Новости

«Листая старые подшивки» ВОСЬМАЯ «ПРАВДА» СЕРГЕЯ ЖЕНОВАЧА

«Листая старые подшивки»

ВОСЬМАЯ «ПРАВДА» СЕРГЕЯ ЖЕНОВАЧА

27 декабря на основной сцене Малого театра будет сыграна премьера «Правда — хорошо, а счастье лучше». Еще один Островский в Доме Островского. Спектакль, однако, ожидается не рядовой. Вторая встреча режиссера Сергея Женовача и сценографа Александра Боровского с бархатно-позолоченным народным достоянием, судя по предыдущему «Горю от ума», обещает быть увлекательной.

Четыре с половиной года назад Сергей Женовач, возглавлявший тогда Театр на Малой Бронной, вместе с группой артистов вынужден был его покинуть под давлением облеченного полной властью директора театра Ильи Когана (похожая история разворачивается сегодня на Бронной со сменившим Женовача на посту главрежа Андреем Житинкиным, постановщиком совсем иного стиля и нрава, что, тем не менее, не уберегло и его от директорских интриг). С той поры исчезли из репертуара пять спектаклей, а Женовач лишен возможности работать со своей командой, в которую входили очень хорошие артисты — Ирина Розанова, Надежда Маркина, Сергей Тарамаев, Сергей Баталов, Геннадий Назаров, много снимающиеся в кино, а на сцене теперь почти не играющие.

После всех этих невеселых событий Малый театр пригласил Женовача, тяготеющего к русской классике, на постановку «Горя от ума», и тот, расправившись с навязчивыми пафосными штампами, сочувственно, просто и современно рассказал грибоедовскую историю любви, разлуки и предательства. Спектакль, в котором роль Фамусова — лучшее за многие годы актерское создание Юрия Соломина, третий сезон пользуется очевидным успехом у публики.

Теперь же нас ожидает встреча с Островским в неотменимом контексте увесистой истории постановок этого драматурга на некогда императорских подмостках. Похоже, можно смело вести речь о «новой жизни традиции». Сам Сергей Женовач размышляет об этом так:

«Здесь возникла ситуация, с которой я до встречи с Малым театром не сталкивался. Приходится ставить пьесу Островского, неминуемо учитывая опыт постановок ее в этих стенах. Это, конечно, не только исторический экскурс. Накладывается определенный отпечаток на работу, отчего возникает несколько иной подход к репетициям. Наша постановка «Правды — хорошо», как, впрочем, и «Горя от ума» — восьмая по счету. Мы сами входим в исторический контекст: продолжая – добавляем».

Помимо признанных мастеров Малого театра, замечательных Людмилы Поляковой, Евгении Глушенко, Василия Бочкарева и других, в спектакле занято молодое поколение — Ирина Леонова и Глеб Подгородинский, ведущая пара «Горя от ума». За этим скрыта обаятельная внутритеатральная игра. Дело в том, что, сочиняя своего молодого героя Платона, Островский имел в виду Чацкого; он сам об этом упоминал. Конечно, это только отзвуки грибоедовского образа, не без доброго юмора, но ни в коем случае не пародия. А Поликсена, конечно, чуточку Софья. Так что, надеюсь, у нас получатся такие вот замоскворецкие Чацкий и Софья.

Если раньше сюжет «Правды — хорошо» упорно разворачивали под углом столкновения «темного царства» и подрастающего демократического поколения, то сегодня пьеса открывается своей наивностью, душевностью, ясностью, щемящей тоской, какой-то потаенной прелестью. Пьесы ведь тоже движутся, живут во времени.

У Островского есть масса пьес ярких, броских, которые тебя потрясают и захватывают с первых строк, как «Бесприданница», как «Горячее сердце» или «Гроза». А есть пьесы-Золушки, как «Правда — хорошо», которые на себя не очень-то и обращают внимание. Однако при внешней неэффектности они постепенно раскрываются теми качествами, которых у броских пьес или поменьше, или нет вовсе.

Время сейчас такое динамичное, что театры любят из длинных названий делать короткие, например, «На всякого мудреца довольно простоты» урезается до «Мудреца». Но лично мне нравятся старые московские неспешные заглавия, как «Правда — хорошо, а счастье лучше». Не только потому, что это пословица, не только потому, что это длинно, а я тяготею ко всему длинному, но и потому, что в этих словах есть утверждение, но нет противопоставления. Ведь правда — это действительно хорошо, и жить по правде — единственно верно, но существуют вещи, которые находятся выше чувства правды: состояние души, гармония с собой, счастливые минуты... В этом названии нет тенденциозности, но есть приглашение к разговору. Так что – «Правда — хорошо, а счастье лучше»!

Мария ХАЛИЗЕВА
«Вечерний клуб», 26.12.2002

Дата публикации: 28.09.2005
«Листая старые подшивки»

ВОСЬМАЯ «ПРАВДА» СЕРГЕЯ ЖЕНОВАЧА

27 декабря на основной сцене Малого театра будет сыграна премьера «Правда — хорошо, а счастье лучше». Еще один Островский в Доме Островского. Спектакль, однако, ожидается не рядовой. Вторая встреча режиссера Сергея Женовача и сценографа Александра Боровского с бархатно-позолоченным народным достоянием, судя по предыдущему «Горю от ума», обещает быть увлекательной.

Четыре с половиной года назад Сергей Женовач, возглавлявший тогда Театр на Малой Бронной, вместе с группой артистов вынужден был его покинуть под давлением облеченного полной властью директора театра Ильи Когана (похожая история разворачивается сегодня на Бронной со сменившим Женовача на посту главрежа Андреем Житинкиным, постановщиком совсем иного стиля и нрава, что, тем не менее, не уберегло и его от директорских интриг). С той поры исчезли из репертуара пять спектаклей, а Женовач лишен возможности работать со своей командой, в которую входили очень хорошие артисты — Ирина Розанова, Надежда Маркина, Сергей Тарамаев, Сергей Баталов, Геннадий Назаров, много снимающиеся в кино, а на сцене теперь почти не играющие.

После всех этих невеселых событий Малый театр пригласил Женовача, тяготеющего к русской классике, на постановку «Горя от ума», и тот, расправившись с навязчивыми пафосными штампами, сочувственно, просто и современно рассказал грибоедовскую историю любви, разлуки и предательства. Спектакль, в котором роль Фамусова — лучшее за многие годы актерское создание Юрия Соломина, третий сезон пользуется очевидным успехом у публики.

Теперь же нас ожидает встреча с Островским в неотменимом контексте увесистой истории постановок этого драматурга на некогда императорских подмостках. Похоже, можно смело вести речь о «новой жизни традиции». Сам Сергей Женовач размышляет об этом так:

«Здесь возникла ситуация, с которой я до встречи с Малым театром не сталкивался. Приходится ставить пьесу Островского, неминуемо учитывая опыт постановок ее в этих стенах. Это, конечно, не только исторический экскурс. Накладывается определенный отпечаток на работу, отчего возникает несколько иной подход к репетициям. Наша постановка «Правды — хорошо», как, впрочем, и «Горя от ума» — восьмая по счету. Мы сами входим в исторический контекст: продолжая – добавляем».

Помимо признанных мастеров Малого театра, замечательных Людмилы Поляковой, Евгении Глушенко, Василия Бочкарева и других, в спектакле занято молодое поколение — Ирина Леонова и Глеб Подгородинский, ведущая пара «Горя от ума». За этим скрыта обаятельная внутритеатральная игра. Дело в том, что, сочиняя своего молодого героя Платона, Островский имел в виду Чацкого; он сам об этом упоминал. Конечно, это только отзвуки грибоедовского образа, не без доброго юмора, но ни в коем случае не пародия. А Поликсена, конечно, чуточку Софья. Так что, надеюсь, у нас получатся такие вот замоскворецкие Чацкий и Софья.

Если раньше сюжет «Правды — хорошо» упорно разворачивали под углом столкновения «темного царства» и подрастающего демократического поколения, то сегодня пьеса открывается своей наивностью, душевностью, ясностью, щемящей тоской, какой-то потаенной прелестью. Пьесы ведь тоже движутся, живут во времени.

У Островского есть масса пьес ярких, броских, которые тебя потрясают и захватывают с первых строк, как «Бесприданница», как «Горячее сердце» или «Гроза». А есть пьесы-Золушки, как «Правда — хорошо», которые на себя не очень-то и обращают внимание. Однако при внешней неэффектности они постепенно раскрываются теми качествами, которых у броских пьес или поменьше, или нет вовсе.

Время сейчас такое динамичное, что театры любят из длинных названий делать короткие, например, «На всякого мудреца довольно простоты» урезается до «Мудреца». Но лично мне нравятся старые московские неспешные заглавия, как «Правда — хорошо, а счастье лучше». Не только потому, что это пословица, не только потому, что это длинно, а я тяготею ко всему длинному, но и потому, что в этих словах есть утверждение, но нет противопоставления. Ведь правда — это действительно хорошо, и жить по правде — единственно верно, но существуют вещи, которые находятся выше чувства правды: состояние души, гармония с собой, счастливые минуты... В этом названии нет тенденциозности, но есть приглашение к разговору. Так что – «Правда — хорошо, а счастье лучше»!

Мария ХАЛИЗЕВА
«Вечерний клуб», 26.12.2002

Дата публикации: 28.09.2005