«К юбилею Юрия Мефодьевича Соломина»
«НЕ РАЗДЕВАЙТЕ ТЕАТР ДОНАГА»
«НЕ РАЗДЕВАЙТЕ ТЕАТР ДОНАГА».
«АДЪЮТАНТ ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВА» ОТМЕЧАЕТ 7О-ЛЕТИЕ
Народный артист СССР Юрий Соломин почти полвека служит в Малом театре. Начинал простым артистом, стал художественным руководителем. Но по-прежнему играет на сцене и снимается в кино. Слава пришла к нему еще в шестидесятые годы, когда на экраны вышел фильм «Адъютант его превосходительства». И до сих пор известного артиста любят за талант, интеллигентность, темперамент и какую-то особенную загадочность, которая так и осталась в глазах Соломина.
Судьбе было угодно, чтобы о Малом театре он узнал с малых лет. В Чите, где родился и вырос, случайно увидел фильм, посвященный 125-летию Малого театра. Тогда же узнал и о Щепкинском училище, куда после окончания школы послал документы. И поступил. Потом годы напряженной учебы в классе Веры Пашенной. Ее опыт, школа Малого помогли открыть талантливого актера и режиссера как для театра, так и для кино. У Юрия Соломина более 50 ролей в фильмах и телевизионных сериалах: «Хождение по мукам», «Дерсу Узала», «Блокада», «Обыкновенное чудо» и другие. В своем родном театре он сыграл более полусотни ролей русского и западного репертуара. Среди них главные — в спектаклях «Ревизор», «Дядя Ваня», «Царь Федор Иоаннович», «Чайка»... Думающий актер, он всегда подходил к роли ответственно, пытаясь обнажить те проблемы, которые волнуют современного человека и останутся вечными во все времена. Став художественным руководителем Малого в 1988 году, он сумел сохранить традиции театра, создать заново репертуар и сберечь уникальную труппу, о которой ходят легенды.
Исторически сложилось так, что в нашей культуре по значимости всегда выделяли два театра: Большой и Малый. Эта традиция до сих пор не умерла. И что бы ни говорили злые языки, как бы ни пытались обвинить театр в консерватизме, в нежелании выйти за пределы классической русской драматургии, думаю, благодаря своей целеустремленности и не только ей, театр жив, его любят, настоящие театралы ходят на спектакли вместе с детьми. Согласитесь, сегодня это важно, потому что далеко не на каждом фильме или спектакле можно сидеть рядом с детьми и не краснеть за «высокое» искусство. Есть еще режиссеры в Москве, которые понимают, что без фундамента не может быть здания, без духовности, заложенной с детства и юности, не может быть полноценного развития. А основой этому служит классика...
- Юрий Мефодьевич, сегодня многие современные режиссеры не проходят мимо классики, но они ставят спектакли, как говорят сами, «по мотивам классических произведений». Получается «боевые сто грамм классики»...
- Да, ставят. Но зачем? Талантливые режиссеры, например Товстоногов, Гончаров, Зубов, Эфрос, себе такого не позволяли, хотя их работы глубоко современны. Они не издевались над писателями, не раздевали их донага. Лишь пытались приблизиться к ним и делали это с тактом и уважением. Я работал со многими из них, поэтому, как на суде, говорю правду и только правду. Они не позволяли себе сказать: «А давайте изнасилуем ее, неважно, что у Чехова в пьесе этого нет, сейчас же насилуют...» Так и хочется спросить их: «Зачем вы к этому призываете? Разве не нужно с этим бороться? Разве вы сами не протестуете против насилия? Тогда зачем сами себе противоречите?» Занимаясь эпатажем, пытаясь увести зрителя в мир навороченных фантазий, чтобы таким образом осовременить пьесу, многие режиссеры достигли желаемого — стали известны... А доброе, вечное так и осталось за рампой...
- Слава Малого — это не только слава великих артистов Щепкина, Мочалова, актерских династий. Малый сохраняет за собой право носить имя Островского, у пьес которого много параллелей с современностью...
- Имя Островского неотделимо от театра. Драматург для него написал 48 пьес, и все они были поставлены на этой сцене... Ведь классика всегда современна. Тема любви, счастья, предательства, тема гордости человеческой... Все это интересно для современного зрителя. Я смею это утверждать, потому что не только участвую в спектакле, но порой слушаю и наблюдаю, находясь в зрительном зале. А там сидят и двадцатилетние, которые ежедневно по ТВ «изучают» проблемы насилия и раздевания. Я не ханжа, но, по-моему, явный перебор. А в зрительном зале, например, на спектакле «Коварство и любовь» стоит напряженная тишина. А ведь на сцене никто никого не хватает. Просто разговаривают, просто прикасаются друг к другу. Они пытаются найти свое место в жизни, свое счастье, и это интересно. Ведь всем хочется чистоты, искренности, любви. Мы не открываем Америки. Мы пытаемся сохранить то достоинство, которое было высказано великими авторами — русскими и западными — и передать его зрителям. А сохранять всегда труднее, чем развалить или построить новое...
Действительно, ориентация на сохранение традиций великой сцены дала свой результат, и он проверен годами: Малый любят зрители, на его спектаклях по-прежнему раздаются аплодисменты ему — коллективному художнику, создающему театр.
Нина НИКОЛАЕВА.
Российские вести (Москва).- 22.06.2005
Дата публикации: 08.07.2005