Тут, значит, такая история... Если Богу будет угодно, буквально на следующей неделе на малой сцене Малого театра я начинаю репетировать пьесу императрицы Екатерины Второй "Расстроенная семья..." А тут - бывает крайне редко - свободный вечер. "Дай, - думаю, - сходим с женой в театр, посмотрю сцену, посмотрю спектакль, тем более, одна из последних премьер Малого театра". Иван Стаднюк. "Белая палатка" в постановке молодого режиссера И.Р. Михайленко. Зашел на сайт театра, купил билеты, и - вперед!
Иван Стаднюк - писатель-фронтовик, главное его произведение - роман "Война". "Белая палатка" - о санитарах Великой Отечественной - на мой взгляд, замечательное произведение. Это значит, что, помимо непредсказуемого сюжета и хорошо выписанных некоторых ролей, эту пьесу можно трактовать по-разному, она дает простор режиссерской фантазии.
Художник М.В. Шуплецова придумала грандиозную декорацию и костюмы. Представьте себе: белое перебинтованное дерево в центре, и вокруг него - абсолютно белый мир. Белое все: стены, одежда героев (в том числе мундиры), погоны, ордена, полевые сумки. Белый мир войны. Ловишь себя на том, что и кровь должна быть у раненых белого цвета.
Понимаете, да? Нет грязи, нет крови, очень мало выстрелов и взрывов... Надо привыкать к тому, что новое поколение будет видеть войну иначе, чем мы. Главное, чтобы сохранялось то, что, без сомнения, есть в спектакле: преклонение перед теми, кто отдал свои жизни за нашу сегодняшнюю свободу.
Удивительная по-своему история: пьесу писателя-фронтовика ставит представитель совсем иного поколения. Очень свой взгляд, когда война - такой, если угодно, рентген, который насквозь просвечивает человека. И.Р. Михайленко поставила человеческую историю - за что ей отдельный респект.
Малая сцена. Человеческие переживания прямо у нас перед глазами. Исполнительница одной из главных ролей А.В. Шишкина не может сдержать рыданий, когда уже начинаются поклоны - так и кланяется, стеснительно вытирая слезы. В конце спектакля защелкали дамские сумочки - зрительницы полезли за платками.
Спектакль, безусловно, действует. И в конце концов, это самое главное: либо тебя забирает происходящее на сцене, либо оставляет равнодушным. Здесь забирает абсолютно: на поклонах многие аплодируют стоя, а потом, молча, будто боясь спугнуть что-то важное, что подарил спектакль, выходят из зала.
Для меня "Белая палатка" в постановке И.Р. Михайленко - замечательный и столь необходимый любому театру эксперимент. Рассказ о санитарах Великой Отечественной, в котором нет крови и все наполнено какой-то первозданной белизной - без сомнения, притча. В этой истории даже возникает что-то от древнегреческого театра: тут тебе и личные истории на фоне общечеловеческой трагедии; и сила рока, которая ведет человека и против которой он бессилен; и что, как мне кажется, особенно важно: серьезность подхода к человеческой жизни, когда жизнь рассматривается не как череда забавных (или не забавных) событий, а как главное, Божеское дело человека.
В таком притчевом мире должно быть какое-то особое существование. Я не знаю, какое именно, но особое. В этом мире нельзя просто сидеть за столом и беседовать. В этом мире обнаженных на белом фоне страстей не могут влюбленные целоваться в щечку. Вообще мир "Белой палатки" настолько особенный, что привычное существование подчас входит с этим миром в диссонанс.
Это же касается и актерской игры. Может быть, какие-то роли недостаточно прописаны, может быть, какие-то - недостаточно проиграны. Однако есть и несколько поразительных актерских работ.
К.М. Юдаев поразительно точно играет мучающегося человека. Ощущение, что рок куда-то несет этого красивого статного мужчину, превращая в конце концов в одинокого старика. Прекрасная работа!
А.А. Чубченко более всего известен как исполнитель заглавной роли в сериале "Шеф". Во многом благодаря ему (ну, и, конечно, авторам сериала) детектив превратился в сагу о человеческой жизни. Здесь он играет практически идеального мужчину-воина, который все-таки не сумел, не смог защитить свою любимую. Чубченко совершенно поразительно лепит человека. Это, наверное, главное актерское достоинство: чтобы у зрителя осталось ощущение знакомства с тем, кого он до спектакля не знал.
Как всегда, блистательна А.И. Охлупина. И юмор, и судьба, и трагедия, и любовь, и самопожертвование... Кажется, что в небольшой роли она играет все: органично, талантливо и очень интересно.
Молодой актрисе Н.А. Калининой отдана важная тема: молодость на войне. Справляется блестяще. Играет абсолютную несовместимость молодости и войны. Калинина существует как бы поперек сражениям, ранениям, крови... Она из этого, незапятнанного белого мира.
Как известно, белый цвет - символ чистоты. Создатели спектакля рассказали нам притчу об очень чистых людях - чистых душевно. Удивительно, но в этом спектакле нет плохих людей. Заблудшие есть. Растерявшиеся. А вот таких сознательных гадов - нет. И главный конфликт - куда ж без него театру? - не между хорошим и плохим в мире, а между хорошим и плохим в каждом человеке. А это тот конфликт, который рано или поздно начинает мучить любого совестливого человека. И в этом - актуальность "Белой палатки" Ивана Стаднюка.
...Я еще раз убедился, что Малый - это театр, которому надо соответствовать. Приступаю к репетициям с волнением.
Андрей Максимов, «Российская газета», 21.09.2025
Тут, значит, такая история... Если Богу будет угодно, буквально на следующей неделе на малой сцене Малого театра я начинаю репетировать пьесу императрицы Екатерины Второй "Расстроенная семья..." А тут - бывает крайне редко - свободный вечер. "Дай, - думаю, - сходим с женой в театр, посмотрю сцену, посмотрю спектакль, тем более, одна из последних премьер Малого театра". Иван Стаднюк. "Белая палатка" в постановке молодого режиссера И.Р. Михайленко. Зашел на сайт театра, купил билеты, и - вперед!
Иван Стаднюк - писатель-фронтовик, главное его произведение - роман "Война". "Белая палатка" - о санитарах Великой Отечественной - на мой взгляд, замечательное произведение. Это значит, что, помимо непредсказуемого сюжета и хорошо выписанных некоторых ролей, эту пьесу можно трактовать по-разному, она дает простор режиссерской фантазии.
Художник М.В. Шуплецова придумала грандиозную декорацию и костюмы. Представьте себе: белое перебинтованное дерево в центре, и вокруг него - абсолютно белый мир. Белое все: стены, одежда героев (в том числе мундиры), погоны, ордена, полевые сумки. Белый мир войны. Ловишь себя на том, что и кровь должна быть у раненых белого цвета.
Понимаете, да? Нет грязи, нет крови, очень мало выстрелов и взрывов... Надо привыкать к тому, что новое поколение будет видеть войну иначе, чем мы. Главное, чтобы сохранялось то, что, без сомнения, есть в спектакле: преклонение перед теми, кто отдал свои жизни за нашу сегодняшнюю свободу.
Удивительная по-своему история: пьесу писателя-фронтовика ставит представитель совсем иного поколения. Очень свой взгляд, когда война - такой, если угодно, рентген, который насквозь просвечивает человека. И.Р. Михайленко поставила человеческую историю - за что ей отдельный респект.
Малая сцена. Человеческие переживания прямо у нас перед глазами. Исполнительница одной из главных ролей А.В. Шишкина не может сдержать рыданий, когда уже начинаются поклоны - так и кланяется, стеснительно вытирая слезы. В конце спектакля защелкали дамские сумочки - зрительницы полезли за платками.
Спектакль, безусловно, действует. И в конце концов, это самое главное: либо тебя забирает происходящее на сцене, либо оставляет равнодушным. Здесь забирает абсолютно: на поклонах многие аплодируют стоя, а потом, молча, будто боясь спугнуть что-то важное, что подарил спектакль, выходят из зала.
Для меня "Белая палатка" в постановке И.Р. Михайленко - замечательный и столь необходимый любому театру эксперимент. Рассказ о санитарах Великой Отечественной, в котором нет крови и все наполнено какой-то первозданной белизной - без сомнения, притча. В этой истории даже возникает что-то от древнегреческого театра: тут тебе и личные истории на фоне общечеловеческой трагедии; и сила рока, которая ведет человека и против которой он бессилен; и что, как мне кажется, особенно важно: серьезность подхода к человеческой жизни, когда жизнь рассматривается не как череда забавных (или не забавных) событий, а как главное, Божеское дело человека.
В таком притчевом мире должно быть какое-то особое существование. Я не знаю, какое именно, но особое. В этом мире нельзя просто сидеть за столом и беседовать. В этом мире обнаженных на белом фоне страстей не могут влюбленные целоваться в щечку. Вообще мир "Белой палатки" настолько особенный, что привычное существование подчас входит с этим миром в диссонанс.
Это же касается и актерской игры. Может быть, какие-то роли недостаточно прописаны, может быть, какие-то - недостаточно проиграны. Однако есть и несколько поразительных актерских работ.
К.М. Юдаев поразительно точно играет мучающегося человека. Ощущение, что рок куда-то несет этого красивого статного мужчину, превращая в конце концов в одинокого старика. Прекрасная работа!
А.А. Чубченко более всего известен как исполнитель заглавной роли в сериале "Шеф". Во многом благодаря ему (ну, и, конечно, авторам сериала) детектив превратился в сагу о человеческой жизни. Здесь он играет практически идеального мужчину-воина, который все-таки не сумел, не смог защитить свою любимую. Чубченко совершенно поразительно лепит человека. Это, наверное, главное актерское достоинство: чтобы у зрителя осталось ощущение знакомства с тем, кого он до спектакля не знал.
Как всегда, блистательна А.И. Охлупина. И юмор, и судьба, и трагедия, и любовь, и самопожертвование... Кажется, что в небольшой роли она играет все: органично, талантливо и очень интересно.
Молодой актрисе Н.А. Калининой отдана важная тема: молодость на войне. Справляется блестяще. Играет абсолютную несовместимость молодости и войны. Калинина существует как бы поперек сражениям, ранениям, крови... Она из этого, незапятнанного белого мира.
Как известно, белый цвет - символ чистоты. Создатели спектакля рассказали нам притчу об очень чистых людях - чистых душевно. Удивительно, но в этом спектакле нет плохих людей. Заблудшие есть. Растерявшиеся. А вот таких сознательных гадов - нет. И главный конфликт - куда ж без него театру? - не между хорошим и плохим в мире, а между хорошим и плохим в каждом человеке. А это тот конфликт, который рано или поздно начинает мучить любого совестливого человека. И в этом - актуальность "Белой палатки" Ивана Стаднюка.
...Я еще раз убедился, что Малый - это театр, которому надо соответствовать. Приступаю к репетициям с волнением.
Андрей Максимов, «Российская газета», 21.09.2025