми пуговицами расстегнут, длинный полотняный зеленоватый сюртук и безбрежные штаны с вылезающими подтяжками. Настоящая жаба.
В присутствии Хлестакова Земляника—Климов очень быстро осваивается с положением, становится все более уверенным в себе, все более наглым. Иронически-понимающе слушает болтовню и хвастовство Хлестакова. Держится сочувственно, но в то же время и настороженно. Реагирует на каждое слово. Удивляется, поддакивает и сохраняет ироническое отношение. Подобострастная улыбка не сходит с уст. Ни тени добродушия. Застегнутый на все пуговицы в своем оливковом фраке с синим бархатным воротником и красно-коричневым жилетом, наглый и злопамятный подхалим.
В сцене взяточничества подхалимство и злорадство катятся огромной глыбой. Сплетник, доносчик и клеветник раскрывает себя с упоением до конца. Рот, как у рыбы. Захлебывается от злорадства. Все время облизывается.
Этот живописный сатирический образ достоин Гоголя. Он является результатом глубоких размышлений и величайшего уважения актера страны социализма к гениальному драматургу. Климов передает в образе Земляники всю полноту гоголевского замысла. Гоголь требовал от актеров «не представлять, а передавать прежде мысли, позабывши странности и особенности человека». Климов и показывает не внешние «странности и особенности», хотя его Земляника живописен и зрительно запоминается, а социально-психологическую сущность образа.
Земляника Климова — трус, ябедник, завистник, пройдоха, лицемер, доносчик, двурушник, подхалим. Но основное в нем то, что он клеветник, не брезгающий никакими средствами.
В лепке образа Климов проявил великолепное чувство подлинно гоголевской театральности. С одной стороны, монументальная фигура, основа режима, а с другой — эдакая подхалимская торопливость, лебезящая и рассыпающаяся мелким бесом, способная на всякую гадость и каверзу. Климов добился в полной мере тонкой сатирической остроты и комедийной легкости образа. В нем большая историческая правда, подлинность конкретной исторической действительности, гневно показанная и осужденная современным сознанием. Правда и злость. Никакого добродушия, бесстрастного объективизма и холодного бытоотображения. Земляника Климова не узкобытовой исторический образ. В нем художник оценивает прошлую и настоящую действительность. В оценке большая обобщающая мысль. Это — гневная расправа с ушедшим прошлым. В Землянике Климова чувствуются черты современного Земляники, клеветника, подхалима, доносчика и двурушника.
Сатирическая острота образа лишена малейшего признака карикатурности и плакатности. Никакого сгущения красок, почти акварельные тона, прозрачность образа, никакой нарочитости, ни малейшего гротеска. Острая сатирическая мысль психологически оправдана и до конца раскрыта в характере. Исключительная сатирическая сила достигнута приемами реалистической игры. Каждое движение осмыслено, каждый шаг оправдан. Проявлено глубочайшее культурное отношение не только к замыслу драматурга, но и к его слову. Текст подается с необычайной живостью. Ни одно слово не пропадает и не забывается. Все слова играют. И в то же время вылетают слова легко и свободно, как голуби. Очень убедительная работа!
Продолжение следует…