Речь идёт о спектакле «Защита Лужина». Первую премьеру юбилейного 270-го сезона сыграют уже завтра, 16 сентября.
Выбор материала выглядит нетривиальным для отечественного театра вообще (несмотря на читательскую востребованность, у этого романа Набокова практически отсутствует сценическая история) и для Малого театра в частности. Со стереотипами относительно Дома Островского, впрочем, давно пора проститься, тем более, что в последние годы обращения к прозе первой половины XX века здесь случаются всё чаще. В репертуаре Малого есть «Собачье сердце», в сценографию которого вписана башня Татлина (режиссёр — Алексей Дубровский) и камерная мелодрама «Ночь нежна. Дик и Николь» (режиссёр — Владимир Драгунов). «Защита Лужина» — пожалуй, самый модернистский текст из этого ряда; как и Фицджеральда, спектакль будут играть камерно — на Малой сцене.
Над постановкой работает режиссёр Владимир Данай. В его портфолио можно найти постановки буквально на любой вкус: от комедий Шекспира («Виндзорские насмешницы» в Театре им. Вл. Маяковского) до фантастики Кира Булычёва («Тайна третьей планеты» в Нижегородском ТЮЗе). Сотрудничество с Малым театром началось с лаборатории «Постигая Чехова», в рамках которой Данай показал эскиз по пьесе «Леший»; впоследствии творческие планы были подкорректированы.
Инсценировку набоковской прозы режиссёр подготовил сам, без помощи драматургов. Программой максимум было по возможности ничего не сочинять за классика; задачу, по оценке постановщика, удалось выполнить на 99,9%. При этом в пьесу не вошли многие мотивы — например, детство главного героя. Не увлёк режиссёра и популярный в последнее время психоаналитический аспект происходящего. «В центре истории творческий человек с невероятными способностями, можно сказать — гений, и так как я тоже связан с творческой профессией, всё это мне особенно интересно, — рассказывает Владимир Данай. — Кто-то сравнивает Лужина с Моцартом, в детстве он тоже был очень способным ребенком, у него было „звёздное“ детство, а потом в юности всё обрушилось в какое-то непонимание обществом, потому что Моцарт не знал, как „правильно“ себя вести, как „принято“, как „надо“ , он привык к другой жизни. В этот момент у него как раз и начинается трагедия: он вырастает и становится хорошим музыкантом, но абсолютно невоспитанным и не приспособленным к „взрослой“ жизни. Здесь определённо есть схожесть с персонажем Набокова».
К работе над спектаклем привлечены постоянные соратники режиссёра — художник Стефания Филатова и художник по свету Георгий Новиков. Пространство, с одной стороны, решено абстрактно, не бытово; с другой — в него вкраплены подлинные, антикварные предметы 1920-х годов, добытые авторами постановки на барахолках и Интернет-аукционах. Таким образом, по замыслу создателей, передаётся «зыбкость» набоковского текста, сторонящегося любой прямолинейности.
Главные роли достались молодым актёрам Малого театра — Михаилу Зубареву и Елизавете Долбниковой. В постановке также заняты Дмитрий Зеничев, Любовь Ещенко, Константин Юдаев, Наталья Калинина, Алэн Салтыков, Алёна Ревнёва и Алексей Мишин.
В заключение напомним, что другие тексты Владимира Набокова регулярно находят сценическое воплощение. Из недавних премьер можно назвать сразу две версии романа «Камера обскура» — Сергея Бызгу (Санкт-петербургский театр «Драм.Площадка») и Александра Плотникова (Воронежский Камерный театр), «Приглашение на казнь» Марины Брусникиной (Театр им. М. Н. Ермоловой) и спектакль Александра Баргмана «Настанет день...» (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) по мотивам ранней прозы Набокова, включая роман «Машенька» — но без «Защиты Лужина».
«Театральный журнал», 15.09.2025
Речь идёт о спектакле «Защита Лужина». Первую премьеру юбилейного 270-го сезона сыграют уже завтра, 16 сентября.
Выбор материала выглядит нетривиальным для отечественного театра вообще (несмотря на читательскую востребованность, у этого романа Набокова практически отсутствует сценическая история) и для Малого театра в частности. Со стереотипами относительно Дома Островского, впрочем, давно пора проститься, тем более, что в последние годы обращения к прозе первой половины XX века здесь случаются всё чаще. В репертуаре Малого есть «Собачье сердце», в сценографию которого вписана башня Татлина (режиссёр — Алексей Дубровский) и камерная мелодрама «Ночь нежна. Дик и Николь» (режиссёр — Владимир Драгунов). «Защита Лужина» — пожалуй, самый модернистский текст из этого ряда; как и Фицджеральда, спектакль будут играть камерно — на Малой сцене.
Над постановкой работает режиссёр Владимир Данай. В его портфолио можно найти постановки буквально на любой вкус: от комедий Шекспира («Виндзорские насмешницы» в Театре им. Вл. Маяковского) до фантастики Кира Булычёва («Тайна третьей планеты» в Нижегородском ТЮЗе). Сотрудничество с Малым театром началось с лаборатории «Постигая Чехова», в рамках которой Данай показал эскиз по пьесе «Леший»; впоследствии творческие планы были подкорректированы.
Инсценировку набоковской прозы режиссёр подготовил сам, без помощи драматургов. Программой максимум было по возможности ничего не сочинять за классика; задачу, по оценке постановщика, удалось выполнить на 99,9%. При этом в пьесу не вошли многие мотивы — например, детство главного героя. Не увлёк режиссёра и популярный в последнее время психоаналитический аспект происходящего. «В центре истории творческий человек с невероятными способностями, можно сказать — гений, и так как я тоже связан с творческой профессией, всё это мне особенно интересно, — рассказывает Владимир Данай. — Кто-то сравнивает Лужина с Моцартом, в детстве он тоже был очень способным ребенком, у него было „звёздное“ детство, а потом в юности всё обрушилось в какое-то непонимание обществом, потому что Моцарт не знал, как „правильно“ себя вести, как „принято“, как „надо“ , он привык к другой жизни. В этот момент у него как раз и начинается трагедия: он вырастает и становится хорошим музыкантом, но абсолютно невоспитанным и не приспособленным к „взрослой“ жизни. Здесь определённо есть схожесть с персонажем Набокова».
К работе над спектаклем привлечены постоянные соратники режиссёра — художник Стефания Филатова и художник по свету Георгий Новиков. Пространство, с одной стороны, решено абстрактно, не бытово; с другой — в него вкраплены подлинные, антикварные предметы 1920-х годов, добытые авторами постановки на барахолках и Интернет-аукционах. Таким образом, по замыслу создателей, передаётся «зыбкость» набоковского текста, сторонящегося любой прямолинейности.
Главные роли достались молодым актёрам Малого театра — Михаилу Зубареву и Елизавете Долбниковой. В постановке также заняты Дмитрий Зеничев, Любовь Ещенко, Константин Юдаев, Наталья Калинина, Алэн Салтыков, Алёна Ревнёва и Алексей Мишин.
В заключение напомним, что другие тексты Владимира Набокова регулярно находят сценическое воплощение. Из недавних премьер можно назвать сразу две версии романа «Камера обскура» — Сергея Бызгу (Санкт-петербургский театр «Драм.Площадка») и Александра Плотникова (Воронежский Камерный театр), «Приглашение на казнь» Марины Брусникиной (Театр им. М. Н. Ермоловой) и спектакль Александра Баргмана «Настанет день...» (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской) по мотивам ранней прозы Набокова, включая роман «Машенька» — но без «Защиты Лужина».
«Театральный журнал», 15.09.2025