Новости

ВПЕРЁД, К ОСТРОВСКОМУ!

В год 200-летнего юбилея Александра Николаевича Островского на трех сценах Малого театра - исторической, сцене на Ордынке в Москве и в филиале театра в городе Когалыме, в Западной Сибири в тринадцатый раз с большим успехом прошел театральный фестиваль «Островский в Доме Островского». Девятнадцать театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Кинешмы, Белгорода, Твери, Барнаула, Челябинска, Йошкар-Олы и других городов представили спектакли по произведениям драматурга, творчество которого явилось важнейшим этапом в развитии национального театра. В 2023 году он вошел в программу общенационального празднования юбилея Островского. Около 80 театров прислали свои заявки для участия в этом театральном событии, экспертный совет выбрал 19 спектаклей, все показы шли при переполненных зрительных залах.

В этом году фестиваль, созданный в 1993 году по инициативе Юрия Соломина, отметил свое 30-летие. «Фестиваль был создан в честь признания заслуг первого русского драматурга, который знал и любил людей театра, - говорит Юрий Мефодиевич, - Малый театр всегда следует заветам драматурга и дружит с коллегами из самых разных уголков России - и не только России, ведь государственные границы никогда не разъединяли людей искусства».

Фестиваль дает театрам возможность не только выступить на сцене Малого, представить свои лучшие спектакли по произведениям Островского московской театральной публике, но и обменяться мнениями с коллегами и критиками, что очень важно для творческого развития коллектива.

Александр Николаевич Островский - необыкновенно живой и современный автор. Каждое время открывает «своего» Островского, и разные пьесы «русского Шекспира» в разные исторические эпохи и даже десятилетия вдруг начинают звучать необыкновенно остро и современно. Тридцать лет назад созвучными новому времени были пьесы, в которых остро зазвучали «необычные» слова - «банкротство», «вексель», «кредиты», «банки», «долговая яма». Только в Москве одновременно в пяти-шести театрах можно было увидеть ставшую современным «хитом» пьесу «Бешеные деньги». А несколько лет назад многие режиссеры вновь открывали для себя «Лес», постановки провозглашали гимн провинциальному актерскому братству, театральному искусству как спасению от дремучей обыденной действительности. В нынешней фестивальной афише были и «Бешеные деньги» - спектакль Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан из Уфы (режиссер Михаил Рабинович), он шел на сцене филиала театра в Когалыме, и «Лес» Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева (режиссер Сергей Васин), который был представлен в Москве на сцене Ордынки. Там же шел спектакль на популярную тему банкротов и банкротства «Свои люди - сочтемся» Академического русского театра драмы им. Г. Константинова (Йошкар-Ола, режиссер Владислав Константинов).

«Лидерами» по количеству постановок в нынешней фестивальной афише была драма о «луче света в темном царстве» - «Гроза» - четыре спектакля в самых разных жанрах. Вполне классические спектакли Няганского театра юного зрителя (режиссер Екатерина Гороховская) и Сургутского музыкально-драматического театра (режиссер Павел Орлов), были представлены на сцене филиала в Когалыме. Поиски жанра - «Гроза. Репетиция с антрактом» показал Новый Художественный театр из Челябинска (режиссер Евгений Гельфонд) на сцене филиала на Ордынке, и экспериментальный спектакль «Гроза - среда обитания» Центра творческих проектов «Инклюзион» из Москвы (режиссер Михаил Фейгин) на Ордынке.

Две «Бесприданницы» - Санкт Петербургского театра им. Ленсовета (режиссер Дмитрий Луговкин) и Алтайского театра драмы им. В.М. Шукшина из Барнаула (режиссер Максим Астафьев) перенесли действие пьесы в наше время, наглядно показав, что любви и страсти все времена покорны.

Вечный выбор - любовь или деньги - предстал перед героями «Горячего сердца» Национального театра имени Янки Купалы из Минска (режиссер Валентина Еренькова) и героями спектакля «Поздняя любовь» Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островского (режиссер Александр Фукалов).

Подчеркивая вневременной, вечный характер исканий героев, режиссеры зачастую переносят время действия в наше время или в наше ближайшее прошлое, как, например, в спектакле Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского (режиссер (Александр Огарев). Весенняя сказка «Снегурочка» в интерпретации театра превратилась в «романтическую поэму о любви». Режиссер переносит действие в 50-60 годы ХХ века, представив историю в стиле советского ретро. Сказочные берендеи становятся бодрыми комсомольцами, поющими знакомые всем песни. Действие происходит то на катке, то в парке, молодежь катается на коньках и велосипедах, играет в снежки и бадминтон, угощается мороженым у дородной мороженщицы с кружевной наколкой в волосах. Берендеи-комсомольцы говорят с сильно «окающим» акцентом, весьма утяжеляющим игровое развитие сюжета. Мизгирь вдруг вполне профессионально исполняет арию Мизгиря из оперы Римского-Корсакова, в то время как Лель, вполне предсказуемо в этом контексте, выглядит почти стилягой в кожаной куртке и с неизменной гитарой, впрочем, весьма преданным верховному богу Солнцу-Яриле. Снегурочка, не вписывающаяся в реалии этого мира, становится символом «особенного человека». Столкнувшись с человеческим несовершенством, узнав, что такое истинное чувство, она погибает от того, что, казалось бы, должно являться смыслом жизни - искренней любви. Спектакль - театральная игра в разных стилях, эклектична и порой весьма непоследовательна.

Гораздо более цельным и динамичным представляется комедия «Шутники» в постановке Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького из города Кудымкар (режиссер Владимир Данай). Пьесу Островского в четырех актах режиссер уложил в полуторачасовое действие, рассказывая историю жизни простой и скромной семьи Оброшеновых, которая могла случиться в любое время в обществе, где властвуют деньги, где важно не только выжить, но и сохранить чувство собственного достоинства. Поэтому декорации и реалии быта в спектакле минимальны и весьма условны. «Зачем честь, когда нечего есть», - скажет в минуту слабости глава семьи Павел Павлович Оброшенов (замечательная актерская работа Эдуарда Щербинина), но все же, волею счастливого случая, сумевшего сохранить и свою честь, и честь своих близких.

Как жить - по правде и чести или по правилам, принятым в обществе; выйти замуж, жениться по любви или видеть в браке лишь путь к успешному материальному благополучию, и, в конце концов, что важнее: любовь или деньги - решают практически все герои представленных спектаклей. Но где он, этот путь к истинному счастью?..

Один из фестивальных спектаклей - Калужского областного драматического театра так и назывался: «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил» (режиссер Дмитрий Бурханкин). В постановке по Островскому неожиданно зазвучали некоторые гоголевские мотивы. Так сваха (Светлана Никифорова), выскакивающая из сундука, как чертик из шкатулки, улетает затем по воздуху в сопровождении удара грома и разряда молнии. Тоскующая вдова Домна Белотелова (Кристина Стебунова), возлежащая в том же сундуке-гробу-ванной, похожа на панночку, говорящую «замогильным голосом». Действие происходит на некоем возвышении, сцене на сцене, и герои не прочь разыграть свой собственный спектакль - то в жанре кукольного райка в исполнении кукловода-свахи, то изнывающие от скуки Анфиса (Екатерина Клейменова) и Раиса (Анна Сорокина) устроят почти что дискотеку, исполнив дуэтом любимый шлягер «У лукоморья дуб зеленый». «И я знаю, что счастье мне суждено, и не знаю, где мне его искать», - говорит Миша Бальзаминов и, кажется, находит, летая в финале спектакля в прямом смысле слова, на фоне синего неба с белыми облаками.

Свою версию «Женитьбы Бальзаминова» представили и хозяева фестиваля - Малый театр (режиссер Алексей Дубровский). Спектакль в стиле лубка, с элементами народной сказки о наивном мечтателе Мише Бальзаминове (Денис Корнух). Под волшебную музыку композитора Валерия Гаврилина на фоне задника, расписного в наивном стиле, появляется главный герой, лежащий на печи, в снах своих воображающий себя то лихим воякой в окружении преданных подданных, то счастливым женихом в кругу невест.

Колоритная и яркая матушка Бальзаминова (Ирина Муравьева). И песни она русские поет, и Мишу своего как добрая наседка пестует и лелеет. Пестрый калейдоскоп жителей Замоскворечья вертится и крутится как в ярмарочной карусели. Отдельно стоит отметить замечательную работу художника спектакля Марии Утробиной. Двухэтажный домик с балкончиком, где разворачиваются забавные интермедии, яркие лубочные картинки - расписной поросенок из фанеры в «хлеву», с которым поиграют, такая же фанерная кошка, которую погладят, откидной по принципу детской игрушки-раскладушки столик с самоваром и чашками.

И какая же сказка без счастливого конца? Статная красавица-вдова Белотелова (Светлана Аманова) в пышном розовом платье с оборочками и рюшечками и счастливый Миша Бальзаминов появляются на балконе соединившейся сладкой парочкой.

Чем не герой русской народной сказки про Емелю, не слезающего с печи и, тем не менее, совершающего множество сказочных подвигов на пути к прекрасной царевне?!

Верностью традиционному психологическому театру отмечено прочтение пьесы «Доходное место» Тверского академического театра драмы (режиссер Геннадий Шапошников). Главный герой Жадов (Сергей Бескакотов) - честный, не лишенный амбиций, уверенный в своих силах молодой энергичный человек, в победу которого, веришь.

Ничтожный приспособленец Белогубов (Геннадий Бабинов), их невесты - глупенькая Полинька (Дарья Осташевская), расчетливая Юлинька (Яна Голубева), их маменька Фелисата Кукушкина (Татьяна Лугачева), твердо уверенная в том, что «если не брать взятки, то род человеческий прекратится». И, казалось бы, несокрушимая стена, противостоящая Жадову, - дядюшка Вышневский (Залим Мирзоев), терпящий закономерный крах. Спектакль отличают точные актерские работы и прекрасный ансамбль.

Спектакль «Волки и овцы» Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина (режиссер Александр Кузин) порадовал бережным отношением к слову и самой душе драматурга-классика. Пьесе, не потерявшей актуальности, не понадобилось добавление современных реалий. По-прежнему «волки» съедают «овец», под овечьими шкурами которых скрываются еще более страшные хищники. Черное становится белым, но в белые одежды обряжены отнюдь не всегда чистые и светлые души.

Действие разворачивается в имениях Мурзавецкой и Купавиной, режиссер Александр Кузин и художник Кирилл Пискунов организуют сценическое пространство так, что стена, напоминающая большой старинный буфет, поворачиваясь, представляет то гостиную одного имения, то комнаты второго. Герои спектакля волей режиссера и художника по костюмам Михаила Воробейчика стильно и изящно одеты в черно-белые костюмы с редкими бежевыми деталями. Облаченная в черное «монашеское одеяние» Глафира (Валерия Ерошенко), превращаясь в роковую соблазнительницу, переодевается в роскошное белое платье. Такие же метаморфозы происходят и с платьями Мурзавецкой - из черного в белое и снова - строгое черное. Всё соответствует ситуации и обстоятельствам, и, конечно же, прекрасны здесь наряды бедной вдовы Евлампии Купавиной (Нина Кранцевич). Но главное, конечно, это точное психологическое попадание актеров в характеры героев Островского. Деспотична и сурово плетет интриги Мурзавецкая (Марина Русакова), но сухой Беркутов (Илья Васильев) разрушает все ее планы. Необыкновенно обаятелен и трогателен Виталий Бгавин в роли Лыняева, ставший жертвой расчетливой, но не менее обаятельной соблазнительницы Глафиры.

Спектакли о поиске счастья, любви или выгодной женитьбе, о недосягаемости идеала или верности своим убеждениям, сыгранные с юмором, искренним сопереживанием или слегка отстраненной иронией - многообразный мир, полный людских страстей и радостей, предстал перед зрителями на этой фестивальной театральной неделе.

Галина Степанова, "Страстной бульвар, 10", выпуск №8-258

http://www.strast10.ru/node/6338


Дата публикации: 28.04.2023
В год 200-летнего юбилея Александра Николаевича Островского на трех сценах Малого театра - исторической, сцене на Ордынке в Москве и в филиале театра в городе Когалыме, в Западной Сибири в тринадцатый раз с большим успехом прошел театральный фестиваль «Островский в Доме Островского». Девятнадцать театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Кинешмы, Белгорода, Твери, Барнаула, Челябинска, Йошкар-Олы и других городов представили спектакли по произведениям драматурга, творчество которого явилось важнейшим этапом в развитии национального театра. В 2023 году он вошел в программу общенационального празднования юбилея Островского. Около 80 театров прислали свои заявки для участия в этом театральном событии, экспертный совет выбрал 19 спектаклей, все показы шли при переполненных зрительных залах.

В этом году фестиваль, созданный в 1993 году по инициативе Юрия Соломина, отметил свое 30-летие. «Фестиваль был создан в честь признания заслуг первого русского драматурга, который знал и любил людей театра, - говорит Юрий Мефодиевич, - Малый театр всегда следует заветам драматурга и дружит с коллегами из самых разных уголков России - и не только России, ведь государственные границы никогда не разъединяли людей искусства».

Фестиваль дает театрам возможность не только выступить на сцене Малого, представить свои лучшие спектакли по произведениям Островского московской театральной публике, но и обменяться мнениями с коллегами и критиками, что очень важно для творческого развития коллектива.

Александр Николаевич Островский - необыкновенно живой и современный автор. Каждое время открывает «своего» Островского, и разные пьесы «русского Шекспира» в разные исторические эпохи и даже десятилетия вдруг начинают звучать необыкновенно остро и современно. Тридцать лет назад созвучными новому времени были пьесы, в которых остро зазвучали «необычные» слова - «банкротство», «вексель», «кредиты», «банки», «долговая яма». Только в Москве одновременно в пяти-шести театрах можно было увидеть ставшую современным «хитом» пьесу «Бешеные деньги». А несколько лет назад многие режиссеры вновь открывали для себя «Лес», постановки провозглашали гимн провинциальному актерскому братству, театральному искусству как спасению от дремучей обыденной действительности. В нынешней фестивальной афише были и «Бешеные деньги» - спектакль Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан из Уфы (режиссер Михаил Рабинович), он шел на сцене филиала театра в Когалыме, и «Лес» Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева (режиссер Сергей Васин), который был представлен в Москве на сцене Ордынки. Там же шел спектакль на популярную тему банкротов и банкротства «Свои люди - сочтемся» Академического русского театра драмы им. Г. Константинова (Йошкар-Ола, режиссер Владислав Константинов).

«Лидерами» по количеству постановок в нынешней фестивальной афише была драма о «луче света в темном царстве» - «Гроза» - четыре спектакля в самых разных жанрах. Вполне классические спектакли Няганского театра юного зрителя (режиссер Екатерина Гороховская) и Сургутского музыкально-драматического театра (режиссер Павел Орлов), были представлены на сцене филиала в Когалыме. Поиски жанра - «Гроза. Репетиция с антрактом» показал Новый Художественный театр из Челябинска (режиссер Евгений Гельфонд) на сцене филиала на Ордынке, и экспериментальный спектакль «Гроза - среда обитания» Центра творческих проектов «Инклюзион» из Москвы (режиссер Михаил Фейгин) на Ордынке.

Две «Бесприданницы» - Санкт Петербургского театра им. Ленсовета (режиссер Дмитрий Луговкин) и Алтайского театра драмы им. В.М. Шукшина из Барнаула (режиссер Максим Астафьев) перенесли действие пьесы в наше время, наглядно показав, что любви и страсти все времена покорны.

Вечный выбор - любовь или деньги - предстал перед героями «Горячего сердца» Национального театра имени Янки Купалы из Минска (режиссер Валентина Еренькова) и героями спектакля «Поздняя любовь» Ирбитского драматического театра им. А.Н. Островского (режиссер Александр Фукалов).

Подчеркивая вневременной, вечный характер исканий героев, режиссеры зачастую переносят время действия в наше время или в наше ближайшее прошлое, как, например, в спектакле Кинешемского драматического театра имени А.Н. Островского (режиссер (Александр Огарев). Весенняя сказка «Снегурочка» в интерпретации театра превратилась в «романтическую поэму о любви». Режиссер переносит действие в 50-60 годы ХХ века, представив историю в стиле советского ретро. Сказочные берендеи становятся бодрыми комсомольцами, поющими знакомые всем песни. Действие происходит то на катке, то в парке, молодежь катается на коньках и велосипедах, играет в снежки и бадминтон, угощается мороженым у дородной мороженщицы с кружевной наколкой в волосах. Берендеи-комсомольцы говорят с сильно «окающим» акцентом, весьма утяжеляющим игровое развитие сюжета. Мизгирь вдруг вполне профессионально исполняет арию Мизгиря из оперы Римского-Корсакова, в то время как Лель, вполне предсказуемо в этом контексте, выглядит почти стилягой в кожаной куртке и с неизменной гитарой, впрочем, весьма преданным верховному богу Солнцу-Яриле. Снегурочка, не вписывающаяся в реалии этого мира, становится символом «особенного человека». Столкнувшись с человеческим несовершенством, узнав, что такое истинное чувство, она погибает от того, что, казалось бы, должно являться смыслом жизни - искренней любви. Спектакль - театральная игра в разных стилях, эклектична и порой весьма непоследовательна.

Гораздо более цельным и динамичным представляется комедия «Шутники» в постановке Коми-Пермяцкого национального драматического театра им. М. Горького из города Кудымкар (режиссер Владимир Данай). Пьесу Островского в четырех актах режиссер уложил в полуторачасовое действие, рассказывая историю жизни простой и скромной семьи Оброшеновых, которая могла случиться в любое время в обществе, где властвуют деньги, где важно не только выжить, но и сохранить чувство собственного достоинства. Поэтому декорации и реалии быта в спектакле минимальны и весьма условны. «Зачем честь, когда нечего есть», - скажет в минуту слабости глава семьи Павел Павлович Оброшенов (замечательная актерская работа Эдуарда Щербинина), но все же, волею счастливого случая, сумевшего сохранить и свою честь, и честь своих близких.

Как жить - по правде и чести или по правилам, принятым в обществе; выйти замуж, жениться по любви или видеть в браке лишь путь к успешному материальному благополучию, и, в конце концов, что важнее: любовь или деньги - решают практически все герои представленных спектаклей. Но где он, этот путь к истинному счастью?..

Один из фестивальных спектаклей - Калужского областного драматического театра так и назывался: «Как Миша Бальзаминов за счастьем ходил» (режиссер Дмитрий Бурханкин). В постановке по Островскому неожиданно зазвучали некоторые гоголевские мотивы. Так сваха (Светлана Никифорова), выскакивающая из сундука, как чертик из шкатулки, улетает затем по воздуху в сопровождении удара грома и разряда молнии. Тоскующая вдова Домна Белотелова (Кристина Стебунова), возлежащая в том же сундуке-гробу-ванной, похожа на панночку, говорящую «замогильным голосом». Действие происходит на некоем возвышении, сцене на сцене, и герои не прочь разыграть свой собственный спектакль - то в жанре кукольного райка в исполнении кукловода-свахи, то изнывающие от скуки Анфиса (Екатерина Клейменова) и Раиса (Анна Сорокина) устроят почти что дискотеку, исполнив дуэтом любимый шлягер «У лукоморья дуб зеленый». «И я знаю, что счастье мне суждено, и не знаю, где мне его искать», - говорит Миша Бальзаминов и, кажется, находит, летая в финале спектакля в прямом смысле слова, на фоне синего неба с белыми облаками.

Свою версию «Женитьбы Бальзаминова» представили и хозяева фестиваля - Малый театр (режиссер Алексей Дубровский). Спектакль в стиле лубка, с элементами народной сказки о наивном мечтателе Мише Бальзаминове (Денис Корнух). Под волшебную музыку композитора Валерия Гаврилина на фоне задника, расписного в наивном стиле, появляется главный герой, лежащий на печи, в снах своих воображающий себя то лихим воякой в окружении преданных подданных, то счастливым женихом в кругу невест.

Колоритная и яркая матушка Бальзаминова (Ирина Муравьева). И песни она русские поет, и Мишу своего как добрая наседка пестует и лелеет. Пестрый калейдоскоп жителей Замоскворечья вертится и крутится как в ярмарочной карусели. Отдельно стоит отметить замечательную работу художника спектакля Марии Утробиной. Двухэтажный домик с балкончиком, где разворачиваются забавные интермедии, яркие лубочные картинки - расписной поросенок из фанеры в «хлеву», с которым поиграют, такая же фанерная кошка, которую погладят, откидной по принципу детской игрушки-раскладушки столик с самоваром и чашками.

И какая же сказка без счастливого конца? Статная красавица-вдова Белотелова (Светлана Аманова) в пышном розовом платье с оборочками и рюшечками и счастливый Миша Бальзаминов появляются на балконе соединившейся сладкой парочкой.

Чем не герой русской народной сказки про Емелю, не слезающего с печи и, тем не менее, совершающего множество сказочных подвигов на пути к прекрасной царевне?!

Верностью традиционному психологическому театру отмечено прочтение пьесы «Доходное место» Тверского академического театра драмы (режиссер Геннадий Шапошников). Главный герой Жадов (Сергей Бескакотов) - честный, не лишенный амбиций, уверенный в своих силах молодой энергичный человек, в победу которого, веришь.

Ничтожный приспособленец Белогубов (Геннадий Бабинов), их невесты - глупенькая Полинька (Дарья Осташевская), расчетливая Юлинька (Яна Голубева), их маменька Фелисата Кукушкина (Татьяна Лугачева), твердо уверенная в том, что «если не брать взятки, то род человеческий прекратится». И, казалось бы, несокрушимая стена, противостоящая Жадову, - дядюшка Вышневский (Залим Мирзоев), терпящий закономерный крах. Спектакль отличают точные актерские работы и прекрасный ансамбль.

Спектакль «Волки и овцы» Белгородского государственного академического драматического театра им. М.С. Щепкина (режиссер Александр Кузин) порадовал бережным отношением к слову и самой душе драматурга-классика. Пьесе, не потерявшей актуальности, не понадобилось добавление современных реалий. По-прежнему «волки» съедают «овец», под овечьими шкурами которых скрываются еще более страшные хищники. Черное становится белым, но в белые одежды обряжены отнюдь не всегда чистые и светлые души.

Действие разворачивается в имениях Мурзавецкой и Купавиной, режиссер Александр Кузин и художник Кирилл Пискунов организуют сценическое пространство так, что стена, напоминающая большой старинный буфет, поворачиваясь, представляет то гостиную одного имения, то комнаты второго. Герои спектакля волей режиссера и художника по костюмам Михаила Воробейчика стильно и изящно одеты в черно-белые костюмы с редкими бежевыми деталями. Облаченная в черное «монашеское одеяние» Глафира (Валерия Ерошенко), превращаясь в роковую соблазнительницу, переодевается в роскошное белое платье. Такие же метаморфозы происходят и с платьями Мурзавецкой - из черного в белое и снова - строгое черное. Всё соответствует ситуации и обстоятельствам, и, конечно же, прекрасны здесь наряды бедной вдовы Евлампии Купавиной (Нина Кранцевич). Но главное, конечно, это точное психологическое попадание актеров в характеры героев Островского. Деспотична и сурово плетет интриги Мурзавецкая (Марина Русакова), но сухой Беркутов (Илья Васильев) разрушает все ее планы. Необыкновенно обаятелен и трогателен Виталий Бгавин в роли Лыняева, ставший жертвой расчетливой, но не менее обаятельной соблазнительницы Глафиры.

Спектакли о поиске счастья, любви или выгодной женитьбе, о недосягаемости идеала или верности своим убеждениям, сыгранные с юмором, искренним сопереживанием или слегка отстраненной иронией - многообразный мир, полный людских страстей и радостей, предстал перед зрителями на этой фестивальной театральной неделе.

Галина Степанова, "Страстной бульвар, 10", выпуск №8-258

http://www.strast10.ru/node/6338


Дата публикации: 28.04.2023