Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

​«ЗДЕСЬ НАДО ВЕДАТЬ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА...»

18 июня Юрию Мефодьевичу Соломину, широко известному и любимому, без преувеличения, миллионами зрителей, актёру театра и кино, театральному педагогу, народному артисту СССР, лауреату Государственных премий имени братьев Васильевых и РФ, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством», художественному руководителю Государственного академического Малого театра России на протяжении почти четырёх десятилетий исполнилось бы 90 лет.

Полтора года прошло с его кончины, но Юрий Соломин не забыт ни коллегами, ни учениками, ни зрителями. И не только потому, что по разным каналам телевидения можно увидеть фильмы, в которых он играл, спектакли, что поставил и участвовал как артист. Интернет, архивы бережно хранят его интервью разных лет – спокойные, уравновешенные, доброжелательные; а память тех, кому посчастливилось встречаться с ним в уютном кабинете художественного руководителя Малого, где было много цветов и клетка с птицами – вспоминают это место как часть души гостеприимного хозяина...
Всего несколько лет назад я узнала историю о том, что впервые роль царя Фёдора Иоанновича. О которой Юрий Мефодьевич мечтал, он сыграл не в спектакле Бориса Равенских, а в Русском театре Йошкар-Олы у замечательного режиссёра Георгия Константинова, его друга, получившего за трагедию А.К. Толстого Государственную премию. Мне рассказал об этом нынешний главный режиссёр йошкар-олинского театра, сын Георгия Викторовича, хорошо известный в России режиссёр Владислав Константинов.
Роль Фёдора Иоанновича на сцене Малого театра блистательно играл Иннокентий Смоктуновский, Соломин был во втором составе, но ещё ни разу не вышел на прославленные подмостки. Спектакль шёл с неизменным успехом, и, вероятно, Соломину мешала природная деликатность попросить режиссёра хоть раз сыграть роль, о которой мечтал, которую считал своей. И в один прекрасный день он отправился к Георгию Константинову с просьбой дать ему сыграть хоть раз в спектакле.
Юрий Соломин сыграл спектакль в Йошкар-Оле дважды. Трудно представить себе, что творилось в зрительном зале, как горячо приветствовала публика артиста, полюбившегося по киноработам. А ещё труднее – как чувствовал себя сам Юрий Мефодьевич, получив долгожданную возможность выйти на сцену в роли своей мечты...
А когда вышел, наконец, в этой роли на родную сцену, зрители, видевшие Смоктуновского, в полной мере смогли оценить самобытность трактовки Соломина: не нарушая режиссёрского замысла, не изменяя ни в чём рисунку Бориса Равенских, артист внёс в свой образ, если позволительно так выразиться, музыкальный лад души человека, живущего неискоренимым стремлением всех примирить, успокоить, наделить гармонией не только человеческого, но и государственного (в его понимании) естественного сочетания мелодии сердца и музыки ума.
Ведь это была для него не просто роль, а глубокое погружение в образ того, для кого в любой ситуации самое главное - «ведать душу человека». А это – назовите хоть чертой характера, выработанной со временем и опытом, хоть потребностью, хоть врождённым чувством, – заставляет и в спокойном состоянии, и в проявлении эмоций, и в неприятии, и в гневе найти путь к чужой душе. Хотя у каждого большого артиста проявляется это по-своему...
Юрий Соломин вырос в семье музыкантов, невольно или вольно впитывая в себя «музыку человеческого общения», умение настраивать на определённый, гармоничный лад струны не только своей, но и чужой души. Ещё в школьные годы, вряд ли задумываясь о дальнейшем жизненном пути, он увидел научно-популярный фильм, посвящённый 125-летию Малого театра «Малый театр и его мастера», и был настолько потрясён и захвачен им, что решил поступать в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при этом и только этом театре. Окончив школу в родной Чите, Соломин не без приключений, не раз описанных, поступил на курс Веры Пашенной, а по завершении образования, в 1957 году, был зачислен в труппу Малого театра. И запомнил на всю жизнь, и не раз повторял труппе и ученикам: «Однажды мой учитель Вера Николаевна Пашенная сказала: уходя со сцены, артист должен оставлять кусочек своего сердца. Как это, спросил я её. Она говорит – поймёшь. Я понял тогда, когда её уже не было. Я понял, что душа – это сердце и разум. И что именно из этих компонентов складывается русская актёрская школа. Без эмоциональности, без разума, без сердечности нельзя сыграть ни Островского, ни Чехова, ни Достоевского, ни Толстого, русского автора сыграть невозможно».
Список театральных, кино- и телевизионных ролей Юрия Мефодьевича Соломина настолько объёмен, что даже часть их перечислить невозможно. Можно лишь, вспоминая, наслаждаться щедрым разнообразием при столь же щедром умении наделять каждого хоть малой долей дара «ведать сердце человека»: от водевиля к драме, от комедии к трагедии тянется эта «портретная галерея» лиц, и хочется вновь пережить вместе с авантюрами мотылька, бездумно порхающего по жизни Хлестакова его понимание, на какие именно струны души необходимо нажимать у чувствительной Анны Андреевны или Ляпкина-Тяпкина, чтобы добиться нужной реакции. Как по-разному звучат ноты восприятия других людей, чеховских персонажей в его трактовках Войницкого в «Лешем» и «Дяде Ване», Тригорине, в Фёдоре Протасове Л.Н. Толстого, в Кирилле Кисельникове А.Н. Островского, в грибоедовском Фамусове, умело подбирающем музыкальные ключи убеждения к едва ли не каждому персонажу «Горя от ума»...
И не только сыгранные этим выдающимся артистом роли – режиссёрские работы тоже звучат то сильным, то не совсем сыгранным оркестром, именно благодаря точной находке музыкального ряда состояния души в тот или иной момент.
Начав, как положено, с ролей эпизодических, молодой актёр, вступивший в прославленную труппу, вскоре стал играть ведущие роли. Сначала розовских мальчиков, затем в пьесах советского репертуара, и только потом – в отечественной классике. Но ещё до этого он сыграл поистине звёздную роль в сериале Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», покорив огромную телевизионную аудиторию. И стал востребован кинематографом. Но театру, порог которого переступил в 18 лет, не изменял никогда: не отрывался от его жизни, вникал во все проблемы, всеми силами поддерживал гармонический лад существования коллектива. Вероятно, потому что искренне «ведал душу» каждого, причастного к огромному коллективному труду.
С 1961 года Юрий Соломин начал преподавать в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина. Многие его ученики сегодня стали уже широко известными мастерами, среди них в разное время были студенты не только российские, но приехавшие из Америки, Японии, Южной Кореи. И существовали, и продолжают постигать тайны мастерства по сей день в Щепкинском училище национальные курсы студентов, набранных в Республиках СССР, в тех, что входят в состав Российской Федерации. На базе этих курсов создавались потом театры, многие из которых прославились и за пределами нашей страны. Даже те студенты, которые не учились в мастерской Юрия Мефодьевича, вспоминают: сам факт его присутствия в этих стенах вызывал у них гордость и стремление к работе не только над той или иной ролью – над собой, над умением понять другого человека, услышать его.
... Мне часто вспоминается спектакль «... И аз воздам», поставленный Борисом Морозовым по пьесе С. Кузнецова. Юрий Соломин сыграл в нём роль последнего российского императора Николая II. В несовершенной пьесе он оказывался стержнем действия – по чувству собственного достоинства, по выдержанности. По удивительной мягкости, нежности, заботе в моменты общения с семьёй: облегчить, успокоить, защитить от страшных мыслей о будущем. Благодаря этому образу, многие, вероятно, пересмотрели последние страницы истории государства Российского. И, главное, отношение к этому человеку, которого прекрасный артист воплотил реальным, живым, вызывающим мысли и чувства о том, что в любые времена должна звучать в нас «музыка человеческого общения», без которой нельзя «ведать сердце человека».

Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», №10-280/2025


Дата публикации: 09.07.2025

18 июня Юрию Мефодьевичу Соломину, широко известному и любимому, без преувеличения, миллионами зрителей, актёру театра и кино, театральному педагогу, народному артисту СССР, лауреату Государственных премий имени братьев Васильевых и РФ, полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством», художественному руководителю Государственного академического Малого театра России на протяжении почти четырёх десятилетий исполнилось бы 90 лет.

Полтора года прошло с его кончины, но Юрий Соломин не забыт ни коллегами, ни учениками, ни зрителями. И не только потому, что по разным каналам телевидения можно увидеть фильмы, в которых он играл, спектакли, что поставил и участвовал как артист. Интернет, архивы бережно хранят его интервью разных лет – спокойные, уравновешенные, доброжелательные; а память тех, кому посчастливилось встречаться с ним в уютном кабинете художественного руководителя Малого, где было много цветов и клетка с птицами – вспоминают это место как часть души гостеприимного хозяина...
Всего несколько лет назад я узнала историю о том, что впервые роль царя Фёдора Иоанновича. О которой Юрий Мефодьевич мечтал, он сыграл не в спектакле Бориса Равенских, а в Русском театре Йошкар-Олы у замечательного режиссёра Георгия Константинова, его друга, получившего за трагедию А.К. Толстого Государственную премию. Мне рассказал об этом нынешний главный режиссёр йошкар-олинского театра, сын Георгия Викторовича, хорошо известный в России режиссёр Владислав Константинов.
Роль Фёдора Иоанновича на сцене Малого театра блистательно играл Иннокентий Смоктуновский, Соломин был во втором составе, но ещё ни разу не вышел на прославленные подмостки. Спектакль шёл с неизменным успехом, и, вероятно, Соломину мешала природная деликатность попросить режиссёра хоть раз сыграть роль, о которой мечтал, которую считал своей. И в один прекрасный день он отправился к Георгию Константинову с просьбой дать ему сыграть хоть раз в спектакле.
Юрий Соломин сыграл спектакль в Йошкар-Оле дважды. Трудно представить себе, что творилось в зрительном зале, как горячо приветствовала публика артиста, полюбившегося по киноработам. А ещё труднее – как чувствовал себя сам Юрий Мефодьевич, получив долгожданную возможность выйти на сцену в роли своей мечты...
А когда вышел, наконец, в этой роли на родную сцену, зрители, видевшие Смоктуновского, в полной мере смогли оценить самобытность трактовки Соломина: не нарушая режиссёрского замысла, не изменяя ни в чём рисунку Бориса Равенских, артист внёс в свой образ, если позволительно так выразиться, музыкальный лад души человека, живущего неискоренимым стремлением всех примирить, успокоить, наделить гармонией не только человеческого, но и государственного (в его понимании) естественного сочетания мелодии сердца и музыки ума.
Ведь это была для него не просто роль, а глубокое погружение в образ того, для кого в любой ситуации самое главное - «ведать душу человека». А это – назовите хоть чертой характера, выработанной со временем и опытом, хоть потребностью, хоть врождённым чувством, – заставляет и в спокойном состоянии, и в проявлении эмоций, и в неприятии, и в гневе найти путь к чужой душе. Хотя у каждого большого артиста проявляется это по-своему...
Юрий Соломин вырос в семье музыкантов, невольно или вольно впитывая в себя «музыку человеческого общения», умение настраивать на определённый, гармоничный лад струны не только своей, но и чужой души. Ещё в школьные годы, вряд ли задумываясь о дальнейшем жизненном пути, он увидел научно-популярный фильм, посвящённый 125-летию Малого театра «Малый театр и его мастера», и был настолько потрясён и захвачен им, что решил поступать в Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при этом и только этом театре. Окончив школу в родной Чите, Соломин не без приключений, не раз описанных, поступил на курс Веры Пашенной, а по завершении образования, в 1957 году, был зачислен в труппу Малого театра. И запомнил на всю жизнь, и не раз повторял труппе и ученикам: «Однажды мой учитель Вера Николаевна Пашенная сказала: уходя со сцены, артист должен оставлять кусочек своего сердца. Как это, спросил я её. Она говорит – поймёшь. Я понял тогда, когда её уже не было. Я понял, что душа – это сердце и разум. И что именно из этих компонентов складывается русская актёрская школа. Без эмоциональности, без разума, без сердечности нельзя сыграть ни Островского, ни Чехова, ни Достоевского, ни Толстого, русского автора сыграть невозможно».
Список театральных, кино- и телевизионных ролей Юрия Мефодьевича Соломина настолько объёмен, что даже часть их перечислить невозможно. Можно лишь, вспоминая, наслаждаться щедрым разнообразием при столь же щедром умении наделять каждого хоть малой долей дара «ведать сердце человека»: от водевиля к драме, от комедии к трагедии тянется эта «портретная галерея» лиц, и хочется вновь пережить вместе с авантюрами мотылька, бездумно порхающего по жизни Хлестакова его понимание, на какие именно струны души необходимо нажимать у чувствительной Анны Андреевны или Ляпкина-Тяпкина, чтобы добиться нужной реакции. Как по-разному звучат ноты восприятия других людей, чеховских персонажей в его трактовках Войницкого в «Лешем» и «Дяде Ване», Тригорине, в Фёдоре Протасове Л.Н. Толстого, в Кирилле Кисельникове А.Н. Островского, в грибоедовском Фамусове, умело подбирающем музыкальные ключи убеждения к едва ли не каждому персонажу «Горя от ума»...
И не только сыгранные этим выдающимся артистом роли – режиссёрские работы тоже звучат то сильным, то не совсем сыгранным оркестром, именно благодаря точной находке музыкального ряда состояния души в тот или иной момент.
Начав, как положено, с ролей эпизодических, молодой актёр, вступивший в прославленную труппу, вскоре стал играть ведущие роли. Сначала розовских мальчиков, затем в пьесах советского репертуара, и только потом – в отечественной классике. Но ещё до этого он сыграл поистине звёздную роль в сериале Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», покорив огромную телевизионную аудиторию. И стал востребован кинематографом. Но театру, порог которого переступил в 18 лет, не изменял никогда: не отрывался от его жизни, вникал во все проблемы, всеми силами поддерживал гармонический лад существования коллектива. Вероятно, потому что искренне «ведал душу» каждого, причастного к огромному коллективному труду.
С 1961 года Юрий Соломин начал преподавать в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина. Многие его ученики сегодня стали уже широко известными мастерами, среди них в разное время были студенты не только российские, но приехавшие из Америки, Японии, Южной Кореи. И существовали, и продолжают постигать тайны мастерства по сей день в Щепкинском училище национальные курсы студентов, набранных в Республиках СССР, в тех, что входят в состав Российской Федерации. На базе этих курсов создавались потом театры, многие из которых прославились и за пределами нашей страны. Даже те студенты, которые не учились в мастерской Юрия Мефодьевича, вспоминают: сам факт его присутствия в этих стенах вызывал у них гордость и стремление к работе не только над той или иной ролью – над собой, над умением понять другого человека, услышать его.
... Мне часто вспоминается спектакль «... И аз воздам», поставленный Борисом Морозовым по пьесе С. Кузнецова. Юрий Соломин сыграл в нём роль последнего российского императора Николая II. В несовершенной пьесе он оказывался стержнем действия – по чувству собственного достоинства, по выдержанности. По удивительной мягкости, нежности, заботе в моменты общения с семьёй: облегчить, успокоить, защитить от страшных мыслей о будущем. Благодаря этому образу, многие, вероятно, пересмотрели последние страницы истории государства Российского. И, главное, отношение к этому человеку, которого прекрасный артист воплотил реальным, живым, вызывающим мысли и чувства о том, что в любые времена должна звучать в нас «музыка человеческого общения», без которой нельзя «ведать сердце человека».

Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10», №10-280/2025


Дата публикации: 09.07.2025