Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«К юбилею Юрия Мефодьевича Соломина» ВЕЛИКИЙ В МАЛОМ

«К юбилею Юрия Мефодьевича Соломина»

ВЕЛИКИЙ В МАЛОМ

Высокое звание «Народный артист СССР», Государственная премия, знаки отличия, профессорское звание, любовь нескольких поколений зрителей, огромная популярность - все это принадлежит Юрию Мефодьевичу Соломину.

Актер, однажды и навсегда связавший свою судьбу с Малым театром, игравший на сцене со многими выдающимися актерами XX века, ученик В.Н. Пашенной, педагог, воспитавший замечательных актеров, многие из которых сегодня работают на сцене Малого театра, режиссер, чье театральное кредо - любовь и уважительное отношение к классическому театральному наследию, общественный деятель, защищающий и отстаивающий ценности отечественной культуры, популярный киноактер, чьи роли стали культовыми в советском кинематографе, - столько граней, но что же главное в творчестве этого замечательного человека? Совсем недавно в одном из интервью Юрий Мефодьевич сказал: «Гордость должна быть и любовь к своей Родине, уважение к своей нации, к своему народу, языку, к своей земле». Вот в этом и есть то самое главное, что определяет человеческую и творческую позицию руководителя прославленного театра, которую он отстаивает на протяжении всей своей жизни.

Никаких легенд о чудесном превращении в сказочного принца, какие частенько рассказывают популярные актеры, Юрий Мефодьевич не создает. Во всех интервью говорит о себе мало, просто и естественно. Родился в Чите, в интеллигентной семье, мама - пианистка, отец - хормейстер. Актером стал потому, что понял - в этом призвание. Однажды в 1949 году увидел фильм, снятый к 125-летию Малого театра, - «Малый театр и его мастера», запомнил адрес - Неглинная, 6, по окончании школы пришел по этому адресу, поступил в Щепкинское училище, по распределению оказался в Малом театре. Кажется, просто и понятно. Но вот важное обстоятельство - увидел фильм... После Великой разрушительной войны у страны хватало средств снять такой фильм, потому что это очень важно - воспитать умного и доброго зрителя. Кстати, в 70-е годы каждое воскресенье по телевидению шли выдающиеся спектакли лучших театров страны. Юрий Мефодьевич пишет: «Для юношей и девушек прежних эпох классический театр значил очень много. Он воспитывал, побуждал к поиску нравственных ориентиров, да и просто служил достойным способом развлечения. Сегодня души молодых дезориентированы, что неудивительно. Нам показывают жестокие западные фильмы и говорят: это демократия! Наше общество такую «демократию» и переняло». И действительно, сегодня в продаже огромный выбор кинопродукции, но можно ли купить кассету с записью замечательных постановок Малого театра, МХАТа, Театра им. Вахтангова, БДТ, часто ли можно увидеть такие постановки на экране телевизора? Проблема, видимо, в том, что это «плохо продается», зато хорошо идет товар в яркой зарубежной упаковке, сдобренный сексом, насилием, пошлостью. Вот и результат: мы воспитываем ущербное поколение, неспособное воспринимать истинные ценности, - они просто недоступны им.

К счастью, Малый театр, руководимый Соломиным, никак нельзя упрекнуть в недостатке внимания к классическому наследию. Классика всегда современна - вот неизменная точка зрения, театральное кредо и даже гражданская позиция Ю.М. Соломина, которую он неизменно отстаивает. Но делать это, к сожалению, становится все труднее и труднее. Что театральный сезон, то в различных театрах появляются постановки с «авторской» трактовкой, «новым видением» классических произведений Чехова, Островского, Гоголя. На кого рассчитаны такие постановки? Прежде всего, на театральных снобов или невежд, на тех, кто не помышляет о том, что же хотел сказать гениальный автор зрителю, на тех, кому важнее внешний эффект, ерничанье, пустое зубоскальство. Вот и выходит, что мы подчас лишаемся возможности увидеть и услышать настоящего Чехова или Островского. А ведь поход в театр - это незаурядное событие для многих, и очень важно, что останется в душе после спектакля, особенно если это неокрепшая, молодая душа.

За консерватизм и упрямое стремление оградиться от модных «прочтений» якобы злободневных пьес Малый театр иногда называют «музеем», вкладывая в это слово нечто закоснелое. К этому упреку Ю.М. Соломин готов: да, музей, в котором сохраняются как драгоценные экспонаты живая русская речь, великая сценическая культура, славные театральные традиции России. Да, Малый театр традиционен, его традиции складывались столетиями, они отражают и защищают национальное самосознание. Чтобы сохранить традиции, их надобно иметь, а это дано далеко не каждому театру. А вот «новое прочтение» гораздо доступнее.

Театральные роли Юрия Мефодьевича Соломина, которые он играет сегодня, - это своеобразный «мастер-класс», как теперь говорится. Почти тридцать лет Ю. Соломин играл царя Федора в пьесе А.Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Многие театральные сезоны Малого начинались именно этим спектаклем. К сожалению, в нынешнем, завершающемся театральном сезоне спектакль не игрался. Хочется верить, что в будущем сезоне спектакль вновь пойдет, ведь он украшает русскую драматическую сцену, является своеобразным рукопожатием актеров старшего и нового поколений, индикатором уровня современных постановок Малого театра. Долгая жизнь этого спектакля определяется во многом участием в нем Ю.М. Соломина, создавшего образ, не раз по достоинству оцененный критикой и зрителем.

Другая, сравнительно недавняя классическая постановка с участием Ю.М. Соломина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, вошла в пору зрелости, и сегодня ясно, что его Фамусов - центральная фигура спектакля не по замыслу режиссера-постановщика, а по уровню актерского мастерства. Фамусов Соломина еще молод, легок, остроумен, ироничен, обаятелен. Это отнюдь не привычно навязываемый литературной критикой «социальный тип московского барина», но заботливый отец, душа общества, острослов, в чем-то конформист. Грибоедовский текст, хорошо знакомый со школьной скамьи, звучит у Соломина свежо, ново, каждая фраза, даже хорошо известная, ставшая поговоркой, воспринимается как открытие, как впервые услышанная. Фамусов отнюдь не банален (есть такой риск в этой роли) - его фразы рождаются в присутствии зрителя как новая мысль, с которой он делится с собеседником. Редко сегодня можно увидеть с концертной эстрады, по телевидению отрывки из спектаклей, сцены, поставленные как концертный номер. Смею предположить, что чтение отрывков из спектакля «Горе от ума» в исполнении Ю.М. Соломина было бы интересным, например, для радиослушателей, столь ярок и остроумен актер в этой роли.

Театрального актера Юрия Соломина мы знаем, возможно, меньше, чем знаменитого киноактера. В этом есть какая-то несправедливость. Ведь театральный Соломин - в целом ряде созданных им на прославленной русской сцене удивительно ярких образов - в Кисельникове, в Сирано, в царе Федоре, в Протасове, Войницком, Тригорине...

Постановки Ю. Соломина - режиссера отличаются бережным, уважительным отношением к драматургическим произведениям, к слову и замыслу автора.

Среди его последних работ «Лес» А.Н. Островского, «Три сестры» А.П. Чехова, «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Режиссер-постановщик как бы растворяется в драматургическом материале, никак не выпячивая собственное «я», всеми театральными средствами пытается донести до зрителя и слово автора, и вкус времени, эпохи, и человеческие отношения. Ведь чем меньше зритель думает во время спектакля о режиссерских изысках, тем режиссер точнее в своей работе и ближе к автору пьесы. Именно так ставит спектакли Ю.М. Соломин. В то же время хорошо читается его режиссерский стиль, в основе которого поиск духовного начала в исполнении ролей. Все постановки Ю.Соломина объединяет одно общее качество - теплота интонаций и доброта, живущая на сцене как особое действующее лицо спектакля, которой так не хватает в наше время. Вот, к примеру, постановка «Таинственного ящика» Каратыгина. Пьеса небольшая, всего лишь водевиль с непритязательным сюжетом о провинциальном актере. Но актеру и режиссеру Ю. Соломину есть что сказать о своем ремесле, об отношении к любимому делу, о людях, горячо и преданно любящих театр. В первых спектаклях Ю. Соломин сам играл роль актера Сен-Феликса, который говорит в пьесе о своих студентах, учениках, кафедре, и зритель понимает, что своих учеников Мастер собрал на прославленной сцене для того, чтобы рассказать о великом достоинстве людей увлеченных, преданных театру, зрителю. Для таких людей театральный костюм дороже дорогого платья, возможность заниматься любимым делом выше преуспевания в обществе, быть в актерской семье - истинное счастье.

Каждая постановка Ю.М.Соломина возвышается до уровня, при котором после спектакля вспоминается не сюжет пьесы, а переживания героев, их тревоги, радости, волнения. Не в этом ли высший смысл театрального действия? Сегодня же нас приучают, в том числе и бесчисленными зарубежными телесериалами, лишь следить за сюжетом, причем на уровне, определяемом набором из десятка глаголов.

Малый театр, руководимый Ю.М. Соломиным, - это сегодня воистину опора и надежда нашей духовной культуры, искусства. Будущее Отечества, его могущество, суверенитет, процветание граждан напрямую зависят от духовного здоровья нации и от того, с каким интеллектуальным и духовным багажом приходят к власти наши руководители. Бездушие, интеллектуальное обнищание, безнравственность способны разрушить любую экономику. И напротив, национальное самосознание, гордость, патриотизм, уважительное отношение к традициям и культурному наследию, языку, всему тому, что воспитывает наш второй университет - Малый театр, способны привести Россию к экономическому развитию и процветанию. «Экономику можно поднять только, если прежде развить науку, образование, медицину и культуру. В этом, на мой взгляд, национальная идея! « - пишет Ю.М. Соломин.

Браво, Юрий Мефодьевич!

В. СОЛОМАТИН
«Патриот», 06.07.2005

Дата публикации: 14.07.2005
«К юбилею Юрия Мефодьевича Соломина»

ВЕЛИКИЙ В МАЛОМ

Высокое звание «Народный артист СССР», Государственная премия, знаки отличия, профессорское звание, любовь нескольких поколений зрителей, огромная популярность - все это принадлежит Юрию Мефодьевичу Соломину.

Актер, однажды и навсегда связавший свою судьбу с Малым театром, игравший на сцене со многими выдающимися актерами XX века, ученик В.Н. Пашенной, педагог, воспитавший замечательных актеров, многие из которых сегодня работают на сцене Малого театра, режиссер, чье театральное кредо - любовь и уважительное отношение к классическому театральному наследию, общественный деятель, защищающий и отстаивающий ценности отечественной культуры, популярный киноактер, чьи роли стали культовыми в советском кинематографе, - столько граней, но что же главное в творчестве этого замечательного человека? Совсем недавно в одном из интервью Юрий Мефодьевич сказал: «Гордость должна быть и любовь к своей Родине, уважение к своей нации, к своему народу, языку, к своей земле». Вот в этом и есть то самое главное, что определяет человеческую и творческую позицию руководителя прославленного театра, которую он отстаивает на протяжении всей своей жизни.

Никаких легенд о чудесном превращении в сказочного принца, какие частенько рассказывают популярные актеры, Юрий Мефодьевич не создает. Во всех интервью говорит о себе мало, просто и естественно. Родился в Чите, в интеллигентной семье, мама - пианистка, отец - хормейстер. Актером стал потому, что понял - в этом призвание. Однажды в 1949 году увидел фильм, снятый к 125-летию Малого театра, - «Малый театр и его мастера», запомнил адрес - Неглинная, 6, по окончании школы пришел по этому адресу, поступил в Щепкинское училище, по распределению оказался в Малом театре. Кажется, просто и понятно. Но вот важное обстоятельство - увидел фильм... После Великой разрушительной войны у страны хватало средств снять такой фильм, потому что это очень важно - воспитать умного и доброго зрителя. Кстати, в 70-е годы каждое воскресенье по телевидению шли выдающиеся спектакли лучших театров страны. Юрий Мефодьевич пишет: «Для юношей и девушек прежних эпох классический театр значил очень много. Он воспитывал, побуждал к поиску нравственных ориентиров, да и просто служил достойным способом развлечения. Сегодня души молодых дезориентированы, что неудивительно. Нам показывают жестокие западные фильмы и говорят: это демократия! Наше общество такую «демократию» и переняло». И действительно, сегодня в продаже огромный выбор кинопродукции, но можно ли купить кассету с записью замечательных постановок Малого театра, МХАТа, Театра им. Вахтангова, БДТ, часто ли можно увидеть такие постановки на экране телевизора? Проблема, видимо, в том, что это «плохо продается», зато хорошо идет товар в яркой зарубежной упаковке, сдобренный сексом, насилием, пошлостью. Вот и результат: мы воспитываем ущербное поколение, неспособное воспринимать истинные ценности, - они просто недоступны им.

К счастью, Малый театр, руководимый Соломиным, никак нельзя упрекнуть в недостатке внимания к классическому наследию. Классика всегда современна - вот неизменная точка зрения, театральное кредо и даже гражданская позиция Ю.М. Соломина, которую он неизменно отстаивает. Но делать это, к сожалению, становится все труднее и труднее. Что театральный сезон, то в различных театрах появляются постановки с «авторской» трактовкой, «новым видением» классических произведений Чехова, Островского, Гоголя. На кого рассчитаны такие постановки? Прежде всего, на театральных снобов или невежд, на тех, кто не помышляет о том, что же хотел сказать гениальный автор зрителю, на тех, кому важнее внешний эффект, ерничанье, пустое зубоскальство. Вот и выходит, что мы подчас лишаемся возможности увидеть и услышать настоящего Чехова или Островского. А ведь поход в театр - это незаурядное событие для многих, и очень важно, что останется в душе после спектакля, особенно если это неокрепшая, молодая душа.

За консерватизм и упрямое стремление оградиться от модных «прочтений» якобы злободневных пьес Малый театр иногда называют «музеем», вкладывая в это слово нечто закоснелое. К этому упреку Ю.М. Соломин готов: да, музей, в котором сохраняются как драгоценные экспонаты живая русская речь, великая сценическая культура, славные театральные традиции России. Да, Малый театр традиционен, его традиции складывались столетиями, они отражают и защищают национальное самосознание. Чтобы сохранить традиции, их надобно иметь, а это дано далеко не каждому театру. А вот «новое прочтение» гораздо доступнее.

Театральные роли Юрия Мефодьевича Соломина, которые он играет сегодня, - это своеобразный «мастер-класс», как теперь говорится. Почти тридцать лет Ю. Соломин играл царя Федора в пьесе А.Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Многие театральные сезоны Малого начинались именно этим спектаклем. К сожалению, в нынешнем, завершающемся театральном сезоне спектакль не игрался. Хочется верить, что в будущем сезоне спектакль вновь пойдет, ведь он украшает русскую драматическую сцену, является своеобразным рукопожатием актеров старшего и нового поколений, индикатором уровня современных постановок Малого театра. Долгая жизнь этого спектакля определяется во многом участием в нем Ю.М. Соломина, создавшего образ, не раз по достоинству оцененный критикой и зрителем.

Другая, сравнительно недавняя классическая постановка с участием Ю.М. Соломина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, вошла в пору зрелости, и сегодня ясно, что его Фамусов - центральная фигура спектакля не по замыслу режиссера-постановщика, а по уровню актерского мастерства. Фамусов Соломина еще молод, легок, остроумен, ироничен, обаятелен. Это отнюдь не привычно навязываемый литературной критикой «социальный тип московского барина», но заботливый отец, душа общества, острослов, в чем-то конформист. Грибоедовский текст, хорошо знакомый со школьной скамьи, звучит у Соломина свежо, ново, каждая фраза, даже хорошо известная, ставшая поговоркой, воспринимается как открытие, как впервые услышанная. Фамусов отнюдь не банален (есть такой риск в этой роли) - его фразы рождаются в присутствии зрителя как новая мысль, с которой он делится с собеседником. Редко сегодня можно увидеть с концертной эстрады, по телевидению отрывки из спектаклей, сцены, поставленные как концертный номер. Смею предположить, что чтение отрывков из спектакля «Горе от ума» в исполнении Ю.М. Соломина было бы интересным, например, для радиослушателей, столь ярок и остроумен актер в этой роли.

Театрального актера Юрия Соломина мы знаем, возможно, меньше, чем знаменитого киноактера. В этом есть какая-то несправедливость. Ведь театральный Соломин - в целом ряде созданных им на прославленной русской сцене удивительно ярких образов - в Кисельникове, в Сирано, в царе Федоре, в Протасове, Войницком, Тригорине...

Постановки Ю. Соломина - режиссера отличаются бережным, уважительным отношением к драматургическим произведениям, к слову и замыслу автора.

Среди его последних работ «Лес» А.Н. Островского, «Три сестры» А.П. Чехова, «Таинственный ящик» П.А. Каратыгина, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Режиссер-постановщик как бы растворяется в драматургическом материале, никак не выпячивая собственное «я», всеми театральными средствами пытается донести до зрителя и слово автора, и вкус времени, эпохи, и человеческие отношения. Ведь чем меньше зритель думает во время спектакля о режиссерских изысках, тем режиссер точнее в своей работе и ближе к автору пьесы. Именно так ставит спектакли Ю.М. Соломин. В то же время хорошо читается его режиссерский стиль, в основе которого поиск духовного начала в исполнении ролей. Все постановки Ю.Соломина объединяет одно общее качество - теплота интонаций и доброта, живущая на сцене как особое действующее лицо спектакля, которой так не хватает в наше время. Вот, к примеру, постановка «Таинственного ящика» Каратыгина. Пьеса небольшая, всего лишь водевиль с непритязательным сюжетом о провинциальном актере. Но актеру и режиссеру Ю. Соломину есть что сказать о своем ремесле, об отношении к любимому делу, о людях, горячо и преданно любящих театр. В первых спектаклях Ю. Соломин сам играл роль актера Сен-Феликса, который говорит в пьесе о своих студентах, учениках, кафедре, и зритель понимает, что своих учеников Мастер собрал на прославленной сцене для того, чтобы рассказать о великом достоинстве людей увлеченных, преданных театру, зрителю. Для таких людей театральный костюм дороже дорогого платья, возможность заниматься любимым делом выше преуспевания в обществе, быть в актерской семье - истинное счастье.

Каждая постановка Ю.М.Соломина возвышается до уровня, при котором после спектакля вспоминается не сюжет пьесы, а переживания героев, их тревоги, радости, волнения. Не в этом ли высший смысл театрального действия? Сегодня же нас приучают, в том числе и бесчисленными зарубежными телесериалами, лишь следить за сюжетом, причем на уровне, определяемом набором из десятка глаголов.

Малый театр, руководимый Ю.М. Соломиным, - это сегодня воистину опора и надежда нашей духовной культуры, искусства. Будущее Отечества, его могущество, суверенитет, процветание граждан напрямую зависят от духовного здоровья нации и от того, с каким интеллектуальным и духовным багажом приходят к власти наши руководители. Бездушие, интеллектуальное обнищание, безнравственность способны разрушить любую экономику. И напротив, национальное самосознание, гордость, патриотизм, уважительное отношение к традициям и культурному наследию, языку, всему тому, что воспитывает наш второй университет - Малый театр, способны привести Россию к экономическому развитию и процветанию. «Экономику можно поднять только, если прежде развить науку, образование, медицину и культуру. В этом, на мой взгляд, национальная идея! « - пишет Ю.М. Соломин.

Браво, Юрий Мефодьевич!

В. СОЛОМАТИН
«Патриот», 06.07.2005

Дата публикации: 14.07.2005