Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова» П.Новицкий

«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова»

П.Новицкий

КЛИМОВ

Часть 1
Часть 2
Части 3, 4, 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8

9.
Может быть, самым зловещим, наиболее законченным и наиболее сочным по живописи образом ил созданных Климовым является образ Толоконникова из «Растеряевой улицы». В нем Климов совмещает яркую бытовую характерность с потрясающей психологической глубиной. Он показывает, как наиболее типичные представители умирающих классов не только отравляют воздух вокруг себя, но растаптывают и растлевают человеческие жизни, которые попадаются им на пути. Толоконников гордится тем, что он помещик, человек привилегированного класса, призванного управлять и властвовать. Он презирает мещан и мастеровых захолустного городка, в котором живет. Презирает и боится. С испугом отшатывается от окна, когда по улице проходит мастеровой. У него много праздного времени. Взъерошенный, в сером халате, сидит он у окна и высматривает, что делается на улице, нельзя ли кого заарканить. Он переругивается с ключницей, скучает, постукивает пальцами по подоконнику, смеется беззаботным хриповатым смехом, поминутно шмыгает носом и весь влипает в окно, когда замечает на улице что-нибудь необыкновенное. Серой, сопящей злой совой наблюдает он за людьми. Он весь возбуждается при разговоре о курах и английских петухах, с воодушевлением щупает курицу. Одутловатое заспанное лицо с громадным носом, спутанные нечесаные волосы, злые маленькие глаза. Человек запущенный, бездушный, грязный, цепкий, въедливый и упорно-жестокий, когда дело заходит об удовлетворении его жадного аппетита. Он нацелился на одну бедную молодую девушку и хочет ее «облагодетельствовать». С зонтом, в крылатке, в глубоком картузе он важно, с сознанием своих прав и своего превосходства, является к Липочке с предложением. Жена куплена, но жена живой человек, и она мечется в душной клетке у нелюбимого мужа, который вызывает в ней одно отвращение. Толоконни-ков запирает ее в комнате, никуда не пускает от себя, изводит ее пошлыми и глупыми нравоучениями, суетней, скопидомством, подозрениями. Несмелый сначала в обращении с молодой женщиной, он становится вскоре тираном и тюремщиком ее. Когда птица из клетки все-таки улетела, Толоконников с разъяренной энергией организует облаву на нее. Все его чувства взбесившегося собственника и работорговца обнажились до дна. Неуклюжий, в фуражке блином, с рыжим шарфом, висящим на шее, рыскает он по городу, спотыкается, заглядывает во все закоулки, сопит и злобствует. Страшное, отвратительное чудовище, каракатица, живой мертвец, съедающий молодость и счастье людей, — таким изобразил Климов Толокойникова. Но при всей резкости сатирического рисунка образ не только не становится карикатурным, он сохраняет удивительную жизненность, живописную красочность и психологическую убедительность. В образе Толоконникова Климов наиболее блестяще решил задачу — дать полноценный психологический образ, насыщенный бытом и раскрытый с ненавистью и гневом непримиримого сатирика-обличителя. Толоконников с треском вторгается в дом, суетится, ищет и с неподражаемым недоумением произносит свое любимое присловье: «А что такое, неизвестно». Это — жанр? Это — сатира? Это то и другое одновременно. То, что удавалось Салтыкову в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых», то удалось Климову на сцене Малого театра.

Продолжение следует…

Дата публикации: 05.12.2005
«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова»

П.Новицкий

КЛИМОВ

Часть 1
Часть 2
Части 3, 4, 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8

9.
Может быть, самым зловещим, наиболее законченным и наиболее сочным по живописи образом ил созданных Климовым является образ Толоконникова из «Растеряевой улицы». В нем Климов совмещает яркую бытовую характерность с потрясающей психологической глубиной. Он показывает, как наиболее типичные представители умирающих классов не только отравляют воздух вокруг себя, но растаптывают и растлевают человеческие жизни, которые попадаются им на пути. Толоконников гордится тем, что он помещик, человек привилегированного класса, призванного управлять и властвовать. Он презирает мещан и мастеровых захолустного городка, в котором живет. Презирает и боится. С испугом отшатывается от окна, когда по улице проходит мастеровой. У него много праздного времени. Взъерошенный, в сером халате, сидит он у окна и высматривает, что делается на улице, нельзя ли кого заарканить. Он переругивается с ключницей, скучает, постукивает пальцами по подоконнику, смеется беззаботным хриповатым смехом, поминутно шмыгает носом и весь влипает в окно, когда замечает на улице что-нибудь необыкновенное. Серой, сопящей злой совой наблюдает он за людьми. Он весь возбуждается при разговоре о курах и английских петухах, с воодушевлением щупает курицу. Одутловатое заспанное лицо с громадным носом, спутанные нечесаные волосы, злые маленькие глаза. Человек запущенный, бездушный, грязный, цепкий, въедливый и упорно-жестокий, когда дело заходит об удовлетворении его жадного аппетита. Он нацелился на одну бедную молодую девушку и хочет ее «облагодетельствовать». С зонтом, в крылатке, в глубоком картузе он важно, с сознанием своих прав и своего превосходства, является к Липочке с предложением. Жена куплена, но жена живой человек, и она мечется в душной клетке у нелюбимого мужа, который вызывает в ней одно отвращение. Толоконни-ков запирает ее в комнате, никуда не пускает от себя, изводит ее пошлыми и глупыми нравоучениями, суетней, скопидомством, подозрениями. Несмелый сначала в обращении с молодой женщиной, он становится вскоре тираном и тюремщиком ее. Когда птица из клетки все-таки улетела, Толоконников с разъяренной энергией организует облаву на нее. Все его чувства взбесившегося собственника и работорговца обнажились до дна. Неуклюжий, в фуражке блином, с рыжим шарфом, висящим на шее, рыскает он по городу, спотыкается, заглядывает во все закоулки, сопит и злобствует. Страшное, отвратительное чудовище, каракатица, живой мертвец, съедающий молодость и счастье людей, — таким изобразил Климов Толокойникова. Но при всей резкости сатирического рисунка образ не только не становится карикатурным, он сохраняет удивительную жизненность, живописную красочность и психологическую убедительность. В образе Толоконникова Климов наиболее блестяще решил задачу — дать полноценный психологический образ, насыщенный бытом и раскрытый с ненавистью и гневом непримиримого сатирика-обличителя. Толоконников с треском вторгается в дом, суетится, ищет и с неподражаемым недоумением произносит свое любимое присловье: «А что такое, неизвестно». Это — жанр? Это — сатира? Это то и другое одновременно. То, что удавалось Салтыкову в «Пошехонской старине» и «Господах Головлевых», то удалось Климову на сцене Малого театра.

Продолжение следует…

Дата публикации: 05.12.2005