Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

ЭКСКУРСИЯ «МАЛЫЙ ТЕАТР. МОЙ ДОМ – МОЯ СУДЬБА»

В Малом театре открывается Мемориальный кабинет Ю.М. Соломина. 35 лет своей жизни народный артист СССР Ю.М. Соломин посвятил художественному руководству прославленным коллективом, защищая и оберегая старейший национальный театр в России.

Юрия Соломина не стало 11 января 2024 года. Влияние и авторитет нашего художественного руководителя, память о нём живы и будут жить долгие годы. К 90-летию со дня рождения Юрия Мефодьевича Соломина его кабинет, расположенный в историческом здании театра на Театральной площади, решено сделать мемориальным, а сотрудниками Музейно-информационного центра был разработан экскурсионный маршрут «Малый театр. Мой дом – моя судьба».

Путешествие с экскурсоводом по волнам истории, связанной с жизнью и творчеством выдающегося русского актера, капитана, управляющего несколько десятилетий большим кораблем – Малым театром, начнётся в Мемориальном фойе. Затем экскурсионная группа проследует по Новому Щепкинскому и переместится в фойе дирекции, чтобы заглянуть в кабинет, где совсем недавно Ю.М. Соломин проводил время за работой. Здесь все связано друг с другом – антикварная мебель, картины, книги, личные вещи. Каждый предмет хранит атмосферу ушедшего времени, а настольный календарь обрывается на последнем дне жизни Мастера, безусловного лидера, вызывавшего абсолютное восхищение коллег и зрителей.

В рамках экскурсии посетители встретятся с артистами и руководством театра: их воспоминания помогут создать детализированный портрет, подчеркивающий индивидуальные черты Юрия Мефодьевича.

Расписание творческих встреч в рамках экскурсии «Малый театр. Мой дом – моя судьба»:
31 мая – народная артистка России Людмила Титова
7 июня – народный артист России Виктор Низовой
14 июня – заместитель директора по специальным и детским театральным проектам Александра Соломина
21 июня – артисты Владимир Тяптушкин и Анастасия Горячева
28 июня – артисты Алексей Коновалов и Наталья Калинина

Для погружения в атмосферу, царившую в кабинете Юрия Мефодьевича, предлагаем вам прочесть отрывок из книги Веры Максимовой «И это всё о нём» (Москва: Издание Малого театра, серия «Библиотека Малого театра», 2014 г.).


Характер и индивидуальность Соломина ощущаются в том, как выглядит его кабинет в Малом театре. Стоят вещи блистательных эпох – павловские, александровские диваны, кресла и столы. Сияет бронза. Алым пламенем пылает красное дерево. Медово и солнечно светится карельская берёза. А рядом можно видеть предметы обыкновенные, необходимые. Какую-нибудь современную «горку» минской мебельной фабрики, за стёклами которой, однако, – старинное мейсенское стекло, ломоносовский фигурный фарфор. Во всём – художественный беспорядок. Пьесы, которые он часто теряет, сложены на стульях стопками (а то и просто кучей, горой). Очень много подарков и повсюду в больших вазах цветы, которые он щедро раздаривает.
Обжитое «тёплое» помещение, скорее домашнее, а не рабочее, в сравнении с холодноватой пустотой, стерильностью, строгим регламентом того же кабинета во времена Царёва. (Неизменно пустой длинный стол был поставлен перпендикулярно стене. Стулья с зелёной кожаной обивкой и медными гвоздиками выстраивались в две параллельные шеренги.) Тогда в просторной комнате с высоко поднятыми над полом окнами на Театральную площадь было торжественно и парадно. В кабинет допускались далеко не все и в строгую очередь. Кажется, и предварительная запись была. Низкий, с хрипотцой голос секретарши Царёва – Адель Яковлевны, её бесстрастную светскую любезность знала театральная Москва.
К Соломину на приём попасть легко. В нём самом, как и в его кабинете, – простота доступности. Он из тех, у кого можно попросить, не унижаясь. Случается, что он отказывает в мелочах, не дослушав, не вникнув, но никогда – в серьёзном, необходимом человеку.
С ним неопасно откровенничать. Он не перескажет и не предаст, как зачастую практикуют театральные сплетники-мужчины.
«Вот эти стены в кабинете, где я сегодня сижу... Они всегда были тёмно-оливкового цвета. И двери были точно такие, как сейчас, – белые с золотой лепниной. Почему я должен перекрашивать их? Ведь это память!.. От этого свет и воздух у нас особенные, таких больше нигде нет. Почему сегодня всё это нужно менять? Сбивать лепнину, убирать кресла красного бархата в зале, который противники Малого с презрением называют "имперским"? Не нравится наш занавес?.. И вместо алого я должен повесить голубой в крапинку или полосочку?..
Во время очередного ремонта мы специально заботимся о том, чтобы сохранить фактуру интерьеров, арки и арочки второго этажа, главные цвета нашего Дома: алый, белый, золотой – в зрительном зале, жёлтый – наружных стен, тёмно-синий – в Ермоловском фойе и вот этот, оливковый, в кабинете. Малый театр крепок и вечен потому, что остаётся верен себе».


Дата публикации: 30.04.2025

В Малом театре открывается Мемориальный кабинет Ю.М. Соломина. 35 лет своей жизни народный артист СССР Ю.М. Соломин посвятил художественному руководству прославленным коллективом, защищая и оберегая старейший национальный театр в России.

Юрия Соломина не стало 11 января 2024 года. Влияние и авторитет нашего художественного руководителя, память о нём живы и будут жить долгие годы. К 90-летию со дня рождения Юрия Мефодьевича Соломина его кабинет, расположенный в историческом здании театра на Театральной площади, решено сделать мемориальным, а сотрудниками Музейно-информационного центра был разработан экскурсионный маршрут «Малый театр. Мой дом – моя судьба».

Путешествие с экскурсоводом по волнам истории, связанной с жизнью и творчеством выдающегося русского актера, капитана, управляющего несколько десятилетий большим кораблем – Малым театром, начнётся в Мемориальном фойе. Затем экскурсионная группа проследует по Новому Щепкинскому и переместится в фойе дирекции, чтобы заглянуть в кабинет, где совсем недавно Ю.М. Соломин проводил время за работой. Здесь все связано друг с другом – антикварная мебель, картины, книги, личные вещи. Каждый предмет хранит атмосферу ушедшего времени, а настольный календарь обрывается на последнем дне жизни Мастера, безусловного лидера, вызывавшего абсолютное восхищение коллег и зрителей.

В рамках экскурсии посетители встретятся с артистами и руководством театра: их воспоминания помогут создать детализированный портрет, подчеркивающий индивидуальные черты Юрия Мефодьевича.

Расписание творческих встреч в рамках экскурсии «Малый театр. Мой дом – моя судьба»:
31 мая – народная артистка России Людмила Титова
7 июня – народный артист России Виктор Низовой
14 июня – заместитель директора по специальным и детским театральным проектам Александра Соломина
21 июня – артисты Владимир Тяптушкин и Анастасия Горячева
28 июня – артисты Алексей Коновалов и Наталья Калинина

Для погружения в атмосферу, царившую в кабинете Юрия Мефодьевича, предлагаем вам прочесть отрывок из книги Веры Максимовой «И это всё о нём» (Москва: Издание Малого театра, серия «Библиотека Малого театра», 2014 г.).


Характер и индивидуальность Соломина ощущаются в том, как выглядит его кабинет в Малом театре. Стоят вещи блистательных эпох – павловские, александровские диваны, кресла и столы. Сияет бронза. Алым пламенем пылает красное дерево. Медово и солнечно светится карельская берёза. А рядом можно видеть предметы обыкновенные, необходимые. Какую-нибудь современную «горку» минской мебельной фабрики, за стёклами которой, однако, – старинное мейсенское стекло, ломоносовский фигурный фарфор. Во всём – художественный беспорядок. Пьесы, которые он часто теряет, сложены на стульях стопками (а то и просто кучей, горой). Очень много подарков и повсюду в больших вазах цветы, которые он щедро раздаривает.
Обжитое «тёплое» помещение, скорее домашнее, а не рабочее, в сравнении с холодноватой пустотой, стерильностью, строгим регламентом того же кабинета во времена Царёва. (Неизменно пустой длинный стол был поставлен перпендикулярно стене. Стулья с зелёной кожаной обивкой и медными гвоздиками выстраивались в две параллельные шеренги.) Тогда в просторной комнате с высоко поднятыми над полом окнами на Театральную площадь было торжественно и парадно. В кабинет допускались далеко не все и в строгую очередь. Кажется, и предварительная запись была. Низкий, с хрипотцой голос секретарши Царёва – Адель Яковлевны, её бесстрастную светскую любезность знала театральная Москва.
К Соломину на приём попасть легко. В нём самом, как и в его кабинете, – простота доступности. Он из тех, у кого можно попросить, не унижаясь. Случается, что он отказывает в мелочах, не дослушав, не вникнув, но никогда – в серьёзном, необходимом человеку.
С ним неопасно откровенничать. Он не перескажет и не предаст, как зачастую практикуют театральные сплетники-мужчины.
«Вот эти стены в кабинете, где я сегодня сижу... Они всегда были тёмно-оливкового цвета. И двери были точно такие, как сейчас, – белые с золотой лепниной. Почему я должен перекрашивать их? Ведь это память!.. От этого свет и воздух у нас особенные, таких больше нигде нет. Почему сегодня всё это нужно менять? Сбивать лепнину, убирать кресла красного бархата в зале, который противники Малого с презрением называют "имперским"? Не нравится наш занавес?.. И вместо алого я должен повесить голубой в крапинку или полосочку?..
Во время очередного ремонта мы специально заботимся о том, чтобы сохранить фактуру интерьеров, арки и арочки второго этажа, главные цвета нашего Дома: алый, белый, золотой – в зрительном зале, жёлтый – наружных стен, тёмно-синий – в Ермоловском фойе и вот этот, оливковый, в кабинете. Малый театр крепок и вечен потому, что остаётся верен себе».


Дата публикации: 30.04.2025