Государственный академический Малый театр (сцена на Большой Ордынке) к восьмидесятилетней годовщине Победы в Великой Отечественной войне поставил спектакль «Белая палатка» по одноименной пьесе Ивана Стаднюка. Камерная сцена небольшого зала, в её центре — белое дерево, которое широко раскинуло свои ветви, словно пытаясь ими обнять и пожалеть героев. Оно так и стремится пригреть всех людей с их нелёгкими судьбами под своей кроной. Хотя дереву самому нужна помощь, ведь листвы на нём нет, а его ствол и стебли обёрнуты бинтами, будто кровоточащие раны. Вот такой образ, символизирующий израненные души всех тех, кто героически сражался на фронте с 1941 по 1945 годы.
Но не только дерево будет белого цвета, а и всё, что его окружает: реквизит, мебель, одежда героев. Кажется, что режиссёр-постановщик Ирина Михайленко неспроста обратилась к этому символу стерильности, чистоты, невинности, мира и пустоты. А ещё цветы белого цвета часто используют для религиозных мероприятий и преподносят в знак надежды на светлые перемены – как символ веры. И все эти глубокие смыслы будут полностью раскрыты по ходу спектакля всего за каких-то полтора часа времени.
Начнём со стерильности. Действие разворачивается в полевых госпиталях, где военные медики борются за жизни воинов. Все герои-врачи одеты в белое, палатки, где проходят операции, тоже белого цвета. И, конечно же, всё стерильно, ведь за этим очень следит Ступаков Иван Алексеевич (К.М. Юдаев), один из главных героев и в то же время антигероев спектакля. Его дочь, девятнадцатилетняя Вера Ступакова (А.В. Шишкина), простая и честная молодая девушка, которой слишком рано пришлось повзрослеть из-за нагрянувшей страшной войны. Теперь она медсестра в госпитале и каждый день пытается сделать всё возможное, чтобы помочь раненым. Но возраст берёт своё, и Вера, конечно же, влюбляется в лейтенанта-разведчика Савинова Владимира Тарасовича (М.Н. Хрусталёв). Чистота и невинность — ведь только такой и должна быть первая любовь.
Символы мира и веры здесь переплетены, ведь если в то сложное время люди порой только и держались, благодаря вере, то непременно вере в скорейший мир. В узком и широком смысле этого короткого, но такого желанного слова. Хотелось как можно скорее услышать его по радио, а также обрести его внутри себя, в своей душе. Герой Константина Юдаева тоже мечтал, чтобы всё скорее наладилось, а для этого надо как минимум сберечь свою дочь любыми средствами. Защитить её от всех невзгод, пусть через жёсткие запреты — да и ценой жизней других людей. Ведь цель оправдывает средства? И если есть понятие «я же мать», то должно быть и аналогичное «я же отец»? А зритель смотрит на происходящее на сцене и оценивают с высоты своего накопленного жизненного опыта поступки героя. Можно ли его оправдать или, действительно, «война хорошего человека делает лучше, а дурного хуже»?
Ощущение пустоты приходит за время просмотра спектакля «Белая палатка» не один раз. Сначала холодок подкрадывается, когда майор медслужбы Киреева Анна Ильинична (А.И. Охлупина), а в жизни – мудрая и добрая женщина средних лет, не может сгладить мрачный настрой своего начальника. Её обворожительная и тёплая улыбка, казалось, растопила все сердца в зрительном зале, но только не то, которое требовалось. Затем пустота подкралась после героического подвига… А в самом конце спектакля, когда полупрозрачным занавесом, за которым остались все в белом, словно в вакууме, героев отделили друг от друга, становится понятным, что этих людей уже нет, а на их месте лишь звенящая пустота.
А те, кто выжил, волею судеб всё же встретились. Но вот простили ли они друг друга? Создатели спектакля не дают однозначного ответа на этот вопрос, предлагая каждому зрителю пищу для размышления. История о выборе и цене выбора завершается искренними слезами то ли Веры Ступаковой, то ли самой Анны Шишкиной. А когда во время поклона актёров зажигается свет, видно, что с платочками у глаз стоят практически все зрители.
Светлана Игнатова, Musecube, 14.06.2025
Государственный академический Малый театр (сцена на Большой Ордынке) к восьмидесятилетней годовщине Победы в Великой Отечественной войне поставил спектакль «Белая палатка» по одноименной пьесе Ивана Стаднюка. Камерная сцена небольшого зала, в её центре — белое дерево, которое широко раскинуло свои ветви, словно пытаясь ими обнять и пожалеть героев. Оно так и стремится пригреть всех людей с их нелёгкими судьбами под своей кроной. Хотя дереву самому нужна помощь, ведь листвы на нём нет, а его ствол и стебли обёрнуты бинтами, будто кровоточащие раны. Вот такой образ, символизирующий израненные души всех тех, кто героически сражался на фронте с 1941 по 1945 годы.
Но не только дерево будет белого цвета, а и всё, что его окружает: реквизит, мебель, одежда героев. Кажется, что режиссёр-постановщик Ирина Михайленко неспроста обратилась к этому символу стерильности, чистоты, невинности, мира и пустоты. А ещё цветы белого цвета часто используют для религиозных мероприятий и преподносят в знак надежды на светлые перемены – как символ веры. И все эти глубокие смыслы будут полностью раскрыты по ходу спектакля всего за каких-то полтора часа времени.
Начнём со стерильности. Действие разворачивается в полевых госпиталях, где военные медики борются за жизни воинов. Все герои-врачи одеты в белое, палатки, где проходят операции, тоже белого цвета. И, конечно же, всё стерильно, ведь за этим очень следит Ступаков Иван Алексеевич (К.М. Юдаев), один из главных героев и в то же время антигероев спектакля. Его дочь, девятнадцатилетняя Вера Ступакова (А.В. Шишкина), простая и честная молодая девушка, которой слишком рано пришлось повзрослеть из-за нагрянувшей страшной войны. Теперь она медсестра в госпитале и каждый день пытается сделать всё возможное, чтобы помочь раненым. Но возраст берёт своё, и Вера, конечно же, влюбляется в лейтенанта-разведчика Савинова Владимира Тарасовича (М.Н. Хрусталёв). Чистота и невинность — ведь только такой и должна быть первая любовь.
Символы мира и веры здесь переплетены, ведь если в то сложное время люди порой только и держались, благодаря вере, то непременно вере в скорейший мир. В узком и широком смысле этого короткого, но такого желанного слова. Хотелось как можно скорее услышать его по радио, а также обрести его внутри себя, в своей душе. Герой Константина Юдаева тоже мечтал, чтобы всё скорее наладилось, а для этого надо как минимум сберечь свою дочь любыми средствами. Защитить её от всех невзгод, пусть через жёсткие запреты — да и ценой жизней других людей. Ведь цель оправдывает средства? И если есть понятие «я же мать», то должно быть и аналогичное «я же отец»? А зритель смотрит на происходящее на сцене и оценивают с высоты своего накопленного жизненного опыта поступки героя. Можно ли его оправдать или, действительно, «война хорошего человека делает лучше, а дурного хуже»?
Ощущение пустоты приходит за время просмотра спектакля «Белая палатка» не один раз. Сначала холодок подкрадывается, когда майор медслужбы Киреева Анна Ильинична (А.И. Охлупина), а в жизни – мудрая и добрая женщина средних лет, не может сгладить мрачный настрой своего начальника. Её обворожительная и тёплая улыбка, казалось, растопила все сердца в зрительном зале, но только не то, которое требовалось. Затем пустота подкралась после героического подвига… А в самом конце спектакля, когда полупрозрачным занавесом, за которым остались все в белом, словно в вакууме, героев отделили друг от друга, становится понятным, что этих людей уже нет, а на их месте лишь звенящая пустота.
А те, кто выжил, волею судеб всё же встретились. Но вот простили ли они друг друга? Создатели спектакля не дают однозначного ответа на этот вопрос, предлагая каждому зрителю пищу для размышления. История о выборе и цене выбора завершается искренними слезами то ли Веры Ступаковой, то ли самой Анны Шишкиной. А когда во время поклона актёров зажигается свет, видно, что с платочками у глаз стоят практически все зрители.
Светлана Игнатова, Musecube, 14.06.2025