Новости

ЛЮБОВЬ К ГРИБОЕДОВУ

19 апреля в Малом театре России прошел юбилейный, 300-ый спектакль «Горе от ума» Александра Грибоедова в постановке Сергея Женовача. За 23 года своего существования на этой сцене эта интерпретация выкристаллизовалась и обрела необходимый лоск.

Тогда, в 2000 году некоторыми критиками спектакль Женовача был воспринят в штыки, иные — его хвалили. Но сейчас эта постановка настолько вписалась в эстетику репертуара коллектива, что без нее просто трудно представить нынешний Малый. Она поистине классична, в ней нет новомодных прибамбасов. Все повествование объединено одной линией и драматургической четкостью.

Да, образ главного героя здесь совсем не такой, каким его преподносят в школе. Разумеется, Чацкий обличает пороки, но основным лейтмотивом спектакля стала тема его несчастной любви к Софье и конфликт отцов и детей.

Изюминка этого «Горе от ума» — использование текста из ранних редакций комедии, который более нигде не звучит: изначально у Грибоедова была значительно расширена роль Хлестовой, тетки Софьи, также детализированы многие фрагменты в сцене бала, которую писатель затем подсократил. Так что этот спектакль — находка не только для простого обывателя, но и для филологов и литературоведов.

Аскетична и лаконична сценография (художник — Александр Боровский). Вместо традиционных для предыдущих версий богатых интерьеров фамусовского дома, на сцене раздвижные щиты различных цветов, которые по ходу спектакля перемещаются и как бы создают нужное пространство. Приветом из века Грибоедова выглядит ампирная печка и несколько стульев — сценический минимализм дает полную свободу актерской игре и выдвигает именно ее на первый план. Изящные платья и фраки (художник по костюмам — Оксана Ярмольник) сочетают в себе приметы стиля 1820-х и неожиданно — модерна.

О музыке отдельный разговор: она здесь живая. За сценой справа сидит камерный ансамбль — скрипка, виолончель и фортепиано. На протяжении всего спектакля они исполняют сочинения Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и самого Александра Грибоедова. Вместе с композициями нашего современника Григория Гоберника они стали крайне органичным и усиливающим лирическое прочтение пьесы фоном.

Как ни одно другое произведение, «Горе от ума» демонстрирует возможности лучших артистов труппы. Кроме главных ролей, здесь много характерных партий, в которых в труппе Малого блистают настоящие патриархи. Такова колоритная Хлестова, каждое слово которой — не в бровь, а в глаз (великолепная Людмила Полякова), статная и грозная княгиня Тугоуховская (легендарная Ольга Чуваева), еле передвигающая ноги, чуть живая, с тоненьким голоском графиня Хрюмина (бесподобная в своей характерности Зинаида Андреева), картежник и шулер Загорецкий (милейший Владимир Дубровский). Невозможно забыть и кокетливо-жеманную Наталью Дмитриевну Горич (аристократичная Светлана Аманова) с несчастным мужем-подкаблучником (Игорь Григорьев). Вообще сцена бала, пожалуй, самая игровая и комически выразительная во всем спектакле, так как в остальном, в нем преобладают лирико-трагические тона. К ним, прежде всего, относится линия взаимоотношений Чацкого и Софьи. Первый в интерпретации Глеба Подгородинского, несмотря на свои обличающие речи, отличается откровенно романтическим характером. Он здесь не совсем герой-резонер, а несколько угловатый внешне, но духовно красивый человек, который искренне любит Софью. Объект его обожания — утонченная Екатерина Васильева, капризная и эгоистичная. Молчалин — ее любовник в версии Александра Вершинина предстает откровенным подхалимом. Наряду с Чацким, один из немногих адекватных образов этого произведения — служанка Лиза. Обаятельная Ольга Жевакина одаривает ее таким набором всяких фишек и сочных деталей, что не остается незамеченной. А вот Валерий Афанасьев рисует своего приверженца старины Фамусова с таким масштабом и породой, что не уступает своему великому предшественнику — Михаилу Цареву.

Филипп Геллер, "Без фальши", 22 апреля 2023 года

https://bezfalshi.ru/?p=6525


Дата публикации: 24.04.2023

19 апреля в Малом театре России прошел юбилейный, 300-ый спектакль «Горе от ума» Александра Грибоедова в постановке Сергея Женовача. За 23 года своего существования на этой сцене эта интерпретация выкристаллизовалась и обрела необходимый лоск.

Тогда, в 2000 году некоторыми критиками спектакль Женовача был воспринят в штыки, иные — его хвалили. Но сейчас эта постановка настолько вписалась в эстетику репертуара коллектива, что без нее просто трудно представить нынешний Малый. Она поистине классична, в ней нет новомодных прибамбасов. Все повествование объединено одной линией и драматургической четкостью.

Да, образ главного героя здесь совсем не такой, каким его преподносят в школе. Разумеется, Чацкий обличает пороки, но основным лейтмотивом спектакля стала тема его несчастной любви к Софье и конфликт отцов и детей.

Изюминка этого «Горе от ума» — использование текста из ранних редакций комедии, который более нигде не звучит: изначально у Грибоедова была значительно расширена роль Хлестовой, тетки Софьи, также детализированы многие фрагменты в сцене бала, которую писатель затем подсократил. Так что этот спектакль — находка не только для простого обывателя, но и для филологов и литературоведов.

Аскетична и лаконична сценография (художник — Александр Боровский). Вместо традиционных для предыдущих версий богатых интерьеров фамусовского дома, на сцене раздвижные щиты различных цветов, которые по ходу спектакля перемещаются и как бы создают нужное пространство. Приветом из века Грибоедова выглядит ампирная печка и несколько стульев — сценический минимализм дает полную свободу актерской игре и выдвигает именно ее на первый план. Изящные платья и фраки (художник по костюмам — Оксана Ярмольник) сочетают в себе приметы стиля 1820-х и неожиданно — модерна.

О музыке отдельный разговор: она здесь живая. За сценой справа сидит камерный ансамбль — скрипка, виолончель и фортепиано. На протяжении всего спектакля они исполняют сочинения Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Александра Даргомыжского и самого Александра Грибоедова. Вместе с композициями нашего современника Григория Гоберника они стали крайне органичным и усиливающим лирическое прочтение пьесы фоном.

Как ни одно другое произведение, «Горе от ума» демонстрирует возможности лучших артистов труппы. Кроме главных ролей, здесь много характерных партий, в которых в труппе Малого блистают настоящие патриархи. Такова колоритная Хлестова, каждое слово которой — не в бровь, а в глаз (великолепная Людмила Полякова), статная и грозная княгиня Тугоуховская (легендарная Ольга Чуваева), еле передвигающая ноги, чуть живая, с тоненьким голоском графиня Хрюмина (бесподобная в своей характерности Зинаида Андреева), картежник и шулер Загорецкий (милейший Владимир Дубровский). Невозможно забыть и кокетливо-жеманную Наталью Дмитриевну Горич (аристократичная Светлана Аманова) с несчастным мужем-подкаблучником (Игорь Григорьев). Вообще сцена бала, пожалуй, самая игровая и комически выразительная во всем спектакле, так как в остальном, в нем преобладают лирико-трагические тона. К ним, прежде всего, относится линия взаимоотношений Чацкого и Софьи. Первый в интерпретации Глеба Подгородинского, несмотря на свои обличающие речи, отличается откровенно романтическим характером. Он здесь не совсем герой-резонер, а несколько угловатый внешне, но духовно красивый человек, который искренне любит Софью. Объект его обожания — утонченная Екатерина Васильева, капризная и эгоистичная. Молчалин — ее любовник в версии Александра Вершинина предстает откровенным подхалимом. Наряду с Чацким, один из немногих адекватных образов этого произведения — служанка Лиза. Обаятельная Ольга Жевакина одаривает ее таким набором всяких фишек и сочных деталей, что не остается незамеченной. А вот Валерий Афанасьев рисует своего приверженца старины Фамусова с таким масштабом и породой, что не уступает своему великому предшественнику — Михаилу Цареву.

Филипп Геллер, "Без фальши", 22 апреля 2023 года

https://bezfalshi.ru/?p=6525


Дата публикации: 24.04.2023