Новости

«Памяти Галины Яковлевны Деминой» «К СЧАСТЬЮ, ТРАДИЦИИ ОСТАЛИСЬ»

«Памяти Галины Яковлевны Деминой»

«К СЧАСТЬЮ, ТРАДИЦИИ ОСТАЛИСЬ»

Нам бы очень хотелось, чтобы наши читатели приняли участие в «диалоге» с Малым театром. Сегодня мы публикуем третье по счету интервью с еще одной его актрисой. Мы задумались над вопросом: для кого оно важнее для нас с вами или для мастера, отвечающего на вопросы нашего корреспондента? Должным ли образом востребованы сегодня старые мастера -в искусстве, общественной жизни, в педагогике, наконец? Ведь, забывая о них, мы только увеличиваем свой путь к познанию вечных истин... Наша собеседница сегодня — Галина Яковлевна ДЕМИНА, народная артистка России, исполнительница ряда центральных ролей классического и современного репертуара.

Среди них роли Аринушки («Дети Ванюшина» С. Найденова), Трефены («Над светлой водой» В. Белова), медсестры («Чудаки» М. Горького), Софьи Петровны («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского) и другие. Галина Демина неоднократно снималась в кино: «Прощание», «Полынь -трава горькая», «Однолюбы», «Вера, Надежда, Любовь», «Прости меня, Алеша», «Суд в Ершовке», «Не послать ли нам гонца» ...

- Галина Яковлевна, как вы попали в Малый театр?

- Я окончила нижегородскую школу, тогда она называлась горьковской.
Мечтала, конечно, о Малом театре, поскольку педагоги все время говорили: «Галя, тебе надо в Малый театр». У себя в училище мы, студенты, считались вспомогательным составом театра, и я переиграла всех мальчишек в репертуаре. А на экзамен делала Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках» Островского. Я всегда добром поминаю моих горьковских педагогов Виталия Александровича Лепского, Георгия Апоменовича Воровского и многих других. Они и воспитывали нас в стиле Малого театра. У нас из училища очень хорошие ученики выходили Е. Евстигнеев, М. Зимин...

А попала я в Малый после гастролей нашего театра в Москве. Была такая традиция. Каждые пять лет мы приезжали в Москву, а Малый театр -в Горький. И судьба распорядилась так, как и предрекали педагоги. На гастролях в 1971 году я играла Настасью в пьесе «Мое сердце с тобой» по Чепурину. Роль с юмором и драматизмом. Сюжет о том, как комсомольцы приезжают в колхоз. Вы знаете, я не могу объяснить, как рождается роль. Но я так верю в искусство, что, когда мне дают роль, я начинаю верить, что она это уже я. Такая, какая она есть. И в этой роли Настасьи я имела такой успех, какой имела, может быть, только на гастролях с М. Царевым в спектакле «Дети Ванюшина» в Польше. Семнадцать раз занавес открывался.

- А что вы ощутили, когда вас приняли в Малый театр?

- Стены были уже знакомые, но у меня затряслись коленки, когда я увидела Гоголеву. Молодежь всегда вставала, когда она проходила мимо. Это в традиции театра. Тут вообще такое отношение к старшим, старейшим с большим уважением. А поначалу я как во сне была. Как во сне! Потому что роли за ролями у меня были, много вводов. И за полчаса, и за час. Но принял меня Малый театр после роли Трефены в спектакле «Над светлой водой» по Белову. Я в деревне никогда не жила, но почему-то очень хорошо ее чувствую. Я очень благодарна этой роли. Тогда были конференции со зрителями. Люди очень волновались за судьбы героев.

- А что это такое зрительские конференции?

- Теперь этого, к сожалению, уже нет. Участники спектакля оставались на сцене после спектакля, а зрители высказывали им свое мнение. Очень горячо и заинтересованно. Тогда один зритель даже сказал: «Где они такую крестьянку взяли? «. Это обо мне. Очень мне нравилась эта роль. А потом Е. Гоголева мне как-то сказала: «Я против вас выступала, потому что у нас своих «старух» много. Но после спектакля «Над светлой водой» мое мнение резко изменилось. Вы — артистка Малого театра». Так я оказалась в труппе Малого театра.

- А что бы вы сегодня хотели сыграть?

- Я матерей до сих пор не наигралась. Во мне еще много «материнского молока». Вы посмотрите, какая жизнь, сколько трагедий, бед. И все через материнское сердце проходит.

- За что вы любите Малый театр?

- Театр это наш дом. Во Франции есть театр Мольера, в Англии Шекспира, а наш Дом Островского. Малый театр — театр реалистический. И, конечно, это всячески сохраняется. В основе репертуара классика. Я часто хожу в наш театр на спектакли. Люблю посидеть на диване перед лифтом. У нас все актеры сидят на этом диване и встречают всех, кто входит. Я с удовольствием смотрю наши спектакли. Новички меня очень интересуют. Расстраиваюсь, когда молодежь не сохраняет текст. Правильно раньше делали, когда в спектакле в основном были заняты старики, а молодых актеров один или два. Тогда не так заметно, если молодые что-то не дотянут. Когда молодежи много (это мое наблюдение), мне чего-то не хватает, какого-то питания.

К счастью, традиции классики у нас в театре остались. И руководство наше молодец, что бережет это. Несмотря на то что театр классический, все, что играется на сцене, звучит очень современно. Да, например, «Свои люди сочтемся». Молодежь с таким интересом смотрит этот спектакль: банкротство и сегодня тема дня. Злободневный спектакль. Поэтому я считаю: читать и смотреть классику получить ответы на все вопросы. Или один из последних наших спектаклей «Коварство и любовь» Шиллера. Вдруг такой интерес у молодежи! Как у нас замирает зал на последней сцене в этом спектакле! Это очень важно сейчас, когда так много наносного с Запада.

- А дух Малого театра из чего складывается?

- Мне кажется, из вежливости, внимания. Как-то один молодой актер в беседе сказал: «У вас...». Его поправили: «У нас...». Да, действительно, войдя в театр это уже «у нас» и «наше». Если что-то случается с кем-то, Малый театр стеной за него встает. Думается, вас не замечают, не до вас. Но не дай Бог, что случится болезнь, например... Тут мне нехорошо стало, когда я пришла на спектакль. Как все поднялись, засуетились... И потом еще долго спрашивали, как я себя чувствую. И после этого я так остро ощутила: какой же это родной дом.

- А что бы вы хотели пожелать Малому театру в его юбилей?

- Я бы хотела пожелать оставаться во многом таким, какой он есть. А молодым я бы пожелала немножко внимательнее быть к речи на сцене. Очень расстраиваюсь, когда в зале сижу и не слышу, что говорят на сцене. Или съедают окончания фраз. А на что же тогда партнеру отвечать? И что должен понять зритель? Ведь есть и решающие фразы в сцене. Недавно пересмотрела несколько наших спектаклей и еще раз поняла у нас очень хорошие актеры.

- А что бы вы пожелали зрителям Малого театра?

- Зрителям Малого театра я хочу пожелать, чтобы любили наш театр. Чтобы ходили к нам. Любили наших актеров. Ведь что в театре главное? Актер и зритель! Пока живы актер и зритель, театр живет. Я нашего зрителя люблю. Люблю, когда я в роли, в моменты паузы, когда зритель замирает и слушает. Я люблю эту тишину. Тогда такое рождается! И когда идешь домой после спектакля, думаешь: «Господи, за что же такое счастье?!»

Вероника ЗУЕВА.
«Подмосковье», 22.01.2000

Дата публикации: 11.10.2005
«Памяти Галины Яковлевны Деминой»

«К СЧАСТЬЮ, ТРАДИЦИИ ОСТАЛИСЬ»

Нам бы очень хотелось, чтобы наши читатели приняли участие в «диалоге» с Малым театром. Сегодня мы публикуем третье по счету интервью с еще одной его актрисой. Мы задумались над вопросом: для кого оно важнее для нас с вами или для мастера, отвечающего на вопросы нашего корреспондента? Должным ли образом востребованы сегодня старые мастера -в искусстве, общественной жизни, в педагогике, наконец? Ведь, забывая о них, мы только увеличиваем свой путь к познанию вечных истин... Наша собеседница сегодня — Галина Яковлевна ДЕМИНА, народная артистка России, исполнительница ряда центральных ролей классического и современного репертуара.

Среди них роли Аринушки («Дети Ванюшина» С. Найденова), Трефены («Над светлой водой» В. Белова), медсестры («Чудаки» М. Горького), Софьи Петровны («Дядюшкин сон» Ф. Достоевского) и другие. Галина Демина неоднократно снималась в кино: «Прощание», «Полынь -трава горькая», «Однолюбы», «Вера, Надежда, Любовь», «Прости меня, Алеша», «Суд в Ершовке», «Не послать ли нам гонца» ...

- Галина Яковлевна, как вы попали в Малый театр?

- Я окончила нижегородскую школу, тогда она называлась горьковской.
Мечтала, конечно, о Малом театре, поскольку педагоги все время говорили: «Галя, тебе надо в Малый театр». У себя в училище мы, студенты, считались вспомогательным составом театра, и я переиграла всех мальчишек в репертуаре. А на экзамен делала Домну Пантелеевну в «Талантах и поклонниках» Островского. Я всегда добром поминаю моих горьковских педагогов Виталия Александровича Лепского, Георгия Апоменовича Воровского и многих других. Они и воспитывали нас в стиле Малого театра. У нас из училища очень хорошие ученики выходили Е. Евстигнеев, М. Зимин...

А попала я в Малый после гастролей нашего театра в Москве. Была такая традиция. Каждые пять лет мы приезжали в Москву, а Малый театр -в Горький. И судьба распорядилась так, как и предрекали педагоги. На гастролях в 1971 году я играла Настасью в пьесе «Мое сердце с тобой» по Чепурину. Роль с юмором и драматизмом. Сюжет о том, как комсомольцы приезжают в колхоз. Вы знаете, я не могу объяснить, как рождается роль. Но я так верю в искусство, что, когда мне дают роль, я начинаю верить, что она это уже я. Такая, какая она есть. И в этой роли Настасьи я имела такой успех, какой имела, может быть, только на гастролях с М. Царевым в спектакле «Дети Ванюшина» в Польше. Семнадцать раз занавес открывался.

- А что вы ощутили, когда вас приняли в Малый театр?

- Стены были уже знакомые, но у меня затряслись коленки, когда я увидела Гоголеву. Молодежь всегда вставала, когда она проходила мимо. Это в традиции театра. Тут вообще такое отношение к старшим, старейшим с большим уважением. А поначалу я как во сне была. Как во сне! Потому что роли за ролями у меня были, много вводов. И за полчаса, и за час. Но принял меня Малый театр после роли Трефены в спектакле «Над светлой водой» по Белову. Я в деревне никогда не жила, но почему-то очень хорошо ее чувствую. Я очень благодарна этой роли. Тогда были конференции со зрителями. Люди очень волновались за судьбы героев.

- А что это такое зрительские конференции?

- Теперь этого, к сожалению, уже нет. Участники спектакля оставались на сцене после спектакля, а зрители высказывали им свое мнение. Очень горячо и заинтересованно. Тогда один зритель даже сказал: «Где они такую крестьянку взяли? «. Это обо мне. Очень мне нравилась эта роль. А потом Е. Гоголева мне как-то сказала: «Я против вас выступала, потому что у нас своих «старух» много. Но после спектакля «Над светлой водой» мое мнение резко изменилось. Вы — артистка Малого театра». Так я оказалась в труппе Малого театра.

- А что бы вы сегодня хотели сыграть?

- Я матерей до сих пор не наигралась. Во мне еще много «материнского молока». Вы посмотрите, какая жизнь, сколько трагедий, бед. И все через материнское сердце проходит.

- За что вы любите Малый театр?

- Театр это наш дом. Во Франции есть театр Мольера, в Англии Шекспира, а наш Дом Островского. Малый театр — театр реалистический. И, конечно, это всячески сохраняется. В основе репертуара классика. Я часто хожу в наш театр на спектакли. Люблю посидеть на диване перед лифтом. У нас все актеры сидят на этом диване и встречают всех, кто входит. Я с удовольствием смотрю наши спектакли. Новички меня очень интересуют. Расстраиваюсь, когда молодежь не сохраняет текст. Правильно раньше делали, когда в спектакле в основном были заняты старики, а молодых актеров один или два. Тогда не так заметно, если молодые что-то не дотянут. Когда молодежи много (это мое наблюдение), мне чего-то не хватает, какого-то питания.

К счастью, традиции классики у нас в театре остались. И руководство наше молодец, что бережет это. Несмотря на то что театр классический, все, что играется на сцене, звучит очень современно. Да, например, «Свои люди сочтемся». Молодежь с таким интересом смотрит этот спектакль: банкротство и сегодня тема дня. Злободневный спектакль. Поэтому я считаю: читать и смотреть классику получить ответы на все вопросы. Или один из последних наших спектаклей «Коварство и любовь» Шиллера. Вдруг такой интерес у молодежи! Как у нас замирает зал на последней сцене в этом спектакле! Это очень важно сейчас, когда так много наносного с Запада.

- А дух Малого театра из чего складывается?

- Мне кажется, из вежливости, внимания. Как-то один молодой актер в беседе сказал: «У вас...». Его поправили: «У нас...». Да, действительно, войдя в театр это уже «у нас» и «наше». Если что-то случается с кем-то, Малый театр стеной за него встает. Думается, вас не замечают, не до вас. Но не дай Бог, что случится болезнь, например... Тут мне нехорошо стало, когда я пришла на спектакль. Как все поднялись, засуетились... И потом еще долго спрашивали, как я себя чувствую. И после этого я так остро ощутила: какой же это родной дом.

- А что бы вы хотели пожелать Малому театру в его юбилей?

- Я бы хотела пожелать оставаться во многом таким, какой он есть. А молодым я бы пожелала немножко внимательнее быть к речи на сцене. Очень расстраиваюсь, когда в зале сижу и не слышу, что говорят на сцене. Или съедают окончания фраз. А на что же тогда партнеру отвечать? И что должен понять зритель? Ведь есть и решающие фразы в сцене. Недавно пересмотрела несколько наших спектаклей и еще раз поняла у нас очень хорошие актеры.

- А что бы вы пожелали зрителям Малого театра?

- Зрителям Малого театра я хочу пожелать, чтобы любили наш театр. Чтобы ходили к нам. Любили наших актеров. Ведь что в театре главное? Актер и зритель! Пока живы актер и зритель, театр живет. Я нашего зрителя люблю. Люблю, когда я в роли, в моменты паузы, когда зритель замирает и слушает. Я люблю эту тишину. Тогда такое рождается! И когда идешь домой после спектакля, думаешь: «Господи, за что же такое счастье?!»

Вероника ЗУЕВА.
«Подмосковье», 22.01.2000

Дата публикации: 11.10.2005