Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» ГАСТРОЛИ МАЛОГО ТЕАТРА

Гастроли Малого театра

Юрий Мефодиевич Соломин постулирует: «В нашем репертуаре русская классика превалирует. И актеры говорят на великолепном русском языке. Многие иностранцы приходят в Малый театр, чтобы научиться правильно говорить по-русски».

Малый театр славен не только правильной русской речью, но и правильно – и вкусно – изложенными хрестоматийными сюжетами. И вслед за Тургеневым, возвестившим о прекрасном и могучем русском языке, творцы Малого театра взывают: посмотрите, как хороши и свежи наши классики (наше наследие). Для чего в Петербург на гастроли привозят Грибоедова, Островского, Чехова. Для некой остроты к отечественному наследию добавлено наследие французское в лице Мольера.

Итак, Грибоедов – «Горе от ума». Для Малого театра это особая пьеса, а как иначе, если за последние сто лет ее поставили здесь в седьмой раз. На этот раз за интерпретацию взаимоотношений Чацкого и семейства Фамусовых взялся Сергей Женовач, режиссер, отнюдь не тяготеющий к исследованию глубин подсознания и метафизических высот или выстраиванию режиссерских концепций на сцене.

К слову сказать, нынешние гастроли Малого театра в Петербурге можно было бы назвать «смотром Женовача»: из пяти спектаклей три – его рук и ума дело. И все они отнюдь не напоминают музейные раритеты, с которых только что пыль смахивать метелкой, а совсем напротив – полны радости бытия.

Мир Женовача наполнен самыми разными приметами быта – ночным фарфоровым сосудом, выносимым старичком-слугой из комнаты вальяжного барина Фамусова, теплой печкой, у которой так сладко прикорнул Чацкий, сочными яблоками, которые без устали с хрустом раскусывают герои Островского. Третью постановку Женовача в Малом театре – мольеровского «Мнимого больного» еще никто не видел (на питерских гастролях театр покажет совсем свежую премьеру, и известно лишь, кто в главных ролях: Василий Бочкарев, Людмила Титова, Евгения Глушенко). Но, верно, и она будет полна милых бытовых подробностей и жизнелюбия – собственно, как ее и написал смертельно больной комедиограф.

В обеих комедиях, что в «Горе от ума» Грибоедова, что в «Правда – хорошо, а счастье – лучше» Островского, главные герои Женовача (и Чацкого и бедного правдолюбца Платона играет невзрачный и тихий Глеб Подгородский, однажды в антрепризе сыгравший тишайшего Алешу Карамазова, и этим все сказано) не столько воюют с темным царством, сколько погружаются в чужой им семейный «кроличий» мир, где главная забота – покушать, поспать и, по возможности, продолжить свой род. И антагонисты этих правдолюбцев вовсе не злодеи, а вполне симпатичные люди – и хлопотливый живчик Фамусов Юрия Соломина, любитель потискать служанок по углам, и купцы – охранители своей домостроевской правды.

О том же – в этом течении жизни русской не сегодня все заведено, не завтра кончится, и не нам этот порядок изменить – и другой спектакль по Островскому – «На всякого мудреца довольно простоты», на этот раз в постановке Владимира Бейлиса. И здесь актерское раздолье. Как «оттягиваются» – с размахом, с вальяжностью императорских артистов – Элина Быстрицкая, Виктор Коршунов, Ирина Муравьева, играющие не главных, но «рельефных» персонажей одной из лучших комедий Островского.

В противовес шумному московскому миру – тихая история дома сестер Прозоровых, о Москве только мечтающих.

Здесь, как и у Женовача, все чинно и благородно: красивый классический павильон с исторически достоверными интерьерами, старинные сундуки и затейливые ширмочки, а на заднем плане – радующая глаз березовая роща. И постановщик спектакля Юрий Соломин не самовыражается за счет Чехова, а ставит так, как доктор прописал – ясно и внятно.

Кредо нынешнего Малого театра определил Женовач: самое важное в современном театре – «увидеть в произведении свет и сделать спектакль светло и чисто. Не о том, как тяжко и трудно прожить жизнь... это мы и сами понимаем. А театр для того, наверно, и существует, чтобы показать, что за плохим последует хорошее, чтобы за хорошим принимать спокойно плохое. Театр – как стекло, через которое смотришь на мир. Если оно будет пыльное и грязное, то и мир будет пыльным и грязным».

Елена Боброва

21 – 30.09 – АБДТ им. Г.А. Товстоногова.

«Freetime»

Дата публикации: 26.09.2005
Гастроли Малого театра

Юрий Мефодиевич Соломин постулирует: «В нашем репертуаре русская классика превалирует. И актеры говорят на великолепном русском языке. Многие иностранцы приходят в Малый театр, чтобы научиться правильно говорить по-русски».

Малый театр славен не только правильной русской речью, но и правильно – и вкусно – изложенными хрестоматийными сюжетами. И вслед за Тургеневым, возвестившим о прекрасном и могучем русском языке, творцы Малого театра взывают: посмотрите, как хороши и свежи наши классики (наше наследие). Для чего в Петербург на гастроли привозят Грибоедова, Островского, Чехова. Для некой остроты к отечественному наследию добавлено наследие французское в лице Мольера.

Итак, Грибоедов – «Горе от ума». Для Малого театра это особая пьеса, а как иначе, если за последние сто лет ее поставили здесь в седьмой раз. На этот раз за интерпретацию взаимоотношений Чацкого и семейства Фамусовых взялся Сергей Женовач, режиссер, отнюдь не тяготеющий к исследованию глубин подсознания и метафизических высот или выстраиванию режиссерских концепций на сцене.

К слову сказать, нынешние гастроли Малого театра в Петербурге можно было бы назвать «смотром Женовача»: из пяти спектаклей три – его рук и ума дело. И все они отнюдь не напоминают музейные раритеты, с которых только что пыль смахивать метелкой, а совсем напротив – полны радости бытия.

Мир Женовача наполнен самыми разными приметами быта – ночным фарфоровым сосудом, выносимым старичком-слугой из комнаты вальяжного барина Фамусова, теплой печкой, у которой так сладко прикорнул Чацкий, сочными яблоками, которые без устали с хрустом раскусывают герои Островского. Третью постановку Женовача в Малом театре – мольеровского «Мнимого больного» еще никто не видел (на питерских гастролях театр покажет совсем свежую премьеру, и известно лишь, кто в главных ролях: Василий Бочкарев, Людмила Титова, Евгения Глушенко). Но, верно, и она будет полна милых бытовых подробностей и жизнелюбия – собственно, как ее и написал смертельно больной комедиограф.

В обеих комедиях, что в «Горе от ума» Грибоедова, что в «Правда – хорошо, а счастье – лучше» Островского, главные герои Женовача (и Чацкого и бедного правдолюбца Платона играет невзрачный и тихий Глеб Подгородский, однажды в антрепризе сыгравший тишайшего Алешу Карамазова, и этим все сказано) не столько воюют с темным царством, сколько погружаются в чужой им семейный «кроличий» мир, где главная забота – покушать, поспать и, по возможности, продолжить свой род. И антагонисты этих правдолюбцев вовсе не злодеи, а вполне симпатичные люди – и хлопотливый живчик Фамусов Юрия Соломина, любитель потискать служанок по углам, и купцы – охранители своей домостроевской правды.

О том же – в этом течении жизни русской не сегодня все заведено, не завтра кончится, и не нам этот порядок изменить – и другой спектакль по Островскому – «На всякого мудреца довольно простоты», на этот раз в постановке Владимира Бейлиса. И здесь актерское раздолье. Как «оттягиваются» – с размахом, с вальяжностью императорских артистов – Элина Быстрицкая, Виктор Коршунов, Ирина Муравьева, играющие не главных, но «рельефных» персонажей одной из лучших комедий Островского.

В противовес шумному московскому миру – тихая история дома сестер Прозоровых, о Москве только мечтающих.

Здесь, как и у Женовача, все чинно и благородно: красивый классический павильон с исторически достоверными интерьерами, старинные сундуки и затейливые ширмочки, а на заднем плане – радующая глаз березовая роща. И постановщик спектакля Юрий Соломин не самовыражается за счет Чехова, а ставит так, как доктор прописал – ясно и внятно.

Кредо нынешнего Малого театра определил Женовач: самое важное в современном театре – «увидеть в произведении свет и сделать спектакль светло и чисто. Не о том, как тяжко и трудно прожить жизнь... это мы и сами понимаем. А театр для того, наверно, и существует, чтобы показать, что за плохим последует хорошее, чтобы за хорошим принимать спокойно плохое. Театр – как стекло, через которое смотришь на мир. Если оно будет пыльное и грязное, то и мир будет пыльным и грязным».

Елена Боброва

21 – 30.09 – АБДТ им. Г.А. Товстоногова.

«Freetime»

Дата публикации: 26.09.2005