Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Новости

«К юбилею Юрия Мефодьевича Соломина» БОЛЬШОЙ ИЗ МАЛОГО

БОЛЬШОЙ ИЗ МАЛОГО

Его обаятельную улыбку знают во всем мире. Образы, созданные им в театре и кино, покоряют зрителей своей искренностью, простотой, человечностью.

Сегодня ему 70. Свой юбилей народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, профессор Щепкинского училища Юрий Мефодьевич Соломин встречает на гастролях. В Челябинск, Пермь и Нижний Новгород Малый театр отправился в начале мая, сразу после завершения очередного сезона.


Юбилейный, 250-й, сезон откроется в начале сентября. Тогда же состоится и чествование Мастера.

На сцене своего родного театра он прожил многие судьбы великих людей нашего прошлого, привык мыслить масштабами истории.
Среди более полусотни ролей русской и зарубежной классики — главные в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер леди Уиндермир»...
Но особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами Юрий Мефодьевич считает Войминского в чеховском «Дяде Ване» и роль Сирано в пьесе «Сирано де Бержерак».
В репертуаре театра есть и спектакли, поставленные Соломиным-режиссером, — «Лес», «Коварство и любовь», «Таинственный ящик», «Три сестры».

С 1989 года Юрий Соломин — первый избранный самим коллективом художественный руководитель одного из старейших театров России. По его словам, ему куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не решать после спектакля массу организационных вопросов... Но кто-то же должен делать и это — постоянно думать о судьбе Малого театра.

Михаил Иванович Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр — большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево — тоже. Будем идти вперед».
Царев старался не ставить пьесы, которые ему навязывали. Конечно, и при нем в Малом шли «рекомендованные» спектакли, но в то время избежать их не было никакой возможности.

Соломин старается следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны. Были годы, когда Юрий Мефодьевич не баловал, увы, своих почитателей новыми ролями. Большую часть времени он отдавал руководству театром, режиссуре, преподавательской деятельности в родном Щепкинском училище, работе в возглавляемой им Ассоциации русских драматических театров... Подступили и болезни.
Сейчас Соломина можно увидеть в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня»... Безусловно, актерская удача Юрия Мефодьевича последних сезонов — далекий от классического прочтения образ Фамусова в «Горе от ума». Эта роль сыграна им виртуозно, с каким-то необычайным внутренним задором. Соломин — Фамусов — вовсе не старичок почтенного возраста в непременном халате и тапочках, а современный деловой
человек. Он остроумен, живо реагирует на реплики Чацкого.

Есть одна тема, прикосновение к которой сразу приводит Юрия Мефодьевича в необыкновенное волнение: теплеет взгляд, добреет голос. Это тема актерской преданности своему делу, тема возвышенной и бескорыстной любви артиста к сцене. Сильно прозвучала она в соломинской постановке «Леса» Островского — одной из лучших пьес любимого драматурга Малого, который еще при жизни Александра Николаевича назвали Домом Островского. Линия нищего, но благородного провинциального трагика Несчастливцева в этой пьесе противостоит пошлости и несправедливости окружающего мира. Эта тема все более набирает высоту по ходу спектакля, а в финале становится настоящим его апофеозом. Совсем иначе, но с той же пронзительной внутренней трогательностью звучит она и в спектакле «Таинственный ящик» — комедийно-водевильном действе, увлекательном и веселом.

На агрессивное засилье американских мюзиклов в нашей столице Юрий Соломин ответил по-своему — старинным русским водевилем, где сыграл главную роль. Все это и многое другое говорит о непоколебимой вере Соломина в то, что его родной Малый театр, несмотря ни на что, был и остается кафедрой, вторым университетом, чья миссия сеять в душах людей разумное, доброе, вечное...

По словам Юрия Мефодьевича, с каждым годом все труднее сохранять русские театральные традиции в стенах Малого театра, так как в последнее
время возрастает атака на сознание людей со стороны телевидения.
Не у всех, по мнению художественного руководителя, желание театра оставаться традиционным вызывает понимание и поддержку. Отсутствие в театральных постановках неординарных, актуальных именно сегодня решений приводит к тому, что современная критика не проявляет интереса к его работе. А замалчивание, по словам Соломина, еще более, чем плохая критика, принижает достоинство театра.

Над столом в кабинете Юрия Мефодьевича висит изображение Георгия Победоносца — мужественного воина с мирным именем землетруженика. Как известно, Юрий — славянская форма имени Георгий. Наверное, святой, издревле почитаемый в Москве, по-своему помогает носящему его имя человеку, который именно здесь состоялся как большой русский артист.

***
Есть одна тема, прикосновение к которой сразу приводит Юрия Мефодьевича в необыкновенное волнение: теплеет взгляд, добреет голос. Это тема
актерской преданности своему делу, тема возвышенной и бескорыстной любви артиста к сцене.

Николай ГОЛОВКИН
«Гудок», 18.06.2005

Дата публикации: 12.07.2005
БОЛЬШОЙ ИЗ МАЛОГО

Его обаятельную улыбку знают во всем мире. Образы, созданные им в театре и кино, покоряют зрителей своей искренностью, простотой, человечностью.

Сегодня ему 70. Свой юбилей народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра, профессор Щепкинского училища Юрий Мефодьевич Соломин встречает на гастролях. В Челябинск, Пермь и Нижний Новгород Малый театр отправился в начале мая, сразу после завершения очередного сезона.


Юбилейный, 250-й, сезон откроется в начале сентября. Тогда же состоится и чествование Мастера.

На сцене своего родного театра он прожил многие судьбы великих людей нашего прошлого, привык мыслить масштабами истории.
Среди более полусотни ролей русской и зарубежной классики — главные в спектаклях «Ревизор», «Царь Федор Иоаннович», «Пучина», «Леший», «Дядя Ваня», «Сирано де Бержерак», «Живой труп», «Чайка», «Веер леди Уиндермир»...
Но особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами Юрий Мефодьевич считает Войминского в чеховском «Дяде Ване» и роль Сирано в пьесе «Сирано де Бержерак».
В репертуаре театра есть и спектакли, поставленные Соломиным-режиссером, — «Лес», «Коварство и любовь», «Таинственный ящик», «Три сестры».

С 1989 года Юрий Соломин — первый избранный самим коллективом художественный руководитель одного из старейших театров России. По его словам, ему куда спокойнее было бы выходить на сцену, принимать цветы от зрителей, а не решать после спектакля массу организационных вопросов... Но кто-то же должен делать и это — постоянно думать о судьбе Малого театра.

Михаил Иванович Царев, который фактически много лет руководил Малым театром, любил говорить: «Малый театр — большой корабль. Пока мы его развернем направо, все изменится. Пока налево — тоже. Будем идти вперед».
Царев старался не ставить пьесы, которые ему навязывали. Конечно, и при нем в Малом шли «рекомендованные» спектакли, но в то время избежать их не было никакой возможности.

Соломин старается следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны. Были годы, когда Юрий Мефодьевич не баловал, увы, своих почитателей новыми ролями. Большую часть времени он отдавал руководству театром, режиссуре, преподавательской деятельности в родном Щепкинском училище, работе в возглавляемой им Ассоциации русских драматических театров... Подступили и болезни.
Сейчас Соломина можно увидеть в спектаклях «Царь Федор Иоаннович», «Чайка», «Дядя Ваня»... Безусловно, актерская удача Юрия Мефодьевича последних сезонов — далекий от классического прочтения образ Фамусова в «Горе от ума». Эта роль сыграна им виртуозно, с каким-то необычайным внутренним задором. Соломин — Фамусов — вовсе не старичок почтенного возраста в непременном халате и тапочках, а современный деловой
человек. Он остроумен, живо реагирует на реплики Чацкого.

Есть одна тема, прикосновение к которой сразу приводит Юрия Мефодьевича в необыкновенное волнение: теплеет взгляд, добреет голос. Это тема актерской преданности своему делу, тема возвышенной и бескорыстной любви артиста к сцене. Сильно прозвучала она в соломинской постановке «Леса» Островского — одной из лучших пьес любимого драматурга Малого, который еще при жизни Александра Николаевича назвали Домом Островского. Линия нищего, но благородного провинциального трагика Несчастливцева в этой пьесе противостоит пошлости и несправедливости окружающего мира. Эта тема все более набирает высоту по ходу спектакля, а в финале становится настоящим его апофеозом. Совсем иначе, но с той же пронзительной внутренней трогательностью звучит она и в спектакле «Таинственный ящик» — комедийно-водевильном действе, увлекательном и веселом.

На агрессивное засилье американских мюзиклов в нашей столице Юрий Соломин ответил по-своему — старинным русским водевилем, где сыграл главную роль. Все это и многое другое говорит о непоколебимой вере Соломина в то, что его родной Малый театр, несмотря ни на что, был и остается кафедрой, вторым университетом, чья миссия сеять в душах людей разумное, доброе, вечное...

По словам Юрия Мефодьевича, с каждым годом все труднее сохранять русские театральные традиции в стенах Малого театра, так как в последнее
время возрастает атака на сознание людей со стороны телевидения.
Не у всех, по мнению художественного руководителя, желание театра оставаться традиционным вызывает понимание и поддержку. Отсутствие в театральных постановках неординарных, актуальных именно сегодня решений приводит к тому, что современная критика не проявляет интереса к его работе. А замалчивание, по словам Соломина, еще более, чем плохая критика, принижает достоинство театра.

Над столом в кабинете Юрия Мефодьевича висит изображение Георгия Победоносца — мужественного воина с мирным именем землетруженика. Как известно, Юрий — славянская форма имени Георгий. Наверное, святой, издревле почитаемый в Москве, по-своему помогает носящему его имя человеку, который именно здесь состоялся как большой русский артист.

***
Есть одна тема, прикосновение к которой сразу приводит Юрия Мефодьевича в необыкновенное волнение: теплеет взгляд, добреет голос. Это тема
актерской преданности своему делу, тема возвышенной и бескорыстной любви артиста к сцене.

Николай ГОЛОВКИН
«Гудок», 18.06.2005

Дата публикации: 12.07.2005