Новости

«БЕСПРИДАННИЦА». ТАК УМЕЕТ ОТКРЫВАТЬ СЕЗОН ТОЛЬКО МАЛЫЙ ТЕАТР!

«Бесприданница» в постановке А. Вельмакина на сцене Малого театра. Что может быть больше визитной карточкой Малого театра, как не аншлаговый спектакль А.Н. Островского — отца и вдохновителя театра?!

Тацит сказал: «Я изучаю не эпоху, а явление». Великий Юрий Соломин, стяжавший славу первооткрывателя актёров и режиссеров, придерживался в своём творчестве того же мнения, и нависал из космоса над эпохой. Юрия Мефодьевича с нами уже нет, но качество и уровень творческого мастерства его детища продолжает вызывать трепет и восхищение.

В своей пьесе «Бесприданница!» 1878 года о жизни и быте «купеческой старины» пореформенной поры выдающийся драматург в очередной раз продемонстрировал своё искусство владения русским языком. В этом с ним может поспорить ещё только Николай Лесков — в знании диалектов всех страт купеческого сословия: от первой гильдии до перекати-поле, главных движущих сил русского капитализма. Гениальность актёров Малого театра — умение виртуозно донести эту речь.

А.Н. Островский учил языки всю жизнь. Помимо диалектов русского, с юности и молодости он знал греческий, латынь, английский, французский, немецкий, а в зрелом возрасте изучал итальянский и испанский. Я всегда задавался вопросом: Островский, зачем тебе испанский язык?! Ответ был прост: чем больше языков знает человек, тем шире его творческие горизонты

В знании жизни своей эпохи драматургу не было равных. Маленький волжский городок Бряхимов вроде Васильсурска — мифическая бывшая столица Волжско-Камской Булгарии Биляр, где разворачиваются события «Бесприданницы», предстаёт перед нами как шкатулка с драгоценностями «старого режима». Это бытописание жизни провинции, где как через микроскоп мы рассматриваем человеческие взаимоотношения всей России, блистательно нам преподнесено на сцене, передано современным и вечным театральным языком.

Малый театр всегда отличался от других одной важной особенностью: умением подбирать актёрский состав и находить режиссёров, понимающих толк в постановках Островского. Я бы добавил: вообще режиссёров, знакомых с работой в репертуаром Малого.

Не всяких режиссёр знает в пьесах Малого толк, они специфичны. Таких режиссёров всегда было мало, они были на вес золота. Но, как говорит Карандышев из пьесы, «не всё то золото, что блестит». Малый никогда не совершал ошибок, и его золото всегда блестело.

Как этого достигает Малый — одному Богу известно. Но даже те «Бесприданницы», которых я видел на сцене театра, привезённые из разных национальных окраин великой страны, всегда соответствовали уровню театра.

Юрий Мефодьевич рассказывал мне, что посылал гонцов смотреть постановки пьес в разные города и веси — театры Воронежа, Орла, Ярославля и другие, где ставили репертуар Малого театра, и затем, пройдя жёсткий кастинг, молодые постановщики приглашались талантливым худруком в Москву.

Просмотр «Бесприданницы» вчера — премьерного спектакля театра в новом сезоне, оставил сильное впечатление по двум причинам: во-первых, новизна и актуальность постановки, во-вторых, абсолютно новое прочтение хорошо знакомого текста. Это как молодое вино, залитое в старые меха.

Начну со второго. Талантливый режиссер Александр Вельмакин справедливо и своевременно поставил в идеологеме новой постановки акцент не на трагедии общественных отношений, а на вечной проблеме — трагизме родителя, теряющего на своих глазах последнее дитя. Притом, что сделать что-то для её спасения мать не имеет ни сил, ни времени, ни ресурсов.

Старшую дочь на полустанке зарезал кавказский офицер, вторая пострадала от коллизии с мужем-иностранцем, который оказался русским шулером. Третья, любимая дочь Лариса Дмитриевна, оказалась в цепких лапах не Мефистофеля, а современного проходимца, имеющего флёр успешного бонвивана и прожигателя жизни.

Уверяю вас, его лёгкая жизнь закончится в тот момент, как только он переступит порог дома золотопромышленника, руки дочери которого он просит ради 500 тысяч золотом. Паратов будет там ходить не просто по струнке, но порхать как мотылек от одного источника света к другому, теряя силы, здоровье, молодость и возможно интерес к жизни.

Иначе читать его поведение — поведение камикадзе, идущего на верную погибель, невозможно. Погубить невинную душу может только друг Фауста, который время от времени превращается в черного пуделя.

Пьеса сделана настолько профессионально, что обсуждать нюансы было бы нелепо и неуместно. Достаточно сказать, что всё в ней — от сценографии до работы со светом и звуком, не говоря уже об актёрах — вызывает должное уважение и преклонение.

Что касается лаконизма декораций (перед нами всего две картины) — это ещё одна находка, которую стоит подчеркнуть. Такой лаконизм позволяет зрителю сосредоточиться на самом тексте, а значит, и на игре актёров.

Состав исполнителей производит очень сильное впечатление. Пожалуй, о каждом, прежде всего об А. Охлуниной в роли Огудаловой, можно говорить отдельно и обстоятельно. Но хочется сказать о том, что режиссёр был прав в своём выборе актёров Мокия Парменыча, Ларисы Дмитриевны, Сергея Сергеевича и остальных, включая Робинзона. Они не просто на своём месте, а исполняют роли архетипично, образцово-показательно.

И всё же не могу не позволить себе как старожилу и завсегдатаю Малого театра не отметить одну роль особо. Это роль Карандышева в исполнении С. Сошникова.
Все, кто знает пьесу, подтвердят, что это самая сложная роль. Это не подлец, не негодяй, а честный и порядочный человек, которого его среда делает не просто мерзавцем, а убийцей. Ведь он восстаёт против среды и настоятельно требует права голоса, чтобы его услышали. Но заставить услышать людей, у которых тампоны из денежных купюр в ушах, невозможно. Он для них не существует, он является бредом в реальной обстановке, и они хотят от него отделаться как можно быстрее, потому что герой своим резонерством и назидательностью оскорбляет их «высокие вкусы».

А вот мерзавец, негодяй, дерзкий циник и, по сути, пустышка — Паратов (Д. Кривошеев), ими принят и взлелеян. Они будут и дальше делать всё, что Паратов попросит, даже если он будет полный банкрот — он их единомышленник, кровный брат, а в цеху «своих» не бросают. Они даже готовы поступиться в какой-то момент мизерной суммой, чтобы потом вместе с ним наварить в 10 раз… Работа Кривошеева впервые показала мне высшую степень цинизма и жестокости, с которой Паратов умышленно обрекает Ларису на смерть.

Актуальность и новаторство постановки Малого театра состоит также в том, что авторы пьесы не захотели проводить параллели и делать аллюзии на сегодняшнюю действительность — в этом нет необходимости, а то, как была показана трагедия матери. Заметьте, как кончается пьеса — это реквием по материнской любви. Ставится вопрос о том, что делать бедным родителям с детьми, которые любят ничтожество, губящее их детей, если они с этим ничего не могут поделать.
А.Н. Островский писал драму «Бесприданницу» с 1874 по 1878 годы, дольше, чем любую другую пьесу. Она впервые вышла на сцене главного театра России в 1878 году с высочайшего соизволения. Эта пьеса и дальше будет оставаться визитной карточкой Малого театра уже потому, что написана так, что даже по прошествии 200 лет заставляет содрогаться наши сердца и вызывает истинный трепет у зрителей, впечатленных трагедией на сцене.

Премьера Малого театра не просто удалась, но стала ещё одной страницей жизни театра, которому предстоит долгая дорога в искусстве.

Андрес Ландабасо Ангуло, «Э-Вести», 14.09.2024
https://e-vesti.ru/ru/bespridannicza-tak-umeet-otk...


Дата публикации: 28.09.2024

«Бесприданница» в постановке А. Вельмакина на сцене Малого театра. Что может быть больше визитной карточкой Малого театра, как не аншлаговый спектакль А.Н. Островского — отца и вдохновителя театра?!

Тацит сказал: «Я изучаю не эпоху, а явление». Великий Юрий Соломин, стяжавший славу первооткрывателя актёров и режиссеров, придерживался в своём творчестве того же мнения, и нависал из космоса над эпохой. Юрия Мефодьевича с нами уже нет, но качество и уровень творческого мастерства его детища продолжает вызывать трепет и восхищение.

В своей пьесе «Бесприданница!» 1878 года о жизни и быте «купеческой старины» пореформенной поры выдающийся драматург в очередной раз продемонстрировал своё искусство владения русским языком. В этом с ним может поспорить ещё только Николай Лесков — в знании диалектов всех страт купеческого сословия: от первой гильдии до перекати-поле, главных движущих сил русского капитализма. Гениальность актёров Малого театра — умение виртуозно донести эту речь.

А.Н. Островский учил языки всю жизнь. Помимо диалектов русского, с юности и молодости он знал греческий, латынь, английский, французский, немецкий, а в зрелом возрасте изучал итальянский и испанский. Я всегда задавался вопросом: Островский, зачем тебе испанский язык?! Ответ был прост: чем больше языков знает человек, тем шире его творческие горизонты

В знании жизни своей эпохи драматургу не было равных. Маленький волжский городок Бряхимов вроде Васильсурска — мифическая бывшая столица Волжско-Камской Булгарии Биляр, где разворачиваются события «Бесприданницы», предстаёт перед нами как шкатулка с драгоценностями «старого режима». Это бытописание жизни провинции, где как через микроскоп мы рассматриваем человеческие взаимоотношения всей России, блистательно нам преподнесено на сцене, передано современным и вечным театральным языком.

Малый театр всегда отличался от других одной важной особенностью: умением подбирать актёрский состав и находить режиссёров, понимающих толк в постановках Островского. Я бы добавил: вообще режиссёров, знакомых с работой в репертуаром Малого.

Не всяких режиссёр знает в пьесах Малого толк, они специфичны. Таких режиссёров всегда было мало, они были на вес золота. Но, как говорит Карандышев из пьесы, «не всё то золото, что блестит». Малый никогда не совершал ошибок, и его золото всегда блестело.

Как этого достигает Малый — одному Богу известно. Но даже те «Бесприданницы», которых я видел на сцене театра, привезённые из разных национальных окраин великой страны, всегда соответствовали уровню театра.

Юрий Мефодьевич рассказывал мне, что посылал гонцов смотреть постановки пьес в разные города и веси — театры Воронежа, Орла, Ярославля и другие, где ставили репертуар Малого театра, и затем, пройдя жёсткий кастинг, молодые постановщики приглашались талантливым худруком в Москву.

Просмотр «Бесприданницы» вчера — премьерного спектакля театра в новом сезоне, оставил сильное впечатление по двум причинам: во-первых, новизна и актуальность постановки, во-вторых, абсолютно новое прочтение хорошо знакомого текста. Это как молодое вино, залитое в старые меха.

Начну со второго. Талантливый режиссер Александр Вельмакин справедливо и своевременно поставил в идеологеме новой постановки акцент не на трагедии общественных отношений, а на вечной проблеме — трагизме родителя, теряющего на своих глазах последнее дитя. Притом, что сделать что-то для её спасения мать не имеет ни сил, ни времени, ни ресурсов.

Старшую дочь на полустанке зарезал кавказский офицер, вторая пострадала от коллизии с мужем-иностранцем, который оказался русским шулером. Третья, любимая дочь Лариса Дмитриевна, оказалась в цепких лапах не Мефистофеля, а современного проходимца, имеющего флёр успешного бонвивана и прожигателя жизни.

Уверяю вас, его лёгкая жизнь закончится в тот момент, как только он переступит порог дома золотопромышленника, руки дочери которого он просит ради 500 тысяч золотом. Паратов будет там ходить не просто по струнке, но порхать как мотылек от одного источника света к другому, теряя силы, здоровье, молодость и возможно интерес к жизни.

Иначе читать его поведение — поведение камикадзе, идущего на верную погибель, невозможно. Погубить невинную душу может только друг Фауста, который время от времени превращается в черного пуделя.

Пьеса сделана настолько профессионально, что обсуждать нюансы было бы нелепо и неуместно. Достаточно сказать, что всё в ней — от сценографии до работы со светом и звуком, не говоря уже об актёрах — вызывает должное уважение и преклонение.

Что касается лаконизма декораций (перед нами всего две картины) — это ещё одна находка, которую стоит подчеркнуть. Такой лаконизм позволяет зрителю сосредоточиться на самом тексте, а значит, и на игре актёров.

Состав исполнителей производит очень сильное впечатление. Пожалуй, о каждом, прежде всего об А. Охлуниной в роли Огудаловой, можно говорить отдельно и обстоятельно. Но хочется сказать о том, что режиссёр был прав в своём выборе актёров Мокия Парменыча, Ларисы Дмитриевны, Сергея Сергеевича и остальных, включая Робинзона. Они не просто на своём месте, а исполняют роли архетипично, образцово-показательно.

И всё же не могу не позволить себе как старожилу и завсегдатаю Малого театра не отметить одну роль особо. Это роль Карандышева в исполнении С. Сошникова.
Все, кто знает пьесу, подтвердят, что это самая сложная роль. Это не подлец, не негодяй, а честный и порядочный человек, которого его среда делает не просто мерзавцем, а убийцей. Ведь он восстаёт против среды и настоятельно требует права голоса, чтобы его услышали. Но заставить услышать людей, у которых тампоны из денежных купюр в ушах, невозможно. Он для них не существует, он является бредом в реальной обстановке, и они хотят от него отделаться как можно быстрее, потому что герой своим резонерством и назидательностью оскорбляет их «высокие вкусы».

А вот мерзавец, негодяй, дерзкий циник и, по сути, пустышка — Паратов (Д. Кривошеев), ими принят и взлелеян. Они будут и дальше делать всё, что Паратов попросит, даже если он будет полный банкрот — он их единомышленник, кровный брат, а в цеху «своих» не бросают. Они даже готовы поступиться в какой-то момент мизерной суммой, чтобы потом вместе с ним наварить в 10 раз… Работа Кривошеева впервые показала мне высшую степень цинизма и жестокости, с которой Паратов умышленно обрекает Ларису на смерть.

Актуальность и новаторство постановки Малого театра состоит также в том, что авторы пьесы не захотели проводить параллели и делать аллюзии на сегодняшнюю действительность — в этом нет необходимости, а то, как была показана трагедия матери. Заметьте, как кончается пьеса — это реквием по материнской любви. Ставится вопрос о том, что делать бедным родителям с детьми, которые любят ничтожество, губящее их детей, если они с этим ничего не могут поделать.
А.Н. Островский писал драму «Бесприданницу» с 1874 по 1878 годы, дольше, чем любую другую пьесу. Она впервые вышла на сцене главного театра России в 1878 году с высочайшего соизволения. Эта пьеса и дальше будет оставаться визитной карточкой Малого театра уже потому, что написана так, что даже по прошествии 200 лет заставляет содрогаться наши сердца и вызывает истинный трепет у зрителей, впечатленных трагедией на сцене.

Премьера Малого театра не просто удалась, но стала ещё одной страницей жизни театра, которому предстоит долгая дорога в искусстве.

Андрес Ландабасо Ангуло, «Э-Вести», 14.09.2024
https://e-vesti.ru/ru/bespridannicza-tak-umeet-otk...


Дата публикации: 28.09.2024