«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова»
Павел Новицкий
«К 125-летию со дня рождения Михаила Климова»
Павел Новицкий
КЛИМОВ
К юбилею Михаила Михайловича Климова мы публикуем работу Павла Новицкого, посвященную творчеству актера. В качестве предисловия хочется сказать несколько слов об этой статье и немного подготовить читателя к ее прочтению. Статья взята из книги «Образы актеров», увидевшей свет в 1941 году. Время выхода книги, конечно, наложило большой отпечаток на содержание. Идеологическая выдержанность, строгость и безапелляционность суждений, подробность разбора каждого образа – этим отличается и этим, безусловно, интересна статья Павла Новицкого. По сути, книга является не только памятником актеру Климову, но и памятником театральной критике тех лет, и именно как документ эпохи ее и следует воспринимать.
Максим Редин
1.
Cамые сильные впечатления Михаила Михайловича Климова в детстве и юности: были связаны с театром. Учиться ему не нравилось, греческий язык никак не давался, латинский тоже навяз в зубах, никаких разумных побуждений к ученью он не чувствовал, было страшно скучно и одолевала лень. Учился он в семи учебных заведениях, ни одного не окончил — отовсюду выгоняли. Даже военно-топографического училища, куда легче всего было попасть, так как туда никто не шел, не окончил; правда, не по своей вине: умер отец, и попытки к образованию пришлось прекратить.
Старшие братья и сестра жили гораздо более интересной жизнью. Никто ими не помыкал, молодежь, окружавшая их, шумно веселилась и ни о чем не тужила. Два старших брата работали на Путиловском заводе. Один был бухгалтером, другой — помощником мастера. У сестры был жених — студент Военно-медицинской академии, страстный любителе театра. Они создали актив актеров-любителей и ставили спектакли в заводских клубах и частных залах. Дома господствовала суматошная, озорная и увлекательная атмосфера репетиций. Учили роли, декламировали, пели, смеялись. Маленький Климов стал завидовать сестре и братьям. Вертясь около этой компании, он норовил как-нибудь в нее затесаться. «А что, для маленьких ролей не пишут?» — спрашивал он у студента. «Вырастай скорее — вот и будешь с нами играть», — обнадеживал студент. И мальчик старался скорее вырасти. Увлекаясь спектаклями, он завел «театр для себя». Все роли, которые видел в театре, он на другой день играл для себя, чтобы укрепить их в памяти.
Наконец, был допущен к участию в спектаклях. Первое его выступление — роль Непутевого в комедии «На бойком месте». Пятнадцатилетний актер играл с упоением и жаждал услышать отзыв о своей работе. Первую рецензию он получил от отца. «Папа, ну, как я сыграл Непутевого?» — спросил юный актер. «Ничего из тебя путного не выйдет», — мрачно ответил отец, махнувши рукой. Отец, угрюмый и тяжелый человек, был поваром, мастером своего дела, служил в частных домах и в первоклассных ресторанах — в Английском клубе и у Кюба. Отрицательный отзыв отца не остановил Климова. В душу его попала уже достаточная» доза театрального яда. Его охватила страсть как можно больше играть. Когда отец умер, ему было 16 лет. (Климов родился в Петербурге 8 ноября 1880 года.) Братья определили его на Путиловский завод — в техническую контору артиллерийского и минного отдела. Но главной его специальностью стали театральные постановки в заводском клубе служащих. Он быстро прошел ряд ступеней, завоевывая квалификацию театрального работника: был и суфлером, и актером, и помрежиссера, и режиссером. На заводе был свой театр, в котором выступали сборные труппы профессионалов. Они часто нуждались в дополнительных силах. Стали приглашать Климова. Молодой актер имел успех, его звали играть и в других местах — на пороховом заводе, на Николаевской железной дороге и пр. Тут уж стало не до службы — спектакли отнимали все силы. Начальник завода с отеческим благодушием долго уговаривал Климова не поступать легкомысленно и не бросаться в омут актерской богемы. Уговоры не помогли, выбор был давно сделан. В 1900 году он ушел с завода.
Первый период актерской жизни Климова был тяжелым. Приходилось туго. Без школы, без всякой серьезной подготовки ни в один настоящий, большой театр попасть было нельзя. Долгое время пришлось тянуть лямку эпизодического актера в случайных спектаклях. Мелкий и слабый характер не выдержал бы долго такой жизни — очень быстро скатился бы на дно халтуры и третьеразрядной богемы. Но Климов был вынослив, упорен и стоек. В его характере много было насмешливого любопытства к жизни, задорной юношеской самоуверенности и веселой жизнерадостности. Сломить такого было нелегко. Вместе с актером А. А. Ивановым, Климов решил написать пьесу для балагана под названием «Бурская война». (В это время шла англо-бурская война.) Пьесу писали для балагана на Семеновском плацу, который держал Вартхель, бывший кондуктор Николаевской железной дороги. Молодых актеров привлекала зрелищная яркость площадных народных представлений. Балаганы тогда процветали в Петербурге. Малафеев в это время делал грандиозные постановки на Марсовом поле. Никакие интеллигентские предрассудки не могли заставить Климова пройти мимо балаганной профессии. Они должны были с Ивановым написать пьесу, сколотить труппу и поставить спектакль. Самым трудным казалось написать пьесу. В распоряжении Иванова находились сборники разнообразных пьес. Дебютанты-драматурги поступили очень просто: имена и названия местностей они взяли из газет, а текст целиком переписали из разных пьес, имевшихся у Иванова. Пьеса была написана, труппа собрана, но в день премьеры произошло непредвиденное событие: главный герой напился и пропал. Климову пришлось спешно его заменять. Спектакль все-таки был поставлен, и деньги были заработаны.
Летом 1901 года Климов поступил в Василеостровский театр, на Большом проспекте, у Гавани. Сначала Климов выступал на открытой сцене в саду, а через год был приглашен в закрытый театр, куда поступил режиссером Н. А. Попов. Выработали культурный репертуар («Уриэль Ако-ста», «Зимняя сказка» и др.), условились придерживаться принципов Художественного театра и приступили к работе. Но ничего не вышло — репертуар не привился. Попов не поладил с хозяевами и с половины сезона ушел. Климов — за ним. Решил поехать в Двинск к известному режиссеру и антрепренеру С. А. Трефилову, который набирал актеров. Это был кошмарный сезон и настоящее боевое крещение для Климова. Он понял, что такое профессия провинциального актера. Все делалось наспех и кое-как. Пьес не было. Очень часто выпускали афишу о постановке пьесы, которой еще не было в театре. Актеры нередко получали роли утром в день спектакля. После окончания этого сезона Климову посчастливилось принять участие в гастрольных поездках сначала В. П. Далматова (Тверь, Ростов, Воронеж), потом Г. Г. Ге (Западный край и Сибирь). Это была удача, так как поездки спасали от невыносимой халтуры и сближали с культурными и крупными художниками театра. Далматов был первым серьезным театральным увлечением Климова. Этот блестящий характерный и комедийный актер отличался величайшей требовательностью к себе, он никогда не переставал работать над собою. Его подчеркнутая элегантность очень импонировала Климову. Ге устроил Климова в Одессу на целый сезон. Это был, кажется, первый годовой сезон драматической труппы в Одесском театре, обыкновенно половина сезона отдавалась опере или оперетте. Антрепризу держали А. И. Долинов (актер и режиссер Александрийского театра) и Сибиряков (бывший оперный актер, одессит). Климов с ними подписал годовой контракт. До Одессы он искренне считал себя героем-любовником и, когда выходило не очень хорошо, думал, что не достиг еще артистической зрелости или уже перерос публику. Героем-любовником в Одесском драмтеатре в сезон 1902/03 года был М. Ф. Багров. Климов поступил на это же амплуа в качестве его дублера. Но дублировать ему не пришлось, так как Багров относился к своим^обя-занностям очень ревниво и отличался завидной неутомимостью— своих ролей никому не уступал. Климову приходилось играть больше докторов. Безобидное амплуа! Он даже собирался заказать для своих дверей медную дощечку с надписью: «Доктор медицины М. М. Климов». В труппе служил и М. М. Петипа, у которого был довольно странный и гибкий контракт, предоставлявший ему право среди сезона иметь месячный отпуск для гастролей в других городах. Для Багрова и Белогорской назначена была постановка «Ромео и Джульетты». Меркуцио должен был играть Петипа, но оказалось, что он уехал. Тогда Сибиряков попросил Климова заменить Петипа. Климов ответил, что по контракту он должен быть дублером Багрова, но дублировать Петипа отказывается. Сибиряков все же уговорил Климова, обещав ему особое вознаграждение в виде парадного угощения по любому меню в первоклассном одесском ресторане. Сердце гурмана не устояло. Климов с отвращением репетировал роль Меркуцио и был очень недоволен собой. На спектакле совершенно неожиданно для себя он имел бурный успех. Особенно публике понравилась шутливая песенка Меркуцио в четвертой сцене второго акта. От этой песенки Климов всячески пытался отбояриться, утверждая, что он не опереточный актер. Ее пришлось бисировать. В газетах его расхваливали. В качестве героя-любовника такого успеха, таких аплодисментов он никогда не имел. Климов задумался над своим амплуа. Очевидно, оно устанавливается творческой практикой актера и не зависит от его предвзятого мнения. Решил испытать другие амплуа. В договоре слова «роли героя-любовника» заменили словами: «роли простака и характерные роли». Со слезами Климов похоронил свой героизм.
В 1904 году, по предложению Н. Н. Синельникова, он поступил в театр Корша. Работа была очень трудная. Театр под руководством Синельникова переживал период возрождения и должен был развивать бешеную деятельность. Каждую пятницу— новая пьеса, четыре постановки в месяц. Климову, после дебюта в роли Глумова, пришлось играть тридцать три спектакля в месяц (с утренниками). Труд каторжный, но школа была изрядная. Бешеный режим в театре Корша открывал необъятное поле деятельности для молодого актера; масса ролей, необходимость моментальной ориентации в каждой новой роли, импровизационная манера в усвоении материала — все это имело и свои положительные стороны, закаляло и развивало исключительную сосредоточенность. Конечно, если бы не было Синельникова, то производственная лихорадка антрепренера (Ф. А. Корша), заставлявшего ставить пьесу за пьесой, часто всякий хлам, погубила бы способных актеров. Но влияние Н. Н. Синельникова было благотворным. Он выкраивал время для занятий с каждым актером в отдельности. Он обладал блестящим тактом в подходе к актеру, умел показывать любую роль в пьесе, сразу схватывал, творческое своеобразие актера и умел терпеливо и искусно выращивать молодые дарования, отдавать им весь свой ценнейший актерский и режиссерский опыт. Такого учителя сцены Климов больше не встречал. И Синельникову пришлось бы круто в театре Корша, если б его не поддерживала кипучая энергия и неисчерпаемая жизнерадостность молодых талантливых актеров, которых он умел с великолепным чутьем разыскивать и притягивать к себе. Он с радостью и благодарностью вспоминает в своей книге о работе с ним в этот период молодых даровитых актеров М. М. Климова и Н. М. Радина. «Оба с самого начала работы со мной часто, очень часто помогали мне в каторжном труде коршевского дела своими дарованиями, своим удивительным отношением к делу, своей трудоспособностью, умением с честью выходить из затруднительного положения, создаваемого калейдоскопными постановками, которые так угнетали всех нас, работавших в театре Корша».
Кроме Н. Н. Синельникова, огромное влияние на формирование творческой личности Климова оказала его встреча с М. Г. Савиной. Служа у Корша, Климов получил возможность участвовать в летних гастрольных поездках Савиной в 1906 и 1907 годах. От нее он усвоил высокую театральную культуру и. чувство ответственности перед искусством. М. Г. Савина научила молодого актера добиваться кружевной тонкости в работе, искусству отделки деталей, стремлению к целостности и содержательности образа, классическим методам комедийности.
У Корша Климов проработал пять сезонов. В 1909 году Южин пригласил его в Малый театр. С этого времени начинается длительный период работы Климова в Малом театре. Не всегда эта работа протекала гладко. Два раза Климов уходил из Малого театра: в 1917 году, в период разрухи, Н. М. Радин перетянул его в театр Корша, там казалось больше порядка и больше заботы об актере, и в 1925 году вторично ушел к Коршу из-за разногласий с директором Малого театра В. К. Владимировым по вопросу о роли таганского филиала (Климов отрицательно относился к искусству второго сорта, насаждаемому в филиале). С 1927 года Климов без перерыва работает в Малом театре. Сыграл в нем громадное количество ролей. Первое выступление в Малом театре — в роли Горинга в «Идеальном муже» О. Уайльда. Из наиболее значительных ролей, сыгранных Климовым в Малом театре, следует назвать Лыняева в «Волках и овцах» Островского, Коко Клингера и Звездинцева в «Плодах просвещения» Л. Толстого, Репетилова и Фамусова (в очередь с Южиным) в «Горе от ума», Кудряша в «Грозе», Чмокова в «Даме из Торжка» Ю. Беляева, Доброгласова в «Благодати» Льва Урванцева, Бернарда в «Пути к славе» и Греньоля в «Дамской войне» Скриба. Приходилось играть и всякую заваль из произведений Рышкова, Потапенко, Гнедича, Колышко. В советский период Климов сыграл роли Глумова и Телятева в «Бешеных деньгах», Городулина в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты», Толоконникова в «Ра-стеряевой улице», Елисатова в «Любови Яровой» и Меринова в «Жене» Тренева, Петрыгина в «Скута-ревском» Леонова, актера Брынду-Рыльского в «Смене героев» и адвоката Дубравина в «Огненном мосту» Ромашова, короля в «Кромвеле» Луначарского. Последние роли Климова — Шмецгера в пьесе Тренева «На берегу Невы», Земляники в «Ревизоре» и Фамусова в «Горе от ума».
Этапными ролями Климова, то есть такими, которые отличаются наибольшей художественной законченностью, которые означают действительный рост его мастерства, в которых наиболее ярко и сочно отразилось творческое его своеобразие, которые являются крупным достижением русского актерского искусства, следует считать роли: Горинга («Идеальный муж» Уайльда), Чмокова («Дама из Торжка» Ю. Беляева), Лыняева («Волки и овцы»), Городулина («На всякого мудреца»), Телятева («Бешеные деньги»), Толоконникова («Растеряева улица»), Печенегова («Враги»), Елисатова («Любовь Яровая»), Петрыгина («Скутаревский»), Земляники («Ревизор»), Фамусова («Горе от ума»).
Продолжение следует…
Дата публикации: 20.11.2005