ЮРИЙ СОЛОМИН: «ПРЕНЕБРЕГАТЬ ТРАДИЦИЯМИ НЕ СТОИТ»
Малому театру в этом году 250 лет. Замечательно, когда у больших коллективов есть славная история и предстоит отметить юбилей. Этот информационный повод, как принято сегодня говорить, дает возможность привлечь внимание общественности и рассказать о творческих достижениях и истории старейшего театра России.
- Юрий Мефодъевич, вы руководитель старейшего театра России. 2006 год для Малого театра считается юбилейным. А в 1999-м, насколько мне помнится, отмечалось его 175-летие. Какая-то путаница в цифрах?
- Чтобы не было разночтений, уточню, что 1824 год - это год основания здания театра. А в 2006-м мы отметим 250-летие основания труппы. Кстати, в следующем году будут отмечаться два юбилея: Александринки в Питере и Малого в Москве. В 1756 году они были учреждены Указом императрицы Елизаветы Петровны, с разницей в несколько месяцев.
Сначала труппа Малого находилась в здании Университета, поэтому и возникло название - «второй Московский университет». Потом весь состав работал в Большом театре. А в 1824 году произошло разделение на драму и оперу. Поскольку опера Чайковского «Евгений Онегин» была впервые поставлена в этом здании, надо полагать, что общение между труппами сохранялось. Существовал даже подземный ход между театрами. Но эта история осталась на уровне легенд.
Открытие юбилейных торжеств намечается на 30 августа, и произойдет оно сначала в Петербурге, в Академическом театре драмы им. А.С.Пушкина. А 1 и 2 сентября состоится праздник Малого в Москве. Что касается приглашенных - ждем января. Когда будем знать, сколько у нас есть средств, тогда и станем звать гостей. Специальных постановок делать не будем. Пойдет репертуар, который существует. Устроим праздничный концерт, соберем о себе исторические справки и попытаемся «оправдаться» перед общественностью.
- Я знаю, что вы ставите «Ревизора»...
- Этот «Ревизор» - третий в моей жизни. Я играл Хлестакова у Ильинского. Второй «Ревизор» был поставлен вместе с Евгением Весником. Этот спектакль - моя самостоятельная режиссерская работа. Надеюсь, что его не испорчу. Заняты ведущие артисты театра и молодежь: Эдуард Марцевич, Александр Потапов, Людмила Полякова, Инна Иванова, Александр Клюквин. Впервые на сцену Малого выйдет Борис Невзоров.
Самая первая постановка «Ревизора» состоялась в Москве именно в Малом театре. Сам Николай Васильевич Гоголь возлагал на нее большие надежды, и в частности на
Щепкина. И не ошибся. Эта постановка оказалась успешной. Так что для Малого театра этот спектакль можно считать судьбоносным.
- Ваш сосед Большой весь в лесах. Будет ли обновляться здание Малого?
- Нам тоже отпущены средства на капитальный ремонт. Разделили эти работы на три этапа. Они будут проходить до 2008 года. По четыре-пять месяцев в год. На это время театр будет выезжать на гастроли.
- Сегодня наблюдается спад интереса к классическому театру. Зрители идут на «горяченькое». И многие заинтересованы в том, чтобы на театральном искусстве сделать бизнес.
- Насильно культуру не привьешь. Не берусь давать рецепты, но уверен, что пренебрегать традициями не стоит. Их стоит сохранять. На сегодняшний день достаточно семей, которые воспитали следующее поколение в любви к традициям, к театру, к классике. Кто ходит в театры, тот и будет ходить. Все зависит от того, какие ценности проповедуются дома. Театральный зритель есть в каждом городе, он будет уменьшаться с годами, конечно, но не до трагических цифр. Если нас не будут трогать - имею в виду государственные театры, которые находятся на дотации, - то этого достаточно, чтобы сохранить драматическое искусство.
- В одном интервью, вы говорили, что в Малом театре была особая традиция - известные актеры дарили начинающим книги. У вас есть такие раритеты?
- Конечно: книга, подаренная
Шатровой, когда я сыграл Хлестакова. А она играла унтер-офицершу. Супруга замечательного артиста
Климова подарила мне перламутровые запонки, когда я сыграл одну из первых своих ролей. Есть книга Веры Николаевны Пашенной, когда я окончил училище. Все эти вещи мне дороги. Я храню их дома. Есть фотография от Светловидова, на ней
Остужев. Они были друзьями, вместе ходили на охоту. Остужев много анекдотов рассказывал о Светловидове. У меня сохранилась книга об охоте, принадлежавшая Остужеву.
- Вы охотник?
- Я не охотник, а «почетный охотник», и вся амуниция у меня есть (улыбается)... Но - увы!..
- Говорят, вам подарил свой галстук сам Ильинский.
- Его супруга. Для спектакля нужен был галстук, и она принесла на репетицию галстук Ильинского. Теперь он хранится в костюмерной театра. Кстати, в костюмерной у нас много раритетных вещей. Например, костюмы
Гоголевой, Ильинского,
Жарова... Актеры часто завещают театру свои вещи. В музее Малого театра хранятся вещи Александра Николаевича Островского.
- Когда идешь по Малому театру, как будто чувствуешь присутствие этих людей. Здесь аура особенная.
- Не было ни одного человека, который, побывав здесь, не сказал бы, что тут особая атмосфера. В этих стенах можно отдыхать от суеты.
- Вы выходили на сцену с великими мастерами. Я понимаю, что в двух словах об этих людях не расскажешь. Назовите имена тех, кто оставил в вашей душе след.
- Я даже имен всех, боюсь, не перечислю. Это люди, которые оставили след в искусстве. Народные артисты бывшего СССР: Вера Пашенная,
Евдокия Турчанинова,
Александра Яблочкина, Елена Гоголева, Михаил Жаров, Игорь Ильинский,
Борис Бабочкин, Виталий Доронин, Иван Любезнов, Николай Рыжов, Семен Межинский, Владимир Владиславский, Елена Шатрова, Дарья Зеркалова и, конечно,
Михаил Царев. Артисты с большой буквы. И чем мощнее был артист, тем более он внимателен был к своему партнеру, а особенно к молодому.
- Я думаю, ваши педагоги гордились вами. А вы кем гордитесь из своих учеников?
- Я о своих учениках ничего не говорю. Зачем? Они уже стали заслуженными, популярными. Если захотят, сами скажут. Иногда вырастишь и думаешь: зря я это сделал - потому что не каждый выдерживает испытание медными трубами и деньгами.
- Говорят, что актерская профессия - тяжкий хлеб. В чем ее особая сложность?
- Одного известного трагика спросили: как вы входите в образ? Он долго объяснял, как это сложно. Я скажу так: войти просто - выйти трудно. Любое искусство - вещь жестокая. Природа актерской профессии в том, что эмоциональная сторона жизни и есть материал для творчества. У актера нет вспомогательных инструментов, он работает собственным организмом. На нервной системе. И если он перестанет волноваться, то он плохой актер. Как говорится, «и из собственной судьбы я выдергивал по нитке». Недаром наш брат страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Многие великие актрисы в старости оставались совершенно одинокими, без семьи, потому что полностью посвящали себя искусству. И последние годы проводили порой в нищете. Если ты надорвался - ты уже никому не нужен. Например, Маргарита Назарова, известная дрессировщица тигров, сыгравшая в фильме «Полосатый рейс», исполосованная зверями, доживала свой век в Нижнем Новгороде, запершись в однокомнатной квартирке.
- В нашей стране сегодня люди многих профессий социально не защищены.
- В нашей стране звучат призывы создавать экономику страны. Экономика может быть создана только образованными, здоровыми и культурными людьми. Поэтому нельзя забывать об образовании, медицине и культуре. Это те киты, которые могут стабилизировать экономику. А для этого нужно воспитать поколение. И в этом должно быть заинтересовано государство.
- Будучи министром культуры РСФСР, вы добились двух процентов отчислений на культуру. А сегодня есть ли у вас возможность достучаться в кабинеты?
- Я говорил уже на высоких уровнях о том, что есть режиссеры, певцы, художники, артисты балета, артисты цирка, внесшие серьезный вклад в искусство. Их всего осталось в стране не более 70 человек. И выделение им пожизненной финансовой поддержки было бы крайне важно. Когда мы встречались с Владимиром Владимировичем Путиным по поводу празднования 250-летия театра, я поднял и этот вопрос. И Владимир Владимирович обещал поддержать.
- В одном интервью вы говорили, что любите помолчать. О чем молчите?
- Нагрузки большие. Вот сегодня я уже шесть часов работал. А впереди еще столько же. И так каждый день. Поэтому, когда удается, люблю отдохнуть на даче. С природой пообщаться. С собаками. Так разряжаюсь.
- Я знаю, что у вас несколько собак.
- Я считаю, что животные обязательно должны быть в доме. У нас всегда были собаки. Мы подбирали и выхаживали больных. И никто от них в семье не заразился - ни дети, ни внуки.
Сейчас почему-то одна история вспомнилась: дочь актрисы нашего театра подобрала щенка. Он был прибит за уши к дереву. Кругом были торговые палатки и масса людей. И никому не было до этого дела. Но все-таки нашелся один человек, который пожалел. Собака выжила, но до сих пор не чувствует боли. В такое мы время живем.
Первую собаку в моей жизни мне подарила моя мама. Как-то она пришла домой и принесла серый комочек. Я обрадовался страшно. И решил, что это овчарка. Тогда фильм шел про басмачей. И овчарку там звали Джульбарс. И я назвал свою собаку Джульбарсом. Когда она подросла, выяснилось, что это вовсе не овчарка, а дворняжка, и не Джульбарс, а Джульба. Я ее очень любил.
- И несколько блиц-вопросов: какую еду, питие предпочитаете?
- Из еды больше всего люблю жареную картошку. Пью с удовольствием чай. Увы, люблю сладкое! Хорошо, что я уже взрослый.
- Какой предпочитаете стиль в одежде?
- Сегодня по телевидению идет реклама «Это твой стиль». Я знаю, какие часы нужно носить, какую обувь. Сколько вилок кладут в ресторанах. Знаю, как нужно есть. В Щепкинском училище нас учили этикету. Бывал и на приемах, и на банкетах, и на раутах. Много ездил по миру. Теперь есть и другой этикет, когда ты идешь на так называемые тусовки. И все это требует немалых финансовых затрат. Человек публичный должен внешне выглядеть достойно. Пока я не бедствую - но кто знает, что впереди? А вот молодежь надо пожалеть. И не унижать. А какой стиль выбрать, она сама поймет.
- Какие у вас есть новые работы в кино? И как вы относитесь к сериалам?
- К нынешним сериалам? Я ведь тоже снимался в сериалах. Например, «Адъютант его превосходительства» тоже сериал. Но раньше сериалы снимались как кино. Неторопливо, обстоятельно. Сегодняшние сериалы называются «потоком» и снимаются быстротечно - такова жизнь. Когда снимался в «Московской саге», «Родина ждет», мне было интересно работать с режиссерами, с партнерами.
- Какие любите праздники?
- В этом году нам разрешили первого января отдохнуть. А так всю жизнь, все праздники мы на работе.
Беседу вела Наталия ЮНГВАЛЬД-ХИЛЬКЕВИЧ
«ФельдПочта», 16.01.2006