Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«ГОРЮ ОТ УМА» — 25 ЛЕТ!

1 ноября исполняется 25 лет со дня премьеры комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», поставленной на сцене Малого театра режиссером Сергеем Женовачем.

Уж четверть века минуло, а спектакль остаётся живым, злободневным и вызывает зрительский восторг: постановку смогли оценить не только москвичи и гости столицы, спектакль неоднократно выезжал на гастроли и несколько раз был снят для показа на телевидении. «Горе от ума» в Малом театре неизменно выделяется блестящими актёрскими работами: за эти годы в спектакле успели сыграть многие прекрасные артисты, а Юрий Соломин за роль Фамусова получил Государственную премию России.

Можно бесконечно долго перечислять, за что мы любим этот спектакль. Но каково было впечатление у первых зрителей? Сегодня мы хотим вспомнить, с чего началась эта прекрасная история, которая длится уже 25 лет!

Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Наталии Балашовой, («Московская правда», 26.12.2000 г.), несколько ранних фотографий, включая репетиционные, и афиши разных лет.
От души поздравляем всех, кто участвует в спектакле, с юбилеем!


«Если танцевать от печки»... (отрывок)
Премьеру грибоедовского «Горе от ума» в Малом театре ждали долго. Причины задержки выдвигались разные – кому что в голову приходило, а приглашённый на постановку Сергей Женовач кропотливо работал тем временем в свойственной ему манере неторопливой, тщательнейшей проработки каждого характера и создания необходимой для актёров атмосферы сценической комфортности. Последнее особенно важно при встрече стабильной, осенённой вековыми традициями труппы с новым, пришедшим «со стороны» режиссёром.
Сколько раз ставилось «Горе от ума» в Малом, вызывает разночтения у историков и критиков. Одни считают семь – от первой премьеры 1831 года, когда Фамусова играл сам великий Щепкин, а Чацкого столь же великий Мочалов, другие – одиннадцать, если принимать во внимание возобновления, всегда сопровождающиеся сменой актёрского состава, а следовательно, и неизбежным изменением общей атмосферы, настроя, тонуса спектакля. Но, как бы там ни считалось, «Горе от ума» практически не сходит с афиши Малого 169 лет, и все актёрские поколения прошли через него.
Вот и сегодня в спектакле встретились те, кто если и не играл непосредственно в послевоенных постановках 1963 и 1975 гг., зато учился на на них в свои молодые годы, и те совсем юные артисты, для которых эта пьеса – серьёзнейший экзамен на право занять достойное место в прославленной труппе. Для Г. Подгородинского, хотя он уже не первый сезон в театре и сыграл ряд крупных ролей, Чацкий, конечно же, подарок судьбы и самый крепкий орешек из всех, им уже опробованных. А что говорить о И. Леоновой, начавшей репетировать роль Софьи ещё на студенческой скамье? Женовач не отпустил её с репетиции даже на торжественный акт получения диплома. Что тогда преобладало в её душе (гордость – я актриса или обида студентки), вряд ли может объяснить она сама. И для И. Ивановой, тоже студенткой сыгравшей Катюшу Маслову в «Воскресении» два года назад, образ непосредственной, жизнерадостной Лизы, наперсницы барышни, – счастливая возможность раскрыть в себе новую грань дарованного природой таланта.
Ну, а про «стариков» Малого и говорить не приходится. Что ни выход, гром аплодисментов зала: супружеская пара князей Тугоуховских – Т.Панкова и Ю.Каюров, графиня Хрюмина – Т.Еремеева, надменная Анфиса Ниловна Хлестова – Э. Быстрицкая, победительная красавица, без признаков старости, в роскошном бальном туалете, явно кокетничающая своим возрастом («Легко ли в шестьдесят пять лет тащиться мне к тебе, племянница?»). А среди этих корифеев щебечущий рой молоденьких княжен, грустно взирающая на юную поросль графиня-внучка (А.Охлупина) и мелькающий в толпе услужливый Загорецкий (В. Павлов)...
Самый же главный успех спектакля – победа режиссёра и артиста – Фамусов Юрия Соломина. Казалось, что после М. Царёва этого сановатого московского барина лучше сыграть уже невозможно. Соломин и не ставит задачу переиграть царевского героя. Он представляет своего Фамусова: соложавого, подвижного, деловитого, рачительного хозяина и заботливого отца, строго блюдущего нравы домашних, но очень даже охочего до молоденьких горничных. А уж как суетится он перед потенциальным женихом для Сонюшки – Скалозубом (В.Низовой), как две капли похожим на небезызвестного нашего генерала с громовым басом и монументальной фигурой. (Скалозуб Низового ещё только появился, а зал уже хохочет и и аплодирует. При том никакого шаржа, всё органично, естественно). На Молчалина (А.Вершинин) Фамусов особого внимания не обращает – секретаришка – хотя и прикрикнул давеча утром, застав его вместе с дочкой, да и то больше для острастки, чтобы отвести от себя подозрения в шашнях с Лизой. Хитер, ох хитёр этот Павел Афанасьевич. Вот только с Чацким промашка вышла. И надо же было недобрым ветром занести его в Москву. А ведь на вид стеснительный и душа нараспашку: надо приглядеться, каким явился он из-за границы.
Сцена Малого театра знала разных Чацких: романтиков и бунтарей, язвительных, желчных, колючих, пламенно влюблённых и благородно сдержанных, с намёком на облик самого Грибоедова и декабристскими идеями в голове. Чацкий Подгородинского совсем иной: неловкий от переизбытка чувств, сердце замирает от нежности к подруге детства, за собственным радостным волнением не видит её холодного равнодушия, чистосердечен со всеми и во всём. Старший по возрасту, он – рядом с Софьей, истинной дочерью своего отца, – непосредственней, проще, честнее, за что и получает сполна.
«Сторонний» Женовач блистательно сочетался духом, атмосферой, актёрским искусством Малого театра, поставив «свой» спектакль так, как только он и должен был прозвучать на этой сцене.....

Наталия Балашова, «Московская правда», 26.12.2000 г.


Дата публикации: 01.11.2025

1 ноября исполняется 25 лет со дня премьеры комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», поставленной на сцене Малого театра режиссером Сергеем Женовачем.

Уж четверть века минуло, а спектакль остаётся живым, злободневным и вызывает зрительский восторг: постановку смогли оценить не только москвичи и гости столицы, спектакль неоднократно выезжал на гастроли и несколько раз был снят для показа на телевидении. «Горе от ума» в Малом театре неизменно выделяется блестящими актёрскими работами: за эти годы в спектакле успели сыграть многие прекрасные артисты, а Юрий Соломин за роль Фамусова получил Государственную премию России.

Можно бесконечно долго перечислять, за что мы любим этот спектакль. Но каково было впечатление у первых зрителей? Сегодня мы хотим вспомнить, с чего началась эта прекрасная история, которая длится уже 25 лет!

Предлагаем вашему вниманию фрагмент статьи Наталии Балашовой, («Московская правда», 26.12.2000 г.), несколько ранних фотографий, включая репетиционные, и афиши разных лет.
От души поздравляем всех, кто участвует в спектакле, с юбилеем!


«Если танцевать от печки»... (отрывок)
Премьеру грибоедовского «Горе от ума» в Малом театре ждали долго. Причины задержки выдвигались разные – кому что в голову приходило, а приглашённый на постановку Сергей Женовач кропотливо работал тем временем в свойственной ему манере неторопливой, тщательнейшей проработки каждого характера и создания необходимой для актёров атмосферы сценической комфортности. Последнее особенно важно при встрече стабильной, осенённой вековыми традициями труппы с новым, пришедшим «со стороны» режиссёром.
Сколько раз ставилось «Горе от ума» в Малом, вызывает разночтения у историков и критиков. Одни считают семь – от первой премьеры 1831 года, когда Фамусова играл сам великий Щепкин, а Чацкого столь же великий Мочалов, другие – одиннадцать, если принимать во внимание возобновления, всегда сопровождающиеся сменой актёрского состава, а следовательно, и неизбежным изменением общей атмосферы, настроя, тонуса спектакля. Но, как бы там ни считалось, «Горе от ума» практически не сходит с афиши Малого 169 лет, и все актёрские поколения прошли через него.
Вот и сегодня в спектакле встретились те, кто если и не играл непосредственно в послевоенных постановках 1963 и 1975 гг., зато учился на на них в свои молодые годы, и те совсем юные артисты, для которых эта пьеса – серьёзнейший экзамен на право занять достойное место в прославленной труппе. Для Г. Подгородинского, хотя он уже не первый сезон в театре и сыграл ряд крупных ролей, Чацкий, конечно же, подарок судьбы и самый крепкий орешек из всех, им уже опробованных. А что говорить о И. Леоновой, начавшей репетировать роль Софьи ещё на студенческой скамье? Женовач не отпустил её с репетиции даже на торжественный акт получения диплома. Что тогда преобладало в её душе (гордость – я актриса или обида студентки), вряд ли может объяснить она сама. И для И. Ивановой, тоже студенткой сыгравшей Катюшу Маслову в «Воскресении» два года назад, образ непосредственной, жизнерадостной Лизы, наперсницы барышни, – счастливая возможность раскрыть в себе новую грань дарованного природой таланта.
Ну, а про «стариков» Малого и говорить не приходится. Что ни выход, гром аплодисментов зала: супружеская пара князей Тугоуховских – Т.Панкова и Ю.Каюров, графиня Хрюмина – Т.Еремеева, надменная Анфиса Ниловна Хлестова – Э. Быстрицкая, победительная красавица, без признаков старости, в роскошном бальном туалете, явно кокетничающая своим возрастом («Легко ли в шестьдесят пять лет тащиться мне к тебе, племянница?»). А среди этих корифеев щебечущий рой молоденьких княжен, грустно взирающая на юную поросль графиня-внучка (А.Охлупина) и мелькающий в толпе услужливый Загорецкий (В. Павлов)...
Самый же главный успех спектакля – победа режиссёра и артиста – Фамусов Юрия Соломина. Казалось, что после М. Царёва этого сановатого московского барина лучше сыграть уже невозможно. Соломин и не ставит задачу переиграть царевского героя. Он представляет своего Фамусова: соложавого, подвижного, деловитого, рачительного хозяина и заботливого отца, строго блюдущего нравы домашних, но очень даже охочего до молоденьких горничных. А уж как суетится он перед потенциальным женихом для Сонюшки – Скалозубом (В.Низовой), как две капли похожим на небезызвестного нашего генерала с громовым басом и монументальной фигурой. (Скалозуб Низового ещё только появился, а зал уже хохочет и и аплодирует. При том никакого шаржа, всё органично, естественно). На Молчалина (А.Вершинин) Фамусов особого внимания не обращает – секретаришка – хотя и прикрикнул давеча утром, застав его вместе с дочкой, да и то больше для острастки, чтобы отвести от себя подозрения в шашнях с Лизой. Хитер, ох хитёр этот Павел Афанасьевич. Вот только с Чацким промашка вышла. И надо же было недобрым ветром занести его в Москву. А ведь на вид стеснительный и душа нараспашку: надо приглядеться, каким явился он из-за границы.
Сцена Малого театра знала разных Чацких: романтиков и бунтарей, язвительных, желчных, колючих, пламенно влюблённых и благородно сдержанных, с намёком на облик самого Грибоедова и декабристскими идеями в голове. Чацкий Подгородинского совсем иной: неловкий от переизбытка чувств, сердце замирает от нежности к подруге детства, за собственным радостным волнением не видит её холодного равнодушия, чистосердечен со всеми и во всём. Старший по возрасту, он – рядом с Софьей, истинной дочерью своего отца, – непосредственней, проще, честнее, за что и получает сполна.
«Сторонний» Женовач блистательно сочетался духом, атмосферой, актёрским искусством Малого театра, поставив «свой» спектакль так, как только он и должен был прозвучать на этой сцене.....

Наталия Балашова, «Московская правда», 26.12.2000 г.


Дата публикации: 01.11.2025