Новости

ГАЛА-КОНЦЕПТ: КАК В МАЛОМ ТЕАТРЕ ОТКРЫЛИ ГОД ОСТРОВСКОГО

Белоснежные лебеди и каблучный перепляс. Верная любовь и злая зависть. Великая преданность и подлая клевета. А еще Чайковский, Римский-Корсаков, полные залы и 78 заявок от желающих сыграть великую драматургию. Гала-концертом, посвященным 200-летию со дня рождения Александра Островского в Малом театре 17 апреля завершился именной фестиваль драматурга. «Известия», побывав на спектаклях, убедились в неизменной востребованности его сочинений.

«Гляди, Быстрицкая!»

XIII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» отличился обширной географией. В афише были представлены спектакли из Йошкар-Олы, Кинешмы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Ирбита, Калуги, Челябинска, Луганска, Минска, Кудымкара, Москвы и Твери. А играли участники не только на московских сценах Малого театра, но и на его сцене в Когалыме, куда приехали театры из Сургута, Тобольска, Нижневартовска, Уфы и Нягани. На участие в фестивале было подано 78 заявок, оргкомитет отобрал 19.

— Островский — настоящее сокровище русской культуры, — рассуждает худрук Малого театра Юрий Соломин. — В его пьесах есть всё: любовь, ненависть, юмор — все человеческие слабости и благородные порывы. Да, есть кое-какие различия восприятия его пьес, скажем, 50 лет назад, 30 и сейчас, но самое главное неизменно — красивейший русский язык и национальный дух.

Фестиваль завершился гала-концертом, куда вошли фрагменты из спектаклей Малого театра.

Малый — театр традиции, но, как выяснилось, высоким технологиям не чужд. Вместо декораций художник Мария Утробина использовала экраны-панели, куда проецировались разнообразные видео. В том числе рукописи юбиляра, афиши разных лет, фотографии актеров в ролях («Гляди — Быстрицкая, Жаров!» — восхищались зрители), а также эскизы художников Дмитрия Кардовского, Юрия Пименова, Сергея Бархина, Константина Юона, сделанные к спектаклям по Островскому.


В обычном режиме их можно увидеть в изумительном альбоме «Художники Малого театра. XX век», выпущенного в серии «Библиотека Малого театра» в 2015 году. А вот лубочные эскизы Татьяны Мавриной, воссоздающие купеческий мир, — новая работа театра: спектакль «Женитьба Бальзаминова» был поставлен несколько месяцев назад.

Мечты останутся мечтами

На юбилеях принято читать воспоминания, но Островский мемуаров не оставил — недосуг было. Об этом напомнил ведущий вечера, он же чтец и рассказчик Игорь Петренко, открывший концерт цитатой из эпистолярия драматурга: «Я сам уже давно мечтаю, что вот я начну писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво. Но я знаю, что мечты мои так мечтами и останутся. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес».

Вместо мемуаров Островский писал докладные записки руководству, статьи о театре и прочие документы, посвященные театральной профессии. Писатель Иван Гончаров, обратившись к нему: «Вы и есть русский театр», был недалек от истины.


Вечер логично начали с посвящения служителям сценического искусства. Посреди России встретились идущие своими театральными путями Аркадий Счастливцев (Сергей Еремеев) и Геннадий Несчастливцев (Александр Ермаков) из пьесы «Лес», которая долгие годы шла на сцене Малого театра.

Другого театрального создания Островского, драмы «Без вины виноватые», в афише Малого сейчас нет, но для юбилейного гала восстановили фрагмент — тот, где неудачники Шмага (Владимир Дубровский) и Незнамов (Андрей Чернышев) учат правильному обращению и состраданию к ближнему большую актрису Елену Ивановну Кручинину (Светлана Аманова), по доброте душевной оказавшей им услугу.


Сообразно художественному достоинству

«Труппа, чтобы разыграть изящное драматическое произведение сообразно его художественному достоинству, т. е. чтобы докончить, воплотить данные автором характеры и положения, возвратить опять в жизнь извлеченные автором из жизни идеалы, должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна», — писал Островский.

Нынешняя труппа Малого театра в точности следует его словам. Созвездие артистов, выступивших на гала-концерте, демонстрирует сплоченность и слаженность, но и индивидуальность умеет блюсти.

Ирина Муравьева блистала в роли предприимчивой мамаши из «Женитьбы Бальзаминова» и соблазнительницы Клеопатры Львовны в «На всякого мудреца довольно простоты».


Евгения Глушенко и Василий Бочкарев рассмешили и умилили в лирической сцене из «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Валерий Афанасьев заворожил монологом Берендея из «Снегурочки». Свои минуты славы получили Людмила Полякова, Александр Вершинин, Александр Клюквин, Владимир Носик, Людмила Титова, да и все артисты — Островский умел представить в выгодном свете как отдельно взятого актера, так и ансамбль.


Заснуть на печи

Праздник не обошелся без песен и танцев. Тем более что в представленных спектаклях их хватило бы на концертное отделение. Были показаны каблучный перепляс с пением («Бедность не порок») и вокально-танцевально-разговорное соло афериста Горецкого (Виктор Низовой) из спектакля «Волки и овцы». Лирическую струю внесла балетная сцена из «Женитьбы Бальзаминова» — та, где на сцене стоит печь с лежанкой, а на ней засыпает и видит белоснежных лебедиц мечтатель Миша.

Вечер вообще получился на диво музыкальным. В оркестровой яме расположились «Солисты Москвы» под управлением давнего друга Малого театра Юрия Башмета. В перерывах между дирижированием маэстро не отрывал глаз от сцены, смеялся и аплодировал.


Попурри из замечательной музыки — Римский-Корсаков, Лядов, Гаврилин — завершилось ликующим финалом Серенады для струнного оркестра Чайковского. Башмет поднялся на сцену, где уже собрались участники вечера во главе с худруком Малого театра Юрием Соломиным. Народные артисты Советского Союза обнялись. Зал встал и кричал «Браво!».

Что будет

Впереди у Малого театра множество юбилейных мероприятий в честь Года Островского.

Продолжает работу режиссерская лаборатория «Постигая Островского» — проект для молодых режиссеров, которые готовят эскизы спектаклей по пьесам драматурга. У победителя появится возможность превратить свой эскиз в полноценный спектакль.


Еще один проект — съемки фильма «Островский. Реальные места вымышленных героев», пройдут в Щелыково и Кинешме, где он был гласным земского собрания. Для съемок выбраны места действия пьес: родник «Снегурочкино сердце», возникший там, где растаяла Снегурочка. Беседка на набережной Волги, где беседовали Паратов и Лариса. А также локация встречи Счастливцева с Несчастливцевым — одна из крутых «поверток» Галичского тракта. Во всех этих местах актеры Малого театра сыграют сцены, сочиненные Островским.


Сам фильм выйдет в начале следующего сезона. А уже сейчас в одном из театральных фойе можно посмотреть экспозицию из музейных фондов, в том числе сборник пьес Александра Николаевича с его пометками. Грядет открытие и еще одной выставки — она будет посвящена сценической жизни его произведений в Малом театре — здесь были поставлены все 48 его пьес.

Марина Иванова, "Известия", 18 апреля 2023 года

https://iz.ru/1500412/marina-ivanova/gala-kontcept...


Дата публикации: 19.04.2023

Белоснежные лебеди и каблучный перепляс. Верная любовь и злая зависть. Великая преданность и подлая клевета. А еще Чайковский, Римский-Корсаков, полные залы и 78 заявок от желающих сыграть великую драматургию. Гала-концертом, посвященным 200-летию со дня рождения Александра Островского в Малом театре 17 апреля завершился именной фестиваль драматурга. «Известия», побывав на спектаклях, убедились в неизменной востребованности его сочинений.

«Гляди, Быстрицкая!»

XIII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» отличился обширной географией. В афише были представлены спектакли из Йошкар-Олы, Кинешмы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Ирбита, Калуги, Челябинска, Луганска, Минска, Кудымкара, Москвы и Твери. А играли участники не только на московских сценах Малого театра, но и на его сцене в Когалыме, куда приехали театры из Сургута, Тобольска, Нижневартовска, Уфы и Нягани. На участие в фестивале было подано 78 заявок, оргкомитет отобрал 19.

— Островский — настоящее сокровище русской культуры, — рассуждает худрук Малого театра Юрий Соломин. — В его пьесах есть всё: любовь, ненависть, юмор — все человеческие слабости и благородные порывы. Да, есть кое-какие различия восприятия его пьес, скажем, 50 лет назад, 30 и сейчас, но самое главное неизменно — красивейший русский язык и национальный дух.

Фестиваль завершился гала-концертом, куда вошли фрагменты из спектаклей Малого театра.

Малый — театр традиции, но, как выяснилось, высоким технологиям не чужд. Вместо декораций художник Мария Утробина использовала экраны-панели, куда проецировались разнообразные видео. В том числе рукописи юбиляра, афиши разных лет, фотографии актеров в ролях («Гляди — Быстрицкая, Жаров!» — восхищались зрители), а также эскизы художников Дмитрия Кардовского, Юрия Пименова, Сергея Бархина, Константина Юона, сделанные к спектаклям по Островскому.


В обычном режиме их можно увидеть в изумительном альбоме «Художники Малого театра. XX век», выпущенного в серии «Библиотека Малого театра» в 2015 году. А вот лубочные эскизы Татьяны Мавриной, воссоздающие купеческий мир, — новая работа театра: спектакль «Женитьба Бальзаминова» был поставлен несколько месяцев назад.

Мечты останутся мечтами

На юбилеях принято читать воспоминания, но Островский мемуаров не оставил — недосуг было. Об этом напомнил ведущий вечера, он же чтец и рассказчик Игорь Петренко, открывший концерт цитатой из эпистолярия драматурга: «Я сам уже давно мечтаю, что вот я начну писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво. Но я знаю, что мечты мои так мечтами и останутся. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес».

Вместо мемуаров Островский писал докладные записки руководству, статьи о театре и прочие документы, посвященные театральной профессии. Писатель Иван Гончаров, обратившись к нему: «Вы и есть русский театр», был недалек от истины.


Вечер логично начали с посвящения служителям сценического искусства. Посреди России встретились идущие своими театральными путями Аркадий Счастливцев (Сергей Еремеев) и Геннадий Несчастливцев (Александр Ермаков) из пьесы «Лес», которая долгие годы шла на сцене Малого театра.

Другого театрального создания Островского, драмы «Без вины виноватые», в афише Малого сейчас нет, но для юбилейного гала восстановили фрагмент — тот, где неудачники Шмага (Владимир Дубровский) и Незнамов (Андрей Чернышев) учат правильному обращению и состраданию к ближнему большую актрису Елену Ивановну Кручинину (Светлана Аманова), по доброте душевной оказавшей им услугу.


Сообразно художественному достоинству

«Труппа, чтобы разыграть изящное драматическое произведение сообразно его художественному достоинству, т. е. чтобы докончить, воплотить данные автором характеры и положения, возвратить опять в жизнь извлеченные автором из жизни идеалы, должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна», — писал Островский.

Нынешняя труппа Малого театра в точности следует его словам. Созвездие артистов, выступивших на гала-концерте, демонстрирует сплоченность и слаженность, но и индивидуальность умеет блюсти.

Ирина Муравьева блистала в роли предприимчивой мамаши из «Женитьбы Бальзаминова» и соблазнительницы Клеопатры Львовны в «На всякого мудреца довольно простоты».


Евгения Глушенко и Василий Бочкарев рассмешили и умилили в лирической сцене из «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Валерий Афанасьев заворожил монологом Берендея из «Снегурочки». Свои минуты славы получили Людмила Полякова, Александр Вершинин, Александр Клюквин, Владимир Носик, Людмила Титова, да и все артисты — Островский умел представить в выгодном свете как отдельно взятого актера, так и ансамбль.


Заснуть на печи

Праздник не обошелся без песен и танцев. Тем более что в представленных спектаклях их хватило бы на концертное отделение. Были показаны каблучный перепляс с пением («Бедность не порок») и вокально-танцевально-разговорное соло афериста Горецкого (Виктор Низовой) из спектакля «Волки и овцы». Лирическую струю внесла балетная сцена из «Женитьбы Бальзаминова» — та, где на сцене стоит печь с лежанкой, а на ней засыпает и видит белоснежных лебедиц мечтатель Миша.

Вечер вообще получился на диво музыкальным. В оркестровой яме расположились «Солисты Москвы» под управлением давнего друга Малого театра Юрия Башмета. В перерывах между дирижированием маэстро не отрывал глаз от сцены, смеялся и аплодировал.


Попурри из замечательной музыки — Римский-Корсаков, Лядов, Гаврилин — завершилось ликующим финалом Серенады для струнного оркестра Чайковского. Башмет поднялся на сцену, где уже собрались участники вечера во главе с худруком Малого театра Юрием Соломиным. Народные артисты Советского Союза обнялись. Зал встал и кричал «Браво!».

Что будет

Впереди у Малого театра множество юбилейных мероприятий в честь Года Островского.

Продолжает работу режиссерская лаборатория «Постигая Островского» — проект для молодых режиссеров, которые готовят эскизы спектаклей по пьесам драматурга. У победителя появится возможность превратить свой эскиз в полноценный спектакль.


Еще один проект — съемки фильма «Островский. Реальные места вымышленных героев», пройдут в Щелыково и Кинешме, где он был гласным земского собрания. Для съемок выбраны места действия пьес: родник «Снегурочкино сердце», возникший там, где растаяла Снегурочка. Беседка на набережной Волги, где беседовали Паратов и Лариса. А также локация встречи Счастливцева с Несчастливцевым — одна из крутых «поверток» Галичского тракта. Во всех этих местах актеры Малого театра сыграют сцены, сочиненные Островским.


Сам фильм выйдет в начале следующего сезона. А уже сейчас в одном из театральных фойе можно посмотреть экспозицию из музейных фондов, в том числе сборник пьес Александра Николаевича с его пометками. Грядет открытие и еще одной выставки — она будет посвящена сценической жизни его произведений в Малом театре — здесь были поставлены все 48 его пьес.

Марина Иванова, "Известия", 18 апреля 2023 года

https://iz.ru/1500412/marina-ivanova/gala-kontcept...


Дата публикации: 19.04.2023