Новости

ПОЧТИ КАК В ВЕРСАЛЕ

ПОЧТИ КАК В ВЕРСАЛЕ

Великого французского драматурга Жана Батиста Поклена, прославившегося под именем Мольера, в последние годы все реже и реже встречаешь на афишах наших театров. Разве что его «Дон Жуан», облаченный в современный «прикид», по характеру и взглядам на жизнь пришелся как раз к нынешнему времени. Тем интереснее было увидеть премьеру «Мнимого больного» — комедию-балет, созданную Мольером для придворных представлений, на сцене Малого театра в постановке Сергея Женовача.

С. Женовач в московском театральном пространстве -фигура на особицу. Не суетится, не шумит, никого не эпатирует, никто его не «пиарит», а тем не менее имя его широко известно, произносится с уважением, каждая его постановка — наглядный пример серьезной, глубокой работы, хорошего вкуса, когда талант служит истинному искусству, а не разменивается на мелкую монету личного тщеславия.

В Малом театре «Мнимый больной» — уже третья режиссерская работа Женовача. И, судя по всему, постановщик очень даже пришелся здесь «ко двору». Его предыдущие «Горе от ума» А. Грибоедова, и «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского принесли театру, режиссеру, исполнителям не только большой и стойкий зрительский успех, но и соответствующие премии и награды.

Актеры в спектаклях Женовача всегда чувствуют себя легко, свободно, комфортно, им не возбраняется импровизация, если она идет от характера персонажа и сложившейся ситуации. Режиссер «умирает» в актерах, актеры претворяют в образах замысел постановщика. Так рождается гармония на сцене, возникает актерский ансамбль.

Не знаю, вспомнил ли художник Александр Боровский дошедшую до нас гравюру представления «Мнимого больного» в Версале 1674 года, когда задумывал оформление спектакля. Да это, собственно, и не столь уж важно. Строгие, благородного оттенка деревянные панели просторного зала в доме богатого буржуа Аргана, массивное кресло мнимого больного, становящееся средоточием всех противоборствующих сил спектакля, десятки горящих свечей в тяжелых бронзовых канделябрах, сопровождающие торжественный акт посвящения Аргана в доктора в финале представления, — все рождает аромат давно ушедшего времени и при этом подлинность происходящих на сцене событий.

Главного героя играет Василий Бочкарев. Этим именем все сказано. Его Арган искренен до самомучительства: и в мнимых своих болезнях, и в упрямом стремлении выдать Анжелику (Ольга Молочная) за Томаса (Виктор Низовой) — сына господина Диафуаруса (Владимир Носик), чтобы иметь в доме собственного врача, и, наконец, в триумфе возведения себя в звание доктора. По сути этот Арган — большой ребенок, для которого вся жизнь — игра. Игра в болезни, игра в мнимую смерть (с каким потрясающим комизмом и собственным удовольствием Арган прикидывается покойником!), игра в замужество дочери, игра в разоблачение жены Белины (Евгения Глушенко)... Вот только с братом Беральдом (Александр Клюквин) — трезво-мыслящим, решительным, упрямым, да еще с языкатой служанкой Туанеттой (Людмила Титова) Аргану играть не с руки. Туанетта у Титовой настоящая хозяйка в доме. Умная, ловкая, находчивая, смелая, она давно постигла соотношение сил в семействе: богатый, стареющий, мнительный муж; молодая, красивая, алчная жена; дочка на выданье, тайно влюбленная в юного Клеанта (Глеб Подгородинский). Доброе сердце Туанетты, конечно же, берет сторону более слабых: на хозяина покрикивает, хозяйку — игнорирует, влюбленным — потакает, с Беральдом — солидаризируется. Туанетте принадлежит и идея проверки Белины на верность мужу (мнимая смерть Аргана), и вся фарсовая церемония посвящения Аргана во врачебное звание.

Как известно, своего «Мнимого больного» Мольер писал как комедию-балет для придворного празднества в Версале. Женовач не преминул этим воспользоваться, изящно разыграв появление в доме Аргана Клеанта под видом учителя пения Анжелики, как самостоятельный музыкально-комедийный номер, и, конечно же, пышно обставив торжественный финал всего представления. Здесь задействован и небольшой камерный оркестрик, и группа безмолвных, но весьма выразительных слуг в доме Аргана, ленивых, медлительных, абсолютно бестолковых, зато исполненных гипертрофированного чувства собственного достоинства. Великолепный комический эффект.

Художник по костюмам Оксана Ярмольник одела исполнителей в стильные, соответствующие эпохе одежды, а композитор Григорий Гоберник расцветил происходящее легкой ироничной музыкой.

И оказалось, что не нужны никакие ни явные, ни скрытые аллюзии, ассоциации, намеки и метафоры, а тем более загадки и шарады, чтобы спектакль доставлял удовольствие зрителям и смотрелся с неослабленным интересом.

Что же касается актуальности его тематики в соотнесении с днем нынешним, то и мнительность, и суеверия, и алчность, увы, продолжают прекрасно уживаться с цивилизацией и техническим прогрессом XXI века, как уживались в сознании людей 300, 500 и более лет назад. Классики тем и велики, что они вечны. Они не нуждаются ни в каком осовременивании.

Наталия БАЛАШОВА
«Московская правда», 19.10.2005

Дата публикации: 20.10.2005
ПОЧТИ КАК В ВЕРСАЛЕ

Великого французского драматурга Жана Батиста Поклена, прославившегося под именем Мольера, в последние годы все реже и реже встречаешь на афишах наших театров. Разве что его «Дон Жуан», облаченный в современный «прикид», по характеру и взглядам на жизнь пришелся как раз к нынешнему времени. Тем интереснее было увидеть премьеру «Мнимого больного» — комедию-балет, созданную Мольером для придворных представлений, на сцене Малого театра в постановке Сергея Женовача.

С. Женовач в московском театральном пространстве -фигура на особицу. Не суетится, не шумит, никого не эпатирует, никто его не «пиарит», а тем не менее имя его широко известно, произносится с уважением, каждая его постановка — наглядный пример серьезной, глубокой работы, хорошего вкуса, когда талант служит истинному искусству, а не разменивается на мелкую монету личного тщеславия.

В Малом театре «Мнимый больной» — уже третья режиссерская работа Женовача. И, судя по всему, постановщик очень даже пришелся здесь «ко двору». Его предыдущие «Горе от ума» А. Грибоедова, и «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского принесли театру, режиссеру, исполнителям не только большой и стойкий зрительский успех, но и соответствующие премии и награды.

Актеры в спектаклях Женовача всегда чувствуют себя легко, свободно, комфортно, им не возбраняется импровизация, если она идет от характера персонажа и сложившейся ситуации. Режиссер «умирает» в актерах, актеры претворяют в образах замысел постановщика. Так рождается гармония на сцене, возникает актерский ансамбль.

Не знаю, вспомнил ли художник Александр Боровский дошедшую до нас гравюру представления «Мнимого больного» в Версале 1674 года, когда задумывал оформление спектакля. Да это, собственно, и не столь уж важно. Строгие, благородного оттенка деревянные панели просторного зала в доме богатого буржуа Аргана, массивное кресло мнимого больного, становящееся средоточием всех противоборствующих сил спектакля, десятки горящих свечей в тяжелых бронзовых канделябрах, сопровождающие торжественный акт посвящения Аргана в доктора в финале представления, — все рождает аромат давно ушедшего времени и при этом подлинность происходящих на сцене событий.

Главного героя играет Василий Бочкарев. Этим именем все сказано. Его Арган искренен до самомучительства: и в мнимых своих болезнях, и в упрямом стремлении выдать Анжелику (Ольга Молочная) за Томаса (Виктор Низовой) — сына господина Диафуаруса (Владимир Носик), чтобы иметь в доме собственного врача, и, наконец, в триумфе возведения себя в звание доктора. По сути этот Арган — большой ребенок, для которого вся жизнь — игра. Игра в болезни, игра в мнимую смерть (с каким потрясающим комизмом и собственным удовольствием Арган прикидывается покойником!), игра в замужество дочери, игра в разоблачение жены Белины (Евгения Глушенко)... Вот только с братом Беральдом (Александр Клюквин) — трезво-мыслящим, решительным, упрямым, да еще с языкатой служанкой Туанеттой (Людмила Титова) Аргану играть не с руки. Туанетта у Титовой настоящая хозяйка в доме. Умная, ловкая, находчивая, смелая, она давно постигла соотношение сил в семействе: богатый, стареющий, мнительный муж; молодая, красивая, алчная жена; дочка на выданье, тайно влюбленная в юного Клеанта (Глеб Подгородинский). Доброе сердце Туанетты, конечно же, берет сторону более слабых: на хозяина покрикивает, хозяйку — игнорирует, влюбленным — потакает, с Беральдом — солидаризируется. Туанетте принадлежит и идея проверки Белины на верность мужу (мнимая смерть Аргана), и вся фарсовая церемония посвящения Аргана во врачебное звание.

Как известно, своего «Мнимого больного» Мольер писал как комедию-балет для придворного празднества в Версале. Женовач не преминул этим воспользоваться, изящно разыграв появление в доме Аргана Клеанта под видом учителя пения Анжелики, как самостоятельный музыкально-комедийный номер, и, конечно же, пышно обставив торжественный финал всего представления. Здесь задействован и небольшой камерный оркестрик, и группа безмолвных, но весьма выразительных слуг в доме Аргана, ленивых, медлительных, абсолютно бестолковых, зато исполненных гипертрофированного чувства собственного достоинства. Великолепный комический эффект.

Художник по костюмам Оксана Ярмольник одела исполнителей в стильные, соответствующие эпохе одежды, а композитор Григорий Гоберник расцветил происходящее легкой ироничной музыкой.

И оказалось, что не нужны никакие ни явные, ни скрытые аллюзии, ассоциации, намеки и метафоры, а тем более загадки и шарады, чтобы спектакль доставлял удовольствие зрителям и смотрелся с неослабленным интересом.

Что же касается актуальности его тематики в соотнесении с днем нынешним, то и мнительность, и суеверия, и алчность, увы, продолжают прекрасно уживаться с цивилизацией и техническим прогрессом XXI века, как уживались в сознании людей 300, 500 и более лет назад. Классики тем и велики, что они вечны. Они не нуждаются ни в каком осовременивании.

Наталия БАЛАШОВА
«Московская правда», 19.10.2005

Дата публикации: 20.10.2005